Административно-территориальное устройство Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является на основе комплексного анализа состава и конституционного статуса административно-территориальных образований Российской Федерации показать их сходство, различия, проблемные вопросы, имеющиеся в административно-территориальном устройстве субъектов, т.к. правильное понимание и уяснение указанных вопросов играет важное значение для процесса Конституционного преобразования России, построения правового государства.

Файлы: 1 файл

Курсовая .doc

— 142.00 Кб (Скачать)

 

        Введение

 

Актуальность темы курсовой работы. Административно-территориальное устройство является одной из важнейших составляющих территориальной организации общества, и от того, насколько оно соответствует общей стратегии социально-экономического развития; зависит успешность проведения реформ и становления нового общества. На его основе строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, совокупность рыночных институтов, а так же система общественных объединений. В условиях России роль административно - территориального устройства особенно важна в силу обширности территории и разнообразия экономических, географических, демографических, природных и национальных условий.

     Российская Федерация есть федеративное государство, состоящее из субъектов Федерации, т.е. государственных образований, являющихся членами данного единого государства. Это конкретизируется в положениях: о суверенитете России, верховенстве ее Конституции и законов на всей территории России и т.д.; о составе равноправных субъектов Федерации и основах федеративного устройства; о единстве российского гражданства; органах государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации.

Видовой состав субъектов Федерации  предопределяется в ч. 1 ст. 5 Конституции. В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы - республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.

Многонациональный состав Российской Федерации, расположенной на огромном евроазиатском пространстве с его  историко-национальной, этнопсихологической  и духовной самобытностью, придает административно - территориальному устройству особое значение. 

Формирование  административно-территориальных единиц всех звеньев административно - территориального устройства как целостных экономических  комплексов с наиболее оптимальной  специализацией предприятий различных форм собственности в сфере промышленности и сельского хозяйства, развитием сети торговых, бытовых, транспортных, социально-культурных и иных организаций позволяет добиваться устранения диспропорций в развитии отраслей экономики, полнее учитывать региональные возможности и местные ресурсы.

Целью данной курсовой работы является на основе комплексного анализа состава  и конституционного статуса административно-территориальных  образований Российской Федерации  показать их сходство, различия, проблемные вопросы, имеющиеся в административно-территориальном устройстве субъектов, т.к. правильное понимание и уяснение указанных вопросов играет важное значение для процесса Конституционного преобразования России, построения правового государства.

В соответствие с поставленной целью  можно выделить следующие задачи: определение понятия и состава  субъектов Российской Федерации  и их административно - территориального устройства на базе определенных принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Система  основных категорий административно - территориального устройства Российской Федерации

    1. Понятие  административно - территориального устройства Российской Федерации

 

Административно-территориальное  устройство — это важный институт федеративного устройства, носящий  вместе с тем комплексный характер и тесно связанный с системой органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Административно-территориальное  устройство - это внутренне согласованное  объединение административно-территориальных  единиц, которое обеспечивает необходимое организационное единство и упорядоченность административно-территориальной структуры федерального государства и его субъектов [4, c. 345].        

Административно-территориальное  устройство российского государства  представляет собой деление территории России и субъектов федерации на структурные единицы — территориальные образования, которые являются необходимой организационной основой функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, участия граждан в управлении государственными и общественными делами, эффективного использования природных и материальных ресурсов, создания необходимых условий для удовлетворения социально-экономических, политических и духовных потребностей населения.

Как целостную систему административно-территориальное устройство характеризуют следующие признаки:  

- единство основ конституционного  строя российского государства,  задачи и цели многонационального  народа, проживающего в различных субъектах федерации и административно-территориальных единицах;    

- тесная связь административно  - территориального устройства с основными функциями российского государства, с задачами государственного, экономического, политического и социально-культурного развития;

- единство территории Российской  Федерации (ст. 5, 65, 67 Конституции РФ);

- равноправие субъектов федерации  (ст. 5 Конституции РФ);

- единая сеть административно-территориальных  единиц в субъектах федерации (город субъектного подчинения, район, города, город);

- единые принципы, лежащие в основе всего административно - территориального устройства Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Конституции РФ);

- единство системы органов государственной  власти в субъекте федерации  в соответствии с административно-территориальным  устройством;                                                  

- автономность одних административно-территориальных  образований по отношению к другим [3, c. 560].

Безусловно, перечисленные признаки являются далеко не исчерпывающими, однако даже их достаточно для того, чтобы рассматривать территориальное устройство российского государства как целостную структуру.

В основе административно - территориального устройства Российского государства  лежит закрепленный в Конституции  России принцип федерализма, сочетающий в себе два начала: централизм, требующий соответствующих органов государственности власти в субъектах федерации, и широкий демократизм, выражающийся в местном самоуправлении, самоорганизации территорий. Централизм в РФ направлен на установление цивилизованных отношений между центром и субъектом.

Такая организация взаимоотношений  позволяет исключить территориальную  раздробленность и построить  согласованные межтерриториальные связи, обеспечивающие автономность каждой административно-территориальной единицы  в тесном сочетании с взаимодействием субъектов федерации.

