Система целей, инструменты и механизм денежно-кредитного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить и проанализировать механизм денежно-кредитного регулирования. Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
1. определить цели денежно-кредитного регулирования;
2. рассмотреть инструменты денежно-кредитной политики;

Оглавление

Введение
3
1.
Понятия и цели денежно-кредитного регулирования
5
2.
Инструменты и механизм денежно-кредитного регулирования
10
3.
Основные направления денежно-кредитной политики.
18

Заключение
25

Библиографический список

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_gotovaya.docx

— 68.12 Кб (Скачать)

В нашей стране Банком России официально признан ключевой ставкой процент по аукционам РЕПО сроком на неделю. Значение ставки рефинансирования теперь не будет решающим при проведении кредитно-денежной политики. А также ЦБ намерен предоставить коммерческим организациям более длинные ресурсы. Для этого регулятор откажется, от акционеров РЕПО на один день и в дальнейшем будет иметь, возможность переключить банки на кредиты под не рыночные активы на период времени, превышающий один год.

8 ноября 2013 года состоялось  заседание совета директоров  ЦБ России, на котором было  принято решение о совершенствовании  инструментов кредитно-денежной  политики. Как сообщает ЦБ, теперь  именно ключевая ставка официально  признана инструментом для определения  ставок по другим банковским  операциям. В настоящее время  ключевая процентная ставка равна 7,0%.5

Процентная политика Банка России используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной валюты. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России – это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции.

Банк России проводит процентную политику по двум направлениям. Первое заключается в  регулировании займов коммерческих банков у центрального банка, второе -  в депозитной политике центрального банка (учетной политике или ставке рефинансирования).

Ставка рефинансирования - это инструмент денежно-кредитного регулирования, используемый Центральным банком РФ для установления верхней границы процентных ставок на денежном рынке. 6

Учетная ставка – процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.7

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Банк России. Уменьшение ставки дает возможность коммерческим банкам получить дешевые займы от центрального банка. Полученный кредит увеличивает резервы коммерческих банков и вызывает мультипликационное увеличение количества  денег в обращении. Когда учетная ставка увеличивается, то брать займы становится не выгодным. Увеличение ставки приводит к сокращению банковских резервов, так как заемные средства становятся для банков дорогими, тот, кто имеет, заемные средства пытается их возвратить. В результате это приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Влияние Банка России на уровень процентных ставок осуществляется главным образом посредством регулирования денежного предложения и мер по повышению устойчивости и эффективности банковской системы. В этих условиях ставка рефинансирования Банка России является для коммерческих банков лишь индикатором, отражающим характер проводимой денежно-кредитной политики. В настоящее время ставка рефинансирования Банка России установлена на уровне 8,25%.  Динамика ставки рефинансирования показана в Приложении 1.

Устанавливая официальные ставки по своим операциям, Банк России учитывает динамику процентных ставок коммерческих банков, однако величина официальных ставок не обязательно изменяется в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок. Банк России, воздействуя на уровень процентных ставок денежного рынка через свои операции, стремиться к поддержанию реальных процентных ставок на низком положительном уровне, стимулирующем спрос на заемные средства со стороны реального сектора, снижению инфляции и росту экономики.

Обязательные резервы представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Обязательные резервы являются отчислениями кредитных организаций от объема привлеченных ресурсов в соответствии с принятыми правилами.8 Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

В Российской Федерации резервный фонд   был создан в апреле 1991 г.

В отсутствии дифференциации норм в зависимости от характера привлеченных банками ресурсов, норму резервирования установили на уровне 2%. С января 1992 г. размер обязательных резервов был повышен до 10%, а в апреле впервые были введены дифференцированные нормы резервирования. Динамика нормативов обязательных резервов показана в Приложении 2.

Закон  о ЦБ РФ определил верхний предел резервных требований (20%), а также установил  возможность дифференциации резервных требований для различных кредитных организаций.

