Қаржы саясаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:13, доклад

Краткое описание

Қаржы саясаты - экономикалық саясаттың құрамдас бөлігі; мемлекеттің өз атқарымдары мен міндеттерін жүзеге асыру үшін қаржыны ұйымдастырып, пайдалану шараларының жиынтығы; қаржы ресурстарын жұмылдыру, оларды бөлу нысандары мен әдістерінде, қаржы заңнамасында мемлекеттік кіріс пен шығыс құрылымында көрініс табады. Қаржы саясаты ел экономикасын дамытудың басым бағыттарына қарай, сондай-ақ өнеркәсіптегі, энергетикадағы, құрылыстағы, құрылымды құрайтын басқа да салалардағы, ауыл шаруашылығындағы мемлекеттік сектордың дамуын айқындайтын жалпы ұлттық мүдделерді басшылыққа ала отырып қалыптастырылады.

Файлы: 1 файл

курсовая 2011.docx

— 61.36 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«АЛТАЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Основные  методы и средства защиты

информации

(курсовая работа)

                                                                                    

 

Выполнил студент:

  4 курса, группа 1474

    Алексей Геннадьевич

  Воропаев

  ________________

(подпись)

Научный руководитель:

         Надежда Владимировна

       Волженина

     __________________

(подпись)

            Работа защищена

  ______________20 _г.

  ___________________

    (оценка)

 

Барнаул 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ВИДЫ ЗАЩИТЫ ИНОРМАЦИИ………………………………………6

    1. Правая и инженерно- техническая защиты информации……………………...6

1.2 Организация защиты информации…………....................................................12

ГЛАВА 2   МЕТОДЫ  И  СРЕДСТВА  ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ…………...16

2.1. Основные методы и  средства защиты информации…………………………16

2.2. Криптографические   и программные средства защиты  информации……...21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………….......................................................................29 

ВВЕДЕНИЕ

 

Не проходящий и не снижающийся  интерес к проблеме защиты информации, объясняется тем, что происходящие в стране процессы существенно затронули  проблему организации системы защиты информации во всех ее сферах -разработки, производства, реализации, эксплуатации средств защиты, подготовки соответствующих  кадров. Прежние традиционные подходы  в современных условиях уже не в состоянии обеспечить требуемый  уровень безопасности государственно значимой и частной конфиденциальной информации, циркулирующей в информационно-телекоммуникационных системах страны. Существенным фактором, до настоящего времени оказывающим  значительное влияние на положение  дел в области защиты информации, является то, что до начала 90-х годов  нормативное регулирование в  данной области оставляло желать лучшего. Система защиты информации в нашей стране в то время определялась существовавшей политической обстановкой  и действовала в основном в  интересах Специальных служб  государства, Министерства обороны  и Военно-промышленного комплекса.  Цели защиты информации достигались главным образом за счет реализации принципа «максимальной секретности», в соответствии, с которым доступ ко многим видам информации был просто ограничен. Никаких законодательных и иных государственных нормативных актов, определяющих защиту информационных прав негосударственных организаций и отдельных граждан, не существовало. Средства криптографической защиты информации использовались только в интересах государственных органов, а их разработка была прерогативой исключительно специальных служб и немногих специализированных государственных предприятий. Указанные предприятия строго отбирались и категорировались по уровню допуска к разработке и производству этих средств.  Сами изделия тщательно проверялись компетентными государственными органами и допускались к эксплуатации исключительно на основании специальных заключений этих органов. Любые работы в области криптографической защиты информации проводилась на основании утвержденных Правительством страны секретных специальных нормативных актов, полностью регламентировавших порядок заказа, разработки, производства и эксплуатации шифровальных средств. Сведения об этих средствах, их разработке, производстве, и использовании, как в стране, так и за рубежом были строго засекречены, а их распространение предельно ограничено. Даже простое упоминание о криптографических средствах в открытых публикациях было запрещено. В настоящее время можно отметить, что правовое поле в области защиты информации получило весомое заполнение. Конечно, нельзя сказать, что процесс построения цивилизованных правовых отношений успешно завершен и задача правового обеспечения деятельности в этой области уже решена. Важно другое –на мой взгляд, можно констатировать, что уже имеется неплохая законодательная база, вполне позволяющая, с одной стороны, предприятиям осуществлять свою деятельность по защите информации в соответствии требованиями действующих нормативных актов, а с другой – уполномоченным государственным органам на законной основе регулировать рынок соответствующих товаров и услуг, обеспечивая необходимый баланс интересов отдельных граждан, общества в целом и государства.

