Система управления банковскими рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что риск играет определяющую роль в формировании финансовых результатов деятельности банков, служит важной характеристикой качества активов и пассивов банков. Банки работают в области управляемого риска, поэтому, совсем принципиально уметь предсказывать и управлять банковскими рисками, впору оценивать опасности на финансовом рынке. Нужна методика анализа и прогноза банковских рисков с тем, чтоб фактор неопределённости будущего, как источника завышенного риска на финансовом рынке, был источником получения больших доходов

Оглавление

Введение
1. Банковский риск как экономическая категория
1.1 Понятие риска и финансовый риск
1.2 Понятие банковских рисков и основные принципы классификации финансовых рисков в банковской сфере
2. Характеристика типичных рисков в банке
3. Система управления банковскими рисками
4. Принцип "Знай своего служащего"
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 61.21 Кб (Скачать)

Качественный анализ — это анализ источников и потенциальных зон риска, определяемых его факторами. Поэтому качественный анализ опирается на четкое выделение факторов, перечень которых специфичен для каждого вида банковского риска. В последующих разделах этим факторам уделяется большое внимание. Модель качественного анализа показывается на примере анализа кредитного портфеля банка.

Количественный анализ риска преследует цель численно определить, т.е. формализовать степень риска. В количественном анализе можно выделить условно несколько блоков:

  • выбор критериев оценки степени риска;

  • определение допустимого для банка уровня отдельных видов риска;

  • определение фактической степени риска на основе отдельных методов;

  • оценка возможности увеличения или снижения риска в дальнейшем.

Банковская практика знает несколько форм классификации активов по группам риска:

  • номерная система;

  • балльная система — с использованием метода взвешивания (группа риска х значимость показателя);

  • система скорринга;

  • смешанные формы.

Мониторинг риска — это процесс регулярного анализа показателей риска применительно к его видам и принятия решений, направленных на минимизацию риска при сохранении необходимого уровня прибыльности.

Процесс мониторинга риска включает в себя: распределение обязанностей по мониторингу риска, определение системы контрольных показателей (основных и дополнительных), методы регулирования риска.

Круг контрольных показателей включает финансовые коэффициенты, лимиты по операциям, структуре портфеля активов и пассивов, их сегментов, стандарты для контрагентов банка (например, для заемщиков, эмитентов ценных бумаг, банков-партнеров).

Регулирование представляет собой совокупность методов, направленных на защиту банка от риска. Эти методы условно можно разделить на четыре группы:

  1. методы предотвращения рисков;

  1. методы перевода рисков;

  1. методы распределения рисков;

  1. методы поглощения рисков.

К методам регулирования риска можно отнести:

  • создание резервов на покрытие убытков в соответствии с видами операций банка, порядок использования этих резервов;

  • порядок покрытия потерь собственным капиталом банка;

  • определение шкалы различных типов маржи (процентной, залоговой и т.д.), основанной на степени риска;

  • контроль за качеством кредитного портфеля;

  • отслеживание критических показателей в разрезе видов риска;

  • диверсификация операций с учетом факторов риска;

  • операции с производными финансовыми инструментами;

  • мотивацию бизнес-подразделений и персонала, связанного с рисковыми операциями банка;

  • ценообразование (процентные ставки, комиссии) с учетом риска;

  • установление лимитов на рисковые операции;

  • продажа активов;

  • хеджирование индивидуальных рисков.

Мировой и отечественный опыт коммерческих кредитных организаций позволяет сформулировать принципы построения внутрибанковской системы управления рисками:

  • комплексность, т.е. единая структура системы управления для всех видов риска;

  • дифференцированность, т.е. специфика содержания отдельных элементов системы применительно к типам банковских рисков;

  • единство информационной базы;

  • координация управления различными видами рисков.

Для построения эффективной системы управления банковскими рисками необходимо:

  1. с учетом вышеуказанных принципов построения системы управления сформулировать во внутрибанковских документах стратегию и задачи управления;

  1. установить принципы определения, оценки и диагностики риска в качестве основы при постановке приоритетных стратегий и задач и обеспечить сбалансированную защиту интересов всех лиц, имеющих отношение к банку;

  1. использовать данные принципы в качестве базы для создания важнейших процедур управленческого контроля, в том числе при создании схемы организационной структуры, подготовке документов о делегировании полномочий, а также технических заданий;

  1. определить процедуры обеспечения ответственности, самооценки и оценки результатов деятельности в соответствии с принципами управления риском и системы контроля, использовать данные процедуры в качестве факторов совершенствования процесса управления;

  1. ориентируясь на вышеупомянутые принципы и процедуры, следует разработать механизм мониторинга и обратной связи в целях обеспечения высокого качества процедур, оценки и проверки их соблюдения

 

4. Принцип "Знай  своего служащего"

Эффективность управления банковскими рисками, в первую очередь риском потери деловой репутации, в немалой степени зависит от того, кем осуществляется управление банковскими рисками и кто участвует в осуществлении банковских операций и других сделок.

