Рынок ценных бумаг и финансовые инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Одним из источников максимизации прибыли является получение дополнительного дохода от вложения финансовых средств предприятия в рынок ценных бумаг и эффективного управления его инструментами. Эту задачу выполняет финансовый менеджмент предприятия. Современные методы управления предполагают также и привлечение персонала предприятия в качестве инвесторов на рынке ценных бумаг. Они,
являясь обладателями акций предприятия, заинтересованы в успешной хозяйственной деятельности. Благополучие фирмы становится их благополучием.

Оглавление

ⅠВведение………………………………………………………………………….. стр.4
ⅡФондовый рынок……………………………………………………………….. стр.5
1. Понятие фондового рынка…………………………………………. стр.5
2. Организация фондового рынка……………………………………..стр.6
3. Нормативно-правовая основа деятельности фондового рынка…. стр.14
Ⅲ Виды и классификация ценных бумаг……………………………………. стр.15
1. Акции……………………………………………………………….. стр.17
2. Облигации……………………………………………………………стр.20
Ⅳ Эффективность инвестирования………………………………………….. стр.22
1. Инвестирование капитала………………………………………….. стр.22
2. Эффективность портфеля. Диверсификация……………………... стр.27
3. Доходы от операций с государственными ценными бумагами…. стр.31
4. Доходы от операций с корпоративными ценными бумагами…. стр.35
Ⅴ Формирование портфеля……………………………………………………. стр.44
Ⅵ Выводы........................................................................................................ стр.46
Библиография…………………………………………………………………. стр.48

Файлы: 1 файл

Vipusknaya rabota.doc

— 312.50 Кб (Скачать)

Ценные бумаги могут быть классифицированы по различным признакам. Так было введено понятие эмиссионной  ценной бумаги. К ней относятся акции, облигации, инвестиционные паи. Они характеризуются следующими параметрами:

-закрепляют совокупность имущественных  и неимущественных прав

-размещаются выпусками

-имеют равные объемы, и сроки  реализации прав внутри одного  выпуска вне зависимости от  времени приобретения ценных бумаг

В зависимости от того, в какой  форме инвестор предоставляет капитал  эмитенту и как эти средства отражаются в имущественном комплексе предприятия, различают долевые и долговые ценные бумаги.

Долевая ценная бумага закрепляет права владельца на часть имущества, подтверждает участие владельца в формировании уставного капитала, дает право на получение части прибыли и на участие в управлении предприятием. К ним относят акции, сертификаты акций, инвестиционные паи.

Долговая ценная бумага отражает отношения займа между ее владельцем и эмитентом, который обязуется ее выкупить в установленный срок и выплатить определенный процент. К долговым ценным бумагам относят облигации которые могут быть:

-государственными ценными бумагами которые выпускаются Правительством РФ.

-муниципальными ценными бумагами  которые выпускаются местными  органами власти

-корпоративными ценными бумагами  которые выпускают предприятия  бизнеса.

По реализации прав закрепленных ценной бумагой различают:

-предъявительские ценные бумаги

-именные ценные бумаги

-ордерные ценные бумаги

По форме выпуска различают 

-документарные ценные бумаги

-бездокументарные ценные бумаги

По стадиям обращения различают:

-ценные бумаги первичного рынка

-ценные бумаги вторичного рынка

В зависимости от возможности досрочного погашения различают:

-безотзывные ценные бумаги

-отзывные ценные бумаги

Существуют и другие признаки по которым классифицируются ценные бумаги. В соответствии ГК РФ на российском фондовом рынке допущены к обращению  следующие виды ценных бумаг:

-Государственные облигации

-Корпоративные облигации

-Вексель

-Чек

-Депозитный сертификат

-Сберегательный сертификат

-Акции

-Приватизационные ценные бумаги

-и др.

Наиболее распространенными видами ценных бумаг на российском фондовом рынке являются акции и государственные облигации , которые и будут более подробно рассматриваться в данной работе.

Акции

Согласно закона РФ "О рынке ценных бумаг" акция -это эмиссионная ценная бумага , закрепляющая право ее владельца на получение части прибили акционерного общества и на часть его имущества при его ликвидации. Она является бессрочной т.е обращается на рынке до тех пор пока существует выпустившее ее акционерное общество. Акционерное общество не обязано ее выкупать. Акции бывают именными, и на предъявителя. Выделяют две категории акций: обыкновенные (простые) и привилегированные. Обыкновенные акции отличаются от привилегированных следующими чертами:

-они предоставляют право владельцу  участвовать в голосовании на  собрании акционеров.

-выплата по ним дивидендов и ликвидационной стоимости при ликвидации предприятия может осуществляться только после распределения соответствующих средств среди владельцев привилегированных акций.

Привилегированные акции отличаются от обыкновенных тем, что как правило  не предоставляют право участвовать в голосовании на собрании акционерного общества (если такое не закреплено в уставе АО) .Однако такое право появляется у владельцев ,если собрание принимает решение о не выплате дивидендов по привилегированным акциям или обсуждает вопросы, касающиеся имущественных интересов владельцев этих акций. Привилегированные акции ,по сравнению с обычными, характеризуются также тем, что предоставляют преимущественное право их владельцам на получение дивидендов и ликвидационной стоимости предприятия при его ликвидации. Еще одним отличием является то, что по обыкновенным акциям дивиденд может не выплачиваться. По привилегированным акциям, размер дивиденда которых определен в уставе, невозможна полная невыплата дивиденда. Дивиденды по ним должны быть выплачены хотя бы частично.

