Демографическая ситуация в странах разного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашей работы - показать проблемы и пути решения связанные с демографической ситуации мира.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе нами решались следующие задачи:
1.Изучить современную демографическую ситуацию в странах разного типа. Раскрыть понятия «старение» населения, депопуляция и демографический взрыв.
2.Изучить динамику численности населения мира, т.е. вопросы связанные с воспроизводством населения, концепции демографического перехода и факторы влияющие на естественный прирост.
3.Разработка путей решения демографической проблемы и изучение тенденций и факторов демографической проблемы.
4.Рассказать об истории, целях и мерах демографической политики.
5.Дать сравнительную характеристику демографической политики Китая и Германии.

Оглавление

Введение………………………………………………………….
3

Глава 1. Динамика численности населения мира……………………
6
§1 Воспроизводство населения и концепция демографического перехода…………………………………………………………….

6
§2. Факторы, влияющие на естественный прирост………………..
14

Глава 2. Современная демографическая ситуация в странах
разного типа……………………………………………………………….

22
§1 «Старение» населения. Демографическая ситуация на примере стран ЕС…………………………………………………..

22
§2 Демографический взрыв в развивающихся странах…………
30

Глава 3. Демографическая проблема и пути её решения. Демографическая политика……………………………………………..

37
§1 Демографическая проблема и пути её решения………………
37
§2 История, цели и меры демографической политики…………..
46
§3 Сравнительная характеристика демографической политики
Китая и Германии………………………………………………..

56

Заключение…………………………………………………………………
60
Список литературы……………………………………………………….
62

Файлы: 1 файл

Дипломная Атаева Ю.К. 33333(Автосохраненный).docx

— 450.50 Кб (Скачать)

Последние 50 лет происходит перемещение переселенцев из избыточных стран третьего мира в те богатые страны, где детей мало, пожилых пенсионеров много, а работников с каждым годом всё меньше. Разницу пришлось заполнять иностранной рабочей силой, и народы с высокой рождаемостью стали стремительно распространяться среди сокращающихся по численности европейских народов. Уже не удается приостановить приток иммигрантов в Западную Европу из стран Юго-Восточной Европы, Северной Африки и Турции. Растёт число легальных и нелегальных иммигрантов в США из Латинской Америки. Приехавшие в богатые страны люди готовы делать работу, не требуя за нее высокой платы. Поэтому почти все индустриальные страны Запада под давлением своих профсоюзов приняли законодательные меры по ограничению въезда иностранных рабочих. Hо поток иммигрантов продолжает нарастать. Въезд в страны рыночной экономики начинает охраняться мощнейшими полицейскими силами. Поначалу мигранты довольствуются низкооплачиваемыми местами, затем начинают требовать экономического и культурного равноправия. Hа жителей страны, принявших пришлых, начинают сыпаться упреки в расизме. Происходят бунты «цветных» в странах Западной Европы. Миграции населения в настоящее время связаны, в основном, с экономическими и политическими причинами. "Экономические" беженцы мигрируют из бедных стран - в богатые, из депрессивных районов в быстроразвивающиеся. Наибольшее число экономических мигрантов направляется в США (нелегальная миграция из стран Латинской Америки), Западную Европу, особенно в ФРГ из Югославии и Турции, в Гонконг из Вьетнама, на нефтеразработки Персидского залива из стран Южной Азии и Северной Африки. Коренное население принимающих стран весьма негативно относится к росту иммигрантов и беженцев, которые, как правило, заняты на самых низкооплачиваемых местах, среди них отмечаются самые высокие показатели преступности.

Hа конец 90-х годов, по оценкам экспертов ООH, общее число беженцев в мире достигло 15 млн. человек, причем большая их часть (9/10) приходится на развивающиеся страны. Рост числа беженцев сопутствует крупным межгосударственным и внутригосударственным конфликтам. Появлению "экологических беженцев" способствует опасное для жизни загрязнение окружающей среды в районах прежнего проживания (например, беженцы из района, прилегающего к Чернобыльской АЭС) и природные катастрофы - извержение вулканов, наводнения, опустынивание.

Пути решения.   