В связи с этим кредитной организации рекомендуется уделять надлежащее внимание выполнению принципа "Знай своего служащего", обеспечивающего определенные проверочные стандарты при приеме служащих на работу, а также контроль за подбором и расстановкой кадров, четкие критерии квалификационных и личностных характеристик служащих применительно к содержанию и объему выполняемой работы и мере ответственности.

В целях соблюдения принципа "Знай своего служащего" кредитной организации (банку) рекомендуется предусматривать:

  • квалификационные требования к служащим в соответствии с характером их деятельности;

  • разработку и доведение до каждого служащего документа (например, должностной инструкции), регламентирующего должностные обязанности, права и ответственность;

  • своевременное доведение до всех служащих принципов профессиональной этики;

  • меры, обеспечивающие соблюдение банковской тайны и исключающие превышение служащим пределов его полномочий;

  • требования к ведению служащими первичной учетной документации, отчетности, соблюдению правил документооборота;

  • общие правила использования, хранения и передачи служебной информации служащими при осуществлении банковских операций и других сделок в соответствии с должностными обязанностями;

  • недопустимость приема на работу и избрания в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации лиц, не соответствующих требованиям к деловой репутации, устанавливаемым внутренними документами кредитной организации, а также законодательства Российской Федерации;

  • проведение подготовки (переподготовки) служащих с разъяснением требований законодательства Российской Федерации, внутренних документов, в том числе по порядку осуществления банковских операций и других сделок и их отражения в учете, по управлению банковскими рисками, по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

  • проведение подготовки и обучения служащих с разъяснением подходов к изучению и идентификации клиентов, а в случаях необходимости с разъяснением нормативных правовых актов стран местонахождения нерезидентов-клиентов, зарубежных филиалов, дочерних и зависимых организаций кредитной организации (подготовка и обучение служащих по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма осуществляется согласно порядку, определенному Указанием Банка России;

  • недопустимость участия в принятии решений об осуществлении кредитной организацией банковских операций и других сделок служащих, заинтересованных в их совершении;

  • стимулирование предоставления служащими в кредитную организацию сведений об участии самих служащих или их близких родственников (определенных в качестве таковых законодательством Российской Федерации) в капитале юридических лиц, которые являются клиентами и контрагентами кредитной организации;

  • контроль за соблюдением служащими установленных служебных обязанностей и внутренних распорядков (регламентов);

  • недопустимость включения в состав служащих представителей юридических лиц - недобросовестных конкурентов;

сбор и анализ информации о случаях нарушения служащими трудовой дисциплины, законодательства Российской Федерации или проявления неоправданного интереса к конфиденциальной информации.

 

Заключение

На сегодняшний день очень мало времени прошло с момента возникновения новой рыночной финансовой и банковской системы. Достоверность данных для оценки поведения многих параметров управления рыночными, кредитными и операционными рисками требует достаточно долгой истории. Тем не менее, управления крупными и разветвленными банковскими структурами требует современного подхода.

Роль коммерческого банка в операциях с иностранной валютой – это быть между клиентом и рынком иностранной валюты. Другими словами, политика защиты от риска должна распространяться и на операции на валютном рынке. Банковский бизнес, в простейшей форме, - это размещение приемлемых кредитов и инвестиций и привлечение депозитов, он не включает не связанный с этим риск.

Кроме того, почти все крупные банки стараются формировать портфель своих валютных операций, балансируя активы и пассивы по видам валют и срокам. В основном все внешние методы управления валютными рисками ориентированы на их диверсификацию. Для этой цели, как уже отмечалось, наиболее широко используются срочные валютные операции.

Определенно можно сказать — работа с операционными рисками должна начинаться с внимательного отношения собственников и руководства к необходимости управления не только операционными, но и другими видами рисков, должно поощряться стремление сотрудников к повышению квалификации, внедрению новых продуктов с обязательным определением четких процедур по их проведению, развитию информационных технологий, формированию общей корпоративной культуры в банке.

Трудности и проблемы есть везде, но это, говоря языком банкиров, скорей вопрос философский. Факторы операционного риска имеют в большинстве своем случайный характер, а поэтому довольно сложной задачей остается создание каких-либо методов прогнозирования. Поэтому хотелось бы пожелать профессионалам риск-менеджмента внедрения передовых рычагов управленческого воздействия, успешной комплексной работы в управлении операционными рисками с более частым проведением всевозможных форумов и встреч, которые бы способствовали обмену опытом и успехами в работе по управлению операционным риском в целом, что весьма необходимо для отечественных банков, как в свете общей тенденции на евроинтеграцию, так и для каждого отдельного учреждения.

Информация о работе Система управления банковскими рисками