Пути развития банковской системы России в условиях преодоления мирового финансового кризиса.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:58, реферат

Краткое описание

Банковская система является неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны. Банки – это связующе звено между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Тем самым понятна необходимость и важность банковских структур, как для бизнеса, так и для экономики страны в целом. Банки – это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Банковская система Российской Федерации…………………………………6
1.1. Структура российской банковской системы…………………………….6
1.2. Проблемы российской банковской системы…………………………...12
1.3. Четыре уровня преодоления кризисов………………………………….13
2. Основные тенденции в банковском секторе………………………………...17
2.1. Российская ситуация в банковской системе……………………………17
2.2. Ключевые изменения в банковском секторе…………………………...19
2.3. Внутренние изменения: банковские продукты и процессы…………...21
2.4. Новая государственная политика в области банковской системы……23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Деньги Кредит Банки.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Безусловно, российская экономика все еще существенно  зависит от цен на сырьевые продукты, в частности на нефть. Но, несмотря на это, по расчетам международных экспертов, даже при цене барреля нефти в 50 долл. США наша экономика потеряет лишь около 1% ВВП.

Кроме того, необходимо помнить  о возрастающей геополитической  роли России на мировой арене. Налаживание  политических и экономических связей с быстрорастущими (и занимающими  все больший удельный вес в  международном производстве и потреблении) странами Латинской Америки, Китаем, Индией повышает значение России в мировой экономической          (и финансовой) системе.

На фоне тенденций, происходящих в российской экономике в целом, развитие банковского сектора выглядит довольно уверенно, несмотря на  сохраняющиеся проблемы с ликвидностью, низким оборотом денежных средств, общим снижением интенсивности отношений.

Как ожидается, кризис окажет существенное влияние на структуру  и состав российской банковской системы. Эксперты предпологают изменение банковской системы в следующих направлениях:

• выход на транснациональный уровень  ограниченного числа банков, имеющих доступ к государственному финансированию либо  обслуживающих крупные, системообразующие предприятия;

• значительное увеличение доли иностранных банков в банковском секторе;

• поглощение мелких банков более крупными и сокращение, таким образом, общего количества банков до 200-300.

Иными словами, в ближайшей перспективе  ожидается существенная консолидация банковской системы в пользу крупнейших игроков на рынке (преимущественно банков с государственным участием). Кроме того, вследствие кризиса ликвидности и закрытия международных источников финансирования будет наблюдаться серьезная миграция клиентов между банками в поисках финансирования, что создаст уникальные возможности по формированию клиентской базы.

Однако, несмотря на перспективы развития и наличие определенных положительных результатов, по размеру и уровню развития банковская система в России по-прежнему находится даже не в первой десятке.

 

2.2. Ключевые  изменения в банковском секторе.

 

На фоне кризиса и  как его следствие изменяется не только структура банковской системы, но и процессы, происходящие в ней, в частности, существенно меняется бизнес-модель, сформировавшаяся в банках на протяжении 20-летней истории развития. Если раньше основное внимание уделялось операционному подходу, активно развивалось продуктовое предложение, внедрялись новые для России услуги, то сегодня происходит изменение банковской модели в сторону клиентоориентированной. В данной модели важен подход к каждому клиенту, он становится более индивидуальным (развивается кураторство клиентов, активно внедряется институт персональных менеджеров). При этом сам банковский продукт превращается в более простой, нацеленный на массовую аудиторию и на надежную привязку клиента к банку.

Кроме того, если в период роста приоритетной целью была капитализация  банка, так как без нее были невозможны бурное развитие объема операций и рост бизнеса, то в условиях выживания встает вопрос о повышении эффективности и рентабельности бизнеса. А для этого банк фокусируется на одном - двух сегментах, что позволяет существенно снизить затраты по другим направлениям. Сегодня это в основном операции, ориентированные на привлечение средств от населения и краткосрочное кредитование, а также околорасчетные операции. Операции, связанные с долгосрочным вложением средств, и инвестиционный банкинг практически недоступны.

Основным источником фондирования (особенно для средних  банков) по-прежнему остаются депозиты населения. Несмотря на финансовый кризис и существенный отток вкладов в октябре 2008 г., сейчас темпы оттока сократились, а банки, проводившие направленную политику, сумели сохранить объем депозитной базы. Для крупных же организаций наиболее желанным источником средств теперь является государственное финансирование с целью реализации госпрограмм по преодолению кризиса.

