Структура государственного радиовещания России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:13, реферат

Краткое описание

Процессы трансформации радиовещания были обусловлены новой направленностью деятельности радиостанций - удовлетворение потребностей аудитории, соответствие ее интересам. На смену «универсальному», «массовому» вещанию приходит специализация на определенном сегменте аудитории, которая в свою очередь становится фактором, способствующим возникновению типологического разнообразия радиостанций.

Файлы: 1 файл

Реферат Рюхов ТИТ.docx

— 127.10 Кб (Скачать)

     Представим следующие форматы:

     1. АС (Adult Contemporary) - современная музыка для взрослых. Самый распространенный формат. Его основная целевая аудитория - 25-45 лет. У этого формата есть субформаты:

     1.1 Soft AC - мягкий АС с преобладанием спокойных, лирических песен и малым количеством текущих хитов (тип старое «Ретро»), с целевой аудиторией 30-45 лет;

     1.2 Hot AC - горячий АС с преобладанием более ритмичной музыки и чуть большим количеством текущих хитов, с целевой аудиторией 25-35 лет.

     2. CHR (Contemporary Hit Radio) - современное хитовое радио с целевой аудиторией 12-25 лет.

     2.1 CHR/Pop - с преобладанием хитов в стиле поп (радио DFM);

     2.2 CHR/Rhythmic - с преобладанием ритмичной танцевальной музыки, танцующее радио (тип "Европа Плюс");

     2.3 Modern Rock oriented CHR - с преобладанием композиций в стиле современный рок и поп-рок (тип "Максимум"),

     3. Rock - Рок-радиостанции, в эфире которых преобладают композиции в стилях рок-н-рол и рок с целевой аудиторией 18-35 лет.

     3.1 AR (Active Rock) - активный рок и рок-н-рол с достаточно большим каталогом классических песен в этом стиле 70-х - 90-х годов

     4. Classical - классическая музыка (тип - самое первое «Радио Классика») с очень узкой целевой аудиторией без возраста;

     5. Oldies - ретроформат с целевой аудиторией от 45 лет (тип «Радио Ретро»),

       5. По тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам:

     а.) радиостанции универсального, или общего, характера;

     Программы, которых включают широкий спектр информационных, аналитических, общественно-политических, научно-популярных, художественных, музыкальных, просветительских, развлекательных и других передач, предназначенных для всех категорий слушателей, включая молодежную и детскую аудиторию.

     В системе государственного радиовещания — это «Радио России», где половину эфирного времени занимают информационные выпуски — «Вести», а остальное информационно развлекательные программы.

     б.) информационные радиостанции;

     Главным компонентом программ этих станций являются выпуски новостей, идущие в интенсивном режиме, оперативные комментарии, интервью, репортажи, обозрения.

     Примером может служить ветеран эфира круглосуточная информационно-музыкальная радиостанция «Маяк». Информация чередуется с музыкой. Каждые полчаса после позывных и джингла «Маяк-новости» звучат выпуски новостей, включающие самую оперативную информацию собственных корреспондентов и информационных агентств.

     в.) музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные станции, которые, в свою очередь, делятся по музыкальному формату;

     Говоря о новостном формате передач музыкальных радиостанций коммерческого диапазона, следует отметить, что информационные выпуски имеют практически все.

     Возможно, наконец, деление по рейтингу радиостанции, который отражает реальное отношение аудитории к тому или иному каналу, степень популярности станции у слушателей.

     Однако совершенно очевидно, что признаков, разделяющих радиостанции на виды и типы, гораздо больше, и только в совокупности и взаимосвязи их рассмотрения возможно точное описание типа радиостанции.

     Типологический анализ предполагает определение типологических признаков, присущих данному типу СМИ.

     Поэтому, типоформирующими признаками для него будут следующие.

     1. Владелец радиостанции, то есть, тот, кто финансирует вещание и получает разного рода прибыль. Согласно этому признаку можно выделить государственные, муниципальные, корпоративные, частные радиостанции.

