Структура государственного радиовещания России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:13, реферат

Краткое описание

Процессы трансформации радиовещания были обусловлены новой направленностью деятельности радиостанций - удовлетворение потребностей аудитории, соответствие ее интересам. На смену «универсальному», «массовому» вещанию приходит специализация на определенном сегменте аудитории, которая в свою очередь становится фактором, способствующим возникновению типологического разнообразия радиостанций.

Файлы: 1 файл

Реферат Рюхов ТИТ.docx

— 127.10 Кб (Скачать)

     Коммерческое радиовещание, как один из новых для России видов деятельности СМИ представляет собой новое общественное явление, обладает рядом существенных качеств, отличающихся от государственных общественных радиовещаний.

     К ним можно отнести следующие:

     а.) Структура и программа коммерческих радиовещаний более насыщены и многообразны, начиная от информационных передач до розыгрышей в эфире;

     б.) Информационная программа коммерческого радиовещания — это четкое разделение факта и комментария, абсолютная оперативность, иногда опережающая информация, достоверность, максимальное использование различных источников;

     в.) Большинство радиостанций вещают на FM-диапазоне, коммерческие радиостанции представляют для слушателей более качественные музыкальные программы с разнообразным пристрастием и вкусом, но это зависит от формата радиостанции;

     г.) По своим тематическим характеристикам, жанровым формам программы коммерческих радиовещаний в большей или меньшей степени отличаются от других насыщенностью и многообразием передач в эфире;

     д.) Узкий формат, как коммерческой радиостанции, так и коммерческому учреждению, выгодно, если аудитория будет более однородной. Это облегчает его выход в эфире на конкретную целевую группу слушателей, которая является одновременно потребителем продукции, рекламирующей данную радиостанцию. Основная особенность, которая формирует состав аудитории коммерческих радиостанций,— сильная восприимчивость к новым формам и содержанию передач. е.) Наличие более жесткой и оперативной обратной связи с аудиторией.

     На основе макросреды формируется социальная потребность удовлетворение потребностей общества в виде оперативной и интересной информации; удовлетворение потребностей различных социальных групп в развлекательной сфере; обеспечение интересов коммерческих фирм, учреждений, организаций или частных лиц, заинтересованных в размещении рекламы. Таким образом, институт коммерческого радиовещания появился не случайно, его становление сопровождается формированием у него социальных функций, которые отражают его роль в обществе.

     Различают два типа информационно-музыкальных станции:

     1. «Многопрофильные информационно-музыкальные станции»

     Основой эфира «многопрофильных» станций являются информационные и аналитические передачи. Основная функция журналистов – не формирование настроения у слушателя, а информирование, непосредственное общение, как со слушателем, так и с гостями студии, просвещение, анализ текущих событий. При этом ведущему данной станции нужно помнить, что ему следует не «рекламировать» себя и свои знания, а помогать аудитории получать информацию, комментарии аналитиков, компетентных гостей программы. Его задача – быть посредником между слушателем и источником информации.

     Ведущий «многопрофильной» станции, как правило, только ведет эфир, то есть говорит в микрофон, отвечая за информационное наполнение вещательного дня, в то время как «раскрашиванием» эфира с помощью музыки, фирменных джинглов занимается звукооператор, который сидит напротив за микшерным пультом.

     На подобных станциях гораздо меньше музыкальной техники, а в фонотеке помимо популярной музыки наличествует классическая, авангардная, джазовая, этническая, так как станция не ограничена тем или иным форматом, а музыка не основа, а фон для эфира. Примерами данной станции могут служить Маяк и Радио России.

     2. «Локальные (коммерческие) информационно-музыкальные станции»

     Локальные информационно-музыкальные радиостанции основной упор делают на музыку – как самую «горячую», то есть имеющую в данный момент наибольший коммерческий успех, так и на популярные русские и зарубежные хиты прошлых лет. Этим они принципиально отличаются от «многопрофильных» станций, где главным наполнителем эфира являются различные новости, общественно-политические и просветительские передачи и в последнюю очередь – авторские музыкальные передачи. Если говорить о процентном соотношении музыки и слова, то в эфире «локальных» коммерческих информационно-музыкальных радиостанций присутствует в среднем 70% музыки и 30% - информации, в случае «многопрофильных» станций – 70% информации и 30% музыки. Этот аспект влияет и на подбор эфирных ведущих. Так как «локальные» информационно-музыкальные радиоканалы в основном ориентируются на довольно молодого, энергичного слушателя, то, следовательно, и основной контингент ведущих ди-джеев и ведущих новостей – молодые люди от 20 до 30 лет. «Многопрофильные» же радиостанции предпочитают «видеть» в своей эфирной студии не слишком молодых, интеллигентных, эрудированных ведущих, с богатым жизненным опытом, умеющих быть интересными собеседниками, как для молодого, так и для более взрослого слушателя, интересующегося, прежде всего событиями в стране и за рубежом, стремящегося постоянно быть в курсе всех новостей.

