Валютная система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей данной курсовой работы является рассмотреть валютную систему страны, выявить её основные элементы, на основе чего попытаться провести анализ становления валютной системы Российской Федерации (в условиях перехода от валютной монополии плановой экономики Советского Союза к рыночным методам функционирования валютной системы), показать развитие валютной системы в России на основе эволюции таких важнейших категорий, как валютный курс и валютный рынок, а также выявить основные проблемы, существующие на данном этапе развития валютной системы в России, и рассмотреть возможные пути их решения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Понятие валютной системы страны…………………..……………..….5
1.1. Сущность валютной системы, её задачи и роль…………………………..5
1.2. Элементы валютной системы, валютный курс, его регулирование и контроль………….7
Глава 2. Анализ развития валютной системы в России и её особенности….17
2.1. Становление и развитие валютного рынка в Российской Федерации….17
2.2. Система валютного регулирования и контроля на современном этапе..19
Глава 3. Проблемы развития валютной системы в России…………………...22
Заключение……………………………………………………………………….….29
Список использованной литературы……………………………………………..31

Файлы: 1 файл

валютная система россии.docx

— 59.67 Кб (Скачать)

 

 

                 Глава 3. Проблемы развития валютной системы в России

 

Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, привели к возникновению  новых для российской экономики  и законодательства проблем. К таким  проблемам относятся, прежде всего, массовая утечка из России за рубеж  валютных средств и нестабильность валютного курса. Рассмотрим каждую из проблем более подробно.

Явление цикличности на российском валютном рынке наблюдалось и  ранее, цикличность в динамике курса  доллара обусловлена тремя моментами:

  1. Тем, что уровень золотовалютных резервов Банка России остается недостаточным для сглаживания резких скачков курса доллара. Покупка валюты Банком России на рынке идет не только на пополнение резервов, но и на обслуживание внешней задолженности. Чем больше требуется средств для обслуживания внешнего долга, тем меньше возможностей у Банка России проводить политику сглаживания колебаний курса доллара;
  2. Узостью внутреннего финансового рынка рублевых инструментов. Особенность финансового рынка России после кризиса состоит в том, что подавляющую часть расчетов коммерческие банки осуществляют не между собой, а через Банк России, соответственно значительно возросла роль корреспондентских счетов коммерческих банков в Банке России. В последние дни, когда осуществляется значительная часть расчетов, связанных с налоговыми платежами и погашением кредитов, как самими банками, так и их клиентами, возрастает потребность банков в рублевых инструментах рынка. Дефицит рублей вынуждает банки продавать валюту, а Банк России – предоставлять финансовую помощь банкам в виде краткосрочных кредитов для обеспечения бесперебойности платежей. Снижение потребности в рублях в начале каждого месяца ведет к образованию временного избытка рублевых средств у коммерческих банков. На эти средства банки покупают валюту для того, чтобы при следующем наступлении срока погашения полученных от Банка России кредитов подать валютные активы. Такая операция приносит определенную выгоду банкам, так как валюта реализуется по более высокому курсу;
  3. Возросшими объемами операций на валютном рынке после либерализации валютного рынка и введения единой торговой сессии, в результате чего возросла нагрузка на Банк России по сглаживанию колебаний курса на валютном рынке. В результате либерализации исчезла разница в курсах доллара на единой торговой сессии и на дневной, возросли масштабы перетока капитала между двумя торговыми сессиями, и Банк России оказался вынужден либо проводить интервенции как на единой, так и на дневной торговой сессии, либо смириться с колебаниями курса.

Другая  проблема - это вывоз капитала из России, который исчисляется миллионами долларов. Возврат из-за рубежа незаконно  вывезенных из России валютных средств  в современных экономических  и политических условиях представляет собой первоочередную государственную  задачу. Особая важность решения проблемы заключается в том, что масштабы утечки капитала, возрастающие из года в год, послужили одной из причин дестабилизации экономики. Вывоз и  не возврат валютных средств принял угрожающие размеры, как при совершении внешнеэкономических сделок (экспортно-импортных  операций), так и на внутреннем валютном рынке, связанном с конвертацией рублей, обналичиванием и вывозом  валюты физическими лицами, отмыванием средств, полученных в результате преступной деятельности.

Экспертные  оценки размера вывезенных и незаконно  не возвращенных в Россию средств  довольно противоречивы. Так, по данным Министерства экономики России, за весь период реформ из страны вывезено 210-230 миллиардов долларов США. 40-50 из них  получены в основном в результата незаконных экспортно-импортных, бартерных, валютно-финансовых операций, а также  легализации доходов от незаконных видов бизнеса. 165 миллиардов долларов вывезено без нарушения законодательства [7. С26].

По  данным МВФ и Парижского клуба, сумма  нелегального оттока валютно-финансовых средств из России составляет примерно 50-60 миллиардов долларов.

Есть  и более пессимистические взгляды. Некоторые специалисты полагают, что бегство капитала достигло 700 миллиардов долларов.

По  оценкам же различных контролирующих ведомств России, за последние несколько  лет наше государство потеряло около 60 миллиардов долларов.

