Анализ социальных проблем на примере региона Новосибирской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть анализ социальных проблем Новосибирской области. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность социальной сферы: понятие, компоненты;
- проанализировать развитие социальной сферы: факторы социального развития, современное состояние в России;
- выявить главные проблемы становления социальной сферы в Новосибирской области;
Объектом исследования является Новосибирская область. Предмет исследования социальные проблемы региона

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3.
1. Теоретические основы социальной сферы…………………………………..5.
1.1 Сущность социальной сферы: понятие, компоненты и основные задачи..5.
1.2 Развитие социальной сферы: факторы социального развития, современное состояние в России ……………………………………………………………..14.
2. Анализ развития социальной сферы в Новосибирской области ………….21.
2.1 Показатели уровня развития социальной сферы региона………………..21.
2.2 Социальные проблемы в Новосибирской области…………………….....38.
Список использованных источников и литературы………………………….42.
социальная сфера безработица занятость

Файлы: 1 файл

курсовая региональное управление.doc

— 941.50 Кб (Скачать)

Труд

Рисунок 8 – Динамика численности экономически активного населения 1995–2011, тыс. чел.

 

 

 

Рисунок 9 – Доля занятых в операциях с недвижимостью в общей численности экономически активного населения, тыс. чел.

 

 

Рисунок 10 – График изменения численности безработных, тыс. чел.

 

Таким образом, можно говорить о том, что в целом в Сибирском федеральном округе уровень безработицы постоянно меняется, в настоящее время с 2010 года отмечается снижение данного уровня в то время как в Новосибирской области график более однороден, но также можно говорить о незначительном снижении уровня безработицы.

Уровень жизни населения

Рисунок 11 – Динамика реальных денежных доходов, руб.

 

Рисунок 12 – Динамика среднемесячных начислений з/п, руб.

 

Таблица 4 Структура денежных доходов населения в 2000 и 2010 годах (в виде двух круговых диаграмм)

 

Доходы от предпринимательской деятельности

Оплата труда

Социальные выплаты

Доходы от собственности

Другие доходы (включая «скрытые», от продажи валюты, денежные переводы и пр.)

2000 год

17,7

41,2

15,3

7,6

18,2

2010 год

7

39

18,8

3,7

31,5


 

Рисунок 13 – Структура денежных доходов населения в 2000 году, %

 

Рисунок 14 – Структура денежных доходов населения в 2010 году, %

Таким образом, можно говорить о том, что в 2010 году выросли показатели доходов по следующим статьям: социальные выплаты и другие доходы, в то время как снизились показатели доходов по следующим статьям: доходы от предпринимательской деятельности, оплата труда, доходы от собственности.

 

Рисунок 15 – Динамика численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, (в процентах от общей численности населения субъекта)

Коэффициент Джини (рассчитанное значение взять из таблицы «Уровень жизни населения»), его значение в% от среднего по РФ и краткое пояснение.

Коэффициент Джини по РФ составляет 0,417

Коэффициент Джини по Новосибирской области 0,406

% от среднего по РФ =0,97

Чем выше неравенство в распределении доходов, тем больше коэффициент приближается к единице (абсолютное неравенство). И чем выше равенство в распределении доходов, тем меньше данный коэффициент.

Таким образом видно, что по области наблюдается меньшая дифференциация доходов.

 Жилищный фонд – общая площадь жилых помещений; млн. кв. м.

Рисунок 16 – Динамика общей площади жилых помещений, млн. кв. м.

Таким образом, отмечается рост жилищного фонда в Новосибирской области.7

Рисунок 17 – Удельный вес ветхого и аварийного (раздельно) жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда

Образование

Рисунок 18 – Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (всего, без подвидов), тыс. чел.

На основании приведенных данных можно говорить о том, что в последнее время отмечается уменьшение числа студентов.

здравоохранение

Рисунок 19 – Численность врачей всех специальностей, тыс. чел.

Расчеты проводились на основании показателей прерывания беременности на 1000 женщин 15–49 лет.

