Анализ социальных проблем на примере региона Новосибирской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть анализ социальных проблем Новосибирской области. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность социальной сферы: понятие, компоненты;
- проанализировать развитие социальной сферы: факторы социального развития, современное состояние в России;
- выявить главные проблемы становления социальной сферы в Новосибирской области;
Объектом исследования является Новосибирская область. Предмет исследования социальные проблемы региона

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3.
1. Теоретические основы социальной сферы…………………………………..5.
1.1 Сущность социальной сферы: понятие, компоненты и основные задачи..5.
1.2 Развитие социальной сферы: факторы социального развития, современное состояние в России ……………………………………………………………..14.
2. Анализ развития социальной сферы в Новосибирской области ………….21.
2.1 Показатели уровня развития социальной сферы региона………………..21.
2.2 Социальные проблемы в Новосибирской области…………………….....38.
Список использованных источников и литературы………………………….42.
социальная сфера безработица занятость

Файлы: 1 файл

курсовая региональное управление.doc

— 941.50 Кб (Скачать)

• правовые, обусловливающие законодательные общепризнанных мерок и правоотношения в области регулировки социальных взаимоотношений, степень правосознания населения;

• культурные, характеризующие действие системы высоконравственных и культурно-духовных ценностей, общепризнанных мерок и обычаев, главенствующих в обществе, их региональных особенностей на социальные отношения;

• природно-климатические, выделяющие особенности естественной среды обитания народонаселения и экологическую обстановку в регионе и действующие на стандарты и образ жизни населения;

• социально-демографические, учитывающие численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, занятость, мастерски-квалификационную текстуру;

• национально-этнические, характеризующие действие на общественные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, обычаев и традиций;

• социально-психологические, представляющие индивидуальности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личных и групповых установок.5

Качественные и количественные характеристики функционирования социальной сферы, с одной стороны, определяются достигнутым уровнем становления секторов экономики производства и средств употребления, производственной и общественной инфраструктурой, характером производственных отношений, социальной ориентированностью экономики, природно-климатическими критериями; с иной стороны, уровнем образования, ценностными ориентациями людей и общепризнанными мерками потребления. При этом анализ ее движущих сил исполняется на макро-, мезо- и микроуровнях и предусматривает конкретные и субъективные аспекты функционирования и развития общественного воспроизводства.

Так как особенностью общественной сферы считается планомерное воздействие на каждый ее составляющую со стороны субъектов управления, появляется надобность выявления особенности устройств их деяния, знания объективных законов развития социальной сферы, исследования степени доминирования тех либо других законов и закономерностей в едином процессе ее функционирования. Движению в этом направлении станут способствовать выделенные нами причины, детерминирующие самодвижение общественной сферы, а еще выявление противоречий, лежащих в базе данного самодвижения.

Представляется, что объективной основой деловитости индивидов, групп в общественной сфере, субъектов управления социальными процессами считается противоречие между потребностями людей и материальными критериями, обеспечивающими их ублажение. В основе движения общественной сферы как движущегося, развивающегося цельного лежит совместный для всех его компонентов и в то ведь время специфичный для системы в целом закон возрастания потребностей, управляющий функционированием как самого цельного, этак и образующих его частей. В социальной сфере публичные и собственные интересы стремятся и к выравниванию степени удовлетворения потребностей людей, и к социально-групповому отличию.

Современное положение общественной сферы в РФ характеризуется рядом особенностей, предопределяющих ее слабость и явное несоответствие общественным потребностям и ожиданиям. В их числе:

-недостаточность законодательной  базы сообразно данной области, будто объясняет неимение правовых  общепризнанных мерок сообразно  ряду услуг либо распорядку  их предоставления, разночтения  и спорные трактовки;

-институциональная неустойчивость, проявляющаяся в недовыполнении имеющимися институтами своих функций либо исполнении их неподобающим образом;

-неопределенность в организации  денежных потоков, поступающих из  различных источников, специализированных  для обеспечения выполнения обязательств  пред группами народонаселения, которым положено предоставление социальных услуг безвозмездно либо при частичной оплате, вследствие что обязательства не выполняются;

-отсутствие или необоснованное  завышение (либо преуменьшение) стереотипов  по услугам общественного характера;

-есть очевидные отличия в  доступе к социальным услугам  народонаселения столицы, больших  и небольших мегаполисов, а еще  маленьких поселков и сельских  поселений, вследствие что глубинка  не получает и малой части  такого, что приходится на обитателей  городов, в особенности крупнейших.

Из выше перечисленного можно заключить вывод, управление социальной сферой в РФ нуждается в кардинальном обновлении и развитии. Решение проблем обеспечения высококачественного социального обслуживания для всех категорий народонаселения соединено со значительными масштабными преобразованиями и с содержательным изменением функционирования общественной сферы и освоения общественно ориентированного обслуживания. Качественное совершенствование рассматриваемой сферы реально в освоении нового спектра услуг, имеющих социальное значение, будто требует применения новейших форм оказания схожих услуг и преобразования управления в предоставленной области, позволяющих согласованно сочетать интересы людей, хозяйствующих субъектов, общества и страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. Анализ развития социальной сферы в Новосибирской области 

2.1 Показатели уровня развития  социальной сферы региона

Новосибирская область — субъект Российской Федерации. Входит в состав Сибирского федерального округа.

Административный центр — город Новосибирск.

Новосибирская область образована 28 сентября 1937 года путём разделения Западно-Сибирского края на Новосибирскую область и Алтайский край. Впоследствии, в 1943 году, из состава области была выделена Кемеровская, а в 1944 году — Томская области.