Так же следует сказать о процессе консолидации. Речь идет о создании как целых бизнес-альянсов, так и отдельных совместных программ с компаниями, работающими с тем же клиентским сегментом, но по другим продуктам или видам услуг. Примерами этому в банковской сфере может служить банк - лизинговая (страховая) компания, банк - дилерский центр, банк -авикомпания, банк - ритейловая сеть и другие. Распространена продажа пакетных предложений, а также предоставление клиентам различного рода скидок, дополнительных услуг, и с каждым днем они доказывают свою эффективность.

 

 

 

2.3. Внутренние  изменения: банковские продукты  и процессы.

 

На третьем уровне (макроэкономика - банковский сектор - конкретный банк), т.е. на уровне конкретного  банка, можно назвать ряд тенденций, происходящих в области банковских продуктов и банковских процессов.

Основными приоритетами при разработке банковских продуктов в настоящее время являются хорошо проработанные линейки простых продуктов, рассчитанные на привлечение массового потребителя. Кроме того, характерными особенностями внутренней системы успешной кредитной организации являются: хорошая проработанность бизнес-процессов (она активно проводит реинжиниринг бизнес-процессов с целью их упрощения для повышения скорости обслуживания клиентов), наличие развитых технологий по всем направлениям и четкое выстраивание взаимоотношений с клиентами. Все это существенно влияет на повышение эффективности бизнес-направлений и, соответственно, приводит к снижению издержек и повышению рентабельности.

В перечне мер по повышению  эффективности можно отметить следующие:

1) Увеличение степени знания своего клиента.

С этой целью банк детально изучает портрет клиента, исследует его специфику, анализирует возможные потребности и ожидания. На основе полученной информации происходит детальная проработка необходимых клиенту продуктов и услуг.

2) Производится реструктуризация доходной части. Основная статья в условиях кризиса — комиссионные доходы. В связи с этим банки предпринимают шаги для увеличения доли данного вида доходов в общей структуре. Этой цели успешно служит введение гибких тарифов на обслуживание, которые позволяют варьировать уровень тарифной нагрузки на клиента (предприятие) в зависимости от его типа, финансового положения, потребностей.

3) C целью минимизации кредитных рисков банки активно работают по структуризации кредитного портфеля. Так, производится оценка отраслей, наиболее подверженных влиянию кризиса, и их сопоставление с теми отраслями, с предприятиями которых имеется положительная кредитная история, а также наиболее низкие ожидания по потерям. Совершенно очевидно, что сегодня наиболее подвержено потерям строительство и частично - торговля (товары класса «люкс» и другие товары с низкой ликвидностью).

Необходимый элемент  повышения эффективности — это  усиление контроля и, как следствие, повышение качества управления банком. Система контроля включает в себя различные этапы, среди которых одним из наиболее важных является этап качественной, полной (но не избыточной) управленческой информации и отчетности. Избыток или недостаток данных, плохая структурированность в подаче информации приводят к искажению текущей картины, что влечет за собой принятие неверных решений. Кроме того, до сих пор ряд банков (в основном относящихся к категории средних и мелких) производят анализ прибыльности и рентабельности на поверхностном уровне, не учитывая показатели, давно принятые в международной практике, основываясь лишь на далеких от совершенства российских стандартах бухгалтерского учета и отчетности. Так, например, внедряя тот или иной продукт или услугу, далеко не все организации просчитывают их рентабельность, себестоимость, не говоря уже о более сложных показателях.

Вторая ошибка при  построении системы управления - это  игнорирование важности имеющейся  информации о клиентах, отраслях, а  именно создания информационной базы, ее непрерывного обновления.          В наиболее выигрышном положении оказываются лица, обладающие не просто массивом информации, но и эффективными средствами ее обработки и использования, т.е. различного рода программным обеспечением.

 

2.4.  Новая государственная политика в области банковской    системы.

 

Причины несовершенства механизмов деятельности кредитных организаций находятся не только в самих банках. Существенную роль играет правовая среда, которая создана регулятором и которая все еще несовершенна, значительно отстает по качеству регулирования от развитых стран и требует принятия ряда мер, а особенно в ситуации кризиса. Сравнив правовые базы различных государств, можно выделить сферы, регулирование в которых не завершено до конца, и обозначить первоочередные меры по их совершенствованию.

