Сущность, причины и виды инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 01:15, реферат

Краткое описание

Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения; процесс переполнения каналов денежного обращения, выраженный в обесценении денег, росте цен на товары и услуги и снижении реального жизненного уровня населения. Инфляция в словаре банковско-биржевой лексики определяется как «чрезмерная экспансия денежной массы, сопровождаемая ростом цен и сокращением спроса». Современный словарь иностранных слов определяет ее как переполнение сферы обращения избыточной по сравнению с потребностями товарооборота массой бумажных денег, их обесценением в результате повышения цен на товары и услуги, падением покупательной способности денег.

Оглавление

Введение
Сущность инфляции
Причины
Виды
Социально- экономические последствия
Антиинфляционные меры

Файлы: 1 файл

ДКБ.doc

— 471.50 Кб (Скачать)

       В каждой стране течение инфляции имеет  свой характер. Так, сразу после Второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим  дефицитом многих товаров. В последующие  годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение «цена - заработная плата», перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы. В бывшем СССР наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в 90-е годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике присущи длительное развитие в режиме военного времени, чрезмерная доля военных расходов в ВНП. С апреля 1991 г. инфляция стала набирать темпы, а с 2 января 1992 г., когда почти полностью был отменен контроль над ценами, она приобрела вид галопирующей инфляции, а на отдельные товары — гиперинфляции.

      Виды

Инфляция  спроса и издержек.

      Итак, инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов. Денежные факторы вызывают превышение денежного спроса над товарным предложением, в результате чего происходит нарушение требований закона денежного обращения. Неденежных факторы ведут к первоначальному росту издержек и цен товаров, поддерживаемому последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню. Обе группы факторов  переплетаются и взаимодействуют друг с другом, вызывая инфляцию.

       В зависимости от преобладания факторов той или иной группы различают виды инфляции:

    1.   Инфляция спроса 

    2.   Инфляция издержек

    3.   Структурная инфляция

    4.  Импортируемая инфляция.

       В рамках этих концепций рассматривают  различные причины инфляции, вызванные  различными денежными факторами.

  1. Инфляция спроса. По Дж. М. Кейнсу, теория инфляции, вызванная избыточным спросом, исходит из необходимости управлении совокупным спросом. Согласно этой концепции, «спрос создает денежную массу». Проводя анализ доходов и расходов экономических субъектов (государства, предпринимателей, трудящихся), этот исследователь доказал, что стимулирование увеличения спроса со стороны государства и предпринимателей влечет за собой рост производства и занятости.

       Инфляция  спроса – это результат увеличение совокупного спроса, из–за которого кривая совокупного спроса сдвигается вправо с одновременным повышением уровня всех цен. В такой ситуации экономика будет работать как бы выше уровня полного использования (полной занятости) всех производственных ресурсов. Но поскольку реально это невозможно, то возникает ситуация кратковременного (поначалу) завышения оценки обществом товаров и услуг, произведенных из имеющихся ресурсов (Рис.1).

     

        Рис.1. Возникновение  инфляции спроса.[5]

 

       Итак, можно сделать вывод, что инфляция спроса это - явление нарушения равновесия между спросом и предложением в сторону спроса и вызывается следующими денежными факторами:

- Милитаризация экономики и рост военных расходов.

- Дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга.

-Кредитная экспансия банков.

-Импортируемая инфляция.

-Чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность.

   2) Инфляция издержек. Теория  «инфляции издержек» вытекает из теории «инфляции спроса» Кейнса, считавшего «истинной» инфляцией — инфляцию издержек производства. Основу этой теории составляет «инфляционная спираль» — заработная плата, цены. Она объясняет рост цен ростом издержек производства, причем, по мнению Кейнса, инфляцию вызывают лишь издержки, связанные с ростом заработной платы. Рост заработной платы и доходов населения не должен опережать роста производительности труда в экономической системе. [1]

       Инфляция  издержек характеризуется воздействием следующих неденежных факторов на процессы ценообразования:

  -Лидерство в ценах. Крупные компании отраслей при формировании и изменении цен ориентируются на цены, установленные крупными производителями в отрасли или в рамках локально-территориального рынка. В частности, с начала 90-х годов в России долгое время основным ориентиром в ценообразовании была стоимость импортной продукции. Отечественные товаропроизводители, стремясь выбраться из хронической нерентабельности, волей-неволей подтягивали свои цены к ценам импортных товаров, что отражалось на росте общего индекса розничных цен. [12]

     -Снижение роста производительности труда и падение производства. Такое явление происходило во второй половине 70-х годов.

     -Возросшее значение сферы услуг. Оно характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом  производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой - большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства.

       Так резкое увеличение спроса на продукцию  сферы услуг в 2001-2002гг. в России стимулирует заметное удорожание: рост цен на услуги в 1,5-2 раза превышая рост цен на остальные товары.

     -Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции. Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль "заработная плата - цены". Такая же ситуация возникла после августовского кризиса. Обесценение национальной валюты после девальвации и роста курса доллара вынудило Правительство заложить в бюджет России на 1999 и 2000 г. определенные средства на повышение заработной платы государственным служащим.

