Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:40, курсовая работа
Основным прибором на самолете, без которого не может решаться ни одна пилотажная и навигационная задача – это прибор для измерения высоты – высотомер или альтиметр. Наиболее отработанный метод измерения этой величины – барометрический.
1 Введение 02
2 Техническое задание на курсовую работу 03
3 Назначение устройства. Краткое описание. 04
3.1 Назначение устройства………………..……………………………………….…. 04
3.2 Принцип действия…………………… ………………………………….………... 05
4 Проектировочный расчет 06
4.1 Расчет чувствительного элемента – мембрана...………………………….… 06
4.2 Подбор чувствительного элемента – плоская пружина………………………14
4.3 Выбор тензорезистора ……………………..……………….................………….15
4.4 Дополнительные элементы прибора ………………………….............………..17
4.5 Расчет различных параметров прибора ………………………….............……18
5 Проверочные расчеты проектируемого прибора 19
5.1 Проектирование модели в программном пакете SolidWorks ……..……….. 19
5.2 Оценка погрешностей прибора……………………...……………………….….. 24
6 Выводы 26
7 Список литературы 27
4.2 Подбор и обоснование чувствительного элемента – плоская пружина.
Для того чтобы измерить деформацию мембранной коробки наиболее точным образом, необходимо подобрать еще один чувствительный элемент. Часто в современных приборах используется плоская пружина, и вполне понятно почему. Их широко применяют во многих отраслях машиностроения, при изготовлении им всегда можно придать любую форму, которая наиболее удобна для размещения пружины в корпусе прибора. При этом она занимает мало места. Плоские пружины могут быть очень жесткими или очень податливыми в зависимости от форм и размеров. С их помощью можно осуществить простые и надежные передаточно-множительные механизмы.
В качестве материала для нашей пружины возьмем так же бериллиевую бронзу БрБ-2.5, которая обеспечит высокие упругие свойства. Размеры пружины определяют исходя из размеров мембраны и приложенной нагрузки. С помощью программного пакета Solidworks и предложенных рекомендаций, полученных из учебника стр.28-101 «Упругие элементы приборов» Л.Е. Андреева, 1962г выбраны наиболее оптимальные размеры плоской пружины: смотри приложение к курсовой работе чертеж РЛ50400201.
Закрепляется пружина с двух сторон по разному, с одного конца она крепиться на шаровую опору, чтобы не терять своих упругих свойств. Однако для наиболее точного измерения ее деформации, необходимо жестко закрепить ее второй конец. Чтобы избежать перекашивания пружины, а вследствие большой погрешности измерения, необходимо уравнять расстояние от центра анероидной коробки до ее закрепления. Напомним, что размеры жёстких центров анероида были выбраны неодинаково, исходя из конструктивных особенностей и задач жесткого центра А. Для этого нам поможет заделка прямоугольной формы, подходящих размеров. Она не только уравняет расстояния, но и поможет наиболее жестко закрепить второй конец пружины. Для ее наилучшего крепления выбраны винты М3 с потайной головкой с крестообразным шлицом по ГОСТ.
Таким образом, на данном этапе проектирования прибора подобраны и согласованы главные детали прибора.
4.3 Выбор тензорезистора.
Тензорезисторы могут измерить и преобразовать разнообразные физические величины в электрические сигналы. Поэтому они нашли широкое применение в датчиках силы, давления, перемещения, ускорения или вращающего момента.
Основой тензорезистора служит чувствительный элемент, металлический или полупроводниковый, сопротивление которого изменяется пропорционально напряжению на поверхности измеряемого объекта. Упомянутый элемент выполнен в виде решетки из константанового сплава и размещен на подложке из полиамида. Сверху решетка покрывается защитной пленкой. На рис.7 представлена классическая структура тензорезистора. Для аппликации, как правило, применяется клей.
рис.8 Структура тензорезистора
Выбор тензорезистора происходит в 7 основных этапов:
Ориентируясь на все рекомендации, выберем тензорезистор фольговый константановый серии 2ФКП-5-200.
Параметры тензорезистора:
Диапазон измеряемых напряжений: +3000-1 млн
Ток питания: не более 25 мА
Среднее значение чувствительности: 1,9 … 2,3 К
Диапазон рабочих температур: -50 … 70 С
Габаритные размеры: 5х3 мм
Сопротивление: 200 Ом
Клей для наклейки рекомендуется BC-10T или EP-310S фирмы HBM, Германия.