     На «локальной» коммерческой информационно-музыкальной радиостанции работа ведущего совмещена с работой звукоинженера, что редко бывает на «многопрофильных» станциях. Для «многопрофильных» станций характерно раздельное расположение аппаратной и вещательной студии, то есть ведущий, а также гости находятся в звукоизолированном помещении, где размещаются микрофоны. Одна из основных заповедей ди-джея – не допустить никаких, даже секундных, пауз в эфире. Это один из компонентов так называемого «слушательского комфорта». Оптимальное радийное звучание – отчетливое, дружелюбное, ненапряженное и уверенное – не заставят слушателя сомневаться в станции и продукции, которую она рекламирует. У ди-джея всегда перед глазами есть «плей-лист»8, где указаны все параметры: порядок песен, их категория, длительность звучания, плавная или резкая концовка. Таким образом, ведущие эфира отражают стиль своей радиостанции.

     Типологический анализ радиостанций по типу вещания в Сети 

     Анализ большого количества представленных в Сети радиостанций позволяет определить типологическую классификацию радиостанций по типу их вещания в Интернете.

     К первой типологической группе относятся станции, на сайтах которых представлены лишь аудиофайлы программ, идущих в эфир в он-лайне. Такой способ распространения программ создает дополнительную возможность для получения пользователем радийной информации, но отнюдь не заменяет радиостанцию как таковую. Иначе говоря, такой сайт является не самостоятельным СМИ, а лишь сетевым дополнением к эфирной радиостанции. Данных сетевых «приложений» довольно много. Это обусловлено дешевизной и относительной простотой подобного позиционирования в Сети. Требуется только создание веб-пространства для размещения непосредственно оболочки сайта и аудиозаписей отдельных программ, транслируемых в онлайновых радиоэфирах.

     Во вторую типологическую группу входят радиостанции, которые наряду с эфирным вещанием ведут трансляции в Сети. Данный тип станций наиболее распространен. Это вещание также не требует создания особых редакций, большого количества сотрудников, обслуживающих канал. Достаточным может быть наличие в штате одного специалиста, способного настроить программное обеспечение для оцифровки и передачи в Интернет эфирных радиопрограмм. В качестве примера таких станций можно, в первую очередь, привести большое количество музыкальных радиостанций: «Европа плюс», «Русское Радио», «Радио 7» и т.д.

     И, наконец, третий тип станций – Net-радио – это радиостанции, не имеющие аналогов в он-лайне и существующие только в Интернете. Как уже отмечалось, подобный тип вещания появился, с учётом стремительности темпов развития коммуникационных технологий, достаточно давно – в середине 1990-х гг. Однако для России и стран СНГ он может считаться относительно новым и только «набирающим обороты». Примерами Net-радио являются: радио «Радио 101», «Чистое радио», «SunRadio». Исследователи делают относительно Net-радиовещания хорошие прогнозы, считая его выгодным и привлекательным по ряду признаков, в первую очередь, экономических. Радиостанция, использующая этот вариант вещания, является низкозатратным предприятием (по сравнению с аналогичными он-лайновыми вещательными организациями). Этим данный вариант привлекает к себе не только медийные организации, реализующие в Сети большие коммерческие проекты, но и инициативные группы граждан (например, молодежные группировки), не ставящие своей целью извлечение прибыли. Сегодня простота и относительная дешевизна «Net-вещания»9, открытость сетевой среды предоставляют возможность всем желающим создавать частные (даже индивидуальные), независимые некоммерческие радиовещательные Интернет-каналы, что способствует наблюдаемому ныне процессу демократизации медиадискурса.

     Требования, в первую очередь экономические, для реализации проектов радиовещания в Сети относительно невысоки. В отличие от привычного радио, где фактическому началу вещания предшествует долгий путь (регистрация юридического лица, регистрация средства массовой информации, получение необходимой частоты для ведения вещания, получение двух лицензий на право вещания и трансляцию звуковых программ, а также разрешение на использование радиочастот), для начала Net-вещание не требуется получение дополнительных лицензий. Исключение составляют те случаи, когда сетевое радио используется с целью извлечения прибыли.

