Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:13, реферат
Процессы трансформации радиовещания были обусловлены новой направленностью деятельности радиостанций - удовлетворение потребностей аудитории, соответствие ее интересам. На смену «универсальному», «массовому» вещанию приходит специализация на определенном сегменте аудитории, которая в свою очередь становится фактором, способствующим возникновению типологического разнообразия радиостанций.
Коммерческое радиовещание, как один из новых для России видов деятельности СМИ представляет собой новое общественное явление, обладает рядом существенных качеств, отличающихся от государственных общественных радиовещаний.
К ним можно отнести следующие:
а.) Структура и программа коммерческих радиовещаний более насыщены и многообразны, начиная от информационных передач до розыгрышей в эфире;
б.) Информационная программа коммерческого радиовещания — это четкое разделение факта и комментария, абсолютная оперативность, иногда опережающая информация, достоверность, максимальное использование различных источников;
в.) Большинство радиостанций вещают на FM-диапазоне, коммерческие радиостанции представляют для слушателей более качественные музыкальные программы с разнообразным пристрастием и вкусом, но это зависит от формата радиостанции;
г.) По своим тематическим характеристикам, жанровым формам программы коммерческих радиовещаний в большей или меньшей степени отличаются от других насыщенностью и многообразием передач в эфире;
д.) Узкий формат, как коммерческой радиостанции, так и коммерческому учреждению, выгодно, если аудитория будет более однородной. Это облегчает его выход в эфире на конкретную целевую группу слушателей, которая является одновременно потребителем продукции, рекламирующей данную радиостанцию. Основная особенность, которая формирует состав аудитории коммерческих радиостанций,— сильная восприимчивость к новым формам и содержанию передач. е.) Наличие более жесткой и оперативной обратной связи с аудиторией.
На основе макросреды формируется социальная потребность удовлетворение потребностей общества в виде оперативной и интересной информации; удовлетворение потребностей различных социальных групп в развлекательной сфере; обеспечение интересов коммерческих фирм, учреждений, организаций или частных лиц, заинтересованных в размещении рекламы. Таким образом, институт коммерческого радиовещания появился не случайно, его становление сопровождается формированием у него социальных функций, которые отражают его роль в обществе.
Различают два типа информационно-музыкальных станции:
1. «Многопрофильные информационно-музыкальные станции»
Основой эфира «многопрофильных» станций являются информационные и аналитические передачи. Основная функция журналистов – не формирование настроения у слушателя, а информирование, непосредственное общение, как со слушателем, так и с гостями студии, просвещение, анализ текущих событий. При этом ведущему данной станции нужно помнить, что ему следует не «рекламировать» себя и свои знания, а помогать аудитории получать информацию, комментарии аналитиков, компетентных гостей программы. Его задача – быть посредником между слушателем и источником информации.
Ведущий «многопрофильной» станции, как правило, только ведет эфир, то есть говорит в микрофон, отвечая за информационное наполнение вещательного дня, в то время как «раскрашиванием» эфира с помощью музыки, фирменных джинглов занимается звукооператор, который сидит напротив за микшерным пультом.
На подобных станциях гораздо меньше музыкальной техники, а в фонотеке помимо популярной музыки наличествует классическая, авангардная, джазовая, этническая, так как станция не ограничена тем или иным форматом, а музыка не основа, а фон для эфира. Примерами данной станции могут служить Маяк и Радио России.
2. «Локальные (коммерческие) информационно-музыкальные станции»
Локальные информационно-музыкальные радиостанции основной упор делают на музыку – как самую «горячую», то есть имеющую в данный момент наибольший коммерческий успех, так и на популярные русские и зарубежные хиты прошлых лет. Этим они принципиально отличаются от «многопрофильных» станций, где главным наполнителем эфира являются различные новости, общественно-политические и просветительские передачи и в последнюю очередь – авторские музыкальные передачи. Если говорить о процентном соотношении музыки и слова, то в эфире «локальных» коммерческих информационно-музыкальных радиостанций присутствует в среднем 70% музыки и 30% - информации, в случае «многопрофильных» станций – 70% информации и 30% музыки. Этот аспект влияет и на подбор эфирных ведущих. Так как «локальные» информационно-музыкальные радиоканалы в основном ориентируются на довольно молодого, энергичного слушателя, то, следовательно, и основной контингент ведущих ди-джеев и ведущих новостей – молодые люди от 20 до 30 лет. «Многопрофильные» же радиостанции предпочитают «видеть» в своей эфирной студии не слишком молодых, интеллигентных, эрудированных ведущих, с богатым жизненным опытом, умеющих быть интересными собеседниками, как для молодого, так и для более взрослого слушателя, интересующегося, прежде всего событиями в стране и за рубежом, стремящегося постоянно быть в курсе всех новостей.