Важность и значимость глобальной демографической проблемы в наши дни по существу признана всеми государствами, осознавшими, что быстрый рост мирового населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны, отсталая экономика и неразвитая социальная сфера которых не в состоянии обратить этот рост во благо своего развития; что распространение опасных заболеваний типа СПИДа, мощные очаги которого приходятся опять же на самые бедные страны, ведут к увеличению смертности; что связь между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее; что неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные; что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для решения проблем народонаселения. Решение всех этих проблем возможно лишь при совместных усилиях всего мирового сообщества. В значительной мере способствовало создание в 1969 году в рамках ООН специального Фонда ООН для деятельности в области народонаселения (ЮН ФПА) и проведение под его эгидой трех Всемирных конференций по проблемам народонаселения. Фонд уже в начале своей деятельности разработал программу ООН в области народонаселения, охватившую более 100 стран и включающую около 1400 проектов. За прошедшие годы только финансовая помощь Фонда на осуществление национальных программ в области народонаселения превысила 100 млн. долларов в год, на международные программы в 1998 году было выделено 56.3 млн. долларов. Особая роль принадлежит Фонду по организации и проведению Всемирных конференций народонаселению, состоявшихся в 1974 году в Бухаресте, в 1984 году в Мехико и в 1994 году в Каире, на которых были рассмотрены острые проблемы народонаселения, приняты важнейшие программные документы в этой области. Важное отличие этих конференций от других научных и практических форумов состояло в том, что они проходили на высоком правительственном уровне в отличие от предыдущих конференций по проблемам народонаселения, на которых эксперты выступали только от своего собственного имени. Одним из таких основных документов стал Всемирный план действий в области народонаселения, принятый в Бухаресте в 1997 году на 20 лет. В плане было подчеркнуто, что основой для действительного решения проблем народонаселения являются, прежде всего, социально-экономические преобразования. В1984 году в Мехико состоялась вторая Международная конференция по народонаселению, в которой участвовали правительства 147 стран против 136 стран, принявших участие на конференции в 1974 году. На ней были подведены итоги Всемирного плана действий за 10 лет в области народонаселения и принята Декларация по проблемам населения и развития, в которой была подтверждена важность принципов и целей принятого 10 лет назад Плана действий и сделаны рекомендации по дальнейшему его выполнению. В 1994 году в Каире прошла третья Всемирная конференция по народонаселению и развитию, которой приняло участие уже 179 государств. Был принят итоговый документ конференции - 20-летняя Программа действий в области народонаселения и развития, состоящая из 16 глав, касающихся практически всех злободневных проблем в области народонаселения. В программе было подчеркнуто, что все больше государств осознают необходимость расширения международного сотрудничества в вопросах народонаселения. В программе рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием. В Программе содержится призыв к разработке политики и законов, обеспечивающих более эффективную поддержку семьи, которая является основной ячейкой общества, а также содействовать ее стабильности и учитывать многообразие ее форм. Рассматриваются вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста населения. В главе XI Программы, посвященной вопросам народонаселения, развития и образования, утверждается, что в «мире женщины составляют 75% неграмотных» и что на мировом сообществе лежит особая ответственность за обеспечение того, чтобы «все дети получали более качественное образование и чтобы они оканчивали начальную школу». В ней обращается внимание на то, что существует тесная и сложная взаимосвязь между образованием, возрастом вступления в брак, рождаемостью и смертностью. Многие государства стали регулировать рост населения. Правительство самой многолюдной страны - КНР задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка (за исключением некоторых автономных районов Тибета, Синьцзяня, Внутренней Монголии). Это было не легко, ведь в Китае любят детей, но правительство было неумолимо: семьи, в которых появлялся второй ребенок, подвергались штрафам, а то и выселялись в отдаленные автономные районы. В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0% и стал ниже среднемирового. По китайскому пути решила последовать и многонаселенная Индия, но индийцы не смогли преодолеть многовековую традицию многодетной семьи. Политику государственного ограничения рождаемости проводили Бангладеш, Индонезия, Иран, Пакистан, но в странах ислама, где престиж главы семейства определяется числом его сыновей, она еще более была обречена на неудачу, чем в Индии. А такие страны как Бутан, Малайзия, Ирак, Ливия и Сингапур, решили сохранить существующий высокий рост населения и даже поощряют его. Наименьшую эффективность демографическая политика имела в странах Африки. Если в 1990 году их население составляло 9% мирового, то к 2020 году оно достигнет 20%. Наиболее высокими темпами растет население Мозамбика (4,6% в год) и Афганистана (5,2% в год). На каждую здоровую женщину здесь приходится 8-10 детей. В некоторых развитых странах (Франция, Германия, Дания, Бельгия, Венгрия) проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные льготы. В России официальных заявлений по поводу целей демографической политики не делалось. Правительство Российской Федерации только наметило меры по изучению перспектив демографического развития, решения неотложных проблем населения. Проводится политика социальной защиты семей с детьми, действует система семейных пособий.17

Таким образом, потенциальная опасность современной демографической проблемы мира заключается не просто и не столько в том, что в предстоящие два десятилетия население земного шара увеличится почти в 1,5 раза, сколько в том, что появится новый миллиард голодающих, миллиард не находящих применения своему труду людей в городах, полтора миллиарда обездоленных людей, живущих за «чертой бедности». Такое положение было бы чревато глубокими экономическими, социальными и политическими потрясениями как внутри отдельных стран, так и на международной арене.

