Виды международного кредита, их развитие в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются экономические отношения между субъектами внешнеэкономической деятельности, предметом - международное кредитование и заимствование.

Целью данной курсовой работы является изучение международной практики кредитования, анализ состояния и выявление перспектив привлечения иностранных кредитов в экономику Республики Беларусь.

Для достижения поставленной целью решаются следующие задачи:

•Исследуется понятие, формы и значение международного кредитования;
•Дается характеристика участию международных организаций в международном кредитовании
•Анализируется структура и условия предоставляемых иностранных кредитов, динамика международного кредитования в Республике Беларусь; выявляются проблемы и перспективы привлечения иностранных кредитов в Республику Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…4

1.Виды и элементы международного кредита……………………………...6
1.Классификация международного кредита по различным признакам………………………………………………………………..6
2.Международные финансовые институты как субъекты международного кредита……………………………………………..12
3.Механизм международного кредитования…………………………..19
2.Республика Беларусь как субъект международного кредитования…...22
3.Перспективы развития международного кредита в Республике Беларусь…………………………………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………...32

Список использованных источников………………………………………..34

Приложение…………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 77.49 Кб (Скачать)

    Кредитные линии предоставляются  в рамках соглашений, известных  под названием «stand-by». Главное их назначение – кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов. Средства, приобретаемые страной в рамках кредитных линий, предоставляются траншами (общее количество – 4), каждый из которых соответствует 25% квоты страны, и при условии выполнения стабилизационных программ.

    Специальные кредитные линии  открываются для стран – экспортеров  сырья, зерновых, валютные поступления  которых сильно зависят от  конъюнктуры мировых цен, для  финансирования непредвиденных  потерь в результате действия  непредсказуемых внешних факторов, финансовой поддержки операций  по сокращению и обслуживанию  внешнего долга и ряда других  целей.

    Кредитные линии структурных преобразований (Structural Adjustment Facility, SAF, и Extended Structural Adjustment Facility, ESAF), называемые также концессионными кредитами, предоставляются развивающимся странам с низким доходом на душу населения на особо благоприятных условиях. Процентная ставка по ним не превышает 0,5 % годовых.

    Группа всемирного банка (ГВБ). К Всемирному банку причисляют две организации: Международный банк реконструкции и развития и его дочернюю структуру – Международную ассоциацию развития (International Development Association). В группу Всемирного банка помимо указанных организаций входят также на правах ассоциированных членов Международная финансовая корпорация (International Financial Corporation, IFC), Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA) и Международный центр урегулирования инвестиционных споров (International Center for Settlement of Investment Disputes, ICSID).

    Основными целями организации  ГВБ являются:

  • содействие реконструкции и развитию народного хозяйства стран-членов;
  • поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий и участия в займах и инвестициях и инвестициях частных кредиторов и других инвесторов;
  • стимулирование сбалансированного роста международной торговли и поддержание сбалансированного платежного баланса стран-членов.

    Разрабатываются скоординированные  механизмы реализации задач, что  обеспечиваются также и организационной  интеграцией, в частности, наличием  общего президента, Совета управляющих  и исполнительного директората.  Принципы построения квот, количества  голосов, представительства в  органах управления ГВБ сходны  с МВФ. Советы управляющих МВФ  и ГВБ проводят один раз  в году совместное собрание.

     Однако имеются особенности в  механизме финансирования организаций  ГВБ, критериях отбора стран-кандидатов  на получение помощи, условиях  кредитования.[1, с. 458]

     Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР). Членом МБРР может быть только государство, которое является одновременно членом МВФ и берет на себя, таким образом, вытекающие из этого обязательства. Членство в МБРР являются, в свою очередь, предпосылкой членства в других организациях Группы Всемирного банка.

    В соответствии со ст. 1 Устава  МБРР он был создан в 1944 г.  в связи с большой потребностью  в финансовых средствах стран-членов  для возрождения экономического  развития.

    МАР была создана в 1960 г.  с целью предоставления финансовых  средств развивающимся странам  на более льготных условиях, чем  МБРР. Оно является почти доверительным  органом, находящимся под управлением  МБРР.

