Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 14:05, курсовая работа
Уже в древности люди стали осознавать, что создание документов, их движение и хранение подчиняются определенным закономерностям. Первоначально это понимание находило закрепление в повседневной практике, в формировании обычаев и традиций работы с документами. Затем практические приемы обобщались, анализировались и постепенно становились обязательными правилами и нормами, получая закрепление в официальных законодательных и нормативных актах. Таким образом, практическая деятельность, постепенное накопление эмпирического материала стимулировали теоретическое осмысление вопросов, связанных с функционированием документов в обществе. В результате зародилась научная дисциплина документоведение.
Введение
Глава 1. Делопроизводство в Древнерусском государстве. Приказное делопроизводство XV-XVII вв.
1.1 Начало развития делопроизводства, первые места хранения документов, предпосылки к законодательной регламентации делопроизводства
1.2 Формирование приказного делопроизводства
1.3 Виды документов, первые формуляры документов
Глава 2. Система коллежского делопроизводства. Система министерского «исполнительного» делопроизводства XIX - начала XX в.
2.1 Создание новой системы государственных учреждений, появление упорядоченной системы регистрации
2.2 Введение «Табеля о рангах…», замена коллегий на министерства
2.3 Появление бланков документов, попытки реформировать сложившуюся систему делопроизводства
Глава 3. Советское и постсоветское (современное) делопроизводство. Состояние и перспектива развития делопроизводства в современной России
3.1 Первый этап развития советского делопроизводства, создание Всесоюзного научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД)
3.2 Второй этап развития советского делопроизводства
3.3 Нормативно-правовое обеспечение российского делопроизводства
3.4 Перспективы развития документационного обеспечения управления
Заключение
Литература
После революции в октябре 1917г., в связи с отстранением старого чиновничьего аппарата от власти и замены его неквалифицированным персоналом из рабочих и солдат, уровень документационного обеспечения управления заметно понизился. В.И. Ленин и Советское правительство, формируя новый государственный аппарат, параллельно уделяли много внимания улучшению «письмоводства», сокращению переписки, устранению канцелярской волокиты. В первые годы был принят ряд следующих законодательных актов:
- декрет Совета народных комиссаров (СНК) от 11 ноября 1917г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», отменивший в отношении граждан и в переписке указания на чины и титулы;
- декрет СНК от 24 декабря 1917г. «О порядке издания приказов или распоряжений»;
- постановление СНК от 2 марта 1918г. «О форме бланков государственных учреждений», установившее форму официальных документов и перечень реквизитов;
- постановление Совета рабочей и крестьянской обороны (СРКО) от 8 декабря 1918г. «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты», предусматривающее, кроме прочего, замену переписки на телефонные переговоры и жесткий контроль за исполнением распорядительных документов.
Были другие попытки улучшения работы государственных учреждений в области документирования, однако реализация их тормозилась вследствие разрухи и идущей Гражданской войны и интервенции государств Антанты (1918-1920гг.). Не хватало также технических средств оформления документов, бумаги, чернил.18
На первых порах был проведен ряд Всероссийских конференций, созданы в Таганроге и Казани научно-исследовательские институты, сделавшие определенный вклад в оптимизацию работы советских учреждений. В эти годы шла активная и успешная работа теоретиков и практиков управления.
В 1922г. Народным комиссариатом рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ) был образован отдел нормализации с секцией делопроизводства, которая занималась совершенствованием структуры делопроизводственных служб в государственном аппарате. В середине 20-х годов были образованы две важные научно-исследовательские организации - Государственное бюро организации строительства «Оргстрой» и Государственный институт техники управления (ИТУ), оказавшие заметное влияние на решение проблем управления и делопроизводства в учреждениях страны. В 1928г. ИТУ совместно с архивной службой страны (Центрархив РСФСР) были изданы «Правила постановки архивной части делопроизводства в государственных, профессиональных и кооперативных учреждениях и предприятиях РСФСР», в которых предлагались рекомендации по составлению перечней документов и дел, обращающихся в учреждениях, включая списание и уничтожение документов с истекшими сроками хранения. В 1931г. был издан проект «Общих правил документирования и документооборота», разработанный на основе передового опыта, в том числе зарубежного. Правила детально описывали порядок обработки документации, но в связи с ликвидацией института в 1932г. они не были доработаны по замечаниям практиков и не утверждены руководством.
В 20-30-е годы развивались системы специальной документации (бухгалтерской, статистической, кадровой и др.), издавался ряд журналов, на страницах которых рассматривались проблемы документирования управленческого труда («Вопросы организации и управления», «Техника управления» и др.), был выпущен целый ряд учебников, учебно-практических пособий и научных трудов по делопроизводству. В 1936г. Конституцией страны были законодательно установлены виды распорядительных документов, которые могли издавать органы власти и управления, среди них (сверху вниз от Верховного Совета СССР до руководителей организаций и предприятий): законы, указы, постановления, приказы, инструкции, решения, распоряжения.
В связи с закрытием ИТУ, отсутствием в стране единого организационного центра, вопросы дальнейшего совершенствования делопроизводственного обеспечения управления стали весьма актуальными. В июне 1941г., перед началом Великой Отечественной войны, состоялось 1-е Межотраслевое совещание по вопросам механизации управленческого труда и делопроизводства. Совещание наметило глубокую научнообоснованную программу по улучшению сложившейся ситуации, но она в связи с началом войны не была реализована.19
В военные 40-е и последующие, включая 60-е, годы архивные организации страны были наделены большими полномочиями по организации делопроизводства и архивного дела. В 1963г. Главархивом СССР был подготовлен первый общесоюзный нормативный документ, касающийся делопроизводства, - «Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций и предприятий СССР», который на длительное время стал единственным руководящим материалом, способствовавшим упорядочению деятельности служб документационного обеспечения управления и архивов.
