Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 11:03, реферат
География населения изучает свой объект в конкретных условиях места и времени, выявляя изменение численности населения ввиду рождений и смертей, а так же браки и разводы, перемещения людей через границы отдельных территорий, изменение социальных условий жизни населения.
География изучает следующие характеристики населения:
•численность;
•структуры населения, демографические процессы. Внимание здесь прежде всего обращается на деление населения по полу, возрасту, уровню образования, профессиональному, производственному признаку, по принадлежности к городскому и сельскому;
•распределение людей по приобретенным в процессе обучения профессиям, по занятиям, по отраслям народного хозяйства;
•расселение. Здесь различают степень урбанизации, определение плотности всего населения;
•взаимосвязь, имеющая место в самом населении между его различными группами
•изучение динамики демографических процессов;
•статистика населения, прогнозы его численности и состава на будущее время.
1.Введение
2.Учет населения. История развития демографии в России
3.Демографическая ситуация в современной России
1.Продолжительность жизни
2.Рождаемость
3.Статистика абортов
4.Смертность
5.Детская смертность
6.Самоубийства
7.Половозрастная структура
8.Старение населения
9.Здоровье населения
10.Репродуктивный потенциал подростков
11.Естественный прирост
12.Миграция
13.Прогнозные оценки дальнейшего развития демографических процессов в России
14.Законодательные и административные меры, осуществляемые для улучшения демографической ситуации в Российской Федерации
4.Заключение
6.Список литературы
|
3.15. Миграция
Численность населения, его структура предопределяются не только естественным, но и миграционным движением.
Миграции — перемещения людей между населенными пунктами. Это механическое движение населения. Существует три классификации миграций.
По периодичности:
•безвозвратные (смена постоянного места жительства);
•возвратные (периодические): командировки, сезонные выезды, перемещения в течение дня.
По признаку пересечения государственных границ:
• внутренние (более характерные для России):
между
районами старого и нового освоения.
В XIX—XX веках шло заселение окраин
страны (Севера, Сибири, Дальнего Востока),
в последние годы происходит отток населения
из этих мест в связи с социально-экономическим
кризисом.
Численность населения 59 регионов выросла в результате миграционного обмена с другими территориями. Бывшие регионы миграционного оттока, наоборот, стали центрами притяжения мигрантов. Это прежде всего регионы Европейского Центра, Поволжья, Северного Кавказа, Урала и Западной Сибири. Наибольший миграционный прирост - порядка 12-13% - зарегистрирован в Белгородской и Калининградской областях, Краснодарском крае, чуть ниже - 8-10% - в Ставропольском крае, Ленинградской, Томской и Калужской областях. В Ульяновской, Волгоградской, Пензенской и Орловской областях он превысил 7%. Одновременно с этим именно миграционный отток привел к внушительному сокращению населения в ряде северных и северо-восточных регионов: в Чукотском автономном округе - на 56,7%, Магаданской области - на 41,9%, Эвенкийском, Корякском и Таймырском автономных округах - более чем на 25%, Ненецком автономном округе, Якутии, Сахалинской, Мурманской и Камчатской областях - на 15-20%.
• внешние:
─ Эмиграция (выезд из страны). В конце XIX—начале XX века шло переселение 5—10 млн. человек из перенаселенной между городскими и сельскими поселениями. До 1990-х годов преобладало переселение Центральной России в США и Канаду. С конца 1980-х годов из России ежегодно уезжает 0,1—0,4 млн. евреев, греков, немцев, украинцев и др. Международные миграционные потоки усилились в связи с распадом СССР. За 1992 – 1999 гг. из Российской Федерации выехало 2809,7 тыс. чел., из них в страны СНГ и Балтии — 2003,6 тыс. чел. (71,3%)
─ Иммиграция (въезд в страну). В XVIII—XIX веках в Россию въехало 2—3 млн. человек из Западной Европы для освоения новых земель. С конца 1980-х годов в Россию ежегодно приезжает до 1 млн. русских и представителей других народов из республик бывшего СССР. Обострившиеся межнациональные отношения как в Российской Федерации, так и в странах СНГ вызвали многочисленную иммиграцию населения. За 1992—1999 гг. в Российскую Федерацию из государств СНГ и Балтии прибыло 5 911,8 тыс. чел., что составило 99,9% от числа всех прибывших из других стран мира. Иммиграция выступает в форме беженства и вынужденного переселенчества.
Абсолютные
и относительные масштабы иммиграции
в Россию из дальнего зарубежья всегда
были невелики и на сегодняшний день не
превышает 1% общего количества прибывших
в Российскую Федерацию. Социально-демографическая
структура прибывающей в Россию рабочей
силы имеет классические черты трудовой
иммиграции. В основном это неквалифицированные
рабочие из стран Азии.
3.25. Прогнозные оценки дальнейшего развития демографических процессов в России
Исходя
из характера демографических
Численность
населения в ближайшие 10-15 лет
будет снижаться в стране в
целом и в абсолютном большинстве
регионов. Положительный миграционный
прирост не компенсирует уменьшение
численности населения за счет превышения
смертности над рождаемостью. По всей
видимости, не претерпит качественных
изменений репродуктивное поведение
российских семей. Суммарный коэффициент
рождаемости (число родившихся на одну
женщину в течение жизни) будет
значительно ниже, чем это требуется
для замещения поколения
В
ближайшие десять лет следует
ожидать уменьшения численности
лиц моложе трудоспособного возраста.
Численность населения
Уже с 2000 г. удельный вес группы населения старше трудоспособного возраста является выше, чем группы моложе трудоспособного возраста. И в дальнейшем этот разрыв будет увеличиваться. Таким образом, дальнейшее развитие получит процесс демографического старения населения.
Предполагается,
что численность детей и
По
мере старения населения важнейшей
проблемой для экономики страны
будет становиться растущее давление
на государственный бюджет и обострение
потребности в финансировании систем
пенсионного обеспечения и
Изменения
возрастной структуры создадут проблемы
и для системы здравоохранения.
В течение нескольких последующих
десятилетий самые высокие
3.26.
Законодательные
и административные
меры, осуществляемые
для улучшения
Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Согласно
Концепции демографической
Достижение
целей демографической
Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:
сокращение уровня смертности
не менее чем в 1,6 раза, прежде
всего в трудоспособном
-сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
-сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
-повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
-укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
-привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа.
На первом этапе (2007-2010 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, в том числе осуществлена основная часть мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей.
Предусматривается разработать специальные меры по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработать долгосрочные программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности важных в геополитическом отношении регионов Российской Федерации.
На первом этапе в субъектах Российской Федерации будут также разработаны региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства.
При разработке указанных программ первоочередное внимание будет уделяться наиболее острым проблемам народонаселения, характерным для конкретного региона субъекта Российской Федерации. Программы должны быть обеспечены необходимым финансированием, методическим и информационным сопровождением.
На первом этапе будут созданы
условия, позволяющие
В результате реализации
На втором этапе (2011-2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.