     Важно также отметить, что у современного вещания существует еще один широко практикуемый, особенно региональными станциями, вид позиционирования в сети Интернет: создание так называемого «сайта-визитки». Данный феномен мы не имеем права относить к только что выстроенной нами типологии по той причине, что «сайты-визитки» выполняют лишь информаторскую функцию и к вещанию как таковому отношения не имеют. Они представляют собой интернет-страницы, выполняющие роль рекламного агента и справочника, знакомящие пользователя с работой онлайновой станции, режимом ее работы, программой передач, ведущими. Их основная цель – привлечение слушателей к радиостанции.

     Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать выводы о том, что радиовещание в Интернете имеет целый ряд преимуществ по сравнению с традиционным радио.

     Во-первых, стоит отметить не просто значительное расширение охвата аудитории, а размывание каких-либо ее границ в этой связи, что позволяет транслировать передачи и открывать доступ к аудиоархивам для пользователей во всем мире.

     Во-вторых, сетевые технологии позволяют также визуализировать аудиоинформацию, путем размещения ее на страницах сайтов компаний. Вещание в области рекламной деятельности выходит на новый качественный уровень, используя графические представления товаров, которые ранее по ряду причин невозможно было прорекламировать вербально.

     В-третьих, размещение сайтов радиостанций в Сети и использование новейших технологий в области коммуникации позволяет оптимально реализовывать принцип интерактивности и создавать связи нового типа, недоступные радиовещанию ранее – «слушатель–слушатель».

     В-четвертых, радио в Интернете является низкозатратным, относительно его традиционного предшественника, предприятием. Это происходит по причине отсутствия необходимости дополнительного лицензирования, аренды больших площадей и приобретения дорогостоящего оборудования для ведения трансляций в Интернете.

     В-пятых, именно благодаря новейшим технологиям в области коммуникации появляется такое новое явление, как подкастинг, позволяющее слушателям становиться не просто пассивными потребителями информации, но активными участниками коммуникации.

           Состояние и перспективы развития радиовещания в России в начале XXI век 

     Ускоренная информатизация общества на рубеже веков выдвигает новые требования к системам звукового радиовещания. Наряду с использованием традиционных технических средств в длинноволновом (ДВ), средневолновом (СВ) и коротковолновом (КВ) диапазонах внедряются спутниковые системы аналогового и цифрового радиовещания.

     Переход к цифровой обработке сигналов в современных информационных системах позволяет достичь нового уровня, как по качеству программ, так и по их универсальности и энергетическим характеристикам.

     В зависимости от мощности передатчиков и диапазона рабочих частот, передатчики с амплитудной модуляцией (АМ) обеспечивают вещание для населения не только России, но и многих стран мира.

     Состояние передающей сети АМ-вещания в настоящее время оставляет желать лучшего из-за несоответствия передающих устройств современным требованиям:

     - отсутствия режима однополосной передачи;

     - невозможности регулировки уровня несущей, позволяющей улучшить условия электромагнитной совместимости и уменьшить энергопотребление,

     - отсутствия устройств автоматического обслуживания;

     - низкого коэффициента полезного действия, не превышающего 50%, по сравнению с современными передатчиками, имеющими КПД 85-90%;

     - отсутствия режима передачи специальных цифровых сигналов, подвергающихся спектральному сжатию по методу MPEG.

     Следует учесть и физическую изношенность около 60% передатчиков, находящихся в эксплуатации. Перечисленные выше причины и физическая изношенность, а также и «старение» передающих устройств, низкая эффективность из-за малого КПД передатчиков требуют полной модернизации радиовещательных сетей ДВ-, СВ- и КВ-диапазонов. Испытания современного передающего оборудования при передаче цифровых сигналов с современными методами модуляции, проведённые во Франции, в США и в России в период 2005-2007 гг., показали, что при приёме сигналов на специальные цифровые приёмники есть возможность уменьшить мощность излучения передатчиков на порядок. Это означает, что и экономия на электроэнергии возрастёт на порядок. Учитывая огромный парк бытовых приёмников, рассчитанных на аналоговый сигнал с амплитудной модуляцией (АМ), в настоящее время ведутся работы по созданию специальной приставки к ним, позволяющей принимать сигналы цифрового вещания. Эта приставка будет доступна по цене для широких слоёв населения.

Информация о работе Структура государственного радиовещания России