Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:59, реферат
Предпринимательский успех в значительной мере зависит от наличия необходимой и достаточной информации о состоянии контролируемых процессов, скорости ее преобразования в директивы, планы, проекты и действия.
Информация — один из ключевых ресурсов, без которого невозможна эффективная деятельность. В статье рассматриваются проблемы, структура и организация функций информационного обеспечения компании.
Роль
информационного
обеспечения в
управлении компанией
|
||||
Тот,
кто владеет информацией,
имеет шанс управлять "с открытыми глазами". Проблемы Информационные ресурсы управления представляют собой некоторые сведения, данные, оформленные таким образам, чтобы обеспечивать удобство принятия решений в области целевой деятельности. Как утверждают
известные норвежские ученые Къелл
А. Нордстрем и Йонас Функции информационного
обеспечения крупных и средних
компаний оформились в самостоятельную,
хотя недостаточно структурированную
и, главное, слабо интегрированную
в систему управления отрасль. Подразделения
и персонал, отвечающие за информационное
обеспечение, как правило, не представляют
единого целого как в смысле формальной
структуры, так и в плане бизнес- Непорядок в
организации информационного
Если компания
не располагает технологией
В итоге выполняются
либо те пять-десять наиболее актуальных
задач, за которые начальство реально
спрашивает, либо те задания, которые
удобны для сотрудников. Со временем
выясняется, что какая-то забытая
директива имела архиважное значение,
но время упущено и потери неизбежны.
Это происходит из-за отсутствия системы
мониторинга данных о потоках, сроках
и очередности работ, их важности,
вовлеченности в них и Из-за невозможности
использования необходимых В общем и целом проблема сводится к тому, что:
Этот перечень можно было бы продолжать; ясно, однако, что без специальных технологий учета, регистрации, хранения и мобилизации информационных ресурсов накопленные опыт и знания не будут использованы в полной мере для решения насущных задач управления. На рынке информационных
услуг существует множество программных
продуктов, которые в значительной
степени способны восполнить пробелы
в информационных технологиях компаний,
но внедрение ПО не даст положительных
результатов без Ниже предлагается вариант построения оргсистемы информационного обслуживания предприятия, которая объединена с технологией оперативного управления бизнес-процессами и способна: 1) контролировать
состояние работ и результатов
по важнейшим направлениям Структура информационных потоков компании Информация (лат. informatio — разъяснение, изложение) — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информация используется как ресурс для исполнения служебных функций, а также как средство служебных коммуникаций3, поскольку последние осуществляются в процессе передачи различных сведений. Релевантную информацию
получают путем поиска и "процеживания"
доступных источников. Обработанные,
но не использованные данные, из которых
извлекли релевантную составляющую,
называют информационным шумом. Очистка
от "шума" — одна из важнейших
задач отдела информационного обслуживания.
Информация и коммуникации вместе со
средствами связи и программно- техническим
обеспечением составляют инфраструктуру
управления, т. е. каналы и способы
поддержания процессов Информация уменьшает
степень неопределенности и неполноту
знаний, позволяет принимать Информация распространяется импульсами, в виде отдельных "квантов" сообщений, передача которых может осуществляться в устной форме или посредством материальных носителей: бумажных, магнитных, электронных. Информационные сообщения могут быть директивными4 (рис. 1) и обеспечивающими функционирование. Документированные сообщения, как правило, имеют формат официально установленных реквизитов, недокументированные — произвольную форму. Директивная информация предназначена для уведомления о том, кому, что и в какие сроки нужно выполнить; обеспечивающая информация содержит сведения нормативного характера о правилах поведения, порядке исполнения функций и операций, а также данные, расширяющие профессиональные знания персонала. Кроме того, существует смешанный вид сообщений, объединяющий директивные и обеспечивающие сведения. Традиция самообеспечения В небольших
компаниях с невысокой Традиция информационного самообеспечения не обременена сложными технологиями, не отвлекает дополнительные штатные ресурсы. Ее достоинством является прямой оперативный доступ пользователей к источникам информации, которая принадлежит им по целевым и функциональным признакам. При таком положении дел каждый солидный отдел создает собственный архив, отвечающий требованиям данной конкретной службы. Однако при большом потоке документов и штатной численности офиса, превышающей 30 человек, недостатки децентрализованной системы управления информацией становятся заметнее, чем ее достоинства. Во-первых, значительная
часть данных, пригодных для Во-вторых, отделы, монополизировавшие определенные источники информации, формируют базы данных с учетом лишь своих, узковедомственных потребностей. Форматы баз данных, создаваемых в разных подразделениях, как правило, не совпадают. В результате много времени уходит на переоформление, дополнение или коррекцию информации при повторном или параллельном использовании. Часто одни и те же сведения механически переносятся (или даже перепечатываются) из одних таблиц в другие, по-иному отформатированные. В-третьих, в ряде случаев по причине межличностных и межведомственных противоречий информация попросту утаивается. В-четвертых, несопоставимость
форматов сужает возможность использования
и извлечения данных и новых знаний
для поддержания В-пятых, децентрализация в управлении организацией ИТ-комплекса способствует развитию множества несовместимых программных средств обработки данных. И чем их больше, тем больше препятствий для эффективного управления. В-шестых, функция
поддержания и развития информационной
технологии, которая является основой
инфраструктуры управления, в децентрализованной
системе не имеет ответственного
координатора и развивается спонтанно:
в лучшем случае под влиянием ИТ-подразделения,
в худшем — инициативных руководителей
непрофильных ведомств, монополизирующих
отдельные источники В крупных компаниях,
где обрабатывается до 100 и более
документов в день, отношения "каждый
с каждым" в рамках информационного
обмена серьезно запутывают ситуацию.
