Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:40, курсовая работа
Основным прибором на самолете, без которого не может решаться ни одна пилотажная и навигационная задача – это прибор для измерения высоты – высотомер или альтиметр. Наиболее отработанный метод измерения этой величины – барометрический.
1 Введение 02
2 Техническое задание на курсовую работу 03
3 Назначение устройства. Краткое описание. 04
3.1 Назначение устройства………………..……………………………………….…. 04
3.2 Принцип действия…………………… ………………………………….………... 05
4 Проектировочный расчет 06
4.1 Расчет чувствительного элемента – мембрана...………………………….… 06
4.2 Подбор чувствительного элемента – плоская пружина………………………14
4.3 Выбор тензорезистора ……………………..……………….................………….15
4.4 Дополнительные элементы прибора ………………………….............………..17
4.5 Расчет различных параметров прибора ………………………….............……18
5 Проверочные расчеты проектируемого прибора 19
5.1 Проектирование модели в программном пакете SolidWorks ……..……….. 19
5.2 Оценка погрешностей прибора……………………...……………………….….. 24
6 Выводы 26
7 Список литературы 27
Содержание
1 Введение
2 Техническое задание
на курсовую работу
3 Назначение устройства.
Краткое описание.
04
3.1 Назначение устройства………………..………………………………
3.2 Принцип действия…………………… ………………………………….………... 05
4 Проектировочный расчет
4.1 Расчет чувствительного элемента – мембрана...………………………….… 06
4.2 Подбор чувствительного элемента – плоская пружина………………………14
4.3 Выбор тензорезистора ……………………..………………..............
4.4 Дополнительные элементы прибора ………………………….............………..17
4.5 Расчет различных параметров прибора ………………………….............……18
5 Проверочные расчеты
проектируемого прибора
5.1 Проектирование модели в программном пакете SolidWorks ……..……….. 19
5.2 Оценка погрешностей
прибора……………………...……………………….….
6 Выводы
7 Список литературы
Основным прибором на самолете, без которого не может решаться ни одна пилотажная и навигационная задача – это прибор для измерения высоты – высотомер или альтиметр. Наиболее отработанный метод измерения этой величины – барометрический. Барометрический метод измерения высоты полета базируется на зависимости абсолютного давления в атмосфере р от высоты Н.
рис.1 Классификация высот полета по уровню начала отсчета
Высотой полета называется измеренное по вертикали расстояние между летальным аппаратом и некоторой поверхностью, принятой за начало отсчета. При полетах различают абсолютную, истинную, относительную и барометрическую высоты. Абсолютная высота – это высота над уровнем моря, она не зависит от рельефа местности. Истинная высота – это высота летального аппарата над пролетаемой местностью. Относительная высота – это высота относительно места взлета или посадки. Барометрическая высота – это высота относительно места с заданным атмосферным давлением.
Знание высоты летательного аппарата необходимо, прежде всего, для пилотирования, чтобы избежать столкновения с различными объектами. На летательных аппаратах используются высотомеры как визуальные, так и в виде датчиков, дающих электрические сигналы, пропорциональные высоте.
В курсовой работе предполагается выполнение следующих расчетов:
3. Назначение устройства. Краткое описание.
3.1 Назначение.
Высотомер – пилотажно-навигационный прибор, указывающий высоту полета. В частности, барометрический высотомер предназначен для определения барометрической высоты или относительной высоты полёта. Применяется во всех летальных аппаратах, для определения истинной высоты полета и возможности. Один из главных приборов для возможности слепого полета.
По ТЗ условие эксплуатации высотомера УХЛ3, что означает, что прибор имеет исполнения для эксплуатации в макроклиматических районах с умереннохолодным климатом. Температуру, влажность воздуха и категорию размещения регламентирует ГОСТ 15150-69:
нижнее предельное: -10°С, верхнее предельное +45°С;
Так же в ТЗ задана степень защиты IP62, расшифруем:
3.2 Принцип действия.
Принцип действия барометрического
высотомера основан на измерении
давления атмосферы. Известно, что с
увеличением высоты уменьшается
и текущее атмосферное
Основными узлами высотомера являются чувствительный элемент, передаточно-множительный механизм, индикаторная часть, механизм установки начального давления, герметический корпус.
На рисунке показана кинематическая схема типичного двухстрелочного высотомера.
рис.2 Кинематическая схема двухстрелочного высотомера: 1— барометрическая шкала; 2 — плоская пружина; 3, 12 — биметаллические компенсаторы; 4 — тяга; 5 — противовес; 6 — блок анероидных коробок; 7 — волосок; 8 — большое зубчатое колесо; 9 — кремальера; 10 — полая ось; 11 — трубка; 13 — малое зубчатое колесо; 14 — сектор; 15 — валик; 16 — основание
Анероидные коробки, являющиеся чувствительным элементом высотомера, реагируют на статическое давление на высоте полета, подаваемое в корпус прибора. При изменении высоты полета, коробка деформируется, деформация коробок через укрепленный в верхнем жестком центре биметаллический компенсатор первого рода, тягу, биметаллический компенсатор второго рода передается на валик. При повороте валика поворачивается зубчатый сектор, который вращает трубку и большое зубчатое колесо, тепленное с малым зубчатым колесом. На оси колеса укреплена большая стрелка прибора.