Размер обязательных резервов, а также порядок их депонирования устанавливаются Советом директоров Банка России.  Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России приведены в Приложении  Объем обязательных резервов кредитных организаций, депонированных в Банке России, на 1 марта 2014 г составил 415 836, 0 млн. рублей. Резервные требования показаны в Приложении 3.

Наиболее гибким инструментом денежно-кредитной политики центрального банка являются операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке – это операции по купле-продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.9 Термин "операции на открытом рынке" заимствован из практики функционирования Федеральной резервной системы США.

Операции по покупке - продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в практике большинства центральных банков, где данные операции являются одним из основных инструментов. Операции на открытом рынке могут быть использованы как для регулирования банковской ликвидности на ежедневной основе (например, в США, Канаде и Австралии), либо  как антикризисный инструмент для осуществления дополнительных вливаний средств в банковский сектор или воздействия на более долгосрочные доходности в сегменте государственных и корпоративных облигаций (в частности, Банком Англии, Банком Японии).

 В практике Банка  России операции по покупке - продаже  ценных бумаг на открытом рынке  используются в относительно  небольших масштабах как дополнительный  инструмент регулирования банковской  ликвидности. Основным фактором, снижающим  потенциал его использования  данного инструмента, является относительная  узость и низкая ликвидность  российского рынка государственных  ценных бумаг. Кроме того, в период  формирования профицита банковской ликвидности использование данного инструмента ограничено относительно небольшим размером собственного портфеля ценных бумаг Банка России.

Прямые операции по покупке - продаже государственных ценных бумаг без обязательств обратной продажи - выкупа  используются  Банком России нерегулярно.

Операции по покупке - продаже государственных ценных бумаг на вторичном рынке могут осуществляться как через секцию государственных ценных бумаг ЗАО ММВБ, так и на внебиржевом рынке. Участниками данных операций могут являться только российские кредитные организации.

Наиболее гибким инструментом считается сделка РЕПО - соглашение о покупке ценных бумаг с последующим выкупом по обусловленной цене.10Такие сделки возникли на базе рынка государственных бумаг.  Сделка РЕПО состоит из двух частей: сначала одна сторона продает ценные бумаги другой стороне и одновременно берет на себя обязательства выкупить их в определенный срок (либо по требованию другой стороны), затем происходит обратная покупка ценных бумаг по цене, отличной от цены первоначальной продажи. Разница между ценами и представляет тот доход, который получает покупатель ценных бумаг по первой части РЕПО (продавец денежных средств).

Под рефинансированием коммерческих банков понимается кредитование Банком России кредитных организаций, в том числе учет и переучет векселей. Центральный банк (Банк России) предоставляет коммерческим банкам кредиты для пополнения их ликвидности и расширения ресурсной базы.

В настоящее время Банк России предоставляет банкам, заключившим Генеральный кредитный договор, следующие виды обеспеченных кредитов: внутридневные кредиты; кредиты "овернайт", ломбардные кредиты.

Внутридневные кредиты предоставляются Банком России путем оплаты с корреспондентского счета банка платежных документов при отсутствии или недостаточности средств на этом счете. Погашаются эти кредиты за счет текущих поступлений на корреспондентский счет банка в сумме, покрывающей допущенное банком внутридневное разрешенное дебетовое сальдо. При непогашении кредита в течение операционного дня непогашенная сумма в конце дня переоформляется в кредит "овернайт". Плата за пользование этим кредитом не взимается.

Однодневный расчетный кредит (кредит "овернайт") предоставляется для завершения банком своих расчетов в конце операционного дня путем зачисления на его корреспондентский счет суммы кредита с последующим списанием средств с этого счета по неисполненным платежным документам, находящимся в РКЦ Банка России. Кредит предоставляется на один операционный день и не подлежит пролонгации. Получение расчетного кредита в течение двух дней подряд не допускается. Размер процентной ставки по этому кредиту устанавливается Советом директоров ЦБ в зависимости от частоты и периодичности пользования им.