В последнее время в  различных публикациях муссируется  вопрос о том, что созданный механизм государственного регулирования в  области защиты информации используется государственными органами, уполномоченными  на ведение лицензионной деятельности, для зажима конкуренции и не соответствует  ни мировому опыту, ни законодательству страны.

Кроме того, чтобы остудить бушующие вокруг данной проблемы страсти, считаю полезным подробнее ознакомиться с имеющимся опытом зарубежного  законодательства и требованиями российских нормативных актов в области  защиты информации.

Основной целью курсовой работы является изучение методов защиты информации при передаче данных по каналам связи.

Поставленная цель достигается  путем решения следующих задач:

  1. Обозначить сущность проблемы и рассмотреть задачи защиты информации при передаче данных по каналам связи.
  2. Установить угрозы информации и способы их воздействия на объекты защиты информации.
  3. Рассмотреть методы и средства защиты информации.

Структура курсовой работы. В соответствии с целью, задачами и логикой исследования работа состоит  из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ВИДЫ ЗАЩИТЫ ИНОРМАЦИИ

 

    1. Правая и инженерно- техническая защиты информации

 

Инженерно-техническая защита информации является одним из основных направлений обеспечения информационной безопасности. Технический прогресс способствует повышению роли инженерно-технической  защиты. Она охватывает большое количество областей знаний и сфер практической деятельности, при ее обеспечении  необходимо учитывать большое число  факторов, информация о которых недостаточная  и часто недостоверная. Определяющую роль при инженерно-технической  защите играет человек, действия которого пока не поддаются формализации.

Задачи инженерно-технической  защиты информации относятся к так  называемым слабоформализуемым задачам, не имеющим формальных (строго математических) методов решения. Получение рациональных (удовлетворяющих поставленным требованиям) результатов при решении слабоформализуемых задач достигается на основе системного подхода.

Основной целью инженерно-технической  защиты информации является обеспечение  ее безопасности, при которой риск изменения, уничтожения или хищения  информации не превышает допустимого  значения. Риск характеризуется вероятностью реализации угроз и зависит от ресурса — прямых расходов на защиту информации. Сумма прямых расходов на защиту информации и косвенных  расходов, соответствующих ущербу от реализации угроз, определяет расходы  на информацию. Значения прямых расходов, при которых суммарные расходы  на информацию минимизируются, образуют область рациональной защиты информации. Для оценки риска необходимо определить источники информации и цену содержащейся в них информации, угрозы ее безопасности и возможность (вероятность) их реализации.

Задачи инженерно-технической  защиты информации определяют то, что  надо выполнить с учетом данного  ресурса для предотвращения (нейтрализации) конкретных угроз в интересах  поставленных целей.

Меры инженерно-технической  защиты информации представляют собой  совокупность технических средств  и способов их использования, которые  обеспечивают требуемый уровень  безопасности информации при минимуме ресурса. Каждому набору угроз соответствует  рациональный набор мер защиты. Определение  такого набора является основной задачей  инженерно-технической защиты информации. При отсутствии формальных методов  определение набора средств задача решается путем выбора этих мер специалистами  по локальным и глобальным показателям  эффективности.

Основными принципами инженерно-технической  защиты информации являются:

•  надежность, предусматривающая обеспечение требуемого уровня безопасности защищаемой информации;

•  непрерывность защиты во времени и пространстве, характеризующая постоянную (в любое время) готовность системы защиты к предотвращению (нейтрализации) угроз информации;

•  активность, предусматривающая упреждающее предотвращение (нейтрализация) угроз;

•  скрытность, исключающая возможность ознакомления лиц с информацией о конкретных способах и средствах защиты в рассматриваемой структуре в объеме, превышающем служебную необходимость;

•  целеустремленность, предполагающая расходование ресурса на предотвращение угроз с максимальным потенциальным ущербом;

•  рациональность, требующая минимизации расходования ресурса на обеспечение необходимого уровня безопасности информации;

•  комплексное использование различных способов и средств за щиты информации, позволяющее компенсировать недостатки одних способов и средств достоинствами других;

•  экономичность защиты, предусматривающая, что расходы на защиту не превысят ущерба от реализации угроз.

Правовая защита информации: защита информация криптографический

В последнее время информация приобретает два важных практических значения. С одной стороны, она  рассматривается как экономический  ресурс, значение которого постоянно  возрастает. Использование информационных ресурсов, грамотная организация  информационных процессов могут  существенно увеличить рентабельность многих процессов в индустриальном производстве, способствовать в решении  социальных проблем.

Таким образом, "в современных  условиях информация становится стратегическим ресурсом, от эффективного использования  которого зависят перспективы развития экономики, формирование информационного  гражданского общества, обеспечение  безопасности государства и граждан".

