Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:29, курсовая работа
Цель курсового исследования – анализ понятия и основных направлений информационной безопасности в системе делопроизводства.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты информационной безопасности;
2. Дать определение понятию информационных угроз и их видам;
3. Раскрыть принципы построения системы информационной безопасности;
4. Показать особенности организации системы защиты информации.
Введение…………………………………………………….…………….. 3
1. Теоретические аспекты информационной безопасности…………… 5
2. Понятие информационных угроз и их виды…………………………. 9
3. Принципы построения системы информационной безопасности…. 14
4. Организация системы защиты информации………………………… 24
Заключение………………………………………………………………. 32
Список использованных источников…………………………………... 33
Защита информации - не
разовое мероприятие и не простая
совокупность проведенных мероприятий
и установленных средств
Большинству физических
и технических средств защиты
для эффективного выполнения своих
функций необходима постоянная организационная
(административная) поддержка (своевременная
смена и обеспечение
Своевременность предполагает упреждающий характер мер обеспечения безопасности информации, то есть постановку задач по комплексной защите системы делопроизводства и реализацию мер обеспечения безопасности информации.
Преемственность и совершенствование предполагают постоянное совершенствование мер и средств защиты информации на основе преемственности организационных и технических решений, кадрового состава, анализа функционирования системы делопроизводства и ее системы защиты с учетом изменений в методах и средствах перехвата информации, нормативных требований по защите, достигнутого отечественного и зарубежного опыта в этой области.
Принцип разделения функций, требует, чтобы ни один сотрудник организации не имел полномочий, позволяющих ему единолично осуществлять выполнение критичных операций. Все такие операции должны быть разделены на части, и их выполнение должно быть поручено различным сотрудникам. Кроме того, необходимо предпринимать специальные меры по недопущения сговора и разграничению ответственности между этими сотрудниками.
Разумная достаточность
(экономическая
Персональная ответственность предполагает возложение ответственности за обеспечение безопасности информации и системы ее обработки на каждого сотрудника в пределах его полномочий. В соответствии с этим принципом распределение прав и обязанностей сотрудников строится таким образом, чтобы в случае любого нарушения круг виновников был четко известен или сведен к минимуму.
Минимизация полномочий означает предоставление пользователям минимальных прав доступа в соответствии с производственной необходимостью. Доступ к информации должен предоставляться только в том случае и объеме, в каком это необходимо сотруднику для выполнения его должностных обязанностей.
Взаимодействие и
Принятые меры и установленные средства защиты, особенно в начальный период их эксплуатации, могут обеспечивать как чрезмерный, так и недостаточный уровень защиты. Для обеспечения возможности варьирования уровнем защищенности, средства защиты должны обладать определенной гибкостью. Особенно важным это свойство является в тех случаях, когда установку средств защиты необходимо осуществлять на уже работающую систему, не нарушая процесса ее нормального функционирования. Кроме того, внешние условия и требования с течением времени меняются. В таких ситуациях свойство гибкости системы защиты избавляет от необходимости принятия кардинальных мер по полной замене средств защиты на новые [10, c. 125].
Открытость алгоритмов и механизмов защиты заключается в том, что защита не должна обеспечиваться только за счет секретности структурной организации и алгоритмов функционирования ее подсистем. Знание алгоритмов работы системы защиты не должно давать возможности ее преодоления (даже авторам). Это однако не означает, что информация о конкретной системе защиты должна быть общедоступна.
Механизмы защиты должны быть интуитивно понятны и просты в использовании. Применение средств защиты не должно быть связано со знанием специальных языков или с выполнением действий, требующих значительных дополнительных трудозатрат при обычной работе зарегистрированных установленным порядком пользователей, а также не должно требовать от пользователя выполнения рутинных малопонятных ему операций (ввод нескольких паролей и имен и т.д.).
Информационные технологии,
технические и программные
Специализация и профессионализм предполагают привлечение к разработке средств и реализации мер защиты информации специализированных организаций, наиболее подготовленных к конкретному виду деятельности по обеспечению безопасности информационных ресурсов, имеющих опыт практической работы и государственные лицензии на право оказания услуг в этой области. Реализация административных мер и эксплуатация средств защиты должна осуществляться профессионально подготовленными сотрудниками (специалистами подразделений обеспечения безопасности информации).
Взаимодействие и координация предполагают осуществление мер обеспечения безопасности информации на основе взаимодействия всех заинтересованных министерств и ведомств, предприятий и организаций при функционировании системы делопроизводства и системы защиты ее информации, подразделений и специалистов органов МВД специализированных предприятий и организаций в области защиты информации, привлеченных для разработки системы защиты информации в системе делопроизводства [10, c. 126].
Обязательность контроля предполагает обязательность и своевременность выявления и пресечения попыток нарушения установленных правил обеспечения безопасности информации на основе используемых систем и средств защиты информации при совершенствовании критериев и методов оценки эффективности этих систем и средств.