• Снятие недоверия между участниками банковских отношений. Данная проблема имеет две стороны: отношение между банками при проведении сделок (например на рынке межбанковского кредитования) и между банками и клиентами (в частности, физическими лицами, в большей степени подверженными панике при появлении нестабильности на рынке). Исходя из тенденций развития банковской системы и предполагаемой консолидации банков, одним из методов решения проблемы было бы введение гарантий государства на любые операции (включая межбанковское кредитование) в ограниченном числе банков с российским капиталом (в 30-50 банках), отобранных в соответствии с размером, местом и значением для банковской системы. Способ предоставления таких гарантий может быть довольно широк - от предоставления их с помощью стандартного бюджетного механизма до вхождения в капитал путем имущественного взноса государства (например через Агентство по страхованию вкладов). Данная мера поможет ускорить обороты машины денежного обращения, и без того невысокая скорость которой существенно снизилась после появления первых признаков кризиса неплатежей на банковском рынке и является важным элементом публичной демонстрации доверия государства к участникам отношений.

• Сокращение оттока капитала. Важнейшим шагом на пути к достижению этой задачи может стать открытие в России финансовой офшорной зоны, что является общепринятой практикой развитых стран и валютных зон. Современная глобальная экономика не может обойтись без офшоров, они необходимы для большого и среднего бизнеса, для интернет-коммерции и частных инвесторов. Построение такой зоны в одном из отдаленных регионов России (например, на островах) позволило бы осуществить отход от неэффективных карательных мер и использовать международный опыт развития финансовой системы.

• Каждая из развитых финансовых систем имеет сеть офшорных зон, обслуживающих интересы ее экономики. Такие зоны существуют с незапамятных времен и позволяют эффективнее осуществлять управление собственностью, защищать активы бизнеса при недостаточно стабильной политической ситуации или от криминальных посягательств, легально оптимизировать налоговые последствия крупных финансовых операций и сделок с собственностью, особенно при ее передаче, наследовании, и ряд других не менее важных преимуществ.

• Повышение капитализации банковского сектора. Описанный выше механизм вхождения государства в капитал станет не только одним из инструментов «реанимации» рынка МБК, но и позволит повысить реальную капитализацию банковского сектора, что является одним из условий ее надежности. Расчеты показывают, что для внесения в капитал банков первой тридцатки (по размеру активов) суммы, равной 5% их капитала (что представляется достаточным для реализации поставленных целей), потребуется около 100 млрд руб. Данная сумма будет платой за поддержание необходимого уровня ликвидности в банковском секторе, а также реальным подтверждением принятия государством мер по повышению стабильности банковской системы.

• Совершенствование  инфраструктуры рынка проблемных активов. Один из инфраструктурных недостатков рынка проблемных активов (а также активов, рыночная стоимость которых не определена) - это сложность их цивилизованной, правовой оценки и реализации по адекватной цене. Такие элементы, как единая площадка для торговли разного типа проблемными активами (пулами кредитов, векселей, других видов ценных бумаг), достоверная и полная информация по схожим объектам торговли (а также доступ к ней), отсутствуют или же требуют существенной доработки.

• Низкая транспарентность банков и проблема достоверности отчетности - один из факторов повышения уровня рисков и углубления кризиса доверия. В частности, в российской практике практически отсутствует такое понятие, как «консолидированная отчетность» в понимании МСФО, что связано, во-первых, с размытым понятием аффи-лированности в нашем законодательстве и, во-вторых, со все еще запутанной и непрозрачной системой собственности финансово-промышленных групп.

• Рекомендации Банка  России по совершенствованию механизма  управления банками, в том числе  по риск-менеджменту. Представляется очевидным, что для более качественного управления рисками (а снижение уровня рисков - один из факторов повышения стабильности системы в целом и отдельных ее элементов) необходимо предоставление банкам со стороны Банка России дополнительной статистической информации относительно основных тенденций развития банковского сектора (в частности, в отраслевом, продуктовом разрезе и др.). Одним из путей реализации данного предложения является создание государственного бюро финансовой информации (например на базе Банка России), которое могло бы стандартизировать и облегчить доступ банков к публичной информации.

• Развитие страхования  средств юридических лиц в  банках. Эта мера, наряду со страхованием средств физических лиц, широко распространена в развитых странах (США, Канаде, Японии, странах ЕС и других) и позволяет существенно повысить уровень доверия юридических лиц к банковской системе, а также обеспечить единый подход ко всем клиентам банка (не только к физическим лицам, но и юридическим, имеющим права осуществлять расчеты только безналичным образом).

Информация о работе Пути развития банковской системы России в условиях преодоления мирового финансового кризиса.