     2. Цель вещания - главная идея, объединившая творческий коллектив и владельца радиостанции. Например, целью частной радиостанции, как правило, является получение финансовой прибыли от продажи рекламного времени, а целью муниципальной радиостанции - оперативное информирование горожан о работе городских структур и событиях внутригородского уровня.

     3. Аудитория. Имеется в виду ориентация на интересы той или иной категории населения.

     Определяется по месту жительства, возрасту, социальному положению, уровню образования, профессии и т. д. Аудиторию той или иной радиостанции условно можно разделить на:

     а) целевую - ту, на которую непосредственно обращено вещание целиком или конкретная программа;

     б) потенциальную, включающую тех, кто может быть слушателем этой радиостанции при определенных обстоятельствах;

     в) заинтересованную, объединяющую тех, кто финансирует деятельность радиостанции и принимает участие в ее работе;

     г) случайную, в составе которой те, кто случайно включил передачу радиостанции и остался на этой частоте.

     Таким образом, первая группа признаков отвечает на вопросы: кто, для кого и с какой целью осуществляет вещание. Все эти три признака неразрывно связаны друг с другом и в совокупности создают тип радиостанции.

     Следующая группа признаков - вторичные (зависимые) дает характеристику данного типа радиостанции. Точный выбор этих признаков и их составляющих во многом обеспечивает успех радиостанции. В эту группу признаков относятся следующие:

     1. Формат вещания. В это понятие входят: правильно выстроенная структура программирования вещания, точно подобранная музыкальная стратегия и манера ведения передач, наличие соответствующих этических и эстетических норм работы творческого коллектива.

     Формат определяет основу музыкального вещания, объем и содержание программного информационного и рекламного вещания, какой политики придерживаться – фоновой или агрессивной, на какого слушателя ориентироваться.

     2. Диапазон вещания. Правильно выбранный диапазон обеспечивает доступность радиостанции тому слушателю, на которого она ориентирована. В последние годы происходит увеличение числа радиостанций, вещающих в FM-диапазоне.

     3. Состав творческого коллектива. В зависимости от поставленных целей он формируется из профессиональных радиожурналистов, ди-джеев специализирующихся в определенной области.

     Ди-джей (аббревиатура от английского термина disc jockey)7 – это посредник между радиостанцией и аудиторией (для обозначения ведущего музыкального эфира существует еще один термин – модератор). Манера ведения эфира зависит не столько от личных установок ди-джея, сколько от общей концепции и стилистики конкретной радиостанции.

     Как известно, ведущий музыкальных программ (ди-джей) коммерческой информационно-музыкальной радиостанции – ее визитная карточка. Обязательным условием является то, что ди-джей прежде всего должен достаточно хорошо разбираться в той музыке, которая изо дня в день звучит на его родной радиостанции. Профессия ди-джея – это мультипрофессия. Он должен обладать определенными душевными качествами: быть незлобивым, уметь слушать других людей. Ди-джей должен быть гибким человеком. Это касается не только его стремления следить за потоком жизни, замечать в ней все новое, чтобы идти в ногу со своей аудиторией. Это поможет ему выйти из неловкой ситуации во время эфира. Помимо гибкости необходимо быть легким на подъем человеком и должен обладать молниеносной реакцией и способностью мгновенно включаться в работу.

     4. Жанровая политика. Использование тех или иных жанров должно быть обоснованным. Неверно стремиться охватить все существующие жанры вещания, так как некоторые из них обладают специфическими особенностями и могут оттолкнуть целевого слушателя. Перенасыщение ее одним жанром ведет к монотонности и однообразию вещания.

     5. Звуковое оформление вещания. Исходя из того, что радио - это звучащее СМИ, необходимо особое внимание уделить звуковому оформлению вещания.

     Третья группа признаков - формальные, характеризующие тип вещания с помощью измеряемых параметров. К этой группе признаков следует отнести два признака, которые действительно могут быть измерены:

     1. Объем вещания. Определяется по количеству часов вещания в том или ином промежутке времени (от круглосуточного до нескольких часов в неделю), а также «возрастом» радиостанции, то есть сроком выхода в эфир.

