Современная антиинфляционная политика: теория и идеология, система стабилизационных мер и ее эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:18, реферат

Краткое описание

Цель работы - изучить понятие инфляции, ее современное состояние в России и за рубежом; изучить антиинфляционную политик государства в настоящее время.
В соответствии с выбранной темой в работе поставлены и решены следующие задачи:
- изучение особенностей инфляционных процессов в России;
- изучение состояния инфляции за рубежом;
- изучение современной антиинфляционной политики, теории и идеологии, системы стабилизационных мер и её эффективности.
Объект исследования - инфляция как явление экономики.

Оглавление

Введение
3
1 Общая картина и динамика современных инфляционных процессов в России и за рубежом
5
2 Современная антиинфляционная политика: теория и идеология, система стабилизационных мер и ее эффективность
9
Заключение
15
Список источников и литературы
17

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Основная задача, чтобы она начала работать. Поэтому, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам. 

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных  мер весьма трудно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания  инфляции необходимо разрабатывать  после определения характера  инфляции, выделения основных и связанных с ними факторов, подстегивающих раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение комплекса таких мер, которые соответствуют этой специфике.

Инфляция может носить монетарный или преимущественно  структурный характер, ее источниками  могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты или неоправданным снятием, ограничений на регулируемые цены, так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. 

Практически действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.

При проведении политики постепенного снижения темпов роста денежной массы – градуирования - инфляционные ожидания порождают инфляционную инерцию - прошлая инфляция рождает будущую. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле провоцирует ускорение роста денежной массы  и  самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводили лишь к увеличению инфляции. В середине 80-х годов в большинстве стран индексация как средство приспособиться к инфляции или игнорировать  ее  была либо существенно модифицирована, либо прекращению  Политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы  и уровня цен не превышает 20-30% в годовом исчислении. 

Необходимой составляющей антиинфляционной политики, направленной на предотвращение гиперинфляции, является снижение темпа прироста денежной массы, приводящее к спаду производства  и  сокращению занятости. Выбор между шоковой терапией и градуированием осуществляется в зависимости от конкретной  социально-экономической ситуации в стране. В условиях высокой инфляции перед правительством стоят две главные задачи: не допустить глубокого спада производства и защитить население от обнищания. 

Серьезные исследования в области организации денежных отношений позволили развитым странам  выработать достаточно эффективный  механизм воздействия денежно-кредитной  политики над процессами в реальной экономике.

В настоящее время доминируют два варианта антиинфляционной политики. I вариант предполагает максимальное использование рыночных регуляторов:

- введение свободных цен при ограниченности роста зарплаты;

- поддержание плавающего  и  по возможности стабильного курса национальной валюты;

- либерализация деятельности предприятий;

- постепенное сокращение сферы экономической деятельности государства (ограничение деятельности государства проблемами бюджета, регулированием темпов прироста денежной массы в обращении).

 II вариант состоит в более активном вмешательстве государства в экономические процессы:

- регулирование внешней торговли и валютных операций;

- стимулирование предпринимательства;

- стимулирование накоплений населения;

- развитие инфраструктуры рынка;

- поддержка жизненно важных отраслей  и  производства;

- замораживание роста цен  и  зарплаты.

Опыт борьбы с инфляцией показывает, что:

- необходимо осуществлять  смешанные антиинфляционные программы;

- целесообразно сочетание долговременных (стратегических) и краткосрочных (тактических) мер.

 Долгосрочные меры (поддержка малого бизнеса и предпринимательства, ослабление таможенных и иных барьеров, контроль и борьба с монополизмом) неэффективны, если она не подкреплены работой по гашению инфляционных ожиданий. Решение проблемы погашения инфляционных ожиданий лежит в достижении доверия народа государственной политике. Для этого правительство: разрабатывает комплекс мер по антиинфляционному регулированию, постоянно информирует об их выполнении  и  результатах, добивается реализации поставленных задач по борьбе с инфляцией. В результате постоянного соблюдения правительственных обещаний в течение продолжительного времени у населения начинает появляться доверие к объявляемым очередным правительственным  мерам  по обузданию инфляции, срабатывает так называемый «эффект объявления».

Все меры антиинфляционной стратегии должны быть подкреплены процессом стабилизации и развития производства. С этой целью государство обязательно должно разработать политику стимулирования передовых научно-технических разработок, четко определить основные направления структурной политики, проводить политику поддержания инвестиционных вложений.

Одновременное использование стратегических и тактических мер (увеличение предложения без изменения спроса и наоборот; разумная организация приватизации; единовременный массированный выброс потребительских товаров на рынок; увеличение процента по вкладам) в итоге ведут к созданию условий для достижения и поддержания низких темпов инфляции, не влияющих на развитие рыночной экономики.

