Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 15:52, отчет по практике
Целью практики является исследование особенностей организации различных форм безналичных расчетов в ОАО «Сбербанке России», а так же исследование структуры, особенностей и перспектив развития безналичного денежного оборота:
-рассмотреть основные принципы организации безналичного расчета и основные классификации безналичных платежей;
-оформлять договоры банковского счета с клиентами;
-проверять соблюдение клиентами порядка работы с денежной наличностью;
-выявлять возможность оплаты расчетных документов исходя из составления расчетного счета клиента, вести картотеку неоплаченных расчетных документов;
-выполнять и оформлять расчеты платежными поручениями, аккредитивами в банке плательщика и в банке поставщика, платежными требованиями в банке поставщика и в банке плательщика, инкассовыми поручениями, чеками;
- оформлять открытие счетов по учету доходов и средств бюджетов всех уровней;
-рассчитывать минимальный остаток денежной наличности в кассе.
Введение 3
1 Общая характеристика ОАО «Сбербанк России» 5
2Понятие безналичных расчетов, принципы их организации в
ОАО «Сбербанк России» 8
3 Формы безналичных расчетов в ОАО «Сбербанк России» 13
3.1 Расчеты платежными поручениями в ОАО «Сбербанк России» 13
3.2 Аккредитивная форма расчетов в ОАО «Сбербанк России» 15
3.3 Расчеты по инкассо в ОАО «Сбербанк России» 16
4 Расчеты с использованием чеков, векселей и банковских карт в
ОАО «Сбербанк России» 18
4.1 Расчеты чеками 18
4.2 Расчеты с использованием банковских карт 19
4.3 Расчеты с использованием векселей 21
Заключение 23
Список использованных источников 24
В современных условиях особую актуальность приобретают проблемы повышения эффективности банковской деятельности, сокращения издержек обращения, минимизации затрат на проведение банковских операций. Важную роль в решении этих задач играют безналичные расчеты.
Сущность безналичных расчетов состоит в том, что они осуществляются при помощи банковских операций (посредством перечисления по счетам), используемых для замещения наличных денег.
Безналичные расчеты нашли широкое применение в процессе развития банковской системы и имеют ряд преимуществ перед расчетами с использованием наличных денег.
Объектом исследования является ДО Сбербанка №9013/427 г.Поворино.
ОАО «Сбербанк России» оказывает разнообразные финансовые услуги предприятиям всех отраслей экономики, местным органам власти и населению.
Целью практики является исследование особенностей организации различных форм безналичных расчетов в ОАО «Сбербанке России», а так же исследование структуры, особенностей и перспектив развития безналичного денежного оборота:
-рассмотреть основные
-оформлять договоры
-проверять соблюдение
-выявлять возможность оплаты расчетных документов исходя из составления расчетного счета клиента, вести картотеку неоплаченных расчетных документов;
-выполнять и оформлять
- оформлять открытие счетов по учету доходов и средств бюджетов всех уровней;
-рассчитывать минимальный остаток денежной наличности в кассе.
Сбербанк России был основан в 1841 г. Это универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2010 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составила 49%, а его кредитный портфель включает в себя около трети всех выданных в стране кредитов (33% розничных и 30% корпоративных кредитов).
Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26%.Сбербанк занимает 43 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира. Уставный капитал Банка сформирован в сумме 67 760 844 000 рублей.
Сбербанк России обладает обширной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19 100 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Белоруссии. В соответствии с новой стратегией, Сбербанк России планирует расширить свое международное присутствие, выйдя на рынки Китая и Индии. В целом планируется увеличить долю чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5% к 2014 г.
Учредитель и основной акционер Банка – Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 16 апреля 2010 г., ему принадлежит 60,3 % голосующих акций и 57,6% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 263 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 32%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.
Высшим органом управления Банком является общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью Банка осуществляет Наблюдательный совет, состоящий из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора. Руководство текущей деятельностью Банка осуществляется Президентом, Председателем Правления Банка и Правлением Банка, которое состоит из 13 членов. Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На сегодняшний день Сбербанк является абсолютным лидером российской банковской системы. По своим рыночным позициям, по объему активов и капитала, по своим финансовым результатам и масштабам инфраструктуры Банк в несколько раз превосходит своих ближайших конкурентов. Масштаб и устойчивость Банка особенно явственно проявляются в периоды нестабильности на финансовых рынках. За последние годы Банком проведена большая работа, которая обеспечила окончательное формирование четырех основных групп конкурентных преимуществ Банка, а именно:
- значительная клиентская база во всех сегментах (корпоративные и розничные, крупные и мелкие клиенты) и во всех регионах страны;
- масштаб операций как с точки зрения финансовых показателей (доступный размер операций, доступ к ресурсам, международные рейтинги, возможность инвестиций), так и с точки зрения количества и качества физической инфраструктуры (в частности, уникальная сбытовая сеть для розничных и корпоративных клиентов);
- бренд и репутация Банка, в первую очередь, связанные с огромным ресурсом доверия Банку со стороны всех категорий клиентов;
- коллектив Банка и
Принципиально важным направлением развития Банка стала максимальная ориентация на клиента и в этом смысле превращение Сбербанка в «сервисную» компанию. Это значит, что Банк стремится удовлетворить максимальный объем потребностей в финансовых услугах каждого своего клиента и тем самым максимизирует свои доходы от каждого набора клиентских отношений. Это означает, что качество и глубина взаимоотношений с клиентом, а также навыки и возможности Банка в области продаж и обслуживания, обеспечивающие поддержание и развитие этих отношений, становятся важной основой конкурентного преимущества Банка.