Рисунок 20 – Прерывание беременности (аборты) на фоне среднего по РФ

На основании данных показателей можно говорить о том, что как в целом по Российской Федерации, так и по данным Новосибирской области отмечается снижение показателей прерывания беременности у женщин в возрасте 15–49 лет.

Культура

Рисунок 21 – Численность зрителей театров на 1000 человек населения, тыс. чел.

Таким образом, можно говорить о том, что после спада числа зрителей театров, который произошел в 2006 году, их число постепенно начинает увеличиваться и неуклонно растет вверх, о чем и говорит представленный график.

Правонарушения

Рисунок 22 – Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения, ед.

На основании приведенного графика можно говорить о том, что с 2007 года отмечается снижение уровня зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения.

Окружающая среда

Рисунок 23 – Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников

Национальное богатство

Рисунок 24 – Структура стоимости основных фондов по видам экономической деятельности, тыс. руб.

 

Рисунок 25 – Степень износа основных фондов по видам экономической деятельности, %

строительство

Рисунок 26 – Удельный объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство», приходящийся на одного занятого в экономической деятельности, %

 

Рисунок 27 – Ввод в действие жилых домов на 1000 человек населения, график за все годы по региону и по РФ в целом.

 

Рисунок 28 – Ввод в действие общеобразовательных учреждений на 1000 человек населения

Проанализировав результаты проведённых исследований можно выявить слабые и сильные стороны развития социальной сферы в Новосибирской области:

  • Сбалансированность бюджета;
  • Слабое экономически активное население;
  • Уменьшение числа студентов.

Но можно выявить и положительные стороны области:

  • производство и распределение электроэнергии;
  • Экономически активное население;
  • Рост заработной платы;
  • Снизилось число преступлений;
  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.8

 

 

2.2 Социальные проблемы в Новосибирской области

 

Новосибирская область входит в состав Сибирского федерального округа и является одним из крупнейших субъектов Российской Федерации.

Определяющим фактором подобной устойчивости экономической системы Новосибирской области является диверсифицированная структура производства, сравнительно благоприятные условия функционирования хозяйствующих субъектов и высокая предпринимательская активность, поддерживаемая реализацией системы антикризисных мер и решений, принятых законодательным и исполнительными органами государственной власти Новосибирской области.

По результатам проведенного исследования можно сделать выводы об уровне развития Новосибирской области. Так в январе – июне 2012 года социально-экономическое развитие города Новосибирска характеризовалось положительной динамикой. Оборот организаций всех видов экономической деятельности составил 317,6 млрд. рублей (76,6% областного оборота), что в фактически действующих ценах на 10,4 % больше уровня января – июня 2011 года.9

Существует проблема уменьшения численности студентов.

Решение проблемы - развитие образовательного потенциала населения Новосибирской области на основе совершенствования системы образования в соответствии с социальными запросами населения и требованиями инновационного развития экономики и его эффективное использование.

Строительный комплекс области не в полной мере соответствует потребностям строительного рынка. Развитие массового жилищного строительства, прежде всего в сегменте жилья эконом-класса, требует развития промышленности строительных материалов и конструкций, применения новых технологий в строительстве и новых современных строительных материалов.

Существенным препятствием развития массового жилищного строительства жилья эконом-класса продолжает оставаться ограниченность обустроенных земельных участков с необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.

Необходимо:

- увеличение объемов строительства жилья некоммерческими объединениями граждан, индивидуальными застройщиками; государственная поддержка застройщиков (физических и юридических лиц), осуществляющих строительство индивидуальных жилых домов;

- организацию обустройства земельных участков объектами социальной и инженерной инфраструктуры, застройщиками на которых выступают муниципальные образования, некоммерческие объединения граждан и индивидуальные застройщики;

- разработку и внедрение механизмов развития коммерческого и социального найма жилья;

- развитие специализированного государственного и муниципального жилищного фонда для предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан.10

В здравоохранении необходимо: достижение устойчивой тенденции увеличения продолжительности здоровой жизни населения и улучшение демографической ситуации на территории Новосибирской области.