     - Энергетический кризис. Он вызвал в 70-х годах огромное вздорожание нефти и других энергоресурсов. В результате, если в 60- годы среднегодовой рост мировых цен на продукцию промышленно развитых стран составлял всего 1,5%, то в 70-е годы - более 12%. В частности, повышение цен на нефтепродукты в России в середине 1999 г. в конечном итоге было заложено в стоимость товаров и привело к росту издержек производства и соответственно к росту оптовых и розничных цен. [12]   

       3) Структурная инфляция. Под ней подразумевают процесс, вызванный диспропорциями между отраслями и секторами хозяйства, негибкостью цен в сторону их снижения. В механизм структурной инфляции включают наряду с внутренними факторами также и внешнеэкономические аспекты, например, частые девальвации национальной валюты, резкие изменения в экспортном доходе, дефицит твердой валюты, быстрое увеличение импорта и т.д. Однако данные оценки односторонни и истину следует искать в синтезе двух противоположностей, т. е. объяснять инфляцию, как со стороны спроса, так и со стороны предложения. На практике нелегко отличить один существующий тип инфляции от другого. Они тесно взаимодействуют, поэтому рост заработной платы, например, может выглядеть и как инфляция издержек. Структурные факторы инфляции не только обусловливают ускорение роста цен, т.е. создают ситуацию "инфляции издержек", но и оказывают большое влияние на развитие "инфляции спроса".

       Для классификации инфляции применяют  следующие критерии:

  • темп роста цен;
  • степень расхождения роста цен по различным товарным группам;
  • ожидаемость и предсказуемость инфляции;
  • особенность проявления. 

     В международной практике в зависимости  от величины роста цен принято деление инфляции на три вида:

      ползучую — среднегодовой темп прироста цен не выше 5—10%;

     • галопирующую — при среднегодовом темпе прироста цен от 10 до 50% (иногда до 100%);

      гиперинфляцию — когда рост цен превышает 100% в год.

     Выделяют  также супергиперинфляцию, – когда темп роста превышает 50% в месяц. [11]

  1. Умеренная (ползучая  или нарастающая)  инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой.

       Этот  тип инфляции наименее опасен и, по мнению многих экономистов, являются просто платой за развитие промышленности страны, должен стимулировать рост производства и увеличение ВНП. Нарастающая инфляция изменяется, следуя за экономическим циклом. Она увеличивается во время подъема и уменьшается в период спада.

       2.Галопирующая  инфляция (рост цен на 10—50% в год, иногда до 100%). Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии. Сейчас для России характерна именно галопирующая инфляция.

       Обычно  процесс галопирующей инфляции возникает вследствие продолжающейся необдуманной денежно-кредитной политики. Галопирующая инфляция сначала движет кривую спроса вверх вдоль кривой предложения, что приводит к увеличению цен и объема производства. Дальнейшее развитие процесса лишь перемещает вверх кривую предложения параллельно линии естественного объема производства. Это объясняется тем, что продолжающееся повышение цен перестает стимулировать производство к дальнейшему росту, т.к. цены на ресурсы уже успели подняться, повысив издержки. С первого взгляда может показаться, что галопирующая инфляция не несет в себе особенно сильной угрозы, потому что является платой за превышение реального объема производства над естественным его уровнем. Но такая ситуация не может продлиться долго. По мере приспособления инфляционных ожиданий фирм цены на произведенные товары будут даваться с опережением.

       3.Гиперинфляция - (более 100% в год). Известный ученый-энциклопедист О.Ю Шмидт сформулировал закон гиперинфляции, который заключается в следующем: при этой форме инфляции количество денег в обращении возрастает в арифметической прогрессии, а цены — в геометрической. Цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия. Гиперинфляция представляет собой период времени, на протяжении которого нестабильность цен становится столь значимой, что начинает доминировать в повседневной жизни, приводя к дезорганизации производства и рынка, а также перераспределяя доходы и богатство в обществе.

       4. Супергиперинфляция. Темп роста >50% в месяц. Так, в Аргентине на апрель 1990 г. зафиксирован рост цен в 200 раз (темп роста инфляции - 2000 %). Спасло аргентинцев лишь то, что у них преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных отношений можно прожить некоторое время.. Супергиперинфляция наносит сильнейший удар даже по наиболее состоятельным слоям общества. Супергиперинфляция ускоряет финансовый крах, депрессию и общественно-политические беспорядки. Катастрофическая гиперинфляция почти всегда является следствием безрассудного увеличения правительством денежной массы. [1]

         С точки зрения второго критерия - соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста различают: сбалансированную инфляцию и несбалансированную инфляцию.

       При сбалансированной инфляции цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. В этом случае по результатам среднегодового роста цен поднимается процентная ставка государственного банка и таким образом ситуация становится равносильной ситуации со стабильными ценами. Сбалансированная инфляция характерна для России. В случае же несбалансированной инфляции цены на различные товары и услуги повышаются разновременно и по-разному на каждый тип товара. Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Несбалансированность инфляции - большая беда для экономики.

         С позиции критерия ожидаемости различают:

Информация о работе Сущность, причины и виды инфляции