Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 19:35, контрольная работа
Кредит – экономические отношения, возникающие между кредитором и заёмщиком по поводу ссужаемой стоимости, передаваемой во временное пользование на условиях срочности, платности, возвратности.
1. Особенности кредитных отношений в рыночном хозяйстве РФ. Принципы кредитования………………………………………………………………………3
2. Правовой статус Банка России………………………………………………...8
Список литературы………………………………………………………………15
Правовой статус Банка России имеет свои особенности. С одной стороны, он является юридическим лицом (статья 1 Закона о Центральном банке) и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками и государством (бюджетом) (статьи 46 указанного закона). С другой – он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации (глава 7 указанного закона).
Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.
Целями деятельности Банка России являются:
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Банк России подотчётен Государственной Думе РФ.
Функции Центрального банка:
Огромна
роль Центрального Банка РФ в проведение
денежно-кредитной политики – политики
в области регулирования
Принципы организации и построения Центрального Банка России.
В соответствии со ст.12 Устава Центрального банка Российской Федерации, утвержденного постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1991 года, управление Банком России осуществляется председателем и Советом директоров Банка. В соответствии со ст.103 Конституции Российской Федерации председатель Банка России назначается и освобождается от должности Государственной думой. Совет директоров Банка России назначается высшим органом представительной власти. В состав Совета директоров Банка России входят:
1) председатель Банка России;
2) его заместитель;
3) директора департаментов центрального аппарата;
4) начальники главных центральных управлений Банка России;
5) председатели национальных банков республик, входящих в состав Российской Федерации.
Председатель Банка России без доверенности действует от имени Совета, представляет интересы Банка во всех отечественных и иностранных банках, на предприятиях, в учреждениях и организациях, распоряжается в пределах своих полномочий имуществом, фондами и другими средствами Банка, заключает договоры, открывает необходимые для хозяйственной деятельности расчетный и другие счета, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников банка и его учреждений, предприятий и организаций. Председатель Банка России может передавать отдельные полномочия членам совета директоров.
Независимость Центрального банка.
Очевидно, что независимость – это лишь средство достижения целей деятельности ЦБ. По закону целью денежно-кредитной политики является
стабильность национальной валюты. Стандартные учебники макроэкономики утверждают, что для ограничения инфляции необходима независимость ЦБ от правительства. В противном случае возникает конфликт интересов между денежной и фискальной политикой. Действительно, допустим, что (в соответствии с некоторыми предложенными изменениями в Закон о ЦБ) Национальный банковский совет определяет, например, в оперативном режиме зарплаты руководителей ЦБ. В этом случае Центробанк напрямую зависит от правительства. А оно, в свою очередь, заинтересовано в более высоких темпах инфляции, например, в целях краткосрочного увеличения занятости и промышленного производства или для финансирования бюджетного дефицита. Если такая инфляционная накачка используется регулярно, а соблазн всегда высок, особенно перед выборами, то высокая инфляция становится хронической.
Наиболее эффективным решением в современной макроэкономике считается инфляционное таргетирование (inflatin targeting): формально установленные границы, в которых ЦБ должен поддерживать инфляцию, и четко определенные требования к раскрытию информации. В случае серьезного отклонения от принятых целей, руководство ЦБ может быть, вообще говоря, уволено. Таким образом, инфляционное таргетирование не только обеспечивает независимость ЦБ в его действиях, но и подконтрольность в выборе и собственно достижении целей. В последнее время все больше и больше Центральных банков переходят к работе по этой схеме.
В системе с неопределенными целями денежной политики могущество председателя ЦБ сравнимо с возможностями премьер-министра. Впрочем, в России ситуация осложняется тем, что, в отличие от развитых стран, даже если ЦБ независим от правительства, он может зависеть от частных лиц и компаний или секторов экономики. В России нет дополнительных ограничений, гарантирующих, что Центральный банк будет преследовать интересы не отдельных групп, а экономики в целом. Более того, само сосредоточение в руках ЦБ и денежной политики, и регулирования банков способствует тому, что Центральный Банк склонен поддерживать интересы банковской системы, даже если они идут вразрез с деятельностью по ограничению инфляции. Если внимательно изучить историю деятельности Банка России, то можно обнаружить ряд эпизодов, когда ЦБ манипулировал инструментами денежной политики в интересах коммерческих банков. Поэтому при определении будущего Центрального банка должен стоять вопрос о том, как обеспечить независимость ЦБ не только и не столько от правительства, но и от других экономических агентов.
Некоторые специалисты предлагают простое решение: сделать Центральный Банк независимым в осуществлении денежно-кредитной политики, но поставить под жесткий контроль правительства его деятельность в области регулирования банковской системы. Этот подход опасен в связи с тем, что нельзя быть «немного независимым». Зависимость Центробанка от правительства в вопросах регулирования банков приведет к торгу и в вопросах денежной политики: ЦБ может проводить инфляционную политику в обмен на уступки по банковской реформе (например, по схеме приватизации госбанков).
Поэтому нужно либо сделать и эту сферу полностью закрытой для правительства, либо, наоборот, полностью вывести ее из компетенции Центрального Банка, создав для регулирования банковской системы и проведения банковской реформы отдельное ведомство. Необходимо, впрочем, понимать, что независимость Центрального банка не заменяет разумной экономической политики и бюджетной дисциплины. Центральный банк может изменить средство финансирования бюджетного дефицита (ограничивая возможности сбора инфляционного налога), но не может устранить этот дефицит. Хорошими примерами того, что Центральный банк не в силах решить бюджетные проблемы, являются Россия 1995-1998 гг. В
России удалось снизить инфляцию, но хронический бюджетный дефицит привел к кризису. В конце концов, в долгосрочной перспективе Центральный банк не может влиять на реальные переменные, он может лишь бороться с инфляцией. И для этого ему нужна настоящая независимость, четкое определение целей и прозрачность для контроля над их достижением.
Список литературы
Нормативные акты
Основная литература