Основные этапы развития банковской системы Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:06, контрольная работа

Краткое описание

В XIX в. в Японии крупные частные банки практически стали хозяевами японской промышленности. Это было связано с тем, что в стране не был развит рынок акций и банки стали единственными инвесторами. В результате они оказались не кредиторами, а владельцами создаваемых промышленных предприятий. Знаменитые промышленные группы (дзайбацу) «Mitsubishi», «Sumitomo», «Mitsui» и «Yasuda», господствовавшие в экономике Японии до Второй мировой войны, были созданы четырьмя крупнейшими банками. В Японии были созданы государственные банки, такие, как Yokohama Exchange Bank, который осуществлял расчеты и финансирование внешней торговли. 1

Оглавление

Введение…………………………………………………………………4
1.Основные этапы развития банковской системы Японии…………...6
2. Структура банковской системы Японии……………………………12
3. Современное состояние банковской системы Японии…………….16
Заключение………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Банковская система Японии.docx

— 49.17 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура банковской системы Японии

 

Во главе банковской системы  Японии стоит Центральный банк - Банк Японии. В настоящее время на Банк Японии возложены следующие функции:

- эмиссия денег – японских иен;

- проведение денежно-кредитной политики, контроль за объемом денежной массы в обращении, процентными ставками;

- контроль национальной банковской системы, в том числе менеджмента в финансовых учреждениях;

- проведение операций с государственными ценными бумагами;

 контроль и стабилизация (при необходимости) курса национальной  валюты;

- международная деятельность.

Капитал Банка Японии на 55% принадлежит государству, а 45% его  акций свободно обращаются на бирже и находятся в частных руках. При этом акционеры не имеют возможности влиять на политику банка. Уставной капитал банка составляет 100 млн. иен.

Высший орган управления Банка Японии – политический совет, состоящий из 9 человек во главе с председателем и двумя его заместителями. В Банке Японии существуют следующие структурные подразделения: секретариат, департаменты внутреннего аудита, денежной политики, операций на открытом денежном рынке и др. Кроме того, Банк Японии занимается исследовательской деятельностью, а также проводит аттестации банковских специалистов.

Основными задачами сегодняшнего Банка Японии являются действия по недопущению как инфляции, так  и дефляции, а также поддержание  стабильности в финансовом секторе страны.6

 

 

  Коммерческие банки играют доминирующую роль на японском финансовом рынке. Их доля в общем объеме привлеченных средств составляет 64,9%, а в объеме выданных кредитов – 62,5%. Они подразделяются на следующие типы: городские банки, региональные банки, региональные банки – члены второй Ассоциации региональных банков (региональные банки второго уровня), трастбанки, новые типы банков (другие банки) и филиалы иностранных банков. Однако разделение банков на указанные виды законодательно не закреплено, а надзорные органы используют его для целей проведения анализа и статистики.

Городские банки составляют основу банковского сектора Японии. Они являются крупными по размеру коммерческими банками и имеют головной офис в Токио или других основных городах Японии и большую сеть отделений в Токио, Осаке и других крупных городах и в их пригородах. У них есть большая сеть филиалов за рубежом, особенно в США, Европе и Юго-Восточной Азии. На начало 2009 г. городские банки представлены шестью крупными финансовыми группами и холдингами, которые являются транснациональными. Крупнейшими финансовыми группами являются Mizuho Financial Group, Sumitomo Mitsui Financial Group и Mitsubishi UFJ Financial Group.

Региональные банки, как и городские, также являются коммерческими, но уступают им по величине капитала и активов. Наиболее крупные из них: Arita Bank, Toyama Bank, Bank of Yokohama, Hokkaido Bank, Tottori Bank и др. В основном региональные банки расположены в малых и средних городах Японии и осуществляют операции в рамках одной или нескольких префектур.

Региональные банки – члены второй Ассоциации региональных банков, которые называют региональными банками второго уровня, имеют небольшие капиталы и в их деятельности преобладают операции с частными лицами и небольшими предприятиями. Они функционируют в пределах одной из префектур, где имеют разветвленную сеть небольших по величине филиалов и отделений. В своей деятельности региональные банки второго уровня ориентируются на прием депозитов от населения и предоставление краткосрочных кредитов средним и мелким компаниям. Кроме того, они осуществляют операции с ценными бумагами, а также операции своих клиентов с использованием сети Интернет. Кроме предприятий среднего и малого бизнеса, клиентами банков являются местные общественные учреждения муниципальных органов власти. Они предоставляют услуги волонтеров для осуществления многочисленных общественных проектов.

Траст-банки оказывают услуги по долгосрочному финансированию и финансовому управлению. Всего в Японии действует 20 трастовых банков, имеющих 430 филиалов по стране, включая трастовые банки со 100% иностранным капиталом. В настоящее время некоторые трастовые банки входят в состав финансовых групп. Так, Nippon Trust, Mitsubishi Trust & Banking и Toyo Trust & Banking входят в финансовую группу Mitsubishi UFJ Financial Group. 7

К категории другие банки относятся банки нового типа, возникшие в XXI в. в связи с развитием новых каналов распределения финансовых услуг (Интернет, мобильная связь). Одни из них специализируются на расчетах или проводят операции по сети Интернет (интернет-банки). Другие осуществляют кредитование предприятий малого и среднего бизнеса, а также вновь создаваемых мелких предприятий, нуждающихся в оборотных средствах.

Важная составляющая часть  банковской системы Японии – частные депозитные институты кооперативного типа, которые обслуживают клиентов малого и среднего бизнеса. Самые многочисленные из них – кредитные ассоциации или заемные банки. Средний размер их капитала намного меньше, чем региональных банков второго уровня, а сфера предоставления услуг обычно ограничена определенными городами в префектуре. Клиентами кредитных кооперативов являются предприятия мелкого бизнеса. К частным депозитным институтам кооперативного типа относятся и трудовые банки, членами которых являются трудовые союзы, потребительские кооперативы и рабочие. Они принимают депозиты и выдают займы на приобретение жилья.

Сельскохозяйственные кооперативы являются единственными из частных депозитных организаций кооперативного типа, которые функционируют не только как депозитные институты, но и занимаются страховым бизнесом и маркетингом сельскохозяйственной продукции, а также покупкой материалов и оборудования для сельского хозяйства. Деятельность рыболовецких кооперативов ограничена выполнением функций депозитного учреждения. Как сельскохозяйственные, так и рыболовецкие кооперативы имеют свои кредитные федерации в префектурах, которые аккумулируют средства членов кооперативов и затем коллективно их инвестируют. 8

Важное место в банковской системе Японии занимают государственные банки: три банка развития и Почтовый банк Японии. В октябре 2007 г. почтово-сберегательные кассы, которые аккумулируют мелкие сбережения населения, были объединены в Почтовый банк Японии. Начавшуюся в 2003 г. приватизацию почтово-сберегательной системы планируется завершить к 2017 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современное состояние банковской системы Японии

 

  На фоне общего замедления мирового экономического роста и снижения спроса на экспортную продукцию (особенно автомобильной и электронной промышленности) начали замедляться темпы роста ВВП Японии, увеличиваться количество компаний, объявляющих о банкротстве, расти безработица. В условиях относительной стабильности в финансовом секторе реальный сектор экономики Японии демонстрировал снижение темпов роста. В конце ноября 2008 г. правительство Японии официально зафиксировало рецессию в экономике. Деятельность крупных городских банков, имеющих разветвленную сеть филиалов за рубежом и активно осуществляющих операции на мировом валютном рынке и рынке ссудных капиталов, стала подвергаться высокому кредитному и валютному рискам.

К началу кризиса 2008 г. Япония имела созданную во время финансового кризиса 90-х годов систему регулирования и надзора за деятельностью финансовых учреждений, сформированную систему страхования вкладов населения, богатый опыт по выходу банков из финансового кризиса. Однако принятые меры были направлены на управление рисками, вызванными внутренними факторами. В 2008 г. надзорные органы столкнулись с проблемой управления внешним системным риском, с необходимостью регулирования деятельности и осуществления контроля за операциями транснациональных банков, риски которых для национального банковского сектора непредсказуемы.

С началом мирового финансового кризиса антикризисные меры Банка Японии были направлены на обеспечение ликвидности на межбанковском рынке путем предоставления субординированных займов банкам.

С началом финансового  кризиса центральные банки шести  развитых экономик мира (Федеральная  резервная система США, Европейский  центральный банк, Банк Англии, Банк Канады, Национальный банк Швейцарии и Центральный банк Швеции) начали проводить скоординированную политику по последовательному снижению уровня процентной ставки: 8 октября 2008 г. они объявили о снижении базовой процентной ставки на 0,5 %.