Метод формирования тензомоста на рис.8.
рис.8 Метод формирования тензомоста
4.4 Дополнительные элементы
К дополнительным элементам
прибора относятся: заделка,
Назначение и характеристики заделки были описаны ранее.
Шарики.
В нашем приборе используется шаровая
опора, она позволяет пружине
равномерно деформироваться и дает
значительно меньшие
Электросоединитель.
Чтобы обеспечить электрический выход тензорезистора к АЦП применяем обыкновенный электросоединитель (вилка) серии 2РМГ конструктивное исполнение: 2РМГ14Б4Ш1Е2 ОАО «Завод АТЛАНТ». Вилки предназначены для внутреннего монтажа, для работы в электрических цепях постоянного, переменного (до 3 МГц) и импульсного токов при напряжении до 700В и токовых нагрузках до 150А (суммарно).
Корпус.
Выбор корпуса чаще всего зависит от предназначения прибора. Он должен отвечать различным требованиям, которые часто конфликтуют между собой. Надежность и дешевизна металлических корпусов до сих пор остается решающим фактором. Поэтому для нашего прибора выберем корпус из нержавеющей стали ГОСТ 5582-75. Размеры корпуса зависят от размера датчика, однако необходимо обеспечить минимальные размеры.
Все крепления и крепежные
4.5 Расчет различных параметров прибора.
Функция положения
Из расчета мембраны нам известна зависимость p(ω), но не известна ω(p). Найдем ее с помощью программного пакета WolframAlpha.
Функция преобразования деформации тензорезистора.
Исходное уравнение имеет вид: dR/R = KПР dl/l, где KПР для константана равно 2,1
Интегрируем: ∫dR/R = ∫KПР dl/l, т.к. ∆R/R=ξ(ε), то интегралы будут определенными и равны: lnRК/RН= KПР εЧ, где εЧ – деформация чувствительного элемента.
Конечная формула: ∆R/R=e^( KПР εЧ) -1 или ξ(ε)=e^(Kε)-1, при Kε= KПР KПЕР.Ч.
Приближенная формула ∆R/R= KПР εЧ.
При помощи программного пакета WolframAlpha получена конечная зависимость:
5. Проверочные расчеты проектируемого прибора.
5.1 Проектирование модели в
Проектируем модель:
Вид 1:
Вид 2:
Вид 3:
Напряжения:
Максимальное напряжение: 210 302 00 Н/м2
Деформации:
Перемещения:
Максимальное перемещение
Запас прочности:
5.2 Оценка погрешностей прибора.
Суммарная погрешность прибора – это очень сложная погрешность, состоящая из множества погрешностей, вызванных различными факторами.
1. Инструментальные ошибки возникают вследствие несовершенства
изготовления механизма высотомера, износа
деталей и изменения упругих
свойств чувствительного элемента.
Они определяются в лабораторных условиях.
По результатам лабораторной проверки
составляются таблицы, в которых указываются
значения инструментальных поправок для
различных высот полета.
2. Аэродинамические ошибки
являются результатом неточного измерения
атмосферного давления на высоте полета
из-за искажения воздушного потока в месте
его приема, особенно при полете на больших
скоростях. Эти ошибки зависят от скорости
полета, типа приемника воздушного давления
и места его расположения. Этот вид ошибок
не зависит от типа чувствительных элементов
барометрического высотомера и ликвидируется
различными конструкторскими решениями.
3. Методические ошибки
обусловлены несовпадением фактического
состояния атмосферы с данными, положенными
в основу расчета шкалы высотомера: давление
воздуха P0= 760 мм рт. ст., температура
T0= 15°С, температурный вертикальный
градиент tgr= 6,5° на 1000 м высоты.
Методические ошибки включают три составляющие.
Первая – барометрическая ошибка. В полете
барометрический высотомер измеряет высоту
относительно того, уровня, давление которого
установлено на шкале. Он не учитывает
изменение давления по маршруту. Обычно
атмосферное давление в различных точках
земной поверхности в один и тот же момент
неодинаковое. Поэтому истинная высота
будет изменяться в зависимости от распределения
атмосферного давления у Земли. При падении
атмосферного давления по маршруту истинная
высота будет увеличиваться, при повышении
давления - уменьшаться, т. е. возникает
барометрическая ошибка, обусловленная
непостоянством атмосферного давления
у Земли. Ошибка учитывается следующим
образом: перед вылетом - установкой стрелок
высотомера на нуль; перед посадкой - установкой
на высотомере давления аэродрома посадки;
при расчете высот - путем учета поправки
на изменение атмосферного давления. Причиной
второй составляющей методической ошибки
Нтемп является несоответствие
фактического распределения температуры
воздуха с высотой стандартным значениям,
принятым в расчете механизма высотомера.