В Новосибирской области наблюдается снижение посещаемости театров.

Таким образом, необходимо повышение общественной престижности потребления культурных ценностей и проявления культурных инициатив; сохранение и развитие системы самодеятельного художественного творчества; создание условий для общественного диалога по вопросам культуры, нравственности, духовности (телевидение, радио, печатные издания, в сети Интернет).

В целом для дальнейшего развития области необходимо:

- обеспечение значительного роста  валового регионального продукта  и приближение к лучшим по стране показателям эффективности экономического роста;

- устойчивый рост благосостояния  и качества жизни населения;

- создание и использование экономики  знаний для становления Новосибирской  области как одного из наиболее  инвестиционно и социально привлекательных регионов Российской Федерации;

- оптимизация пространственного  развития Новосибирской области  на основе гармоничного сочетания  развития новосибирского мегаполиса, других городов и сельских  районов.

Заключение

В Конституции РФ, принятой в 1993 г., Российская Федерация декларируется в качестве социального государства. Осуществление данной конституционной общепризнанных мерок подразумевает активную деятельность страны, направленную на обеспечение высочайшего значения социальной безопасности людей, приобретение социальной справедливости и солидарности, гармонизацию отношений между институтами государственного управления и гражданским обществом и др. По мнению некоторых ученых, социальное государство это государство, окончательной целью которого считается высокий уровень жизни народонаселения, рост, устойчивое формирование отраслей социальной сферы, повышение свойства общественных услуг, воплощение и расширение прав и свобод человека, создание всеобщего социального пространства в рамках межгосударственных интеграционных образований и на основе укрепления стратегического партнерства.

Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющеюся подсистему сообщества, порожденную объективной потребностью сообщества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Потому развитие предоставленной сфере считается более принципиальной и сложной для любой страны. Социальная сфера-устойчивая область человеческой деятельности людей сообразно воспроизводству собственной жизни, пространства реализации общественной функций общества. Конкретно в ней обретает значение роли страны в развитии сомой социальный сферы. То есть на развитие образования, здравоохранения, туризма, спорта, услуг ЖКХ, на развитие культуры в стране и т.п. Таким образом, можно сделать вывод: развитие в социальной сфере необходимо для финансового становления страны в современной рыночной экономике.

уровень жизнь население потенциал

 

Список использованных источников

  1. Бобков В. Н., Гулюгина А. А., Одинцова Е. В. Качество и уровень жизни населения России: региональный аспект. – М.: Академия, 2012. – 280с.
  2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2011. – 384 с.
  3. Жеребин, В.М. Уровень жизни населения / В.М. Жеребин, А.Н. Романов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 280 с.
  4. Штаева М. «Социальная политика и управление в социальной сфере» - М., 2010.
  5. Лаврентьева И.П. «Управление в социальной сфере», 2010
  6. Макроэкономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 319 с.
  7. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 472 с.
  8. Стратегия развития Новосибирской области // www.spb-venchur.ru/regions/103/strategy_nso.htm
  9. Уткин Э. А., Денисов А. Ф. Государственное и региональное управление. – М.: ИКФ «Экмос», 2012. – 320 с.
  10. Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. – М.: Юристъ, 2012. – 592 с.
  11. Экономика труда: Учебник / Под ред. проф. П. Э. Шлендера и проф. Ю. П. Кокина. – М.: Юристъ, 2012. – 592 с.
  12. Экономическая теория: Учебник для вузов / Н. В. Сумцова, Л. Г. Орлова, В. В. Пранович и др. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 655 с.
  13. Экономические и социальные проблемы России. Теневая экономика: экономические и социальные аспекты. / Под ред. Жилина И.Ю., Тимофеев Л.М. – М: Академия, 2011. – 168 с.

Информация о работе Анализ социальных проблем на примере региона Новосибирской области