Тенденции денежно кредитной политики и рычаги структурной перестройки

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в Украине, что объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
1. Сущность и функции центральных банков………………………………5
1.1. Сущность центральных банков………………………………………….5
1.2. Независимость центральных банков от исполнительной власти……..7
1.3. Функции центральных банков………………………………………….11
2. Денежно-кредитная политика центрального банка…………………….17
2.1. Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования………………………………………………………………….17
2.2. Регулирование официальной учетной ставки…………………………20
2.3. Минимальные резервные требования………………………………….23
2.4. Операции на открытом рынке…………………………………………..28
3. Тенденции денежно кредитной политики и рычаги структурной перестройки…………………………………………………………………….31
Выводи и предложения………………………………………………………..36
Список литературы………………………………………………………….…

Файлы: 1 файл

курсак (деньги и кредит).docx

— 70.32 Кб (Скачать)

- стимулирование развития  наименее ресурсоемких производств, а также таких, которые ориентированы  на внутренние ресурсы Украины, которые дадут возможность разрабатывать  и использовать свои ресурсы;

- опыт, нагроможденный в  сфере наукоемких технологий  воинского производства, а также  всего научно-технического потенциала  страны, который даст возможность  увеличить объемы экспорта, определить  и закрепить свою специализацию  на мировом рынке;

- развитие агропромышленного  комплекса, эффективное использование  лучших земельных угодий, повышение  эффективности перерабатывающей  промышленности, расширение ассортимента  и качества продукции, ее выход  не только на внутренний, но  и на внешний рынок;

 - внутреннее сбалансирование рынка, который объективно определяет переориентацию производства средств производства, областей машиностроения, металлургической, химической промышленности на создание национальной межотраслевой кооперации, ее выход с конечной продукцией на международный рынок, который даст возможность вырабатывать в Украине не только сырье, производство которого, как правило, экологически опасное, но и  получать необходимые средства для охраны окружающей среды, воссоздавать естественные ресурсы, создавать безотходное производство. [44.27c]

 Рассматривая процесс  финансирования структурной перестройки  через государственный бюджет, необходимо  указать, что существует несколько  подходов к решению этой проблемы. Один из них базируется на  прежде принятых принципах финансирование  областей народного хозяйства, то  есть, процесс финансирования на  следующий год базировался на  показателях предшествующего года. И только отдельные области  могли получить больше финансовых  ресурсов, которые, как правило, происходило  в случае строительства или  ввода в эксплуатацию новых  объектов.

 Важным фактором, который  определяет приоритеты структурной  перестройки Украины являются прямые иностранные инвестиции. Прямые иностранные инвестиции дают возможность определить приоритетность развития предприятий за счет государственного финансирования, возможность получения будущих поступлений в государственный бюджет из этих предприятий. Определение структуры государственного финансирования, ее приоритетных направлений в условиях дефицита государственных финансовых ресурсов требует принятие и реализации экономико-правового механизма, который бы обеспечил наиболее эффективное использование привлеченных средств в интересах инвесторов и государства в целом. Приоритетность поступления иностранных инвестиций в отдельные области экономики разрешает определить основные ориентиры структурной перестройки экономики Украины.

Цель государственного регулирования структурной перестройки - это не только рыночные преобразования, а и налоговая политика, которая может сопровождать эти преобразования. Одним из основных инструментов государственного регулирования есть налоговая политика. Именно она определяет приоритеты развития отдельных социальных групп, областей, форм хозяйствования. Налоги являются наиболее эффективным и действенным инструментом государственного регулирования экономики. Налогообложение определяет прямая взаимосвязь между государством и субъектами хозяйственной деятельности, выступает системой рычагов, которые регулируют сбалансированность экономического возрастания, эффективное использование ресурсов, стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности. 

 

 

Выводы и предложения

Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Все центральные банки имеют сходные функции, применяют сопоставимые инструменты регулирования. Это обусловливает постепенное сближение их организационных структур, координацию их деятельности, а в Западной Европе - формирование единой денежно-кредитной и валютной политики стран - участниц ЕС.