Температурная ошибка особенно опасна
при полетах на малых высотах и в горных
районах в холодное время года. Третья
составляющая - возникает потому, что высотомер
в продолжение всего полета указывает
высоту не над пролетаемой местностью,
а относительно уровня изобарической
поверхности, атмосферное давление которого
установлено на приборе. Чем разнообразнее
рельеф пролетаемой местности, тем больше
будут расходиться показания высотомера
с истинной высотой.
Однако в нашей конструкции используется
тензорезистор с высокой чувствительностью,
высокая точность и линейность характеристики
преобразования «давление-напряжение».
А тензомост позволяет исключить погрешности
связанные с передачей данных. Электронная
составляющая прибора позволяет ему компенсироваться
методические ошибки, и облегчить пилоту
полет.
Через программный пакет SolidWorks мы смогли составить таблицу инструментальных поправок для различных высот полета.
Высота, м |
Погрешность, м |
Высота, м |
Погрешность, м |
Высота, м |
Погрешность, м |
Высота, м |
Погрешность, м |
0 |
10 |
2400 |
40 |
4800 |
50 |
8400 |
70 |
300 |
10 |
2700 |
40 |
5100 |
50 |
9000 |
70 |
600 |
15 |
3000 |
40 |
5400 |
50 |
9600 |
70 |
900 |
20 |
3300 |
40 |
5700 |
50 |
10200 |
80 |
1200 |
30 |
3600 |
40 |
6000 |
50 |
10800 |
80 |
1500 |
30 |
3900 |
40 |
6600 |
60 |
11400 |
80 |
1800 |
30 |
4200 |
50 |
7200 |
60 |
12000 |
80 |
2100 |
40 |
4500 |
50 |
7800 |
60 |
12600 |
100 |
6. Выводы:
В данной курсовой работе проектировался датчик высоты полета самолета. Чувствительным элементом датчика, воспринимающим атмосферное давление, является мембрана, а точнее анероидная коробка, состоящая из двух мембран, спаянных по краям. Были выбраны и обоснованы оптимальные размеры мембраны, материал – бериллиевая бронза, гофр, и тд. Построены характеристики мембраны и проанализирован максимальный прогиб.
Вторым чувствительным элементом
прибора стала пружина. Она помогает
преобразовать деформацию мембранной
коробки в деформацию «растяжения-сжатия»
и позволяет наиболее точно передать
ее другому чувствительному
Самым главным достоинством конструкции является использование тензорезистора в качестве преобразователя «давление-электрический сигнал».
Устаревшие модели высотометров имеют очень много факторов влияющих на их правильную работу, что приводит к большой общей суммарной погрешности прибора. Однако в нашей конструкции используется тензорезистор с высокой чувствительностью, высокой точностью и линейностью характеристики преобразования «давление-напряжение». А тензомост позволил исключить погрешности связанные с передачей данных. Электронная составляющая прибора компенсировала методические ошибки, тем самым облегчила пилоту полет.
С помощью новейшего программного
пакета SolidWorks прибор был воссоздан, а так
же исследован на максимальные напряжения,
прогиб и деформацию. Программа позволила
оценить верность проектировки, внести
изменения, оценить погрешность, оценить
запас прочности и многое другое.
Решающие преимущества проектируемого
датчика является компактность, невысокая
стоимость (при серийном производстве),
высокая надежность и простота эксплуатации.
Таким образом, электронный высотомер
имеет огромное количество преимуществ,
в том числе: устойчивость к вибрации и
ударам, возможность автоматической установки
на ноль, возможность автоматической корректировки,
прямой интерфейс с электронной системой
навигации.
7. Список литературы.
Андреева Л.Е. Упругие элементы приборов. – М.: Машгиз, 1962. - 456с
Пономарев С.Д. Расчет упругих элементов машин и приборов. – М.: Машиностроение, 1980. – 326с.
Клокова Н.П. Тензорезисторы: Теория, методики расчета, разработки. – М.: Машиностроение, 1990. – 224с.
Интернет – ресурсы
Программные пакеты:
Компас-3D V13
SolidWorks Premium 2010
WolframAlpha