Можно сделать следующие выводы по этой теме: По своему характеру, интенсивности, проявлениям, инфляция бывает, весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства. Рост цен, оказывается не просто следствием «злой воли» и непродуманных акций государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом  и  предложением, производством предметов потребления  и  средствами производства, накоплением и потреблением. В итоге процесс инфляции носит не случайный, а весьма устойчивый  и  практически неизбежный характер.

Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему денежно-кредитной  и  в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный, многофакторный характер инфляции. В  ее  основе лежат не только монетарные, но  и  другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация  и  стимулирование производства, совершенствование налоговой  системы , создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных  мер  по регулированию цен и доходов. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, по итогам рассмотрения двух глав, можно сделать соответствующие выводы:

1. Инфляция - это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, необеспеченной массой товаров и услуг, что проявляется в обесценении денег и росте цен. Она оказывает негативное влияние на экономическую, политическую, социальную и другие сферы жизни общества.

Современной инфляции присущ ряд отличительных  особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический.

Инфляция является многофакторным процессом. Она может возникнуть под действием как денежных факторов (объем денежной массы, импортируемая  инфляция, которую вызывают понижение  валютного курса денежной единицы, которое повышает рыночные цены импортируемых потребительских товаров, и чрезмерное расширение денежной массы), так и не денежных (падение роста производительности труда, снижение объемов производства, монополизм).

В настоящее время наблюдается повышение темпов инфляции по сравнению с прошедшим годом. Продолжают повышаться цены на продовольственные товары, автомобильный бензин, услуги пассажирского транспорта и многие другие товары и услуги; возросли реальные располагаемые денежные доходы населения, но темпы роста потребительских расходов населения превышают темпы роста доходов.

В зависимости от темпов инфляция имеет свои плюсы и минусы. Небольшие  темпы инфляции содействуют временному оживлению конъюнктуры посредством  росту цен и нормы прибыли. По мере роста инфляция наносит серьезный ущерб стабильности предприятий и финансовых учреждений, экономическому развитию страны, ее населению, подрывают доверие народа к правительству.

В настоящее время инфляция - один из болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансовую, денежную и экономическую систему в целом. Это усугубляется отсутствием последовательной и эффективной антиинфляционной политики.

2. По своему характеру, интенсивности, проявлениям, инфляция бывает, весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства. Рост цен, оказывается не просто следствием «злой воли» и непродуманных акций государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом  и  предложением, производством предметов потребления  и  средствами производства, накоплением и потреблением. В итоге процесс инфляции носит не случайный, а весьма устойчивый  и  практически неизбежный характер.

Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему денежно-кредитной  и  в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный, многофакторный характер инфляции. В  ее  основе лежат не только монетарные, но  и  другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация  и  стимулирование производства, совершенствование налоговой  системы , создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных  мер  по регулированию цен и доходов. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Улюкаев А., Дробышевский С., Трунин П. Перспективы перехода к режиму таргетирования инфляции в РФ // Вопросы экономики. 2012 № 2.

2. Фетисов Г. Динамика цен и антиинфляционная политика в условиях «Голландской болезни» // Вопросы экономики. 2011 №3.

3. Российский статистический  ежегодник: Стат. сб./ Госкомстат России. - М.: Финансы и статистика, 2012.

4. Журнал «Бизнес-журнале Онлайн», Александр Васильев, 25 Марта 20012.

5. Журнал «Россия в глобальной политике». № 2, Март - Апрель 2008.

6. Газета «Независимая газета», «Россия выйдет из кризиса через два года» от 27.09.2012.

7. Газета «Время новостей»,№162 от 08.09.2012,  №175 от 27.09.2012.

8. Малкина М.Ю. «Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов российской экономики»// Экономический анализ: теория и практика». - 2006 № 5.

9. Реботенко С.О. «Таргетирование инфляции как новый инструмент регулирования финансового рынка»//Финансы. Деньги. Инвестиции. - 2006 №2.

10. Пашковский В. С.  «Особенности инфляционных процессов в России»// Деньги и кредит. - 2006 № 10.

11. [Электронный ресурс]:  Антиинфляционная   политика  в России: ретроспектива социополитического анализа. Рамазанов Д.И. - Электрон. дан. - Иваново: международный сетевой журнал «Моя Наука»: http://nauka.my1.ru/load/science/economy/ramazanov_d_i_antiiantiinfljacionnaja_politka_v_rossii_r/1-1-0-324

12. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: http://gks.ru/wps/portal

 

1 Уровень инфляции по месяцам и годам в России за 2012 год. [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138717651859




Информация о работе Современная антиинфляционная политика: теория и идеология, система стабилизационных мер и ее эффективность