Реализация выбранного сценария «модернизации» предполагает комплексную перестройку процессов и систем и их перевод на новую «промышленную» основу. Подобная «индустриализация» систем и процессов в Банке повысит уровень управляемости и масштабируемости, снизит затраты, улучшит качество обслуживания клиентов и позволит Банку более эффективно управлять кредитными и другими видами рисков.
В результате используемые системы не только смогут «справляться» с масштабом операций Банка, но и позволят Банку сделать масштаб своих операций важнейшим источником формирования конкурентных преимуществ.
Банк ставит перед собой задачу стать значимым участником мировой финансовой системы, поэтому выделяет развитие операций на международных рынках как одно из приоритетных направлений. При этом Банк понимает, что развитие его международного присутствия и повышение его значимости (не только с точки зрения размера, но и степени участия в мировом финансовом секторе) будет достаточно медленным и постепенным процессом.
Сбербанк России, несмотря на сложные условия и существенно возросшую нагрузку на Банк, его сотрудников и инфраструктуру, продолжает свою деятельность в полном объеме, предоставляя все виды услуг постоянным и новым клиентам, физическим и юридическим лицам, предприятиям крупного, малого и среднего бизнеса, работающим во всех отраслях экономики.
Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижения издержек обращения; организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а так же заинтересованность государства в их развитии, как по вышеупомянутой причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.
Безналичные расчеты в Российской Федерации осуществляются через платежную систему Банка России и частные платежные системы, которые представлены внутрибанковскими платежными системами для расчетов между подразделениями одной кредитной организации, платежными системами кредитных организаций для расчетов по корреспондентским счетам, открытым в других кредитных организациях, платежными системами расчетных небанковских кредитных организаций, а также системами расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации.
Обращаясь к принципам организации безналичных расчетов в условиях переходной экономики, необходимо выделить принцип, который состоит в осуществлении расчетов преимущественно по банковским счетам. Наличие счетов, как у получателя, так и у плательщика - необходимая предпосылка безналичных расчетов. Статья 861 ГК РФ указывает, что эти расчеты производятся через банки или иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета.
Следующий принцип заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев и в пределах остатка средств на счете.
Согласие плательщика на платеж реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, платежного поручения), который свидетельствует о распоряжении владельца на списание средств. В некоторых случаях применяется специальный акцепт документов, выписанных получателями средств (платежные требования-поручения, платежные требования, переводной вексель). С другой стороны, законодательство допускает и случаи бесспорного списания средств со счета плательщика (ст. 854 ГК РФ).
Следующий принцип - принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения. Данный принцип нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка в организации договорных и расчетных отношений. А банку отводится роль посредника в платежах. Это обстоятельство вполне соответствует рыночным отношениям в экономике страны. Выступая в качестве посредников, банки осуществляют контроль за соблюдением установленных правил расчетов. Однако контроль за выполнением договорных обязательств участников рыночных отношений в настоящее время недостаточно развит.
Еще одним не менее важным принципом является принцип срочности платежа, который означает осуществление расчетов строго исходя из сроков, предусмотренных в договорах. Данный принцип вытекает из особенностей рыночной экономики, необходимым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. До начала перехода России к рынку этот принцип использовался недостаточно. Задолженность хозорганов за реализуемые товары, услуги и выполненные работы, в отличие от коммерческого кредита, не оформлялась векселями и не имела фиксированных сроков погашения. Расчеты за них главным образом осуществлялись на основе платежных требований.
Срок оплаты расчетных документов часто растягивался на неопределенный и длительный период. Нарушение покупателем срока платежа, отсутствие доверия контрагентов друг к другу породили предварительную оплату товаров и услуг. Непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Статья 395 ГК РФ предусматривает имущественную ответственность плательщиков за задержку платежей. На них возлагается обязанность уплатить штраф на сумму долга в размере ставки рефинансирования на день исполнения денежного обязательства, если в договоре не предусмотрено иное. Установление сроков платежей имеет большую значимость для управления денежными потоками рыночных субъектов и финансовыми ресурсами государства, в связи с чем значение данного принципа трудно переоценить.
С принципом срочности тесно связан принцип обеспеченности платежа. Обеспеченность платежа предполагает наличие у плательщика ликвидных средств, обеспечивающих бесперебойное осуществление платежей. Все плательщики должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (неснижаемый остаток средств на счете, предварительное депонирование средств, право на получение кредита) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.
Таким образом, система принципов хотя и является базовым ключевым элементом системы безналичных расчетов, в то же время поступательно эволюционирует, появляются новые первостепенные элементы, в связи с чем данная тема является актуальной, требующей отдельного исследования и развития.
К правовой базе регулирования платежной системы России относятся Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации, основными из которых являются Федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности", а также принятые в соответствии с ними нормативные акты Банка России.
Отношения между Банком России и его клиентами, а также кредитными организациями и их клиентами регулируются договорами корреспондентского счета (субсчета) или банковского счета. Указанные документы служат правовой основой для функционирования и дальнейшего развития платежной системы России. Банк России информирует банковское сообщество и общественность о вносимых изменениях и дополнениях к нормативным актам, а также о принимаемых решениях в направлении технической модификации платежной системы России.
Банк России постоянно уделяет особое внимание совершенствованию и развитию нормативной базы, обеспечивающей функционирование платежной системы России. В 2002 году утверждена редакция Положения Банка России "О безналичных расчетах в Российской Федерации" № 2-П (в ред. Указаний ЦБ РФ от 03.03.2003 N 1256-У, от 11.06.2004 N 1442-У, от 02.05.2007 N 1823-У, от 22.01.2008 N 1964-У)
Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России»