Основные функции центральных банков - эмиссия банкнот, проведение денежно-кредитной политики, рефинансирование банков, контроль за деятельностью кредитно-банковских учреждений, организация и контроль за функционированием системы пла-тежей, проведение валютной политики, выполнение функций агента правительства. Реализуя указанные функции, центральные банки добиваются осуществления поставленных перед ними задач.

Центральные банки зарубежных стран выполняют важную роль в системе мер государственного воздействия на экономику благодаря своей относительной самостоятельности при решений вопросов регулирования денежной эмиссии, деятельности кредитно-банковских институтов, при проведении валютной политики.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральными банками, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер и служит инструментом их оперативной и гибкой поддержки.

В последние десятилетия денежно-кредитная политика зарубежных стран претерпела серьезную эволюцию под влиянием изменений условий воспроизводства общественного капитала, и прежде всего углубления процесса интернационализации хозяйственных связей и постепенного формирования единого мирового финансового рынка. Отмеченные тенденции потребовали соответствующих корректировок во внутренней экономической политике, в частности ограниченного применения жестких и автономных методов государственного регулирования. Это обусловило необходимость большей гибкости денежно-кредитной политики и повышения скорости ее реагирования на изменение рыночных условий, а также расширения сотрудничества центральных банков.

В результате изменился характер денежно-кредитной политики: она стала приоритетной в макроэкономическом регулировании и ориентированной преимущественно на методы косвенного воздействия. Первоочередными целями денежно-кредитной политики стали ограничение роста денежной массы в обращении и ослабление инфляционных процессов.

Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.

Эволюция регулирующей деятельности центрального банка прослеживается в большинстве зарубежных стран. Ее причины обусловлены общими закономерностями развития их экономики и особенностями трансформации денежно-кредитных и банковских систем. Комплекс специфических признаков, отличающих современный этап регулирования денежного обращения центральным банком, характеризует более высокий уровень развития механизма регулирования. Так, при сохранении предпочтительности долгосрочной направленности регулирования центральным банком денежного обращения отмечается тенденция к антиинфляционному характеру этой деятельности. Прослеживается расширение сферы приложения регулирования, арсенала кредитных инструментов, используемых для расчетов за товары и услуги. Расширился круг кредитных учреждений, регулируемых центральным банком. Основу этого процесса составляет универсализация деятельности кредитных институтов, подпадающих под категорию субъектов денежного обращения.

Наиболее серьезные трансформации произошли в инструментах регулирования центральным банком денежного обращения: наблюдаются изменения в целях их применения (так, минимальные резервные требования все чаще способствуют созданию благоприятного фона, облегчающего восприятие рынком других регулирующих мер); изменилась роль отдельных методов - возросло значение операций на открытом рынке; модифицировались способы использования традиционных методов, отразившиеся на частоте пересмотра норм резервных требований, их общем уровне, диапазоне использования.

Общее направление изменений в методах регулирования денежного обращения соответствует наметившейся тенденции дерегулирования, направленной на достижение соответствия целей и методов регулирования уровню развития и состоянию денежного обращения. Прямые методы регулирования не исчезают, но отходят на второй план, что отчетливо прослеживается на примере процентной политики центральных банков. Так, сохранилась общая направленность регулирования на изменение стоимости кредита. Вместе с тем на смену прямому установлению уровня процентных ставок приходит использование рыночных рычагов, оказывающих косвенное воздействие на стоимость кредита, например, проведение операций на открытом рынке.

В условиях развитого рынка денежное обращение отличается высокой приспособляемостью к мерам регулирования. Важной особенностью современных схем регулирования является тенденция к универсальности и общности. Действенность регулирования обеспечивается за счет установления максимально широких по охвату, но либеральных норм регулирования. Наконец, необходимым условием эффективности регулирования денежного обращения становится постоянная корректировка его форм и методов с целью достижения их соответствия степени развития денежно-кредитной сферы.

Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности в разных странах. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности.

Одной из важнейших функций центрального банка является участие в управлении государственным долгом, который формируется из обязательств центрального правительства, местных органов власти, предприятий государственного сектора. Управление государственным долгом используется одновременно в качестве способа разрешения проблем государственных финансов и регулирования спроса и предложения на внутреннем денежно-кредитном рынке. В результате данная функция приобретает комплексный характер, поскольку позволяет решать частные задачи и координировать бюджетную и денежно-кредитную политику.

Формы участия центрального банка в управлении долгом различаются, в частности, в зависимости от разделения сфер влияния в этом отношении между центральным банком, казначейством и специализированной организацией (если таковая существует).

Центральный банк является проводником государственной валютной политики, направленной главным образом на регулирование валютного курса. Выбор режимов валютных курсов, используемых центральными банкам (фиксированный, свободно плавающий, "ползучий", двойной, система множественности валютных курсов) осуществляется в зависимости от их сравнительных преимуществ применительно к конкретным экономическим условиям данной страны.

  
Список литературы:

1.  Анулова Г.Н. Денежно-кредитное регулирование: опыт развивающихся стран. – М.: Финансы и статистика,1992.

2. Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги банковское дело и денежно-кредитная политика. – М.-Л.: Профило,1991.

3. Банки и банковские операции. под ред. Е.Ф. Жукова М.: «Юнити» 1997.

4. Банковская система России. Настольная книга банкира. под ред. А.Г. Грязнова. М.: «ДЭКА», 1995.

5. Общая теория денег и кредита. под ред. Е.Ф. Жукова. М.: «ЮНИТИ», 1995.

6. Поляков В.П., Московина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1996.

7. Шенаев В.Н., Наумченко О.В. Центральный банк в процессе экономического регулирования. – М.: Консалтбанкир, 1994.

8.  Банки и их роль в экономике./ Куликов Л. - М.: Финансы и статистика, 2001.

9.    Рогова О. Где экономика в государственной денежно-кредитной политике// Экономист.-2004.- №5.- С.66-75.

10.  Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2000.

11. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект пресс, 1999. – стр. 120

12.   Гроші та кредит: підручник/ под ред. Славлука М.І.- К.: КНЕУ, 2001

13.   Костіна Н.І. Гроші та грошова політика: навчальний посібник . - К.: НІОС, 2001

14. Єпіфанов А.О. Грошово-кредитна політика в Україні: тенденції та перспективи // Фінанси України . - . 2000 . - №9 . - с.11-18

15.   Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О.И. Лаврушина. - 2-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003

16.  Buiter W. Central Banks and Financial Crises

17.    Лютий І.О. Грошова-кредитна політика в умовах перехідної економіки . - К.: “Атіка”, 2000

18. // Фінанси України . -2000 . - №3 . - с.20-24

19.  http: //www.bank.gov.ua – сторінка Національного банку України.

20. Гребеник Н. Особливості інструментів монетарної політики Національного банку України // вісник НБУ. – 2000. - №6. – С. 2-4.

21. Шенаев В.Н., Наумченко О.В. Центральный банк в процессе экономического  регулирования. – М.: Консалтбанкир, 1994.

22.  Анулова Г.Н. Денежно-кредитное регулирование: опыт развивающихся стран.  – М.: Финансы и статистика,1992.

23.  Чикарова М.Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной политики// Финансы и кредит.-2004.-№20(158).- С.54-56.

24. Финансы и кредит: Учеб. пособие/ Под ред. А.М. Королевой.- М., Финансы и статистика, 2002.-512 с.

25.  Тавасиев А.М., Эриашвили Н.Д. Банковское дело: Учебник для средних профессиональных учебных заведений/Под ред. проф. А.М. Тавасиева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002.

26.   Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О.И. Лаврушина. - 2-е изд.,

Информация о работе Тенденции денежно кредитной политики и рычаги структурной перестройки