На «локальной» коммерческой информационно-музыкальной радиостанции работа ведущего совмещена с работой звукоинженера, что редко бывает на «многопрофильных» станциях. Для «многопрофильных» станций характерно раздельное расположение аппаратной и вещательной студии, то есть ведущий, а также гости находятся в звукоизолированном помещении, где размещаются микрофоны. Одна из основных заповедей ди-джея – не допустить никаких, даже секундных, пауз в эфире. Это один из компонентов так называемого «слушательского комфорта». Оптимальное радийное звучание – отчетливое, дружелюбное, ненапряженное и уверенное – не заставят слушателя сомневаться в станции и продукции, которую она рекламирует. У ди-джея всегда перед глазами есть «плей-лист»8, где указаны все параметры: порядок песен, их категория, длительность звучания, плавная или резкая концовка. Таким образом, ведущие эфира отражают стиль своей радиостанции.
Типологический
анализ радиостанций
по типу вещания в Сети
Анализ большого количества представленных в Сети радиостанций позволяет определить типологическую классификацию радиостанций по типу их вещания в Интернете.
К первой типологической группе относятся станции, на сайтах которых представлены лишь аудиофайлы программ, идущих в эфир в он-лайне. Такой способ распространения программ создает дополнительную возможность для получения пользователем радийной информации, но отнюдь не заменяет радиостанцию как таковую. Иначе говоря, такой сайт является не самостоятельным СМИ, а лишь сетевым дополнением к эфирной радиостанции. Данных сетевых «приложений» довольно много. Это обусловлено дешевизной и относительной простотой подобного позиционирования в Сети. Требуется только создание веб-пространства для размещения непосредственно оболочки сайта и аудиозаписей отдельных программ, транслируемых в онлайновых радиоэфирах.
Во вторую типологическую группу входят радиостанции, которые наряду с эфирным вещанием ведут трансляции в Сети. Данный тип станций наиболее распространен. Это вещание также не требует создания особых редакций, большого количества сотрудников, обслуживающих канал. Достаточным может быть наличие в штате одного специалиста, способного настроить программное обеспечение для оцифровки и передачи в Интернет эфирных радиопрограмм. В качестве примера таких станций можно, в первую очередь, привести большое количество музыкальных радиостанций: «Европа плюс», «Русское Радио», «Радио 7» и т.д.
И, наконец, третий тип станций – Net-радио – это радиостанции, не имеющие аналогов в он-лайне и существующие только в Интернете. Как уже отмечалось, подобный тип вещания появился, с учётом стремительности темпов развития коммуникационных технологий, достаточно давно – в середине 1990-х гг. Однако для России и стран СНГ он может считаться относительно новым и только «набирающим обороты». Примерами Net-радио являются: радио «Радио 101», «Чистое радио», «SunRadio». Исследователи делают относительно Net-радиовещания хорошие прогнозы, считая его выгодным и привлекательным по ряду признаков, в первую очередь, экономических. Радиостанция, использующая этот вариант вещания, является низкозатратным предприятием (по сравнению с аналогичными он-лайновыми вещательными организациями). Этим данный вариант привлекает к себе не только медийные организации, реализующие в Сети большие коммерческие проекты, но и инициативные группы граждан (например, молодежные группировки), не ставящие своей целью извлечение прибыли. Сегодня простота и относительная дешевизна «Net-вещания»9, открытость сетевой среды предоставляют возможность всем желающим создавать частные (даже индивидуальные), независимые некоммерческие радиовещательные Интернет-каналы, что способствует наблюдаемому ныне процессу демократизации медиадискурса.
Требования, в первую очередь экономические, для реализации проектов радиовещания в Сети относительно невысоки. В отличие от привычного радио, где фактическому началу вещания предшествует долгий путь (регистрация юридического лица, регистрация средства массовой информации, получение необходимой частоты для ведения вещания, получение двух лицензий на право вещания и трансляцию звуковых программ, а также разрешение на использование радиочастот), для начала Net-вещание не требуется получение дополнительных лицензий. Исключение составляют те случаи, когда сетевое радио используется с целью извлечения прибыли.