    У МАР, также как и у MIGA, имеется две группы членов. К первой их них относятся в основном промышленно развитые страны, а также некоторые другие, сильные в финансовом отношении, например, Кувейт, Новая Зеландия, Исландия, Объединенные Арабские Эмираты. Все остальные члены отнесены к другой группе. Такое деление важно для дифференциации условий предоставления финансовой помощи и определения размеров дивидендов, начисляемых на доли участия при прямых инвестициях.

    Основные средства в настоящее  время МБРР получает за счет  операций на международных финансовых  рынках путем эмиссии средне- и долгосрочных долговых обязательств, имеющих наивысший кредитный  рейтинг, а также путем частного  размещения средств правительства,  центральных банков и других  кредиторов по фиксированным  ставкам процента. МБРР размещает  свои ценные бумаги более чем  в 100 странах и является при  этом крупнейшим заемщиком на  мировых рынках капитала, а также  одним из крупнейших заемщиков-нерезидентов  на национальном рынке.

     В отличие от МВФ МБРР занимает средства не только у правительства, но и у частных организаций, причем в значительно больших размерах.

    В последнее время все большее  значение приобретают средства  от погашения ранее предоставленных  ссуд и проценты по ним. Периодически  МБРР осуществляет также продажу  гарантированных требований по  ссудам, предоставленным банком, инвесторам, которые ищут возможности надежного  вложения капитала.

    У МАР основным источником  ресурсов являются взносы в  уставный капитал, часть перечисляемой  ей прибыли МБРР и погашение  ранее выданных ссуд. МБРР и  МАР проводят одинаковую политику  в отношении отбора проектов  для финансирования, предоставляя  ссуды и кредиты для проектов, которые в экономическом и  техническом плане безупречны  и имеют высокий приоритет  для экономического развития  стран-должников. 

Ссудополучателем  может быть правительство или  организация, имеющая правительственную  гарантию.

    Специалисты Всемирного банка  следующим образом классифицируют  свои кредиты.

    Особые инвестиционные ссуды (Specific Investment Loans). Они предоставляются для финансирования определенного объекта с целью возведения новых производственных сооружений, расширения объема производства на уже существующих объектах или улучшения их технического обслуживания. Фактически именно ссуды такого рода относятся к проектным ссудам и по-прежнему преобладают а общем объеме займов.

    Секторальные операции (Sector operations). Под этим названием объединены различные ссуды, которые предоставляются для финансирования проектов в границах целевых секторов экономики, например транспорта, энергетики, сельского хозяйства т.д. Определение финансируемых проектов в рамках целевых секторов осуществляются правительствами-ссудополучателями по критериям, устанавливаемым Всемирным банком.

    Ссуды структурной реорганизации  (бюджетозамещающие реабилитационные  займы). Они введены в 1980 г. как  помощь странам, испытывающим  проблемы с платежным балансом, и предусматривают проведение  широкого спектра мероприятий  национального правительства. 

    Международная финансовая корпорация (МФК). МФК была создана в 1956 г.  Она содействует развитию  частно экономической инициативы  в развивающихся странах путем  предоставления совместно с заинтересованными  частными инвесторами кредитов  на льготных условиях. В отличие  от МБРР и МАР страны-члены  должны полностью выплачивать  подписанную ими долю, что отражает  коммерческий характер МФК.

    Финансовая помощь МФК может  предоставляться в форме долгосрочных  ссуд, участия в собственном капитале, гарантий либо путем их комбинации.

    Ссуды, предоставляемы МФК, предназначены  в первую очередь для финансирования  развития финансовых услуг и  институтов рынка капиталов. Большое  значение имеют также ссуды  в перерабатывающую промышленность, автомобилестроение, химическую промышленность  и сферу туризма.[1, с.461]

    Многостороннее агентство гарантирования инвестиций. MIGA было создано в апреле 1988 г. и является самым молодым членом Группы Всемирного банка.

    Основная цель этой организации  – содействие прямых инвестиций  в развивающихся странах путем  предоставления гарантий против  некоммерческих (политических) рисков. Кроме того, MIGA консультирует правительства развивающихся стран при разработке программ содействия иностранным инвестициям.