Владение привилегированной  акцией связано с меньшим риском для инвестора, так как она предоставляет ему право получать дивиденды и ликвидационную стоимость в первую очередь по сравнению с владельцами обыкновенных акций. В тоже время, в случаи успешной работы предприятия ее владелец, скорее всего, получит меньший дивиденд по сравнению с обыкновенной акцией. Акционер, купив привилегированную, конвертируемую акцию, страхует себя в определенной степени на случай не очень успешной деятельности АО и, в то же время, оставляет возможность, конвертирования акции в обыкновенную, повысить уровень своих доходов.

Различают так же размещенные и  привилегированные акции. Размещенные акции это реализованные акции. Они определяют величину уставного фонда АО. Объявленные акции -это акции, которые АО вправе размещать дополнительно к размещенным.

Одной из основных характеристик акции является номинал (нарицательная стоимость) Сумма номинальных стоимостей всех размещенных акций составляет уставный капитал АО. Номинальная стоимость всех размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала АО. Номинальная стоимость акции, как правило, не совпадает с ее рыночной стоимостью. У хорошо работающего АО она выше номинала, а у плохо работающего – ниже номинальной стоимости. Сумма всех номинальных стоимостей акций определяет уставный фонд АО.

От уставного фонда следует  отличать понятие «капитализация». Капитализация- это показатель, характеризующий объем капитала компании в рыночной  оценке, воплощенный в акциях. Он определяется, как произведение текущей рыночной цены размещенных акций на их количество.

Другой характеристикой акции является доход. Доход по акциям может быть представлен в двух формах – в виде прироста курсовой стоимости и в качестве дивиденда. Прирост курсовой стоимости приносит доход в момент ее продажи. Если это не сделать своевременно, то курс акции может упасть. Прирост курсовой стоимости возникает по двум причинам. Во- первых это спекуляции на ФР. По той же причине курс может и упасть. Во- вторых, это реальный прирост активов предприятия. Получив прибыль, АО делит ее на две части. Одна часть выплачивается в виде дивидендов, другая – реинвестируется для поддержания и расширения производства. Реинвестируемая прибыль, приобретающая форму основных и оборотных средств, реально наполняет акцию и ведет, как правило, к росту ее стоимости.

Другим источником дохода акционера является дивиденд. Если инвестор не склонен к риску, ему следует остановиться на акциях по которым регулярно выплачиваются дивиденды, хотя в этом случае их цена может расти и не очень быстро  Большая надежность такой ситуации состоит в том, что инвестор реально получает доход уже в период владения акцией. Даже если в будущем курсовая стоимость упадет, то все равно он уже реализовал часть дохода

Серьезные финансовые решения требуют  учета большого количества факторов. Общее представление об инвестиционной привлекательности акции можно составить на основе нескольких простых показателей

Первый показатель – это ставка дивиденда. Ставка дивиденда определяется как отношение годового дивиденда к текущей цене акции и записывается в %

Rd = Div/P*100%,

Где  Rd - ставка дивиденда

        Div - дивиденд

        Р     - текущая цена акции

При расчете данного показателя обычно используют значение реально  выплаченного дивиденда. Ставка дивиденда показывает, какой уровень доходности инвестор получит на свои инвестиции за счет возможных дивидендов, если купит акцию по текущей цене. Ставка дивиденда может дать вкладчику представление о том, в какой преимущественно форме приносит доход акция, в виде дивидендов или за счет курсовой стоимости. Принимая решение с учетом показателя ставки дивиденда, необходимо проследить ее динамику за длительный период.

Другой показатель – срок окупаемости  акции. Он измеряется в годах и определяется как отношение текущей цены акции (Р) к чистой прибыли на одну акцию (Е), которое заработало предприятие, если представить, что вся прибыль выплачивается в качестве дивиденда, (Е) – это вся прибыль на акцию. Она делится на дивиденд и реинвестируемую в производство прибыль

СРОК  ОКУПАЕМОСТИ = Р/Е

Из практики известно, что 10-15 лет окупаемости это высокий показатель, 1-2 года – низкий. Это связано с тем, что когда инвесторы уверены в хороших перспективах предприятия, то срок окупаемости возрастает, так как  поднимается цена акции вследствии увеличившегося спроса. Для эмитента это хорошо, поскольку создает ему хорошие условия привлечения дополнительных финансовых ресурсов. В то же время акция с высоким значением Р/Е – это не всегда наилучший выбор для инвестора, т.к. в значительной степени прирост ее курсовой стоимости может оказаться уже исчерпанным. Небольшое значение Р/Е означает, что цена акции невысока, поскольку инвесторы не верят в надежные перспективы. Приобретение такой акции сопряжено, как правило, с более значительным риском.

