Валютное регулирование и контроль Центрального банка Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы организации валютного регулирования представляется очевидной в связи с тем, что на протяжении всего периода существования РФ как суверенного государства не удается пресечь незаконный отток иностранной валюты из РФ и незаконное сокрытие полученной российскими предприятиями экспортной валютной выручки вне Российской Федерации. Ежегодные потери государства исчисляются, по оценкам экспертов, миллионами долларов недополученных налогов, оно теряет источники формирования своих валютных резервов, необходимых для государственных закупок, выплат по процентам и основной сумме внешнего долга.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Цели и задачи валютного регулирования..…………...…….………….5
2. Организация валютного контроля в Российской Федерации…...…..15
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………….……

Файлы: 1 файл

Валютное регулирование и контроль Центрального банка Российской Федерации.doc

— 258.50 Кб (Скачать)

     Валютное регулирование может быть прямым и косвенным. Прямое валютное регулирование - это совокупность законодательных и административных действий власти, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями. Косвенное валютное регулирование – это совокупность экономических методов воздействия на участников внешнеэкономических связей путем создания у них экономической заинтересованности в осуществлении определенных валютных операций. Преобладание того или иного метода валютного регулирования, определяет его характер, он может быть либеральным или ограничительным. Либеральное валютное регулирование направлено на текущую конъюнктуру валютного рынка, оно не затрагивает структурных основ валютной системы и валютного курса. Ограничительное валютное регулирование целенаправленно воздействует на формирование валютного курса и платежного баланса. Его законченной формой выступают валютные ограничения, то есть законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

     Формы валютных ограничений разнообразны: ограничение или запрет на экспорт  капитала, блокирование счетов нерезидентов, множественность валютных курсов и так далее.

     Валютное регулирование осуществляется государством посредством использования определенных инструментов, которые представляют собой конкретные организационные и экономические меры, с помощью которых государство воздействует на соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри страны и на состояние ее платежного баланса. Содержание инструментов и механизм их использования формируются под определенным воздействием реальной макроэкономической ситуации, целей микроэкономической политики и действующего в стране законодательства. Так, к инструментам валютного регулирования относятся применяемые правительством квоты, устанавливаемые лимиты, вводимые штрафные санкции, валютные интервенции и так далее.

     Валютное  регулирование осуществляется посредством  механизма валютного контроля. Валютный контроль - это система мер по обеспечению исполнения законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. По существу, валютный контроль обеспечивает эффективность валютного регулирования и поэтому является его составной частью.

     Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты  осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.

     Отметим то, что структура инструментов валютного регулирования может быть представлена следующим образом на схеме 2 (см. Приложения).

     Валютное  регулирование существует во всех странах. В России оно осуществляется в  соответствии с Федеральным Законом РФ от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», который определяет: принципы проведения валютных операций в Российской Федерации; полномочия и функции органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля. А также права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями; меру ответственности за нарушение валютного законодательства.

     Действие  Закона - юридическая основа создания национальной валютной системы РФ.

     Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

     1) приоритет экономических  мер в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования;

     2) исключение неоправданного  вмешательства государства и  его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

     3) единство внешней  и внутренней валютной политики  Российской Федерации;

     4) единство системы  валютного регулирования и валютного  контроля;

     5) обеспечение государством  защиты прав и экономических  интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

     Основной  элемент национальной валютной системы - национальная валюта. Закон дает четкое определение самого понятия «национальная  российская валюта». Так, к «валюте  Российской Федерации»- относятся: находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ. А также средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ (на основании межправительственных соглашений об использовании валюты РФ на территории данного государства); платежные документы, фондовые ценности, другие долговые обязательства, выраженные в рублях.

     Поскольку внешнеэкономические связи предполагают обмен национальной валюты на иностранную, то в Законе дано определение и  иностранной валюте. «Иностранная валюта» - это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем государстве, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки, а также средства на счетах в денежных единицах иностранных государств.

     «Валютные операции» определены как операции, которые связаны с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе использование в качестве средства платежа ценных бумаг в иностранной валюте; ввоз и пересылка в Российскую Федерацию и из Российской Федерации валютных ценностей, международные денежные переводы, а также операции, в которых участвуют нерезиденты РФ, то есть открытие и ведение рублевых счетов нерезидентов РФ в уполномоченных банках.