Важно также отметить, что у современного вещания существует еще один широко практикуемый, особенно региональными станциями, вид позиционирования в сети Интернет: создание так называемого «сайта-визитки». Данный феномен мы не имеем права относить к только что выстроенной нами типологии по той причине, что «сайты-визитки» выполняют лишь информаторскую функцию и к вещанию как таковому отношения не имеют. Они представляют собой интернет-страницы, выполняющие роль рекламного агента и справочника, знакомящие пользователя с работой онлайновой станции, режимом ее работы, программой передач, ведущими. Их основная цель – привлечение слушателей к радиостанции.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать выводы о том, что радиовещание в Интернете имеет целый ряд преимуществ по сравнению с традиционным радио.
Во-первых, стоит отметить не просто значительное расширение охвата аудитории, а размывание каких-либо ее границ в этой связи, что позволяет транслировать передачи и открывать доступ к аудиоархивам для пользователей во всем мире.
Во-вторых, сетевые технологии позволяют также визуализировать аудиоинформацию, путем размещения ее на страницах сайтов компаний. Вещание в области рекламной деятельности выходит на новый качественный уровень, используя графические представления товаров, которые ранее по ряду причин невозможно было прорекламировать вербально.
В-третьих, размещение сайтов радиостанций в Сети и использование новейших технологий в области коммуникации позволяет оптимально реализовывать принцип интерактивности и создавать связи нового типа, недоступные радиовещанию ранее – «слушатель–слушатель».
В-четвертых, радио в Интернете является низкозатратным, относительно его традиционного предшественника, предприятием. Это происходит по причине отсутствия необходимости дополнительного лицензирования, аренды больших площадей и приобретения дорогостоящего оборудования для ведения трансляций в Интернете.
В-пятых, именно благодаря новейшим технологиям в области коммуникации появляется такое новое явление, как подкастинг, позволяющее слушателям становиться не просто пассивными потребителями информации, но активными участниками коммуникации.
Состояние и перспективы
развития радиовещания
в России в начале XXI
век
Ускоренная информатизация общества на рубеже веков выдвигает новые требования к системам звукового радиовещания. Наряду с использованием традиционных технических средств в длинноволновом (ДВ), средневолновом (СВ) и коротковолновом (КВ) диапазонах внедряются спутниковые системы аналогового и цифрового радиовещания.
Переход к цифровой обработке сигналов в современных информационных системах позволяет достичь нового уровня, как по качеству программ, так и по их универсальности и энергетическим характеристикам.
В зависимости от мощности передатчиков и диапазона рабочих частот, передатчики с амплитудной модуляцией (АМ) обеспечивают вещание для населения не только России, но и многих стран мира.
Состояние передающей сети АМ-вещания в настоящее время оставляет желать лучшего из-за несоответствия передающих устройств современным требованиям:
- отсутствия режима однополосной передачи;
- невозможности регулировки уровня несущей, позволяющей улучшить условия электромагнитной совместимости и уменьшить энергопотребление,
- отсутствия устройств автоматического обслуживания;
- низкого коэффициента полезного действия, не превышающего 50%, по сравнению с современными передатчиками, имеющими КПД 85-90%;
- отсутствия режима передачи специальных цифровых сигналов, подвергающихся спектральному сжатию по методу MPEG.
Следует учесть и физическую изношенность около 60% передатчиков, находящихся в эксплуатации. Перечисленные выше причины и физическая изношенность, а также и «старение» передающих устройств, низкая эффективность из-за малого КПД передатчиков требуют полной модернизации радиовещательных сетей ДВ-, СВ- и КВ-диапазонов. Испытания современного передающего оборудования при передаче цифровых сигналов с современными методами модуляции, проведённые во Франции, в США и в России в период 2005-2007 гг., показали, что при приёме сигналов на специальные цифровые приёмники есть возможность уменьшить мощность излучения передатчиков на порядок. Это означает, что и экономия на электроэнергии возрастёт на порядок. Учитывая огромный парк бытовых приёмников, рассчитанных на аналоговый сигнал с амплитудной модуляцией (АМ), в настоящее время ведутся работы по созданию специальной приставки к ним, позволяющей принимать сигналы цифрового вещания. Эта приставка будет доступна по цене для широких слоёв населения.
Информация о работе Структура государственного радиовещания России