     2. Территория вещания. То есть бывает: городское, всероссийское, всемирное.

     Таким образом, используя все вышеперечисленные признаки, можно получить наиболее целостное представление о современном радиовещании, при создании классификации наиболее верно определить тип каждой конкретной радиостанции или группы радиостанций, а также выстроить конкретную модель радиостанции того или иного типа. 

     Технологические и экономические основы радиовещания 

     Возникновение отдельных средств массовой коммуникации и образование их системы происходило в историческом процессе взаимовлияния двух факторов: социального как следствия расширения и усложнения информационных потребностей общества и научно-технического как следствия освоения новых способов передачи информации и контакта с массовой аудиторией.

     Технические средства радио – передатчик, вспомогательное студийное оборудование, физическая среда (эфир, провода), приемник. Способ осуществления контакта со слушателем – преобразование микрофоном звуковых сигналов в электромагнитные колебания с выходом их в эфир или в проводную сеть с последующим обратным раскодированием в приемнике получателя. Фиксированности сообщения на радио для слушателя не существует, и это во многом определяет специфику радиовещания. Доставка аудиоматериала адресату заложена уже в самой технической природе радио: от коммуникатора напрямую без посредника в любую точку пространства и в любой момент времени обладателю радиоприемника, что обеспечивает радиовещанию самую высокую в системе средств массовой коммуникации оперативность сообщений и способность охвата массовой аудитории. То, что касается надежности доставки, то по принятым стандартам такое вещание осуществляется, как правило, в масштабах общегосударственных каналов радиостанциями большой мощности в средне- и длинноволновом диапазонах.

     В ультракоротковолновом FM-диапазоне радиосигнал принимается в пределах прямой видимости антенны радиопередатчика, и потому УКВ-станции и станции FM диапазона обеспечивают преимущественно местное вещание. Таким образом, основной принцип вещателя, - минимизация усилий аудитории на доступ к информации.

     Экономика же радиовещания строится на несколько иных основаниях, чем экономика печати, где определенная часть затрат покрывается рекламой, подпиской и розничной продажей. Основным источником средств для государственных каналов радио являются бюджетные ассигнования, доходы от рекламы и некоторых форм деятельности – таких, к примеру, как коммерческое использование своих звуковых программных фондов, подготовка заказных передач. Коммерческие радиостанции существуют на доходы от продажи вещательного времени, рекламы – одной из разновидностей такой продажи, на спонсорские субсидии и за счет попутного маркетинга. Но бесплатно радио для аудитории только кажущаяся. В итоге каждый член общества, каждый радиослушатель финансирует и государственные, и коммерческие каналы: впрямую – за счет поступающих в бюджет государства налогов; косвенно – через надбавки к ценам на товары и услуги, компенсирующие рекламодателям затраты на их радиорекламу.

Типологический анализ радиовещания в условиях современных рыночных отношений 

     Сегодня по стране, по данным Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, входящей в Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, в стране действуют 1419 вещательных организаций, из них 292 государственные.

     Радио располагает комплексом поистине уникальных свойств, делающих его вездесущим и общедоступным. Люди слушают радио, занимаясь другими делами, и при этом получают исчерпывающую информацию обо всех событиях, это – и новости, и развлекательные программы, и театр, и рынок. В отличие от газеты и журнала радио приходит к нам в дом живым человеческим голосом, способным передать информацию одновременно с мест происходящих событий.

     В условиях развития телекоммуникации радио не только не потеряло аудиторию, но и увеличило ее благодаря оперативному использованию информации и популярности многих программ. Радио-эфир формируется по временному принципу, дифференцируется по программам. Доходчивость, простота и в то же время эмоциональность живого слова до сегодняшнего дня позволяют радио пользоваться неизменной признательностью слушателей.

Информация о работе Структура государственного радиовещания России