Следующий аналитический показатель – это отношение текущей цены акции (Р) к ее балансовой стоимости (В). Балансовая стоимость акции определяется вычитанием  из стоимости активов компании суммы ее обязательств и делением на количество акций. Для хорошо работающего предприятия Р/В должно быть больше 1, но не слишком высоким, что говорило бы о переоценке курса акций. Обычно этот показатель равен 1,25-1,3

Необходимо также рассмотреть  такой показатель как величина прибыли на одну акцию

  EPS. Его определяют делением объявленной прибыли предприятия на общее количество акций. Поскольку акции различных предприятий отличаются друг от друга по стоимости  то с его помощью сложно проводить сравнение между акциями .Лучше воспользоваться отношением объявленной прибили к объему капитализации предприятия на начало периода, за который была объявлена прибыль(или отношением прибили на одну акцию к ее цене в начале периода). Полученная цифра дает представление об эффективности инвестирования одного рубля средств в ту или иную компанию.

На Западе оценку качества дают аналитические компании. Наиболее известными из них являются "Moody's Investors Servis", "Stanfart & Poor". Наиболее надежные компании получили название "голубые фишки" -это надежные, и ведущие в своих отраслях компании.

Облигации

Облигация -это срочная долговая ценная бумага, удостоверяющая отношение займа между ее владельцем и эмитентом.

Облигации может выпускать государство, местные органы власти, частные предприятия. Наиболее важное отличие облигации  от акции состоит в том, что  облигация представляет собой долговое обязательство эмитента, т.е. предоставленный ему кредит, оформленный в виде ценной бумаги. Все платежи по облигациям эмитент должен осуществлять в первую очередь по сравнению с акциями и в обязательном порядке. Облигация является срочной бумагой, т.е. эмитируется на определенный период времени и по его истечению должна выкупаться. Как правило, эмитент покупает ее по номиналу. Облигации могут выпускаться с условием досрочного погашения эмитентом. По времени обращения облигации подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 30 лет). Облигации могут быть, именными и на предъявителя.

Существуют различные виды облигаций. Классическая облигация представляет собой ценную бумагу, по которой  выплачивается фиксированный доход. Этот доход называется процентом или купоном, саму облигацию именуют купонной. Купон в свою очередь может быть постоянным или переменным в зависимости от экономической ситуации. Также, может меняется в течении срока существования и номинал облигации, тогда их называют индексируемыми.

Существуют облигации бескупонные  это, как правило короткие ценные бумаги доход по которым определяется приростом курсовой стоимости между  размещением и погашением облигации. Другой вид облигации - это конвертируемая облигация. В соответствии с условиями эмиссии ее можно обменять на акции или другие облигации. Чаще всего обмен происходит на акции акционерного общества, выпустившего облигации.

Облигация имеет номинал. Как правило, при погашении облигации инвестору  выплачивается сумма, равная номиналу.

Различные облигации могут приносить  инвестору различную доходность. Главным образом это определяется следующими причинами. Во-первых, кредитным рейтингом эмитента. Чем он ниже, тем более доходной должна быть облигация, чтобы компенсировать вкладчику более высокий риск. Поэтому наименьшей доходностью характеризуются государственные облигации, так как кредитный риск по таким бумагам практически отсутствует. Во-вторых, от срока обращения облигации. Чем больше период времени, на который они выпущены, тем больше должен быть процент, чтобы вкладчик согласился инвестировать в них средства.

Рейтинг облигации определяется способностью выполнять в срок свои обязательства. В международной практике присваиваются  следующие рейтинги:

        АА - очень высокий, А-высокий, ВВВ - приемлемый, ВВ -немного спекулятивный, В-спекулятивный, ССС -СС -высокоспекулятивный, С -проценты не выплачиваются, D-банкротство. Более тонкие различия в уровнях рейтинга обозначаются символами + и -

Рейтинг не присваивается облигациям , выпущенным центральными государственными органами, поскольку оно считаются абсолютно надежными.

Современный российский рынок облигаций - это главным образом рынок  государственных краткосрочных  облигаций(ГКО).

ГКО можно разделить на облигации рыночных и нерыночных займов. облигации рыночных займов свободно обращаются на вторичном рынке. Наиболее известные из них - это ГКО, облигации федеральных займов ОФЗ, облигации государственного сберегательного займа - ОГСЗ, облигации внутреннего валютного займа ОВВЗ. облигации нерыночных займов не могут обращаться на вторичном рынке.

Итак ГКО-это облигация с нулевым купоном, которая выпускается в безналичной форме на периоды 3,6,12 месяцев. Эмитент - Минфин РФ. Агентом по обслуживанию выпусков облигаций выступает ЦБ РФ. В качестве расчетной базы по ГКО считается год. Первичное размещение и вторичный рынок облигаций представлены на ММВБ. К ММВБ подключены ряд региональных бирж, которые образуют единую торговую систему. Размещение ГКО происходит в виде первичных аукционов. ЦБ РФ объявляет условия очередного выпуска ГКО, он указывает объем выпуска, объем неконкурентных заявок для непервичных дилеров дату выпуска и дату погашения.

Информация о работе Рынок ценных бумаг и финансовые инструменты