Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:11, реферат
Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков. В условиях тоталитарного режима, в социалистической экономике, считалось, что поскольку количество денег в обращении устанавливается планомерно в соответствии с потребностями розничного товарооборота, то инфляция не может возникнуть. При этом не учитывалось, что инфляция может носить скрытый характер, проявляющийся в товарном дефиците. Именно эта причина - сокращение объема производства - обострила в 1990г. инфляционные процессы.
Введение…………………………………………………………………..……….2
Обзор литературы…………………………………………………………………5
Глава1.Основные формы и виды инфляции…………………………………….7
1.1 Причины и сущность инфляции………………………………………7
1.2 Кривая Филлипса………………………………………………….……9
Глава 2. Формы инфляции………………………………………………………12
Глава 3. Антиинфляционная политика…………………………………………19
Глава 4.Методы борьбы с инфляцией………………………………………….21
Глава 5. Социально - экономические последствия инфляции………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………31
Приложение………………………………………………………………………32
Дефляционная политика (регулирование спроса) - это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, ограничения денежной массы и т.д. Особенность дефляционной политики заключается в том, что она вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления. Поэтому большинство правительств при ее проведении в 60 -70-х годах проявляли сдержанность или вовсе отказывались от нее.
Политика доходов (
С целью полной или частичной компенсации потерь населения от инфляции проводится полная или частичная индексация. В большинстве ведущих промышленно развитых стран она распространялась на меньшую часть трудового населения (например, в США приблизительно на 10%). Исключением была Италия, профсоюзы которой добились введения в стране полной индексации.
Конкурентное стимулирование производства (долгосрочная политика) включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов на корпорации, так и по косвенному стимулированию сбережений населения путем снижения подоходного налога.
Формы контролируемого роста цен проявляются, во-первых, в замораживании цен на определенные товары, а во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах. Подобный контроль сохранился во всех ведущих развитых странах мира.
Еще большее значение данный контроль имеет для развивающихся стран, где стабильный уровень розничных цен на потребительские товары поддерживается государственными субсидиями, что обеспечивает хотя и низкий, но стабильный уровень жизни населения. Перевод этих товаров на свободнорыночную основу, как правило, сопровождается бурными социальными потрясениями.
В конце 70-х - начале 80-х годов в промышленно развитых странах кейнсианские рецепты в борьбе с галопирующей инфляцией были заменены консервативными вариантами с применением дефляционных мер: более жесткого ограничения государственных расходов, особенно хозяйственных и социальных; сдерживания роста бумажно-денежной массы путем проведения политики таргетирования денежного обращения, т.е. жесткого сдерживания денежной массы в пределах установленных ориентиров.
Глава 4.Методы борьбы с инфляцией
Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
Косвенные методы
- Регулирование общей массы денег через управление ими центральным
банком;
- Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих
банков через управление ими центральным банком;
- Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:
- Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым -денежной массы;
- Государственное регулирование цен;
- Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
- Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые
ведут экономику к равновесию.
К первоочередным мерам относятся следующие:
1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов :
а)установление порядка выдачи кредитов сельскозяйстзенным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая; б) . установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.
2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.
3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.
4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.
5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.
6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:
- создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;
- создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.
7. В течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.
Глава 5. Социально - экономические последствия инфляции
Последствия инфляции сложны и разнообразны. Термин «социальные» стоит впереди не случайно. Главным отрицательным последствием инфляции является перераспределение доходов и богатства. Этот процесс возможен в условиях, когда доходы не индексированы, а кредиты предоставляются без учёта ожидаемого уровня инфляции. Она ведёт к перераспределению национального дохода по различным направлениям:
1. между разными сферами производства и регионами в силу неравномерного роста цен;
2. между населением и государством, так как последнее использует излишнюю денежную эмиссию в качестве дополнительного источника своих доходов.
3. между классами и слоями населения.
Инфляция особенно опасна для категории населения, получающих фиксированные доходы: пенсионеров, учащихся, иждивенцев и прочие. Именно у этих людей преобладающую роль в активах играют наличные деньги и накопления, аккумулированные в кредитных учреждениях. С ростом цен их реальная стоимость (покупательная способность) уменьшается. Инфляция также перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами. В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду первым - получателям ссуды за счёт вторых - ссудодателей.[7, с. 76]
Воздействие инфляции на производство носит противоречивый характер и зависит от её размеров. Умеренная инфляция вреда не приносит, более того, её снижение связано с ростом безработицы и сокращением реального национального продукта.
Галопирующая инфляция пагубно сказывается на производстве, финансах, кредите и денежном обращении. При ней начинаются глубокие деформации рыночного механизма, поражается его центральное звено - система цен. Последние перестают отражать реальные потребности и, следовательно, давать объективную информацию инвесторам, в результате снижается эффективность размещения экономических ресурсов.
Высокая инфляция активно противодействует экономическому росту. При среднегодовых темпах инфляции около 40 % и выше экономический рост, как правило, прекращается. Верно и обратное: чем ниже в стране темпы инфляции, тем обычно выше темпы экономического роста, причём они максимальны при минимальных темпах инфляции.
Выше перечислены в основном внутренние последствия инфляции, но имеет место и внешнее. Обесценение денег внутри страны приводит к их обесценению по отношению к иностранным валютам (через разницу в покупательной способности валют).
Наибольший вред национальной экономике приносит гиперинфляция, в процессе которой государство теряет контроль за денежной эмиссией. Деньги перестают выполнять свои функции, в оборот внедряются различные денежные суррогаты, появляются локальные денежные единицы, национальная валюта вытесняется более твёрдой - иностранной. За крахом системы денежного обращения неизбежно следуют распад и деградация национального хозяйства, проявляются сепаратистские тенденции в регионах.
Таким образом, инфляция ведёт
к перераспределению
Объём денежной массы сдерживает инфляционные процессы, воздействуя на покупательную способность населения. Однако это воздействие очень слабо. Ограничение покупательной способности сдерживает рост цен только на узкий круг продовольственных товаров с ограниченным сроком хранения. Поэтому ограничение покупательной способности будет в настоящее и в ближайшее время сдерживать не инфляционные процессы, а развитие производства, сохранять на высоком уровне неплатежи, деформировать структуру и качество денежной массы. Из этого следует определённый практический вывод - увеличение денежных выплат должно быть связанно с развитием инвестиционных процессов, сопровождаться развитием производства, расширением выпуска товаров прежде всего народного потребления.
Особое внимание и озабоченность должна вызывать деятельность коммерческих банков на валютном рынке. Постоянное стимулирование роста валютного курса становиться одной из немногих оставшихся у них прибыльных операций. Определяющая роль валюты при формировании внутренних цен снижает возможности активизации денежно-кредитной политики в целях оздоровления национальной экономики. [9, с.590]
Можно сделать вывод, что
социально-экономические
- перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;
- обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;
- постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;
- неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибылей в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;
- искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;
- снижении экономической активности, росте безработицы;
- сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;
- возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте и т.д.;
- активном развитии теневой экономики, в её «уходе» от налогообложения;
- снижении покупательной способности национальной валюты и искажении её реального курса по отношению к другим валютам;
- социальном расслоении общества, обострении социальных отношений.
Информация о работе Причины и сущность инфляции, формы ее проявления