    Гарантии обычно распространяются  только на вновь вводимые предприятия,  но могут включать также расширение, модернизацию и перестройку уже  существующих предприятий, а также  приобретение полугосударственных  предприятий, подлежащих приватизации.

    Гарантии также могут предоставляться  и по ссудам частных инвесторов. Последние могут быть как физическими,  так и юридическими лицами, на  не должны принадлежать к стране, в которой осуществляется инвестиция. Сумма гарантий зависит от  оценки рисков проекта.

    Банк международных расчетов (БМР). БМР создан в 1930 г., является уникальным институтом центральных банков на международном уровне, который принадлежит им, контролируется ими и предоставляет им свои услуги.

    Ключевые задачи БМР заключаются  в содействии кооперации центральных  банков и созданий условий  для развития международных финансовых  операций. Однако из основных  целей кооперации центральных  банков всегда было поддержание  международной финансовой стабильности. В современных условиях глобализации  финансовых рынков такая кооперация  еще более важна. БМР представляет, таким образом, важный форум для международной финансовой кооперации центральных банков, ее регулирования и контроля.

    Значительная доля мировых валютных  резервов сосредоточена на депозитах  в БМР. Банк действует также  как доверенный агент центральных  банков в соответствии с различными  международными финансовыми соглашениями.

    Европейский центральный банк (ЕЦБ). ЕЦБ – первый в истории поднациональный центральный банк, начавший свою активную деятельность в 1999 г. с переходом большой части государств ЕС к единой валюте. Предшественниками ЕЦБ были сначала Европейский фонд валютного сотрудничества, а с 1993 г. – Европейский валютный институт.

    ЕЦБ стоит во главе Европейской  системы центральных банков (ЕСЦБ), которая включает все 15 центральных  банков стран ЕС. Центральные  банки государств, не входящие  в зону евро, являются участниками  ЕСЦБ с особым статусом: они  не имеют право влиять на  решения, которые действительны  только для зоны евро.

    Правление ЕЦБ избирается на  восьмилетний срок без права  переизбрания, и его члены независимы  от рекомендовавших и избравших  их стран и правительств. Правление  ЕСЦБ состоит из президента, вице-президента  и четырех других членов. Общий  совет, в отличие от Совета  управляющих, наряду с президентом  и вице-президентом, включает  управляющих всех центральных  банков стран ЕС. Таким образом,  структура управления ЕСЦБ является  двухъярусной с учетом наличия  двух групп стран.  Общий совет, как и Правление ЕСЦБ, выступает связующим звеном между странами зоны евро (ins) и странами, не вошедшими в нее (pre-ins).

     Уставный капитал ЕЦБ определен  в 5 млрд. евро. Доля центральных  банков в нем рассчитывается  исходя из доли их стран  в ВВП и населении ЕС.

При этом центральные банки стран ins должны вносить 100% подписанного капитала, а станы pre-ins – 5%. Наряду с этим центральные банки должны перечислять ЕЦБ резервы иностранных валют (в сумме, эквивалентной 50 млрд. евро), за исключением их национальных валют, евро и SDR. Резервные взносы установлены пропорциональными долями центральных банков в подписанном капитале.

    ЕЦБ принадлежит ключевая роль  в осуществлении  кредитно-денежной  политики в рамках Европейской  валютной системы. При этом  его основная задача заключается  в унификации требований, предъявляемых  к финансовым инструментам и  институтам в зоне евро, а также  в методах проведения центральными  банками кредитно-денежной политики. [1, с.463]

    Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). ЕБРР начал свою деятельность с 1991 г. Его членами, количество которых превышает 60, являются страны ЕС, Центральной и Восточной Европы, СНГ, а также другие страны МВФ, в том числе находящиеся вне пределов Европы, и Европейский инвестиционный банк.

    Основная цель ЕБРР заключается  в содействии к переходу к  рыночной экономике и  стимулировании  развития частной и предпринимательской  инициативы в странах Центральной  и Восточной Европы. К приоритетным  направлениям деятельности банка  обносятся содействие приватизации, демонополизации и децентрализации,  объединение энергетических, транспортных  и телекоммуникационных сетей  Европы, защите окружающей среды.

Информация о работе Виды международного кредита, их развитие в Республике Беларусь