В России  демографическая ситуация обратная мировой. Происходит убыль населения. Теперь Россия стала ежегодно терять по 1 млн. человек. Эти цифры говорят, при учете существенного сокращения продолжительности жизни, о вымирании россиян. Выход видится в повышении уровня жизни россиян и обращении государства к демографической проблеме. Исключительная сложность решения проблем народонаселения в современном мире состоит в том, что из-за инерции демографических процессов, чем дольше откладывается решение этих проблем, тем больший масштаб они приобретают.18

 

 

 

 

 

 

 

2§  История, цели и меры демографической политики

 

История демографической политики восходит к временам глубокой древности. В средние века в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. Первой страной, где демографическая политика, стимулировавшая рождаемость была Франция. После, такую политику стали проводить и другие страны Европы, а в последующем её отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения. Так, по мнению Кваши: « в целом история демографической политики свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.» 19

Наибольшее распространение и развитие демографическая политика получила во второй половине ХХ в., что объясняется демографическим взрывом и кризисом.

  B связи с быстрым ростом численности населения в развивающихся странах весьма остро встают проблемы, связанные с необходимостью обеспечения людей работой, жильем и т. п. Hо главной проблемой этих стран стала продовольственная проблема, так как производительность малотоварного сельского хозяйства, характерного для большинства развивающихся стран, находится на низком уровне.

 B развитых странах, с низким приростом населения, возникают проблемы, связанные со «старением нации». B таких странах, как Венгрия, Швеция, Дания, наблюдается постоянное сокращение численности населения (то есть смертность превышает рождаемость). Большинство государств стремится управлять воспроизводством населения в целях достижения наиболее оптимальной демографической ситуации, то есть проводит демографическую политику.

  Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики  его численности и структуры.

Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций. В целях стимулирования рождаемости проводятся такие мероприятия, как выплата пособий, предоставление различных льгот многодетным семьям и молодоженам, расширение сети дошкольных учреждений, половое воспитание молодежи, запрет абортов и т. п.20

Меры демографической политики

1.экономические

2.возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале

3.оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества

4.преимущества для малодетных семей — для понижения рождаемости

5.ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы — для повышения рождаемости

6.законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное

7.административно-правовые

8.положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин

9.половое образование молодёжи

10.формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения

11.воспитательные, пропагандистские

12.определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям

13.политика планирования семьи

14.гласность по вопросам половых отношений

 

 В странах с первым типом воспроизводства населения меры демографической политики направлены на повышение рождаемости. В странах второго типа на сокращение рождаемости

 В США  государственная демографическая политика почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот. B США, на родине сексуальной революции 1960-х гг., особенно широкое распространение получили различные виды контрацептивов. Однако «реабилитация» секса  повлекла за собой бурные дискуссии, которые буквально раскололи общество на враждующие группировки. B первую очередь это относиться к спору о запрете или легализации абортов, которые в США, то запрещали, то разрешали в зависимости от соотношения сил «либералов» и «консерваторов».

  Государственная демографическая политика в России повторяет политику Западной Европы по преодолению демографического кризиса. Ее основой является материальная помощь матерям, имеющим детей, в виде пособий и льгот. Размер этих пособий, не идет ни в какое сравнение с реальными расходами на рождение и воспитание детей и не может оказать влияния на решение семьи завести дополнительного ребенка. B конце 1980-х гг., когда началось спад рождаемости и естественного прироста меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку. Уже говорилось о том, что в новой, независимой, России разразился настоящий демографический кризис и началась, довольна быстрая убыль населения. Одной из причин убыли населения стало увеличение абортов. Россия в настоящее время занимает внеконкурентное первое место в мире. По числу абортов  из расчёта на 1000 женщин в фертильном возрасте(100) и на каждые 100 рождений (180) она также входит в число первых стран. Поэтому России необходима более последовательная, чёткая и научно- обоснованная демографическая политика.

 Индия первая из развивающихся стран с 1951 г. стала включать в государственные пятилетние планы развития народного хозяйства, задачи снижения уровня рождаемости. Предусматривается распространение модели двухдетной семьи. B 70-е годы эта политика приобрела острый социальный характер, когда широкое распространение получило проведение принудительных стерилизаций. Нарушения прав личности привели к изменению содержания политики в этой сфере жизнедеятельности.

За прошедшие десятилетия демографическая политика достигла определенных результатов, хотя и не в таких масштабах, как планировалось, прекращение роста населения к концу столетия. Население Индии в 1947 г. составляло 343 млн., а в 1995 г. превысило 900 млн. человек.  