 Отмечая  масштабность этих процессов,  эксперты указывают, что в случае  возврата в Россию её валютных  ресурсов страна могла бы не  только решить проблему выплаты  внешней задолженности, но и  отказаться от финансовой помощи  других государств и международных  организаций.

Острота проблемы незаконного вывоза российского  капитала побудила Президента и Правительство  Российской Федерации принять меры, направленные на обеспечение поступления  в страну экспортной валютной выручки  и упорядочивающие вывоз валюты из страны за рубеж (система валютного  регулирования, важнейшим направлением которой является валютный контроль).

Фундамент нормативной базы валютного регулирования  образовали закон РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле», а также  принятые в его развитие многочисленные подзаконные акты.

Главной задачей валютного контроля в  современных условиях является ограничение  масштабов утечки капитала из страны при одновременном поддержании  предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. По мнению Банка России, масштабы и скорость нарастания оттока капитала таковы, что  они создают реальную угрозу экономической  безопасности страны. Если в прошлые  годы утечка капитала из России ежегодно составляла 20-25 млрд. долларов и хотя бы «компенсировалась» притоком иностранных  инвестиций и кредитных ресурсов, то сейчас в условиях сокращения иностранных  инвестиций ситуация другая: бегство  капитала «съедает» сегодня примерно половину экспортной выручки и почти  в 3 раза превышает платежи государства  по внешнему долгу.[10.C10] При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала может ухудшить состояние платежного баланса и свести на нет усилия денежных властей по укреплению рубля.

Проблема  оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей дальнейшее развитие нашей экономики. Имея ряд общих  черт с зарубежными аналогами, российский феномен бегства капитала отличается большим своеобразием как по мотивам  оттока, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. Оно напрямую вытекает из специфики  первоначального накопления капитала путем теневого перераспределения  доходов и извлечения спекулятивных  прибылей на рынке финансовых инструментов, стремления хозяйствующих субъектов  стабилизировать (или наращивать) уровень  доходов в обстановке спада производства и в тяжелых условиях ведения  бизнеса (тяжелое налоговое бремя, криминализация экономики и низкий уровень гарантий безопасности бизнеса, недостроенность рыночной институциональной  и правовой базы и т.д.)[8.C43-47].

В процессе проведения в России экономических  реформ становление новой системы  государственного регулирования экономики, финансовой и банковской сфер и внутреннего  валютного рынка в частности  заметно отставало от темпов, которыми осуществлялась их либерализация. Следствием этого стало то, что капитал  из страны вывозиться не столько в  нарушение закона, сколько в обход  действующих и нормативно-правовых норм, то есть в легальных и легализированных формах, которые казались допустимыми  де-факто из-за пробелов в законодательстве.

Проведенные Банком России проверки уполномоченных банков – крупнейших покупателей  иностранной валюты на межбанковской  валютной бирже выявили ряд схем утечки валюты за границу, и во всех из них ключевую роль играют так  называемые «фирмы - однодневки». «Фирмы - однодневки», как правило, состоят  из одного – двух физических лиц, имеют  юридический адрес на арендованную квартиру и минимально допустимый уставной капитал в 100 МРОТ. Каждая из таких  фирм ежедневно закупает до 3 - 4 млн. долларов для оплаты поставок по импортным  контрактам. Как правило, платежные  условия предусматривают 100%-ный  авансовый платеж, а месторасположением торгового партнера являются оффшорные  зоны. Несмотря на явный фиктивный  характер таких сделок, действующее  законодательство не предоставляет  уполномоченному банку права  отказать клиенту в совершении сделок. Специфика «бизнеса» «фирм - однодневок»  делает бессмысленной работу органов  валютного контроля и правоохранительных органов, так как фирма исчезает раньше, чем попадает в поле их зрения.

В последнее  время масштабы мошеннических операций, связанных с переводом валюты в оффшорные зоны такими фирмами  по заключенным импортным контрактам, предусматривающим 100%-ные авансовые  платежи, а также по импортным  контрактам на оказание услуг и результатов  интеллектуальной деятельности, приобрели  особую остроту. В 1999 г. их ежемесячный  объем увеличился с 800 млн. долларов в январе до 1 млрд. долларов в марте[10.C11], то есть более одной трети от всей продаваемой экспортерами валютной выручки «уходит» в офшоры.

«Бегство» капитала имеет ряд отрицательных  последствий для экономики страны:

     1. Сокращается предложение  валюты и уменьшается в целом  денежная масса (денежный агрегат  М2). Рубли поступают на валютный  рынок, конвертируются и вывозятся,  или вообще не поступают в  страну, если в результате ценовых  манипуляций скрывается валютная  выручка или совершается нелегальный  вывоз экономических активов.  Сокращается объем предложения  валюты, продаваемой на Московской  межбанковской валютной бирже,  валютное поле резко сужается  и курс рубля становится неустойчивым.

2. Сокращаются  валютные резервы, что косвенно  бьет по курсу рубля. Если  хотя бы часть «сбежавшего»  капитала осталась в стране, валютные  резервы могли бы быть в  3-4 раза больше, чем в настоящее  время.