В
1963г. постановлением Совета Министров
СССР «О мерах по улучшению архивного
дела в СССР» от 25 июля 1963г. №829 была поручена
Главархиву СССР разработка Единой государственной
системы делопроизводства (ЕГСД) в целях
оптимизации работы с управленческой
документацией в стране на базе применения
новой техники. Для разработки ЕГСД в системе
Главархива был создан Всесоюзный научно-исследовательский
институт документоведения и архивного
дела (ВНИИДАД). Работа по созданию ЕГСД
была включена в пятилетний план развития
народного хозяйства СССР на 1966-1970гг.
3.2 Второй этап развития
советского делопроизводства
В 1973г. основные положения ЕГСД были утверждены Государственным комитетом СМ СССР по науке и технике и рекомендованы министерствам и ведомствам для использования в практической работе. С этого момента начался второй этап становления и развития делопроизводственного обеспечения управления в стране, продлившийся вплоть до разрушения СССР в 1991г.
Целью
ЕГСД являлись выработка и внедрение в
практику на единой основе рациональных
форм и методов делопроизводственного
обслуживания. Основные положения ЕГСД
состоят из общей части, восьми тематических
разделов и положений. В них сформулированы
общие правила документирования управленческой
деятельности, изложены принцип унификации
документов, требования к формулярам организационно-
В
течение 70-х годов советское делопроизводство
получило значительное развитие. Кроме
создания ЕГСД был разработан целый ряд
государственных стандартов первостепенного
значения. Среди них: ГОСТ 16487-70 «Делопроизводство
и архивное дело. Термины и определения»;
ГОСТ 6.38-72 «Система организационно-
В
целом развитие делопроизводства советского
периода, в особенности 70-80-х годов XX в.,
оценивается учеными-документоведами
весьма положительно. Начав в 20-х годах
с отдельных административных мер по упорядочению
документирования, оно пришло к созданию
общегосударственной системы делопроизводства,
отвечающего на начало 90-х годов соответствующим
требованиям научно-технического прогресса
конца XX в., став основой формирования
современного делопроизводства в Российской
Федерации.
3.3 Нормативно-правовое обеспечение российского
делопроизводства
Нормативно-правовую базу делопроизводства в современной России составляет совокупность законодательных актов Российской Федерации, правовых и нормативных актов и методических документов, регламентирующих вопросы создания, технологию обработки и хранения управленческой документации, а также регулирующих работу служб делопроизводства на всех уровнях управления.
Исходным
правовым актом, определяющим государственную
политику в сфере информационно-
Федеральный закон содержит ряд важных положений, связанных с документационным обеспечением управления. Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применение информационных технологий; обеспечение защиты информации; дает определение таких понятий как документированная информация, электронное сообщение, конфиденциальность информации и др.21
Приведу ниже лишь некоторые нормативные акты, которые в настоящее время имеют первостепенное значение для организации делопроизводственного обеспечения управления:
- Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ) [5].
- Делопроизводство в федеральных органах исполнительной власти. Типовая инструкция по делопроизводству.
Утверждена приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 8 ноября 2005г. № 536 [11].
- Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004 №125-ФЗ [16].
Федеральный закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в РФ в интересах граждан, общества и государства.
-
ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы
документации. Унифицированная система
организационно-
Национальный государственный стандарт России ГОСТ Р 6.30-2003 является важнейшим нормативным документом по оформлению служебной документации. Стандарт принят постановлением Госстандарта России (теперь - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) от 3 марта 2003г. № 65-ст.
В стандарте отражены проверенные временем требования к оформлению управленческих документов, оговоренные в ранее действовавших, а затем отмененных стандартах ГОСТ Р 6.30-97 и его предшественников ГОСТ 6.38-72 и ГОСТ 6.39-72.
Требования
ГОСТ Р 6.30-2003 распространяются на организационно-
Кроме уже названных нормативно-методических документов в стране действуют нормы и правила работы с рядом специфических документных образований, которые регламентируются специальными нормативно-правовыми актами. Речь идет о бухгалтерской, кадровой, торговой и других видах документации.22
Названные
нормативно-правовые и методические документы
служат базовыми источниками для разработки
собственных положений (инструкций) по
делопроизводственному обеспечению управления
конкретной организации, фирмы.
3.4 Перспективы развития
документационного обеспечения управления
Профессором М.В. Лариным предлагается закон «О документации», который должен определить основные направления государственного регулирования работы с документами в сфере управления, в том числе:
- полномочия государства по отношению к документации организаций всех форм собственности;
- ответственность организаций за документирование своей основной деятельности в установленном государством порядке;
- унификацию форм документов, создающихся и обращающихся в сфере управления;
- организацию и основные правила документооборота (документных коммуникаций между юридическими лицами, юридическими лицами и гражданами);
- требования и условия обеспечения достоверности и доказательности документированной информации, юридического значения документов на различных носителях;
- унификацию структур, полномочий и функций служб документационного обеспечения в зависимости от уровней и масштабов деятельности организаций;
- регулирование права собственности на документы, обеспечения их сохранности и передачи на государственное архивное хранение;
- реализацию права на доступ юридических и физических лиц к документированной информации организаций;
- организацию и поддержку научно-исследовательских и проектных работ в этой области, а также системы лицензирования и сертификации программных, технологических и технических средств обработки управленческих документов.
Кроме предложенного закона в стране должны действовать целый ряд подзаконных нормативных актов, устанавливающих единые требования к управленческой документации. Например, в их состав следует включить: