Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 12:15, курсовая работа
Целью данной работы является анализ валютной политики России и ее направлений, проблем валютного регулирования и путей его совершенствования.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть сущность валютной политики и валютного регулирования;
2) рассмотреть виды валютной политики и ее направления;
3) изучить место и роль курсовой политики государства в современной системе международных валютно-финансовых отношений;
4) исследовать элементы курсовой политики и их значение в разработке государственной стратегии стабилизации национальной экономики;
5) раскрыть особенности развития валютной политики РФ;
6) выявить основные проблемы валютной политики и пути их решения.
7) сформировать рекомендации по разработке курсовой политики в условиях разразившегося кризиса с целью достижения финансовой стабильности.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................ 2
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие валютной политики, ее элементы.................................................... 4
1.2. Виды валютной политики и валютных систем.............................................. 8
1.3. Роль валютной политики в экономике государства................................... ..13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ
2.1. Особенности российской экономики и ее валютно-финансовой сферы….15
2.2. Особенности развития валютной политики РФ…………………………….20
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ
3.1. Проблемы реализации валютной политики РФ....................................... ….26
3.2. Совершенствование валютной политики РФ в условиях кризиса......... ….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................... 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................…………..35
ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................................... 36
В течение переходного периода курсовая политика будет направлена на сглаживание колебаний курса рубля к основным мировым валютам, а также на компенсацию устойчивых дисбалансов спроса и предложения на внутреннем валютном рынке.
Параметры механизма курсовой политики будут определяться с учетом основных факторов формирования платежного баланса, показателей бюджетной системы и конъюнктуры российского денежного рынка и согласовываться с целями единой денежно-кредитной политики. При этом Банк России не будет устанавливать каких-либо целевых значений или фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты.
В настоящее время сохраняющийся значительный профицит счета текущих операций создает фундаментальные предпосылки для укрепления рубля. Однако прогнозируемое сокращение профицита торгового баланса вследствие быстрого роста импорта приведет к снижению роли данного фактора и, соответственно, усилению влияния на курс состояния счета операций с капиталом и финансовыми инструментами. Трансграничные потоки капитала могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков.
Следствием этого, а также результатом сокращения участия Банка России в операциях на валютном рынке станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе. В данных условиях возрастет значение управления курсовым риском экономическими агентами как в реальном, так и в финансовом секторе. Основной предпосылкой реформирования валютной политики стал обозначенный ЦБ курс на выбор режима инфляционного таргетирования в качестве главного приоритета.
При данном режиме денежной политики Банк России обозначает целевой показатель по инфляции и при помощи различных денежных инструментов (как прямого, так и косвенного воздействия) пытается достичь его. В России традиционно инфляция удерживается на неприлично высоком уровне, однако ее причины в экспертной среде до сих пор вызывают споры. В частности, Я.М. Миркин указывает на немонетарный характер инфляции в России, обусловленный монополистической структурой экономики. В этой связи возникают обоснованные сомнения в способности ЦБ достичь обозначенных в основных направлениях ДКП показателей инфляции, не опираясь на помощь правительства в сдерживании роста тарифов естественных монополий.
Реальная практика деятельности Банка России в 2010 г. Подтвердила тенденции снижения интенсивности присутствия ЦБ РФ на валютном рынке как покупателя валюты. По данным за период с января по июль 2011, интервенции (по покупке валюты) были значительными, однако с августа и до конца года Центробанк почти не вмешивался в работу рынка. Хотя в это время растет объем интервенций по продаже валюты. Их пришлось увеличить в целях компенсации оттока частного капитала из страны. Вместе с тем, повышающийся вклад в формирование курсовых тенденций динамики потоков капитала, которые зависят от трудно прогнозируемого развития ситуации на мировых финансовых рынках и характеризуются высокой волатильностью, формирует значительную неопределенность в динамике курса рубля в среднесрочной перспективе. Однако в данном документе несколько ранее написано: в то же время стабильный курс рубля будет способствовать росту спроса на национальную валюту как средство сбережения.
Из приведенных цитат следует, что Банк России указанном документе одновременно прогнозирует две противоположные тенденции: «стабильный курс рубля» и «неопределенность его динамики», что свидетельствует о непредсказуемости регулятора валютной политики в среднесрочной перспективе для экономических агентов, а также о возможной дифференциации в предпочтениях тех, кто готовил документ, и/или о их желании угодить разным политическим силам.
Таким образом, Банк России будет пытаться применять более гибкую валютную политику, однако в случае ужесточения внешних условий ЦБ РФ, скорее всего, вернется к политике серьезных интервенций на валютном рынке. Укрепление реального курса рубля (через рост цен или номинальное укрепление) отрицательно скажется на конкурентоспособности российских предприятий.
Базовыми рисками для планов денежной политики ЦБ РФ остаются внешний факторы. В основном Банк России строит свою политику, отталкиваясь от цены на нефть и прогнозов притоков/оттоков капитала частного сектора и сектора гос. управления. При этом в прогнозах и самой денежной политике мало внимания уделяется развитию сегментов национальной экономики и возможным форсмажорным обстоятельствам на внешних рынках. Неустойчивые темпы экономического роста, высокие бюджетные расходы и относительная слабость российской экономики и банковского сектора не позволяют ЦБ перейти на полноценный режим таргетирования инфляции. Проанализировав основные направления денежно-кредитной политики, можно сделать вывод, что Банк России выбрал курс на постепенный и медленный переход к режиму инфляционного таргетирования, то есть переход от воздействия на валютный курс путѐм интервенций на валютном рынке к контролю над ставками денежного рынка посредством инструментов предоставления ликвидности.
В целом денежная политика, как и раньше, остается пассивной (реакционной). Банк России по-прежнему не формирует макроусловия и стимулы развития российской экономики, а реагирует на изменение прежде всего внешних факторов (цены на нефть и потоки капитала).
У выбранного консервативного монетарного курса есть и вполне определенные минусы. В частности, настоящий, а не формальный переход к режиму таргетирования инфляции сулит усиление международной конкуренции для российской легкой и тяжелой промышленности, снижение общего уровня жизни в моногородах и целых регионах, не обладающих возможностями диверсификации экономики.
Поэтому важна компенсационная таможенная, тарифная и бюджетная политика правительства для поддержания стратегических инициатив Банка России по переходу на новый режим денежной политики.
В целом, действия Банка России на валютном рынке направлены на укрепление курса рубля, при этом он будет последовательно сокращать прямое вмешательство в процессы курсообразования.
Также, ЦБ ставит приоритет на таргетирование инфляции.
3.2. Совершенствование валютной политики РФ в условиях кризиса
Накопление
валютных резервов государства принято
оценивать как положительное явление, свидетельствующее
об эффективностипроводимой экономической
политики. Но оно дает двоякий эффект. Рост валютных
резервов – результат операций ЦБ РФ по
покупке иностранной валюты на внутреннем
валютном рынке (и лишь в небольшой части
– следствием их размещения за рубежом), в
целях не допустить резких колебаний валютного
курса рубля. Практика последних лет показывает
тесную прямую связь между накоплением
валютных резервов, с одной стороны, и ростом
денежной массы и инфляции -с другой: I% прироста валютных
резервов в 2000-2004 гг. вызывал 0,8 - 1,1 % прироста
денежной массы, 0,55-0,93% прироста инфляции
на потребительском рынке и 0,6-0,9% ее прироста
в промышленном секторе. Объем валютных
резервов за этот период вырос в 8,9 раза,
денежная масса более чем в 6 раз, потребительские
цены в 2 раза, цены производителей в промышленности
в 2,5 раза. Это доказывает, что роль валютных
резервов в сдерживании инфляции ограничена.
Русский опыт показывает, что в условиях сравнительно высокой инфляции политика управляемого курса, оборотной стороной которого является рост валютных резервов, не может обеспечивать относительную стабильность национальной валюты и предотвращать ее укрепление. Накопление валютных резервов неизбежно генерирует инфляцию, что провоцирует реальное удорожание рубля. Поэтому наращивание валютных резервов воздействует на экономику скорее неблагоприятно, чем благотворно. Для России необходимо придерживаться политики умеренности накапливании валютных резервов, что должно сопровождаться стимулированием производства товаров и услуг со стороны государства.
В России давно назрела потребность в создании механизмов использования валютных резервов для стимулирования инвестиций. Потери России от фактического омертвления 1/3 ВВП, заключенных в валютных резервах, составляют не менее 1 млрд. долл. в год. Отсюда возникает потребность в разработке специальных схем, обеспечивающих использование валютных резервов для повышения инвестиционного потенциала экономики за счет операций с «остальным миром».
