Особенности кредитных отношений в рыночном хозяйстве РФ. Принципы кредитования. Правовой статус Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 19:35, контрольная работа

Краткое описание

Кредит – экономические отношения, возникающие между кредитором и заёмщиком по поводу ссужаемой стоимости, передаваемой во временное пользование на условиях срочности, платности, возвратности.

Оглавление

1. Особенности кредитных отношений в рыночном хозяйстве РФ. Принципы кредитования………………………………………………………………………3
2. Правовой статус Банка России………………………………………………...8
Список литературы………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 91.00 Кб (Скачать)
ign="justify">     В соответствии с частью 1 статьи 214 ГК РФ, имущество, находящиеся в государственной собственности, закрепляется за государственными учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст.294, ст.296 ГК РФ). Наряду с этим, статья 120 ГК РФ предоставляет государству, как собственнику своего имущества, право создавать государственные учреждения, правовое положение которых, включая имущественное, может отличаться от общих правил, закрепленных ГК РФ, с условием, что особенности правового положения указанных юридических лиц будут определяться законом и иными правовыми актами.

     Правовой  статус Банка России имеет свои особенности. С одной стороны, он является юридическим лицом (статья 1 Закона о Центральном банке) и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками и государством (бюджетом) (статьи 46 указанного закона). С другой – он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации (глава 7 указанного закона).

     Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.

      Целями  деятельности Банка России являются:

    • защита и обеспечение устойчивости рубля;
    • развитие и укрепление банковской системы РФ;
    • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платёжной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Банк  России подотчётен Государственной  Думе РФ.

      Функции Центрального банка:

    • во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и поводит единую государственную денежно-кредитную политику;
    • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
    • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
    • устанавливает правила осуществления расчётов в России;
    • устанавливает правила проведения банковских операций;
    • осуществляет управление золотовалютными резервами Банка России;
    • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
    • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
    • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитных организаций;
    • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль и другие.

      Огромна роль Центрального Банка РФ в проведение денежно-кредитной политики – политики в области регулирования денежной массы с целью поддержания  национальной валюты. При этом Центральный  Банк использует определённые инструменты денежно-кредитной политики:

    • операции на открытом рынке по покупке и продаже государственных ценных бумаг;
    • проведение политики учётной ставки;
    • проведение политики минимальных резервов коммерческих банков.

Принципы  организации и  построения Центрального Банка России.

        В соответствии со ст.12 Устава Центрального банка Российской Федерации, утвержденного постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1991 года, управление Банком России осуществляется председателем и Советом директоров Банка. В соответствии со ст.103 Конституции Российской Федерации председатель Банка России назначается и освобождается от должности Государственной думой. Совет директоров Банка России назначается высшим органом представительной власти. В состав Совета директоров Банка России входят:

1) председатель  Банка России;

2) его  заместитель;

3) директора департаментов центрального аппарата;

4) начальники главных центральных управлений Банка России;

5) председатели национальных банков республик, входящих в состав Российской Федерации.

      Председатель  Банка России без доверенности действует  от имени Совета, представляет интересы Банка во всех отечественных и  иностранных банках, на предприятиях, в учреждениях и организациях, распоряжается в пределах своих полномочий имуществом, фондами и другими средствами Банка, заключает договоры, открывает необходимые для хозяйственной деятельности расчетный и другие счета, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников банка и его учреждений, предприятий и организаций. Председатель Банка России может передавать отдельные полномочия членам совета директоров.

Независимость Центрального банка.

  Очевидно, что независимость – это лишь средство достижения целей деятельности ЦБ. По закону целью денежно-кредитной политики является

стабильность  национальной валюты. Стандартные учебники макроэкономики утверждают, что для  ограничения инфляции необходима независимость  ЦБ от правительства. В противном  случае возникает конфликт интересов между денежной и фискальной политикой. Действительно, допустим, что (в соответствии с некоторыми предложенными изменениями в Закон о ЦБ) Национальный банковский совет определяет, например, в оперативном режиме зарплаты руководителей ЦБ. В этом случае Центробанк напрямую зависит от правительства. А оно, в свою очередь, заинтересовано в более высоких темпах инфляции, например, в целях краткосрочного увеличения занятости и промышленного производства или для финансирования бюджетного дефицита. Если такая инфляционная накачка используется регулярно, а соблазн всегда высок, особенно перед выборами,  то высокая инфляция становится хронической.