Однако в данной работе предложено использовать тензорезистор полупроводниковый. Поэтому прибор будет иметь более современный вид. Приёмной частью будет служить металлическая коробка с гофрированными (для большей подвижности центра) мембранами, внутри которой создано разрежение. В качестве передаточно-множительного механизма будет выступать плоская пружина. При повышении атмосферного давления коробка будет сжиматься и тянуть прикрепленную к ней пружину; при понижении давления коробка будет раздуваться, толкая пружину. В месте наибольшего растяжения – сжатия будут приклеены тензорезисторы, составляя мостовую схему Уитстона, которая осуществит измерение разности напряжений на выходе при помощи АЦП. АЦП, преобразовав сигнал в текущее значение высоты, будет выводить его на экран дисплея.
Функциональная схема
рис.3 Функциональная схема проектируемого устройства.
«1» – мембранная коробка, преобразующая давление р в перемещение ω жесткого центра коробки, ω=f1(p).
«2» – передаточно-множительный механизм, преобразующий перемещение центра мембранной коробки ω в растяжение пружины s, s=f2(ω).
«3» – тензорезистор полупроводниковый, преобразующий растяжение пружины в изменение отношений сопротивлений, R1 / R2 =f3(s).
«4» – электрическая схема, которая преобразует отношение сопротивлений в изменение отношения напряжений, U1 / U2 =f4(R1 / R2).
«5» – Аналогово-цифровой преобразователь, который преобразует аналоговый сигнал в дискретный код (значение текущей высоты).
4. Проектировочный расчет.
4.1 Расчет чувствительного элемента – мембрана.
Максимальная высота среднестатистического самолёта равна 12 км. Давление при такой высоте равна P=24404 Па, а температура t=-56,5°С. Из этих условий мы будем выбирать мембрану.
В качестве материала для мембранной коробки выберем бериллиевую бронзу БрБ-2.5, которая обеспечит высокие упругие свойства. Бериллиевые бронзы часто используют в авиастроении для изготовления ответственных деталей устройств и машин, подвергающихся совместному воздействию высоких переменных нагрузок и переменных температур. Глубина гофров не должна быть глубокой – это связано с тем, что она вызывает уменьшение прогибов на начальном участке упругой характеристики, и мы не сможем измерить прогиб с определенной точностью. Толщина мембраны подбирается исходя из критического допустимого давления, при котором мембрана не деформируется. Таким образом подберем гофрированную мембрану с синусоидальным профилем и со следующими параметрами:
R=0.025 м – радиус мембраны;
h=0.00014 м – толщина мембраны;
H=0.00075 м – глубина гофра;
l=0.0066 м – длина волны профиля;
рис.4 График минимальной допускаемой толщины материала мембранных коробок.
Необходимое условие допустимой толщины материала выполняется.
Характеристика
В нашем случае в качестве чувствительного элемента задана мембранная коробка. Характеристику гофрированной мембраны синусоидального профиля можно определить по формуле:
p – измеряемое давление [Па]
ω – прогиб центра мембраны [м]
R – радиус мембраны [м]
a,b – коэффициенты, зависящие от формы мембраны
E – модуль упругости материала ()
μ – коэффициент Пуассона (μ=0.3)
Рассчитаем коэффициенты:
для синусоидального профиля;
Подставляя все известные значения в характеристику, получим:
Нуль высоты соответствует нормальному барометрическому давлению, а именно 760 мм ртутного столба, 1 атмосфера или 101325 Па. Наибольший прогиб мембраны будет в нуле, так как зависимость давления от высоты выражается стандартной барометрической формулой:
рис.5 График зависимости давления от высоты.
Наибольший прогиб:
рис.6 График зависимости p(ω) ωmax=1.34мм при p=101325 Па
Радиус жесткого центра мембраны: .
Рассчитаем коэффициенты , по следующим формулам:
Относительный радиус жесткого центра
Отсюда по таб.25 стр.292 «Упругие элементы приборов» Л.Е. Андреева, 1962г находим коэффициенты Откуда найдем относительную эффективную площадь мембраны:
При максимальном прогибе:
Чувствительность мембраны:
Относительная чувствительность мембраны:
Нелинейность η найдем по обобщенному графику на фиг.158 стр.299 «Упругие элементы приборов» Л.Е. Андреева, 1962г, определяя и , η≈1%
Коэффициент запаса определяется как:
При D/h=375 разрушающее давление тогда коэффициент запаса по разрушению равен:
рис.7 Эффективная площадь от величины прогиба F(ω) при ωmax=1.34мм F=511.5 мм2
Для расчета мембраны воспользуемся программным пакетом SolidWorks, машиностроительное моделирование, и исследуем ее с помощью SimulationXpress.
Закрепим нашу мембрану и нагрузим ее давлением в 1 атмосферу.
Статическое перемещение мембраны:
Максимальный прогиб: 4.433 мм
Статическое узловое напряжение:
Максимальное напряжение: 184 231 000 Н/м2
Запас прочности: 1,5.
В своей работе я использую мембранную коробку, состоящую из двух одинаковых спаянных по краю мембран, так как у такой анероидной коробки ход вдвое больше, а так же внутренняя полость соединена с измеряемым давлением (разделение сред).
Жесткий центр мембраны:
Материал для жесткого центра мембраны выбираем углеродистую сталь СтО ГОСТ 380-94. Жестких центра у нашей коробки два. В одном из них (жесткий центр А) проделывается отверстие для трубочки, чтобы обеспечить вакуум внутри анероидной коробки, после завершения этой процедуры, трубочку отрезают, а ее конец запаивают или зажимают. Так же для нашей конструкции необходимо сделать выемки для шаровой опоры во обоих жестких центрах. Размеры и радиус жесткого центра определяются размерами мембраны и конструктивными особенностями прибора. Их значения указаны на чертежах (см. приложение к курсовой работе).