Снижается ответственность Обеспечение управления До 60% указаний и
распоряжений руководители отдают в
устной форме, не оставляя следов на информационных
носителях. Как следствие, выполнение
этих указаний контролируется плохо; они
слабо координируются с другими
мероприятиями и не всегда обеспечиваются
необходимыми информационными материалами,
поскольку выпадают из стандартной
технологической цепочки Недокументированная информация, выполняющая обслуживающие функции, также не является технологически адаптированной к формату документов и средствам их обработки и поэтому не может полностью или частично учитываться, анализироваться и контролироваться в рамках формальных процедур. Из-за того что недокументированная информация, как правило, содержит большой объем информационных шумов и не имеет официального статуса (не институциализирована технологическими стандартами, инструкциями и другими нормативными документами), ее использование приводит к дополнительным тратам времени, ошибкам или даже помехам в работе. Вовремя доставленная
исполнителю релевантная В крупной компании, например, недопустима ситуация, при которой юрист отвлекается на сбор всевозможных сведений и справок, что затягивает процесс подготовки договора и может привести к потере заказчика. Юридическая работа была бы продуктивнее, если бы необходимые сведения собирала по запросу юристов специальная служба. Функции информационного обеспечения необходимо придать свойства не только фильтра, концентратора, накопителя и регулятора информационных потоков, но и производителя и поставщика необходимой для работы персонала информации. Только в кабинетных исследованиях можно отрывать процесс основной деятельности от его информационного обеспечения. В реальности это единый процесс. Производственные процедуры, перемещение материальных и денежных потоков всегда имеют информационное отображение и документальное сопровождение. Прежде чем товары пойдут на склад или со склада, выписываются соответствующие документы (накладные или требования). Работы выполняются по нарядам, денежные транзакции оформляются платежными документами. Информационные продукты являются как средством ведения деятельности, так и ее результатом. Очевидно, что без надлежащего оформления работа либо невозможна, либо незаконна. Следовательно, чтобы полноценно управлять деятельностью, необходимо синхронизировать и интегрировать движение информационных потоков с потоками работ, материальных и финансовых ресурсов, а это требует контроля, учета, анализа, планирования, координации — т. е. управления, централизованного и организационно согласованного. Существующая на практике несогласованность объясняется особенностями функционирования крупных и средних компаний, в которых оперативное управление жизнедеятельностью организации осуществляется из разных локальных центров, коими являются члены дирекции и руководители служб или крупных подразделений. Чем больше у генерального директора непосредственных подчиненных, тем более рассогласованы их действия, поскольку никто из руководителей не располагает полной информацией о текущем положении дел и состоянии ресурсов и решения зачастую принимаются без достаточных информационных оснований. Между тем компания в целом обладает всей полнотой информации, крупицы которой рассредоточены между членами организации. Если документы и сведения передавать от подчиненного к начальнику и наоборот, в условиях линейно-функциональной структуры5 этот процесс займет много времени — данные потеряют свою актуальность. Если исполнители связываются напрямую с лицами, принимающими решения (что широко распространено на практике), топ-менеджеры начинают "захлебываться" в мелочах и перестают заниматься перспективными вопросами, а руководители среднего звена оказываются не у дел. Даже если компания
располагает всей полнотой информации,
но ее источники не охвачены технологией
обработки и регулярного Особенно важна
работа с директивной информацией,
которая задает направление изменений
в организационной системе В крупных компаниях
создаются новые подразделения
и должности для работы с документами,
информацией и техническими средствами
поддержки. Однако интеграция функций
информационного обеспечения в
систему управления компаний не всегда
эффективна. Именно по этой причине
механическое наращивание численности
персонала и подразделений Централизованная система управления информационным обеспечением Итак, вместо несогласованных действий локальных источников и потребителей информации, несовпадения форматов и структур баз данных документов, используемых разными сотрудниками, отсутствия единой базы данных и общего координатора информационной деятельности предлагается технология централизованного управления информационным обеспечением на основе координационно-информационного центра (КИЦ) компании. Этот центр представляет собой главный контрольно-регулирующий и организующий элемент подсистемы оперативного управления, соединяющей и направляющей информационные потоки, трудовые, материальные, финансовые ресурсы для достижения запланированных результатов. На рис. 2 представлена функциональная схема КИЦ с обособленными технологически взаимосвязанными метафункциями6 координации и информационного обеспечения деятельности. Каждая из них имеет информационные входы и выходы: потоки документированной информации (зеленые стрелки) и потоки информационных сообщений, возникающих в связи с приемом и передачей сведений, касающихся директивной информации (красные стрелки). Директивы (жирная красная стрелка) являются результатом принятия решений руководством на основе изучения регулярной или единовременной информации, поступающей из подразделений и опосредуемой информационным обеспечением. Функция координации включает следующие процедуры:
Система информационного обеспечения неразрывно связана с функцией координации и включает следующие основные направления:
Метафункции КИЦ для компаний различных размеров и направлений деятельности мало чем различаются. Однако их структурирование для конкретных целей приводит к появлению существенных различий в организационном строении и распределении функций между элементами КИЦ. Например, состав КИЦ небольшого офиса может быть представлен исполнительным директором, делопроизводителем, секретарем и курьером. КИЦ крупной компании включает подразделения оперативного управления, планирования, учета и отчетности, информационной экспертизы, информационного обеспечения, доставки корреспонденции и некоторые другие. Для более крупных
компаний функция координации может
быть разделена и закреплена за двумя
специализированными В качестве примера более детального описания функций КИЦ на рис. 3а (см. сайт www.zhuk.net в открытом доступе) приведена структура головной организации крупного строительного холдинга. Ее КИЦ находится во взаимодействии с координационными центрами управляющей компании (Организационный отдел) и административно-функциональных комплексов7 (КЦК) — на рис. 3а они выделены красной рамкой. КИЦ и КЦК
головной организации объединены в
подсистему оперативного управления,
которая регулирует и обеспечивает
горизонтальные межфункциональные
связи. Подсистему возглавляет исполнительный
директор головной организации, который
является первым заместителем генерального
директора управляющей В структуру
КИЦ включены отделы оперативного управления,
информационного обеспечения, оперативного
планирования, учета и отчетности.
Взаимодействие КИЦ с административно- В коммерческом комплексе роль КЦК играет оперативно-распорядительный отдел (см. рис. 3а); в производственном — планово-диспетчерский; в инженерном — производственно-технический. В финансовом комплексе соответствующие функции выполняет заместитель директора по финансам и экономике; в административном — управляющий делами головной организации; в управляющей компании — организационный отдел. В целях повышения
роли и ответственности центров
координации их начальников назначают
первыми заместителями Отдел информационного обеспечения На рис. 5 представлена функциональная схема работы отдела информационного обеспечения. Процесс начинается с момента поступления информационного носителя или устного сообщения. Если сообщение стандартное (это выясняется в процессе идентификации документа), оно сразу поступает на регистрацию. При этом устная информация проходит процедуру документирования8. Затем осуществляются:
Нестандартный
документ передается профильному эксперту-
Кроме того, эксперт осуществляет интеллектуальный поиск данных в базе знаний компании и во внешних источниках информации, а также готовит отчеты по запросам пользователей, в том числе составляет предметные и систематические каталоги для поиска информации в базе знаний компании. После регистрации документ помещается во временный или постоянный архив. Временный архив создается для документов, план работы с которыми окончательно не определен. Копии документов из временного архива перемещаются к адресату согласно плану маршрутизации и исполнения. Копирование, размножение и доставку документов адресату выполняют экспедиторы. Внутренние документы и их проекты, подлежащие согласованию или использованию, регистрируются так же, как и внешние. По окончании работы документы передаются в архив для хранения или уничтожения. Штатная численность сотрудников отдела информационного обеспечения определяется объемом работ, который, в свою очередь, зависит от технологии обработки и интенсивности потока документов. Распределение функций информационного обеспечения В таблице приведены сведения о распределении между специалистами компании функций информационного обеспечения включая техническое обслуживание и поддержание инфраструктуры. Применение описанной
технологии информационного обеспечения
компании требует инвентаризации документальной
базы, разработки маршрутов движения
документов и процессов их обработки,
а также внедрения Об авторе: Борис
Бармаков, ведущий консультант ЗАО "ФинЭкспертиза
Консалтинг", зав. отделом Института
экономики, политики и права, канд. экон.
наук . 1 К. А. Нордстрем, Й. Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. — 2003. — С. 165. 2 Релевантной называется информация, точно соответствующая запросу. 3 Коммуникация (лат. communica— совещаться с кем-либо) — общение, передача информации от человека к человеку; специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка и других знаковых систем. 4 Директивная информация в административно организованных структурах — это сведения, обязующие (побуждающие) действовать. 5 Линейно-функциональная административная структура (наиболее распространенная) определяет единоначалие линейных руководителей и штабную (советническую) роль функциональных подразделений. При этом функциональные решения проводятся через административное руководство. 6 Метафункция — наиболее обобщенная, агрегированная, абстрагированная по отношению к конкретному предме ту функция. 7 Административно-структурный комплекс — формально утвержденная группа подразделений, объединенных в рамках управлений, департаментов, служб по принципу единства целей, продуктов или функций. 8 Документирование устного сообщения — перевод, например, устного указания в письменную форму с последующим утверждением его ответственными лицами. |
Информация о работе Роль информационного обеспечения в управлении компанией