Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:15, курсовая работа
Цель работы: отразить всю важность информации на данном этапе развития современного общества и необходимость мер защиты информации.
Задачи: дать понятие информации, субъектам информации, раскрыть методы обеспечения достоверности информации, обозначить меры по защите информации.
Введение 3
1. Информация и информационные отношения 5
1.1. Субъекты информационных отношений, их безопасность 5
1.2. Определение требований к защищенности информации 12
2. Проверка достоверности используемой информации 16
2.1. Обеспечение достоверности информации 16
2.2. Механизмы контроля достоверности информации 22
3. Комплексные меры по защите информации 26
3.1. Принцип «слабейшего звена» 26
3.2. Категоризация информации 27
3.3. Постановка задач 27
3.4. Виды защиты информации 30
Физическая защита 30
Электромагнитная защита 30
Активная защита 31
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Теперь рассмотрим основные этапы технологического процесса обработки информации в АСУ и причины, порождающие ошибки информации на этих этапах.
Основными
этапами обработки информации в
автоматизированной системе управления
(будем рассматривать АСУ
1.
Сбор информации на
2.
Перенос информации на
3.
Передача информации по
4. Ввод информации в ЭВМ.
5. Обработка информации в ЭВМ программами пользователя.
6. Вывод информации из ЭВМ в виде, необходимом для дальнейшего использования.9
Рассмотрим несколько подробней каждый этап.
1. Сбор информации на
а) низкая квалификация сотрудников, заполняющих документы;
б) неправильная
интерпретация заносимых
в) усталость работников;
г) несоответствие потока данных и физической способности человека переработать поступающий поток;
д) неудачная для обслуживания конструкция технических средств;
е) неудачная модель представления информации;
ж) отсутствие
или недостаточная ясность
Помимо перечисленных причин, существенное значение имеют субъективные причины, зависящие от человека, выполняющего работу: безразличие, небрежность, плохая организация, слабый контроль за выполняемой работой, преднамеренное искажение информации.
2.
Перенос информации на
В этом случае причины ошибок могут быть связаны: с оборудованием, на котором осуществляется перенос, с оператором, который осуществляет перенос, и с документами, с которых осуществляется перенос.
Ошибками оборудования, как правило, являются:
1)
перенос на носитель знаков, не
соответствующих знакам»
2)
неудобство конструкции
Ошибки, вносимые оператором, имеют причины, сходные с аналогичными причинами, перечисленными для этапа сбора информации на человекочитаемых документах в пунктах а), б), в), г) и др.
Ошибки, причиной которых является документ, с которого производится перенос информации, связаны:
а) с неудачным форматом документа, неудобным для работы оператора;
б) с ошибочной информацией, занесенной в документ.
3.
Передача информации по
В этом случае уместно рассмотреть причины, приводящие к искажению заведомо правильной информации, подготовленной для передачи.
Причинами искажения информации и появления в ней ошибок при передаче по каналам связи в большинстве случаен являются:
1)
ошибки, вносимые оконечными
2)
искажения, вносимые каналом:
шум канала, частотные искажения
в канале, потери информации в
канале по причине временной
неработоспособности.
4. Ввод информации в систему.
Этап ввода информации в ЭВМ является наиболее ответственным с точки зрения обеспечение достоверности информации. Именно на этом этапе должны быть выявлены и не допущены в систему ошибки, которые накопились во вводимой информации на предыдущих этапах и возникли на этапе ввода.12 Причины, приводящие К возникновению ошибок во вводимой информации, на этапе ввода, могут зависеть от состояния оборудования, на котором осуществляется ввод (устройствах ввода с перфокарт, перфолент, магнитных лент), либо от организации процесса ввода.
Неисправности оборудования проявляются в неверном считывании информации с носителей, неверном формировании электрического аналога считанной информации, утере информации на участке-«устройство ввода—ОЗУ», в появлении лишней информации в порции информации, вводимой в ЭВМ.
Несовершенство организации, как правило, влечет за собой путаницу в очередности номеров перфолент, колод перфокарт или магнитных лент, некомплектности носителей, с которых должна быть введена информация, утерю информации на бумажных или магнитных носителях из-за нарушения порядка их хранения и учета.
К этому же классу причин относятся ошибочные действия операторов, осуществляющих ввод.
