Причины банкротства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 17:27, контрольная работа

Краткое описание

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.

Оглавление

Введение 4
1. Сущность банкротства предприятия 5
2. Процедуры банкротства 7
3. Причины банкротства и способы его предупреджения 10
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

     Утверждение мирового соглашения арбитражным судом  является основанием для прекращения полномочий временного управляющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего.

     Санация — это система мер, направленных на предотвращение ликвидации предприятия вследствие банкротства. При этом либо собственники предприятия, либо кредиторы, либо иные лица (в том числе федеральные органы исполнительной власти) оказывают должнику финансовую помощь, предоставляют льготные кредиты, льготное налогообложение и т.д.

     Основанием  для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности.

 

3. Причины банкротства и способы его предупреджения

     В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" предупреждению банкротства посвящены две статьи (26 и 27). Статья 26 устанавливает, что учредители (участники) должника - юридического лица, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. Устанавливая обязанность принимать меры по предупреждению банкротства, Закон не предусматривает ответственности учредителей (участников) должника - юридического лица и собственника имущества должника - унитарного предприятия за невыполнение этой обязанности, поэтому далеко не всегда учредители или собственник принимают необходимые меры, направленные на предупреждение банкротства.

     Меры  по предупреждению банкротства наиболее часто носят экономический и (или) организационный характер и заключаются, преимущественно, в покупке государством или муниципальным образованием акций юридического лица, обеспечении кредитов (залог, поручительство, банковская гарантия), предоставлении ссуд, реструктуризации задолженности, предоставлении налоговых льгот или отсрочке уплаты налогов (налоговый кредит, налоговый инвестиционный кредит), реорганизации или содействии реорганизации юридического лица, повышении экспортных квот. Выбор тех или иных мер зависит от причин, порождающих опасность банкротства. Исходными причинами, как правило, являются: низкий научно-производственный потенциал, слабость организационного потенциала, неэффективность системы управления (механизмов управления и организации управления), серия ошибок в принятии решений стратегического характера.

     Очевидно, что предпосылки банкротства  возникают задолго до наступления  опасности банкротства. Основными сигналами возможного наступления неблагополучия предприятия на разных стадиях развития производственной системы являются:

  • на стадии развития (повышения научно-технического уровня системы и эффективности производства) - непредвиденные революционные изменения в технологии; устаревание вновь внедренной технологии вследствие низких темпов развития (долгостроя) или принятия непрогрессивных решений при проектировании технологической системы; большое несоответствие фактического спроса на производимый товар предшествующему прогнозу спроса; обострение конкуренции, закрывающее возможности проникновения на рынок;
  • на стадии стабильного функционирования технологической системы - замедление роста спроса на производимые товары (слабые обратные сигналы); обострение конкуренции, сопровождаемое потерей позиций на рынке (обратные сигналы средней интенсивности); насыщение или затухание спроса, угроза потери рынка (сильные обратные сигналы);
  • на стадии деградации технологической системы - потеря конкурентоспособности (слабые обратные сигналы о разорении); риск разорения (сильные обратные сигналы о разорении).

     Таким образом, если технологическая система  предприятия находится на стадии деградации и появились явные  признаки банкротства, то без финансовой помощи в объеме, позволяющем осуществить реконструкцию производства, восстановить стабильную платежеспособность предприятия практически не представляется возможным. Без достаточного финансирования инвестиций в развитие реальна только ликвидация данного юридического лица, в том числе путем продажи имущественного комплекса или присоединения к другому юридическому лицу.

     Очевидно, что норма статьи 27 Закона (о предоставлении финансовой помощи предприятию в  порядке досудебной санации) не предусматривает  такого размера финансирования. Предоставление финансовой помощи должнику, потерявшему конкурентоспособность, в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, является, скорее всего, методом "украшения витрин", позволяющим скрыть на время реальное финансовое состояние юридического лица от кредиторов. Следует иметь в виду, что улучшение коэффициентов платежеспособности и критической оценки ликвидности будет носить в данном случае исключительно временный характер.

     К основным мерам, направленным на оздоровление, которые предприятия могут принимать самостоятельно (в том числе с привлечением заемных средств), относятся;

  • выбор приоритетных направлений повышения отдачи (качества использования) имеющихся факторов производства и их обновления с учетом конъюнктуры рынка (рынка факторов производства);
  • пересмотр ассортиментной политики с целью рационализации структуры ассортимента по параметрам удельного веса в общем объеме производства и рентабельности продукции;
  • полноценное использование существующего социального потенциала и повышение организационного потенциала (на основе эффекта синергизма);
  • оптимизация рыночной стратегии и выбор конкурентных позиций на рынке.

 

Заключение

 

     Банкротство — это несостоятельность должника (физического или юридического лица), т.е. признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанности по уплате обязательных платежей.

     Под денежным обязательством понимается обязанность  должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. К обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в по рядке и на условиях, определяемых законодательством.

     Основанием  для возбуждения дела о несостоятельности является заявление самого должника, кредитора или прокурора. Сумма предъявляемых к должнику требований со стороны кредиторов должна составлять не менее 500 минимальных оплат труда.

     Процедура банкротства — совокупность разнообразных мероприятий, применяемых к предприятию-должнику, целью которые является разрешение споров между предприятием-должником и кредиторами. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» к предприятию-должнику могут применяться следующие процедуры:

  • наблюдение;
  • внешнее управление.;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

     Санация — это система мер, направленных на предотвращение ликвидации предприятия вследствие банкротства. При этом либо собственники предприятия, либо кредиторы, либо иные лица (в том числе федеральные органы исполнительной власти) оказывают должнику финансовую помощь, предоставляют льготные кредиты, льготное налогообложение и т.д.

     Основанием  для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности.

     Основными сигналами возможного наступления  неблагополучия предприятия на разных стадиях развития производственной системы являются:

  • на стадии развития (повышения научно-технического уровня системы и эффективности производства) - непредвиденные революционные изменения в технологии; устаревание вновь внедренной технологии вследствие низких темпов развития (долгостроя) или принятия непрогрессивных решений при проектировании технологической системы; большое несоответствие фактического спроса на производимый товар предшествующему прогнозу спроса; обострение конкуренции, закрывающее возможности проникновения на рынок;
  • на стадии стабильного функционирования технологической системы - замедление роста спроса на производимые товары (слабые обратные сигналы); обострение конкуренции, сопровождаемое потерей позиций на рынке (обратные сигналы средней интенсивности); насыщение или затухание спроса, угроза потери рынка (сильные обратные сигналы);
  • на стадии деградации технологической системы - потеря конкурентоспособности (слабые обратные сигналы о разорении); риск разорения (сильные обратные сигналы о разорении).

      Таким образом, если технологическая система  предприятия находится на стадии деградации и появились явные  признаки банкротства, то без финансовой помощи в объеме, позволяющем осуществить  реконструкцию производства, восстановить стабильную платежеспособность предприятия практически не представляется возможным. Без достаточного финансирования инвестиций в развитие реальна только ликвидация данного юридического лица, в том числе путем продажи имущественного комплекса или присоединения к другому юридическому лицу.

 

Список  использованной литературы

     1. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

     2. Вишневская О.В. Антикризисное управление предприятием// Феникс – 2008г.

     3. Кузнецов С.Ю. Антикризисное управление. Курс лекций// Финансы и статистика – 2010г.

     4. Попов Ринад, Антикризисное управление// Высшее образование – 2009г.

     5. http://www.inventech.ru

     6. http://laboureconomics.ru 
 

Информация о работе Причины банкротства в России