Контроль за деятельностью любого пользователя, каждого средства защиты и в отношении любого объекта защиты должен осуществляться на основе применения средств оперативного контроля и регистрации и должен охватывать как несанкционированные, так и санкционированные действия пользователей.
4. Организация системы защиты информации
Технологические, производственные и коммерческие данные, которые используют предприятия, обладают высокой стоимостью, а их утрата или утечка может привести к серьезным финансовым потерям. Поэтому одной из целей для предприятий отрасли является создание надежной системы защиты информации (СЗИ).
Система защиты информации — это комплекс организационных и технических мер, направленных на обеспечение информационной безопасности предприятия.
Целями защиты информации являются [2]:
- предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки, несанкционированных действий по уничтожению, модификации, копированию, блокированию документированной информации и иных форм незаконного вмешательства в информационные системы;
- сохранение полноты, точности, целостности документированной информации, возможности управления процессом обработки и пользования в соответствии с условиями, установленными собственником этой информации или уполномоченным им лицом;
- обеспечение прав
физических и юридических лиц
на сохранение
- защита прав субъектов в сфере информатизации;
- сохранение секретности,
конфиденциальности
Процесс создания системы защиты информации можно разделить на три этапа [11, c. 52]:
При этом следует учитывать
государственные нормативные
Фундаментом для создания системы защиты информации является документ, в котором формулируются принципы и основные положения политики предприятия в области информационной безопасности. Данный документ охватывает следующие вопросы [7].
1. Разработка правового обеспечения защиты информации. Фактически это система нормативно-правовых документов, актуальных для деятельности предприятия. С ее помощью, с одной стороны, определяются правила обеспечения информационной безопасности на предприятии (например, обязанности сотрудников), а с другой — устанавливается ответственность за их нарушение. В состав правового обеспечения включаются государственные законы и акты (например, закон о государственной тайне), внутренние нормативные и организационные документы предприятия (устав, правила внутреннего распорядка, инструкции для сотрудников о сохранении коммерческой или иной тайны и т.д.).
2. Определение
потенциальных угроз
Список потенциальных угроз для информационной безопасности предприятия может быть очень велик. Необходимо оценить каждую из них с позиции здравого смысла или данных статистики, а затем проранжировать по степени вероятности возникновения и объема потенциального ущерба.
3. Составление перечня данных, подлежащих защите. Информация, которая используется на предприятии, может быть открытой (доступна для всех) или закрытой (доступна для ограниченного круга лиц). К первому типу относятся сведения, которые не составляют государственной или коммерческой тайны, не относятся к категории конфиденциальной информации (согласно законодательству или внутренним документам предприятия). Ущерб от потери подобного рода сведений не является значительным, поэтому их защита не приоритетна.
Ко второму типу относятся: данные, являющиеся государственной тайной — их перечень определяется законодательством; коммерческие или служебные сведения — любая информация, связанная с производством, финансами, использующимися технологиями, утечка или утрата которой может нанести ущерб интересам предприятия; персональные данные сотрудников.
Эта информация должна быть защищена в первую очередь. Для каждого типа такого рода данных указывается, как и где они возникают, с помощью каких программных или технических средств ведется их обработка, какие подразделения (сотрудники) с ними работают и т.д.
4. Создание подразделения, ответственного за вопросы защиты информации. Как правило, на предприятиях существует разделение функций, связанных с обеспечением информационной безопасности. Это подразумевает, что за разработку политики защиты данных, выполнение организационных мер отвечает служба безопасности компании, а вопросы, связанные с применением любых программных и аппаратных средств, включаются в компетенцию ИТ-подразделения. Нередко возникают ситуации, когда стремление как можно надежнее защитить данные вступает в противоречие с потребностями бизнеса предприятия. В том числе это происходит, если меры безопасности разрабатываются без учета возможностей современных ИТ-средств.
5. Определение
основных направлений
Основным вопросом в плане обеспечения информационной безопасности является защита в системе делопроизводства, которая осуществляется за счет применения программных и технических средств.
Сложность решения этой
задачи обуславливается двумя
С точки зрения применения технических и программных средств защиту информации в системе управления можно разбить на три направления — это защита содержания данных, обеспечение сохранности информации при форс-мажорных обстоятельствах (сбои в электропитании, пожары и т.д.) и устранение возможности для несанкционированного доступа к ресурсам системы предприятия.
Для защиты содержания данных обычно применяют криптографические технологии — шифрование и электронную цифровую подпись, что позволяет добиться конфиденциальности и целостности информации, ее однозначной аутентификации. При этом метод шифрования позволяет защитить информацию даже в случае кражи ее носителя (например, жесткого диска сервера) [14, c. 148].
Информация о работе Делопроизводство. Информационная безопасность в системе делопроизводств