Индия - страна, где переписи населения проводятся регулярно каждые десять лет. Первая из них имела место в 1881 году, а двенадцатая - в 1991 году. Материалы этих переписей содержат необходимые сведения и о росте населения страны. Данные о ней на протяжении ХХ века демонстрирует

 

 

 

 

 

 

 

таблица Рост населения Индии в 1901 - 1991 годах.

Годы

Численность населения в млн.чел.

Прирост за 10 лет

Среднегодовой прирост в %

Рост по отношению к 1901г. в %

В млн. чел. в %

1901

238.4

       

1911

252.1

+13.7

+5,75

0,56

+5,8

1921

251.3

-0.8

-0,31

-0,0З

+5,4

1931

279.0

+26.7

+11,00

1,04

+17,0

1941

318.7

+39.7

+14,22

1,33

+33,7

1951

361.1

+42.4

+13,31

1,25

+51,5

1961

439.2

+78.1

+21,51

1,96

+84,3

1971

548.2

109.0

+24,80

2,20

+159,9

1981

683.3

+135.1

+24,66

2,22

+186,6

1991

843.9

+160.6

+23,50

2,11  

+254,0


 

Данные таблицы позволяют сделать ряд интересных выводов несложных расчетов. Они показывают, что в первой половине ХХ века население страны выросло примерно в 1,5 раза. И абсолютный и относительный рост его за отдельные десятилетия был довольно значительным, но все же в первом случае не превышал 4,5 млн. человек, а во втором 1,5% в год. Более того, в 1911, - 1921 годах отмечалась и абсолютная и относительная убыль населения, явившаяся следствием первой мировой войны, а также эпидемий чумы, холеры и оспы.

 Bо второй половине ХХ века рост населения значительно ускорился. B 1991 году, по сравнению с началом века, оно выросло более чем в 2,5 раза. Только в 1981 - 1991 годах абсолютный прирост составил 161 млн. что почти равно всему приросту за 1931 - 1961 годы и превышает все население Бразилии или России.  А среднегодовой абсолютный прирост достиг уровня 16 - 17 млн. чек, что сопоставимо с населением Австралии. Относительный прирост, в последние десятилетия также превышает результат подобных темпов роста в 1991 году население составило 844 млн. человек (в том числе 438 млн. мужчин млн. женщин). По этому показателю Индия прочно занимает второе место после Китая, концентрируя 15,7% мирового населения. Следовательно, каждый седьмой житель нашей планеты - индиец. Bсe сказанное свидетельствует о том, что во второй половине века в Индии  происходит  демографический  взрыв. B самом деле, при ежегодном абсолютном приросте в 17 млн. человек население страны каждые сутки должно возрастать на 46 - 47 тысяч, а каждый час примерно на 1,9 тыс. человек. Что касается рождаемости, то ежегодно в Индии появляются на свет примерно 25 млн. младенцев. Именно высокая рождаемость была и остается главным двигателем демографического взрыва. Даже во второй половине   80-х годов она сохранилась на уровне 31 человек на 1000 жителей, хотя и немного понизилась по сравнению с  предшествующими периодами. 
Демографический взрыв сильно осложняет решение основных экономических и социальных задач, стоящих перед страной. Достаточно сказать, что в 1901 - 1991 годах средняя плотность населения в Индии возросла с 27 до 267 человек на 1 км кв. а это соответственно увеличило «нагрузку» на обрабатываемые земли. Половину населения страны составляют дети и молодежь до 18 лет, и по мере их взросления государство должно было бы каждую неделю строить тыс. новых домов и создавать 100 тыс. рабочих мест, а это практически невозможно. Индия не в состоянии также ежегодно строить 9 тыс. новых школ и подготавливать 400 тыс. учителей. И это не говоря уже о такой сверхпроблеме, как обеспечение быстро растущего населения продовольствием. Bот почему в  Индии  придавалось и придается особое значение демографической политике, направленной на снижение рождаемости. Индия  была первой из развивающихся стран, приступившей к осуществлению национальной программы планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Это произошло еще в 1951 году, когда началось выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны. Важно подчеркнуть, что с самого начала программа семейного планирования отнюдь не сводилась только к ограничению рождаемости, а имела главной целью укрепление с помощью подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества. С течением времени она видоизменялась, Например, в 1977 году из демографической политики были исключены все формы принуждения и еще больший акцент был сделан на охрану здоровья матери и ребенка, образование, питание, и права женщин. Сначала демографическая политика ставила задачу перехода традиционной многодетной к двух - трехдетной семье. Она проводилась под лозунгами:

Информация о работе Демографическая ситуация в странах разного типа