Большая часть показателей, определяющих характер социальной сферы, непосредственным образом связана с явлениями, происходящими в других сферах общества: экономика, политика, промышленность, наука и т.д. К таким показателям, в частности, относят ВВП/ВНП на душу населения, индикаторы уровня и качества жизни. Уровень жизни оценивают по следующим показателям: прожиточный минимум, структура ВВП по использованию; развитие сферы услуг (число врачей на 1000 тыс. человек, число больничных коек на 1 тыс. человек и т. п.); состояние трудовых ресурсов (средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, доля расходов на образование в ВВП и т.п.); коэффициент Джини, коэффициент фондов, уровень безработицы и др.6

В отличие от категории уровня жизни, которую можно оценить с помощью ряда показателей, категория качества жизни не всегда поддается прямому количественному измерению. Сюда относятся оценки содержательности труда и досуга, уровня комфорта в труде и быту, окружающей среды, функционирования социальных и политических институтов и т. п.

Место (по убыванию), которое занимает Новосибирская область по значению самостоятельно выбранного показателя среди всех субъектов РФ

Новосибирская область занимает 17 место по численности населения.

 

Рисунок 1 – Численность населения на 1 января 2012 г.

Таким образом, по численности населения на 1 января 2012 года Новосибирская область занимает третье место после Кемеровской области и Красноярского края.

Усредненная производительность основных фондов = ВРП / размер ОФ

Усредненная производительность основных фондов = ВРП (млн. р) / размер ОФ (млн. р);

Упоф(НО) = 482026,5/1229181 = 0,39

Упоф(СФО) = 20889,9/10256100 = 0,002

Производительность труда = ВРП (млн. р)/ Среднегодичная численность занятых (тыс. чел.);

Производительность труда (НО) = 482026,5/1305,1 = 369,3 млн. р.

Производительность труда (СФО) =20889,9/9018,6 = 2,3 млн. р.

Диаграмма структуры объема товаров и услуг (добыча полезных ископаемых, обработка, производство и распределение электроэнергии)

 

Рисунок 2 – Диаграмма структуры объема товаров и услуг

Таким образом, на основании данных показателей можно говорить о том, что в Новосибирской области повысились показатели по уровню добычи полезных ископаемых в регионе и уровня развития обрабатывающх производств, но в тоже время снизились показатели по производству и распределению электроэнергии.

Характеристика муниципальных образований

 Сбалансированность бюджета региона = Доходы региона * 100% / Расходы региона

 

Таблица 2 – Сбалансированность бюджета региона

 

доходы

расходы

Дефицит (–), 
профицит (+)

Новосибирская область

67144

70213

-3069

муниципальные районы

23400

23545

-145

городские округа

37428

40313

-2885

городские поселения

2350

2358

-8

сельские поселения

3966

3997

-32


 

Муниципальные районы -145/23545=0.6%

Городские округа -2885/40313=7.1%

Городские поселения -8/2358=0.3%

Сельские поселения -32/3997=0.8%

Сбалансированность бюджета – это соответствие предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита. Так гласит один из принципов Бюджетного кодекса РФ, который также указывает на необходимость минимизации дефицита бюджета уполномоченными органами на стадиях составления, утверждения и исполнения бюджета.

Таким образом, на основании проведенных расчетов можно говорить о том, что бюджет Новосибирской области является сбалансированным.

Усредненная доля каждого типа МО в общих доходах субъекта =

= Kмо х Доходы выбранного типа МО / Общие Доходы всех МО;

Kмо = Кол-во МО выбранного типа / общее количество МО

 

 

 

Рисунок 3 – Сбалансированность бюджета

Kмо = 16,33

Усредненная доля каждого типа МО в общих доходах субъекта =

= 16,33 * 23400 / 67144 = 5,69

Для расчета данных показателей были выбраны муниципальные районы.

МР=30 Кдля МР=30/490=0.061

ГО=5 Кдля Го=5/490=0,01

ГП=26 Кдля ГП=26/490=0,05

СП=429 Кдля СП=429/490=0,88

Усредненная доля МР=0.061*23545/70213=0.02

ГО=0,01*40313/70213=0,005

Население

Рисунок 4 – Динамика изменения структуры населения субъекта по видам населенных пунктов

 

 Таким образом, в структуре населения Новосибирской области отмечаются незначительные изменения, в частности, в сторону снижения доли сельского населения и увеличения доли городского.

Рисунок 5 – Динамика коэффициента рождаемости по субъекту на фоне среднего по РФ

 

 Относительно динамики коэффициента рождаемости можно говорить о том, что низкий уровень рождаемости наблюдался в 2000 году, спад начался уже с 1990 года, в тоже время в последнее время отмечается рост коэффициента рождаемости, который начался после 2006 года, когда отмечался также незначительный спад показателей коэффициента рождаемости в регионе.

Рисунок 6 – Динамика коэффициента естественного прироста населения по субъекту на фоне среднего по РФ

 

 

Структура мигрантов – доля иностранцев в общем числе мигрантов по субъекту

Таблица 3 – Структура мигрантов

Число прибывших

в пределах региона

из других регионов России

из-за пределов России

2000

2005

2011

2000

2005

2011

2000

2005

2011

51,7

54,4

45,8

33,1

35,6

37,1

15,2

10

17,1


 

Рисунок 7 – Структура мигрантов

 

На основании приведенных данных можно говорить о том, что большинство прибывших в Новосибирскую область – это прибывшие в пределах региона (51%), из других регионов России за период с 2000 по 2011 годы прибыло 35%, в то время как иностранцев прибыло в область лишь 14%.

Информация о работе Анализ социальных проблем на примере региона Новосибирской области