     Поскольку в современных условиях международные  ликвидные активы не ограничиваются накоплением резервных валют, а включают: золото, серебро и другие ценности, легко превращающиеся в резервные валюты, Закон вводит понятие «валютные ценности». К ним относятся: наличные банкноты, казначейские билеты, разменная монета иностранных государств, в том числе изъятая из обращения, но подлежащая обмену; платежные документы в иностранной валюте: чеки, векселя, аккредитивы; фондовые ценные бумаги в инвалюте и другие долговые обязательства; драгоценные металлы, драгоценные камни, за исключением ювелирных изделий и ювелирного лома.

     Все участники внешнеэкономических  связей подразделены законом на две  категории: резиденты и нерезиденты  РФ. В зависимости от статуса у  них возникают определенные права  и обязанности.

     К резидентам РФ относятся: физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ (Необходимо подчеркнуть, что понятие «гражданства» к определению статуса физического лица как резидента или нерезидента отношения не имеет.); юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ; филиалы и представительства резидентов РФ.

     К нерезидентам РФ относятся: физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ. А также предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации и их филиалы и представительства; находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов РФ.

     Законом определены возможность и режим конвертируемости российских рублей в иностранную валюту: основа купли-продажи валюты на рынке, то есть ее конвертируемость, собственность.

     Все проводимые в РФ внешнеторговые операции подразделены на текущие операции и  операции, связанные с движением капитала.

     Текущие операции включают в себя: переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации в оплату товаров, работ, услуг без отсрочки платежа и с отсрочкой до 90 дней; получение и выдача финансовых кредитов на срок до 180 дней; переводы процентов, девидентов и иных доходов, связанных с инвестициями; переводы неторгового характера.

     К капитальным операциям относятся: прямые инвестиции (взносы в уставные фонды предприятий и организаций); портфельные инвестиции; получение и выдача отсрочки платежа по экспортно-импортным операциям на срок более 90 дней; получение и выдача финансовых кредитов на срок более 180 дней; иные операции, не являющиеся текущими.

     Текущие валютные операции осуществляются без  ограничений, на проведение капитальных операций требуется получение лицензии Центрального банка РФ.

     В Законе определена институциональная  основа национальной валютной системы  России, а также органы валютного  регулирования и их полномочия. Непосредственное исполнение полномочий возложено на уполномоченные банки, которые согласно Закону, получив лицензию Центрального банка РФ на проведение валютных операций, являются агентами валютного контроля. Агенты валютного контроля осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями, соответствием этих операций валютному законодательству, условиям лицензий и разрешений, полученных от Центрального банка, а также за соблюдением актов органов валютного контроля. Агенты валютного контроля также проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

     Таким образом, подводя итоги, отметим  то, что для реализации поставленных задач было начато формирование механизмы валютного контроля за внешнеторговой деятельностью. Под которыми понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъективная составляющая),  а так же набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).

     Основы  организации и осуществление  валютного регулирования определены Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется  в других законодательных  иных нормативных актах, в том числе и ведомственных (однако имеющих общее значение).

     Основной  же целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций. Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности - предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности,  в том числе исключительными правами на них. 
 
 

     2. Организация валютного контроля в Российской Федерации

     Отметим то, что либерализация внешнеэкономической деятельности в России, введение конвертируемости рубля в условиях экономической и политической нестабильности привели к массовому оттоку капитала. Этот процесс подрывает экономику страны, и решение этой проблемы — одна из важных задач финансовой политики государства. Возврат капиталов в Россию помог бы решить проблему выплаты внешних долгов и при этом отказаться от внешних заимствований. Уполномоченные банки, являясь агентами валютного контроля, призваны решить эту задачу.

     Именно  на уполномоченные банки возложен контроль законности проведения операций по экспорту и импорту товаров, работ, услуг  и продуктов интеллектуальной деятельности. Порядок проведения этих операций регламентируется следующими документами:

     О порядке осуществления валютного  контроля за поступлением в РФ выручки  от экспорта товаров: Инструкция Центрального банка РФ и Государственного таможенного  комитета РФ;

     О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров: Инструкция Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета РФ;

     О покупке юридическими лицами - резидентами  иностранной валюты для осуществления  платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности: Указание Центрального банка РФ;

     О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части  валютной выручки через Уполномоченные банки и проведение операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации: Инструкция Центрального банка РФ;

     О порядке открытия уполномоченными  банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и  проведения операций по этим счетам: Инструкция Центрального банка РФ;

Информация о работе Валютное регулирование и контроль Центрального банка Российской Федерации