С  1996 г.   Банк  России   предоставляет    коммерческим  банкам ломбардные кредиты в целях регулирования их ликвидности. Ломбардные кредиты предоставляются под залог (блокировку) ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России. Эти кредиты выдаются коммерческим банком на основе заключения кредитных договоров на срок от 3 до 30 дней включительно. Кредиты предоставляются двумя способами: на аукционной основе и по фиксированным ломбардным процентным ставкам по заявлениям банков. Кредит предоставляется при наличии обеспечения, покрывающего объем требований Банка России.

Валютное регулирование подразумевает разработку и реализацию Банком России политики валютного курса. В рамках своей компетенции, определенной Федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и "О валютном регулировании и валютном контроле", Банк России совместно с Правительством РФ определяет текущую политику государства в области обменного курса национальной валюты.

В ходе разработки валютной политики государства Банк России выбирает оптимальный режим обменного курса и определяет экономически обоснованный его уровень. Центральный банк должен поддерживать то значение курса национальной валюты, которое в данный момент в наибольшей степени соответствует текущим целям экономической политики государства. При этом факторами, ограничивающими возможности достижения (удержания) определенного уровня валютного курса, являются текущий размер золотовалютных резервов Центрального банка и степень их ликвидности.

Для обеспечения экономически обоснованной динамики валютного курса рубля с 1998 г. Банк России отказался от политики фиксированного курса и перешел к режиму плавающего валютного курса. При реализации избранной валютной политики Банк России использует широкий арсенал методов, которые условно можно разделить на рыночные и административные.

К рыночным методам можно отнести проведение Банком России операций по покупке-продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынке (валютные интервенции) для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Объемы валютных интервенций представлены в Приложении 4.

Административные методы основаны на принуждении участников рынка к действиям, направленным на изменение спроса и предложения иностранной валюты на рынке. К их числу относятся:

          -мероприятия в области валютного регулирования;

-лимитирование, т.е. установление количественных (абсолютных либо относительных) ограничений для субъектов рынка.

-прямой запрет для  уполномоченных банков на совершение  определенных операций с иностранной  валютой (как за свой счет, так  и по поручению клиентов). В  Российской Федерации прямые  запреты на совершение операций  с иностранной валютой в настоящее  время не применяются.

В  условиях рыночной экономики путем использования перечисленных     инструментов и методов воздействия  на экономику достигается повышение или понижение деловой активности.

Для достижения целей эффективного денежно-кредитного регулирования экономики весь инструментарий, находящийся в арсенале Банка России – главного проводника денежной политики, – должен использоваться в комплексе. Перекосы в применении инструментов денежно-кредитной политики, доминирование одного-двух инструментов может привести к нежелательным последствиям в денежно-кредитной сфере: неравномерному развитию различных сегментов финансового рынка, формированию неравных конкурентных условий для различных кредитных организаций, сдерживанию оздоровления денежного оборота страны и др.

К негативным последствиям может привести и неполное использование

потенциальных регулирующих возможностей того или иного инструмента денежно-кредитной политики, применение его в «усеченном», упрощенном варианте.

Банк России также отдает предпочтение рыночным инструментам денежно-кредитного регулирования, совершенствует механизм их применения, расширяя возможности более гибкого и оперативного воздействия на денежно-кредитную сферу экономики страны.

 

 

  
3 Основные направления денежно-кредитной политики

 

Банк России в предстоящий трехлетний период сохранит преемственность реализуемых принципов денежно-кредитной политики и планирует к 2015 году завершить переход к режиму таргетирования инфляции.

В рамках данного режима приоритетной целью денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой стабильности, то есть поддержание стабильно низких темпов роста цен. Денежно-кредитная политика, направленная на контроль над инфляцией, будет способствовать достижению более общих экономических целей, таких как обеспечение условий для устойчивого и сбалансированного экономического роста и поддержание финансовой стабильности.

Информация о работе Система целей, инструменты и механизм денежно-кредитного регулирования