Электровозы и тепловозы
обслуживают локомотивные бригады
в составе машиниста и его
помощника. Мотор-вагонные поезда, поездные
и маневровые электровозы и тепловозы
могут обслуживаться и одним
машинистом при наличии устройств
автоматической остановки, срабатывающих
в случае внезапной потери машинистом
способности вести поезд. При
электрической и тепловозной
тяге одна локомотивная бригада может
обслуживать несколько локомотивов
или постоянно соединенных секций,
управляемых из одной кабины. Основным
способом обслуживания поездных локомотивов
является сменная езда, при которой бригады
не закрепляются за определенными локомотивами.
Лишь при вспомогательных видах движения
(маневровая работа, перевод составов
с одной станции узла на другую и т.п.) закрепляются
две —четыре бригады. Сменная езда позволила
значительно сократить непроизводительные
простои локомотивов, удлинить участки
их обращения и вместе с тем улучшить условия
труда и отдыха локомотивных бригад. Продолжительность
непрерывной работы поездных локомотивных
бригад составляет 7...8 ч, и лишь в исключительных
случаях допускается увеличение этой
нормы до 12 ч. Если продолжительность непрерывной
работы в оба конца превышает установленную
норму, бригаде предоставляется отдых
в пункте оборота длительностью не менее
половины времени предшествовавшей работы.
Обслуживание поездов локомотивами осуществляется
по определенной системе в зависимости
от размещения основного депо и станции
формирования, характера грузопотока
и др. Когда основное депо расположено
на граничной станции А участка обращения,
локомотивы, приписанные к основному депо,
следуют до участковых станций Б и В, являющихся
пунктами оборота. На станцию А локомотив
возвращается с поездом обратного направления.
Здесь он отцепляется от состава и следует
в депо для экипировки, технического обслуживания
и смены локомотивной бригады, после чего
подается на станцию к следующему составу.
Способ обслуживания поездов по такой
схеме называется плечевой ездой. Ее основными
недостатками являются частые отцепки
локомотивов от поездов, потери времени
из-за захода на территорию депо, более
продолжительное нахождение локомотивов
в горловинах и на путях станции. Для того
чтобы уменьшить простои локомотивов,
на станциях основных депо стали применять
схему кольцевой езды. В этом случае локомотивы
не отцепляют от составов при прохождении
станции основного депо, бригады меняются
на станционных путях, а техническое обслуживание
и экипировку локомотивов проводят в пунктах
оборота. В основное депо локомотив заходит
только для очередного технического обслуживания
или текущего ремонта. Однако и при таком
способе обслуживания локомотив следует
по кольцу, охватывающему только два тяговых
плеча, и резервы улучшения его использования
полностью не реализуются. Разновидностью
кольцевого способа обслуживания поездов
является петлевой, при использовании
которого локомотив один раз за полный
оборот заходит в основное депо для экипировки
и технического обслуживания. Благодаря
тепловозной и особенно электрической
тяге в сочетании с работой сменных бригад
стало возможно применение наиболее эффективной
схемы обслуживания поездов — езды на
удлиненных участках обращения локомотивов.
В этом случае локомотивы, не отцепленные
от поезда, следуют по большому кольцу,
охватывающему несколько участков работы
бригад «своей» и других дорог.
В настоящее время преобладает
эксплуатация локомотивов на удлиненных
участках обращения при сменной
работе бригад. Протяженность этих
участков устанавливают исходя из нормативной
продолжительности работы локомотивов
между техническими обслуживаниями
и в зависимости от рода тяги,
месторасположения станций формирования
поездов, основных депо, наличия пунктов
стыкования различных видов тяги
и других факторов. Работа локомотивов
осуществляется по графику их оборота,
который составляют на основе графика
движения поездов с учетом условий труда
и отдыха локомотивных бригад и установленного
порядка технического обслуживания, экипировки
и ремонта локомотивов. В связи с реализацией
структурной реформы на железнодорожном
транспорте, укрупнением отделений и дорог
сокращается число стыковых пунктов между
ними, что позволяет увеличить участки
обращения локомотивов и локомотивных
бригад.