Анализируя  их юридическую природу, можно прийти к выводу, что все  они наделяются Конституцией статусом государственных территориальных  образований, о чем свидетельствует  наличие у них элементов учредительной  власти, собственного законодательства, территориального верховенства, предметов ведения, особого характера взаимоотношений с федеральной властью и другими субъектами. По сравнению с обычными административно - территориальными единицами субъекты федерации наделяются природой государственно-территориальных образований.

Под административно-территориальной  единицей понимают часть территории государства, которая служит пространственной сферой деятельности соответствующих  органов.

Каждый субъект Федерации, имеет собственную территорию. Правовой статус территории субъектов помимо федеральной Конституции определяется также их конституциями и уставами. Территория любого субъекта Федерации есть составная часть российской территории, непосредственно входящая в нее. Например, факт нахождения автономного округа в составе края или области не означает, что он входит в состав Федерации опосредованно. Территория автономного округа является составной частью территории Российской Федерации. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ в постановлении по делу о проверке конституционности Закона РФ от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации".

Территории субъектов Федерации  разделяются административными  границами, установленными еще до образования на территории России федеративного государства.

Таким образом, административно-территориальная  единица — компактная часть территории субъекта РФ, ограниченная и объединенная пределами распространения власти функционирующих на ней органов государства или органов местного самоуправления  и максимально обеспечивающая реализацию задач и функцию государства. С учетом приведенного понимания административно-территориальной единицы к различным видам их могут быть отнесены сельсоветы, поселки, города районного, областного, краевого, республиканского (не РФ) значения, а также районы. Вышеперечисленные административно-территориальные единицы являются субъектами соответствующих государственно-правовых отношений [10, c. 546].

Повышение статуса краев, областей, придание им качества субъектов федерации стало во многом решающим фактором подлинной «федерализации» России, перехода ее от по сути унитарного государства к федеративному.

Административно-территориальное  устройство РФ функционирует как система, включающая в себя в качестве  ее элементов и составных частей административно-территориальные единицы. В свою очередь административно-территориальное устройство каждого субъекта РФ же функционирует как система в рамках общефедеральной территориальной системы.

Как сложная система административно-территориальное устройство включает в качестве составных частей административно-территориальное деление  (членение государственной  территории по политическому признаку), ведомственно - территориальное деление (разделение государственной территории на зоны действия или влияния по производственному признаку), национально-территориальное деление (разделение административно-территориальных единиц по национальному признаку) и отношения административно-территориальной  подчиненности (социальные связи между отдельными типовыми частями государственной территории).

Системообразующими факторами, объединяющими  отдельные элементы территориальной  организации в целостный организм, являются такие свойства территории, как ее политическая однородность исключающая существование внутри суверенного государства участков территорий, подчиненных юрисдикции другого государства; принадлежность государственной территории народу; способность территории к функциональному делению на типовые части произвольных форм и любых размеров, позволяющая отыскивать оптимальные структуры пространственной сферы политической и экономической организации общества.

Содержание административно - территориального устройства не исчерпывается разделением  территории на районы, населенные пункты и т. д., а включает в себя целый ряд аспектов, предполагающих наличие различных по своему значению территориальных единиц, между которыми существуют определенные отношения. Именно этим определяются основания для территориального построения всей системы государственной власти в субъектах федерации.

В федеративном российском государстве  территориальная организация приобретает  качественно новый характер, который  предопределяется, прежде  всего, активной и самостоятельной, ролью субъектов федерации в развитии экономики, социальной  и культурной  жизни. Организация территории в России и субъектах федерации при этих условиях включает несколько уровней, каждый из которых предстает и качестве самостоятельной территориальной системы.

Одна из них определяет территориальный принцип построения  Российской Федерации, другая - олицетворяет административно-территориальное устройство ее субъектов. Тесная связь и взаимодействие  этих систем обусловливает неизбежную сложность территориальной организации российского государства. Такого рода сложность вполне естественна и может быть с успехом преодолена на основе последовательного осуществления конституционного принципа федеративного построения государства, обеспечивающего комплексного научного подхода  к экономическому районированию сочетание социально-экономических административно-территориальных границ на основе создания в рамках любого звена административно - территориального устройства экономических комплексов, построенных с учетом перспектив развития и т.д.

  Эти принципы тесно взаимосвязаны,  чем обеспечивается комплексный  характер территориальной организации.  Вместе с тем некоторые из  этих принципов будут находить  наиболее обобщенное выражение  в той или иной территориальной  системе, чем будет подчеркиваться и специфика субъектов федерации.

Территориальная организация России включает в себя, прежде всего экономическую  организацию государственной  территории, представляющую собой совокупность крупных экономических районов, которые складывались объективно как результат территориального размещения производительных сил. Эти районы служат для осуществления территориального управления, координации хозяйственной деятельности входящих в их состав республик, краев, областей [14, c. 124].

Сегодня, с учетом изменившейся обстановки, возникновение и развитие экономических районов требует их всестороннего изучения, тщательного учета их особенностей в процессе установления необходимого соответствия между экономическим районированием и федеративным и административно-территориальным устройством.

Информация о работе Административно-территориальное устройство Российской Федерации