      Наиболее  эффективным решением в современной макроэкономике считается инфляционное таргетирование (inflatin targeting): формально установленные границы, в которых ЦБ должен поддерживать инфляцию, и четко определенные требования к раскрытию информации. В случае серьезного отклонения от принятых целей, руководство ЦБ может быть, вообще говоря, уволено. Таким образом, инфляционное таргетирование не только обеспечивает независимость ЦБ в его действиях, но и подконтрольность в выборе и собственно достижении целей. В последнее время все больше и больше Центральных банков переходят к работе по этой схеме.

      В системе с неопределенными целями денежной политики могущество председателя ЦБ сравнимо с возможностями премьер-министра. Впрочем, в России ситуация осложняется тем, что, в отличие от развитых стран, даже если ЦБ независим от правительства, он может зависеть от частных лиц и компаний или секторов экономики. В России нет дополнительных ограничений, гарантирующих, что Центральный банк будет преследовать интересы не отдельных групп, а экономики в целом. Более того, само сосредоточение в руках ЦБ и денежной политики, и регулирования банков способствует тому, что Центральный Банк склонен поддерживать интересы банковской системы, даже если они идут вразрез с деятельностью по ограничению инфляции. Если внимательно изучить историю деятельности Банка России, то можно обнаружить ряд эпизодов, когда ЦБ манипулировал инструментами денежной политики в интересах коммерческих банков. Поэтому при определении будущего Центрального банка должен стоять вопрос о том, как обеспечить независимость ЦБ не только и не столько от правительства, но и от других экономических агентов.

      Некоторые специалисты предлагают простое решение: сделать Центральный Банк независимым в осуществлении денежно-кредитной политики, но поставить под жесткий контроль правительства его деятельность в области регулирования банковской системы. Этот подход опасен в связи с тем, что нельзя быть «немного независимым». Зависимость Центробанка от правительства в вопросах регулирования банков приведет к торгу и в вопросах денежной политики: ЦБ может проводить инфляционную политику в обмен на уступки по банковской реформе (например, по схеме приватизации госбанков).

      Поэтому нужно либо сделать и эту сферу  полностью закрытой для правительства, либо, наоборот, полностью вывести ее из компетенции Центрального Банка, создав для регулирования банковской системы и проведения банковской реформы отдельное ведомство. Необходимо, впрочем, понимать, что независимость Центрального банка не заменяет разумной экономической политики и бюджетной дисциплины. Центральный банк может изменить средство финансирования бюджетного дефицита (ограничивая возможности сбора инфляционного налога), но не может устранить этот дефицит. Хорошими примерами того, что Центральный банк не в силах решить бюджетные проблемы, являются Россия 1995-1998 гг. В

России  удалось снизить инфляцию, но хронический  бюджетный дефицит привел к кризису. В конце концов, в долгосрочной перспективе Центральный банк не может влиять на реальные переменные, он может лишь бороться с инфляцией. И для этого ему нужна настоящая независимость, четкое определение целей и прозрачность для контроля над их достижением.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

Нормативные акты

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);
  2. "Гражданский кодекс Российской Федерации" (ГК РФ) Часть 1. от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.07.2009, с изм. от 22.09.2009) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)
  4. О банках и банковской деятельности: Федеральный Закон РФ от 3. 02. 1996г. № 17 –ФЗ.

    Основная  литература

    1. Деньги, кредит, банки: Опорный конспект лекций / Никитин В.М., Юдина И.Н. Барнаул: Изд-во «Азубка», 2004;
    2. Ларина Л.С., Сергеев С.В. Деньги, кредит, банки. – М.: ИД «Юриспруденция», 2008.

Информация о работе Особенности кредитных отношений в рыночном хозяйстве РФ. Принципы кредитования. Правовой статус Банка России