3. Сокращаются  инвестиционные ресурсы, и создается  искусственный спрос на зарубежные  кредиты.

4. Уменьшается  налогооблагаемая база. При государственном  регулировании вывоза капитала  сделки регистрируются, а потому  уплачиваются налоги.

5. В  страну не инвестируется прибыль,  полученная от «сбежавшего» за  границу капитала.

6. Снижается  устойчивость финансового рынка,  возникает асимметрия между его  сегментами.

Для сдержания  утечки капитала из экономики необходимо разработать стратегическую программу  и тактику действий, сделать "бегство" капитала экономически невыгодным. Прежде всего, необходимо обеспечить социально-экономическую  и политическую стабильность в России и защиту прав собственности. В России полезно использовать мировой опыт сочетания уголовно-правовых норм, направленных на сдержание "бегства" капитала, с мерами административного  и финансового контроля за валютными  операциями, переводами и инвестициями за рубежом. Необходимо преодолеть трудности, связанные с тем, что каждое перемещение  денежного капитала удаляет его  от нелегального источника происхождения, а несколько операций на зарубежных финансовых рынках затрудняет выявление  этого источника. К тому же за рубежом  более 1 млн. компаний типа "почтовый ящик" (без активов и пассивов) отмывают "грязные" деньги.

Специалисты в области валютного регулирования  предполагают, что для сдержания "бегства" капитала и стимулирования его репатриации должен быть правовой режим гарантий для страхования  коммерческих и политических рисков, непредвиденных действий государства. Программа противодействия утечке капитала и стимулирования хотя бы частичной его репатриации требует  проведения специальных мер воздействия  на этот процесс. В их числе: неуклонное соблюдение созданной единой цепочки  российских субъектов экспортной сделки (экспортер - таможня - банк), унификация форм отчетности. Важное место в  этой сфере принадлежит контролю за валютно-финансовыми условиями  внешнеэкономических сделок в целях  сужения питательной среды "бегства" капитала.

Не  менее важен контроль за авансовыми платежами по российскому экспорту, которые нередко используются как  форма "бегства" капитала, если после  перевода предварительной оплаты за рубеж импортер аннулирует фиктивный  контракт как несостоявшийся.

Необходим контроль за бартерными контрактами, так  как российский экспорт по товарообменным сделкам по стоимости в несколько  раз (от двух до пяти-шести, по некоторым  оценкам) превышает встречные поставки из-за рубежа, а договорные цены отклоняются  от среднемировых. Разница "уплывает" за рубеж в пользу бизнесменов. Требуются  меры для сдерживания "бегства" капитала в офшорные зоны и зарегистрированные за границей совместные предприятия.

Учитывая  важную роль банков и различных финансово-кредитных  учреждений в механизме утечки капитала, целесообразно вменить им в обязанность  сообщать о подозрительных денежных переводах за рубеж компетентным органам, в частности, созданному на базе МВД в мае 1999 г. Межведомственному  центру по противодействию отмыванию  доходов.

В целях  частичной репатриации "беглого" капитала с учетом мирового опыта  целесообразно избирательно применять  экономическую амнистию, не распространяя  её на "грязные" деньги, связанные  с уголовными преступлениями.

Необходимо  также ускорить формирование в России более эффективной структуры  управления экономикой в целях ограничения  олигархического и коррумпированного  аппарата и "теневого" перераспределения  доходов в пользу бизнесменов, которые  переводят их за рубеж. По оценкам  экспертов, в России в среднем "теневой" капитал достиг 40% ВВП.

Международное сотрудничество непременное условие  сдерживания утечки капитала из России. Подписание Россией Венской конвенции  о борьбе с наркобизнесом, вступление в Интерпол - первые шаги в этом направлении. Необходимы межправительственные соглашения о сотрудничестве в области экспортного  и валютного контроля.

Чтобы уменьшить возможность махинаций  с переводом валюты за рубеж, целесообразно  совершенствовать правила открытия счетов в банках за рубежом, сотрудничество с ними в целях выявления российских владельцев крупных банковских счетов и их возможной репатриации.

Как свидетельствует  мировой опыт, для эффективного противодействия "бегству" капитала и стимулирования его репатриации необходимо создать  четкую институциональную структуру  управления этим процессом, возглавляемую  ответственным координатором. Сферой деятельности такого межведомственного  центра должно стать не только противодействие  отмыванию незаконных доходов, что  находится в компетенции Межведомственного  центра на базе МВД, но и "бегству" капитала по легальным и нелегальным  каналам и стимулирование его  репатриации. В центре его внимания должны быть как нелегальные каналы - невозврат экспортной выручки, упущенная  выгода по внешнеэкономическим сделкам, авансовые платежи по фиктивным  внешнеторговым контрактам, контрабандный  экспорт товаров; так и легальные  каналы - увеличение зарубежных активов  предприятий и банков, недекларируемый  вывоз иностранной валюты, в частности  с использованием пластиковых карточек, долларизация экономики и другое.[11.C41-42]

Информация о работе Валютная система России