5. Обработка информации в ЭВМ программами пользователя. На этом этапе обработки система также может пополниться ошибками даже в том случае, если благодаря усилиям проектировщиков и эксплуатационного персонала введенная в систему информация. Причинами появления ошибок на этом этапе являются:
1)
ошибочная работа внешних
2)
сбои в работе процессора и
каналов, происходящие из-за
3)
не полностью отлаженные
4)
нарушение персоналом порядка
смены машинных носителей
5)
неверная реакция оператора на
консольные сообщения
6. Вывод информации из ЭВМ.
Это
завершающий этап обработки информации
в АСУ. Как и на всех предыдущих
этапах обработки, здесь важно обеспечить
достоверность выводимой
Вывод информации производится посредством различных устройств вывода: АЦПУ, устройств вывода на перфокарты, перфоленты, магнитную лепту, телетайпы, дисплеи.
В
процессе вывода и системе могут
возникнуть ошибки, которые исказят
информацию, уменьшат ее ценность или
сделают непригодной к
Причинами ошибок, возникающих на этапе вывода, являются:
неисправная работа электронных и механических частей выводимых устройств, сбои в оборудовании вычислительного комплекса, плохая организация хранения и учета выдаваемой информации, приводящая к утере, некомплектности или путанице в многострочной выходной документации, перфокартах и перфолентах.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
1)
причины, приводящие к
2)
для обеспечения нужного
Механизмы контроля используют на различных этапах процесса обработки информации с целью обеспечения ее достоверности.
Методы контроля при обработке информации в автоматизированной системе управления (АСУ) классифицируют по различным параметрам: по количеству основных операций, охватываемых контролем – единичный (одна операция), групповой (группа последовательных операций), комплексный (контролируется, например, процесс сбора данных); по частоте контроля – непрерывный, циклический, периодический, разовый, выборочный, по отклонениям; по времени контроля – до выполнения основных операций, одновременно с ними, в промежутках между основными операциями, после них; по виду оборудования контроля – встроенный, контроль с помощью дополнительных технических средств, безаппаратурный; по уровню автоматизации – "ручной", автоматизированный, автоматический.15
Различают системные (организационные), программные и аппаратные методы контроля достоверности.16
Системные методы включают: оптимизацию структуры обработки; поддержание характеристик оборудования в заданных пределах; повышение культуры обработки; обучение и стимулирование персонала; создание оптимального числа копий и (или) предыстории программ, исходных и текущих данных; определение оптимальной величины пакетов данных и скорости первичной обработки, процедур доступа к массивам и др.
Программные методы повышения достоверности обработки информации состоят в том, что при составлении процедур обработки данных в них предусматривают дополнительные операции, имеющие математическую или логическую связь с алгоритмом обработки данных. Сравнение результатов этих дополнительных операций с результатами обработки данных дает возможность установить с определенной вероятностью наличие или отсутствие ошибок. На основании этого сравнения, как правило, появляется возможность исправить обнаруженную ошибку.
Можно выделить следующие программные методы контроля: счетные - двойной или обратный счет, использование контрольных сумм, контроль по формату, балансовые методы и др.; математические – способ подстановки, проверка с помощью дополнительных связей, проверка предельных значений, статистический прогноз; использующие избыточность информации – контрольных цифр, сравнение данных из различных источников, сравнение с внешними данными, контроль с использованием принципа обратной связи; логические - смысловые проверки, контроль по отклонениям, контроль по заданной последовательности записей, метод шаблонов, контроль за временем решения задач ЭВМ, экспертная оценка получаемых данных; прочие – контрольных испытаний, промежуточных точек и новых начал, комбинированные.
Аппаратные методы контроля и обнаружения ошибок могут выполнять практически те же функции, что и программные. Аппаратными методами обнаруживают ошибки ближе к месту их возникновения и недоступные для программных методов (например, перемежающиеся ошибки).
Следует отметить, что методы контроля достоверности позволяют выявлять ошибки, возникающие и из-за неправильной работы программ. Однако локализация и исправление ошибок в программах требует разработки и использования специальных методов тестирования и отладки, рассмотрение которых выходит за рамки настоящей книги.
Все перечисленные методы контроля обработки данных базируются на использовании определенной избыточности. Можно выделить структурную, временную и информационную избыточность, иногда выделяют также прагматическую избыточность. Соответственно различают методы контроля со структурной, временной и информационной избыточностью.
Структурная избыточность требует введения в состав АСУ дополнительных элементов (резервирование информационных массивов и программных модулей, реализация одних и тех же функций различными процедурами, схемный контроль в технических средствах АСУ и т.д.).