С другой стороны, информация становится экономическим товаром, что стимулирует во всем мире рост нового сегмента национальной экономики - информационных услуг.

Наконец, информация является мощным и эффективным оружием.

Все это привело к возникновению  новых правоотношений, объектом которых  является информация. В связи с  этим необходимо выделить те свойства информации, которые определяют специфику  правового регулирования информационных правоотношений.

Среди основных признаков  информации, принципиальных для правового  регулирования отношений по поводу информации, ученые различают следующие:

1. Как уже отмечалось, любая информация обладает свойством  идеальности. Право начинает опосредовать  информацию лишь тогда, когда  она может быть однозначно  зафиксирована на материальном  носителе. Юридическое свойство, вытекающее из этой особенности, заключается в двуединстве информации и материального носителя, на котором эта информация закрепляется. Необходимо сразу отметить: несмотря на то, что носитель информации является вещью, информация в правовом смысле не может рассматриваться как вещь. Это связано с тем, что когда мы передаем вещь, мы передаем при этом зачастую весь объем прав (владения, пользования и распоряжения). Но когда мы передаем зафиксированную на материальном носителе информацию, мы в правовом смысле передаем сам носитель и сумму каких-то прав по распоряжению содержащейся на нем информацией (например, право ее дальнейшего распространения). Саму же информацию мы лишь сообщаем и, таким образом, можем передать лишь право пользования и право распоряжения. Право владения (господства над вещью) может быть передано лишь на носитель, но не на информацию, которая на нем зафиксирована, ибо она осталась в памяти автора документа и останется в памяти всех, кто прочитает эти сведения.

2. Рассмотренные общие  свойства идеальности и неисчерпаемости  информации порождают такое юридическое  свойство информации, как бесконечный  неисчерпаемый ресурс.

Информация не подвержена (в отличие от большинства вещей) физическому старению и обладает такой особенностью, как возможность  неограниченного тиражирования.

Это великое свойство информации предопределяет прогресс человечества, ибо благодаря ему осуществляются постепенное наращивание знаний и передача их от поколения к поколению. Однако оно дает и побочный эффект: возможность произвольного распространения  сведений, одновременного нахождения их в полном объеме в нескольких местах и одновременного использования  любым количеством субъектов (в  том числе и конфликтующими сторонами). Свойство информации как бесконечного ресурса предопределяет конструирование  в праве систем ограничения на доступ и распространение информации, именуемые институтами тайн. С  ним также связано большое  количество проблем установления авторства.

3. Следующим факультативным  свойством информации, основанным  на идеальности, является ее  самостоятельность как объекта,  независимость от среды, в которой  она находится, от носителя, на  котором сведения зафиксированы.  Ценность сведений также никоим  образом не может быть поставлена  в зависимость от стоимости  их носителя.

4. Для правового регулирования  отношений, связанных с информацией,  представляет определенный интерес  такое ее свойство, как нелинейность - отсутствие зависимости между  объемом информации и процессами, которые начинают протекать благодаря  ее воздействию. Иными словами,  количество информации и ее  ценность не тождественны.

5. Следующей качественной  характеристикой информации, имеющей  принципиальное значение для  включения ее в качестве объекта  в какие-либо правовые отношения,  является ее субъективная ценность, то есть значимость для конкретного  субъекта. Причем для различных  субъектов информация будет иметь  различную ценность.

В праве ценность информации выражается прежде всего в стоимостных  характеристиках тех действий, которые  следуют за получением информации. В качестве примера здесь можно  привести, скажем, факт разглашения  сведений, составляющих государственную  тайну. В данном случае величина уголовно-правовой санкции ставится в зависимость  от материального эквивалента ущерба, нанесенного противоправным распространением указанных сведений.

6. При правовом регулировании  важную роль играет увязывание  информации с целью, для которой  она была получена. Например, факт  противоправного доступа к сведениям,  составляющим коммерческую тайну,  из праздного любопытства может  иметь одни правовые последствия,  а то же действие с целью  их последующей продажи конкурентам  - существенно иные последствия.

Таким образом, информация обладает рядом в достаточной мере уникальных свойств, выделяющих ее среди других объектов права. Этим также обусловлена  и сложность в обеспечении эффективного правового регулирования тех отношений, в которых она фигурирует.

Исходя из сказанного выше, правовую информацию можно определить как массив нормативных правовых актов и тесно связанных с  ними справочных, нормативно-технических  и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Кроме того, правовую информацию в зависимости от того, от кого она  исходит и на что направлена, можно  разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально-правового характера  и неофициальная правовая информация.

Информация о работе Қаржы саясаты