Существуют следующие предложения управления и использования избыточных валютных резервов по некоторым направлениям:
1) возможность использования для досрочного погашения или выкупа российской внешней задолженности. ЦБ может купить российские долги иностранным государствам по договору цессии. Преимущества способа:
1.1) не увеличивает рублевую эмиссию;
1.2) не требует внесения изменений в бюджет;
1.3) решается проблема сокращения межгосударственных долгов России.
Это уменьшает долговую нагрузку на бюджет, что позволит в перспективе снизить уровень налогов и стимулировать инвестиционную активность. Недостатки: слабость инвестиционного эффекта и его существенное растяжение во времени. Увеличение бюджетных доходов и уменьшение нагрузки на ПБ в будущем при этом составит несколько миллиардов долларов в год.
2) использование резервов
в объеме 30 – 40 млрд. долл. для создания
эффективной системы
2.1) уменьшение объема внешней задолженности резидентов;
2.2) ослабление повышательного
давления ввоза заемного иностранного
капитала на курс рубля.
3) За счет валютных резервов могут быть
расширены границы государственных гарантий,
в т.ч. для иностранных инвесторов, что
сегодня воспринимается важнейшим условием
для реализации крупных проектов в России.
Данный вариант возможен через увеличение
за счет резервов Инвестиционного фонда
РФ.
4) Использование валютных
средств ЦБ РФ для
Это требует масштабного расширения инвестиций за рубежом, в которых (при наличии механизмов минимизации рисков) могут быть задействованы средства резервов ЦБ РФ. Недостатки: сложность создания механизма взаимодействия государства и частных корпораций [5, 42-44].
Для укрепления международных
позиций рубля также необходимо расширить
торговлю российскими товарами, платежи
за которые будут производиться в рублях.
Преимущества внедрения рубля при оплате
экспорта из России заключаются в следующем:
1) перенос курсового риска с экспортеров
на импортеров российской продукции и
необходимость нести издержки по хеджированию;
2) постепенное формирование мировой практики расчетов в рублях;
3) перевод большинства
расчетов в «рублевую зону». Для
проведения расчетов
4) налаживание масштабных
расчетов с использованием
Кроме того, в принципе изменятся приоритеты валютной политики. Российские экспортеры будут заинтересованы не в ослаблении рубля, а в его укреплении, т.к. им выгоднее получать платежи в более стабильной валюте. Это поспособствует снижению инфляции и упрочит доверие к рублю как к укрепляющемуся денежному активу, сделает его более привлекательным для сбережений и инвестиций [14, 55-56].
Для валютной политики остается актуальной проблема оптимизации структур по видам валют, в которых номинированы международные резервы. В портфеле валютных резервов Банка России высока доля долларовых активов (около 65%). Необходимо снизить их долю. Недооценены вложения в йену и швейцарский франк в основном за счет большей, чем необходимо с точки зрения оптимального валютного портфеля, доли вложений в долларовые активы. Сложившаяся высокая доля евро оправдана с точки зрения структуры торговли, хотя могла быть и ниже, учитывая структуру долга.
Для оптимизации диверсификации валютных вложений России нужно снизить доли долларов и евро, превышающие уровни, характерные для оптимального портфеля. Дальнейшая диверсификация, таким образом, возможна за счет доли Йены и швейцарского франка. При оптимизации структуры резервов по странам значительно возрастут доходы от активов Банка России. При реализации такого подхода к управлению валютными резервами прибыль может увеличиваться на десятки миллиардов рублей в год, соответственно, будет повышаться и та её часть, которая перечисляется в федеральный бюджет [5, 44-46].
На современном этапе развития мирового
экономического сообщества экономическая
политика государства приобретает все
большую значимость для успешного функционирования
национальных экономик. Это явление обусловлено
определенными изменениями, происходящими
в общественной и экономической жизни.
Экономические функции современного правительства
сложны и многообразны. Государство, осуществляя
регулирование социально-экономических
процессов, использует систему методов
и инструментов, которые изменяются в
зависимости от экономических задач, материальных
возможностей страны и накопленного опыта
регулирования. Одним из методов государственного
регулирования является валютная политика.