Банк  Японии сохранял свою политику в области  процентных ставок и не изменял их уровень до октября 2008 г. Он считал, что целевой ориентир краткосрочной  процентной ставки на межбанковском  рынке (около 0,5%) и действующий уровень базовой процентной ставки (0,75%) достаточно низкие и соответствуют сложившейся экономической ситуации. Однако в результате нарастания финансового кризиса и неблагоприятного влияния рисков на экономику Японии было принято решение о снижении целевого ориентира краткосрочной процентной ставки на межбанковском рынке до 0,3% в октябре 2008 г. и 0,1% в декабре 2008 г. Уровень базовой процентной ставки был снижен до 0,5 и до 0,3% соответственно.

В качестве временной меры Банк Японии принял решение с ноября 2008 г. ввести выплату процентов из расчета 0,1% годовых на избыточные резервы финансовых учреждений, находящиеся на текущем счете в центральном банке.

С целью поддержания ликвидности  банковского сектора Банк Японии активизировал проведение операций на открытом рынке. В конце 2008 г. общий объем проводимых Банком Японии операций на открытом рынке (дополнительное кредитование банков, кредитование под допустимый залог, операции РЕПО с краткосрочными обязательствами и облигациями корпораций, с государственными облигациями, с казначейскими и финансовыми векселями) превысил 50 трлн. иен, что выше исторического среднего уровня. 9

Наряду с обычными операциями, проводимыми на открытом рынке, Банк Японии расширил перечень операций и стал использовать новые инструменты на нем, а именно:

• были расширены инструменты и объемы операций по покупке государственных облигаций. Банком Японии была увеличена периодичность проведения операций с государственными облигациями (с 1 раза в квартал до 2 раз в неделю) и размер предложения за одну операцию (от 300 до 600 млрд. иен). Была увеличена возможная сумма операций по покупке государственных облигаций до 21,6 трлн. иен в год (1,8 трлн. иен в месяц). По состоянию на 31 декабря 2009 г. текущий объем операций по покупке государственных облигаций увеличился до 48,2 трлн. иен.

• стали  проводиться операции, направленные на поддержание ликвидности рынка долговых обязательств крупных корпораций. Введение этих операций Банк Японии рассматривал в качестве временной меры на период финансового кризиса. Ранее он принимал краткосрочные обязательства и облигации компаний в качестве одного из видов залога при предоставлении кредитов банкам. С целью предоставления компаниям быстрого доступа к деньгам в январе 2009 г. центральный банк приступил к проведению операций по покупке краткосрочных обязательств корпораций на аукционах, а с февраля 2009 г. – облигаций крупных корпораций. По состоянию на 31 декабря 2009 г. указанные программы поддержки рынка долговых обязательств крупных корпораций были выполнены.

С целью усиления капитализации банковского сектора в декабре 2008 г. действие закона 1998 г. «О своевременном укреплении финансовых функций» было продлено до 2012 г. В него были внесены изменения, в соответствии с которыми возможный фонд для этих целей увеличен с 2 до 12 трлн. иен. Банки, получающие средства, должны расширять кредитование малого и среднего бизнеса.

С начала 2009 г. был расширен перечень видов обеспечения (залога) для получения банками кредитов у Банка Японии. В него были включены облигации корпораций, долговые инструменты инвестирующих в недвижимость корпораций, гарантированные правительством краткосрочные обязательства корпораций и другие. В мае 2009 г. перечень был дополнен государственными облигациями США, Великобритании, Германии и Франции. 10

В настоящее время японская банковская система движется по пути формирования конкурентоспособного на международном рынке банковского сектора, способного противостоять внешним рискам, и банков, способных координировать интересы корпоративного бизнеса и собственников банков на внутреннем рынке с целью развития внутреннего спроса.

Процесс реформирования банковского сектора Японии продолжается, при этом решаются две основные задачи:

1. Достижение баланса между сохранением эффективности в условиях свободной конкуренции и обеспечением стабильности при оптимизации отношений между менеджментом и акционерами.

2.Распределение рисков  между банками, клиентами и регулирующими органами. 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На всех этапах развития экономики Японии, в том числе ее банковского сектора, смена экономической (в том числе монетарной) политики осуществлялась плавно и осторожно. В зависимости от экономических и политических условий расширялись права банков, их сфера деятельности. В свою очередь банками осуществлялся поиск эффективных путей взаимодействия с корпоративными клиентами. Это привело к изменениям в развитии банковского сектора: от узкой специализации банков к универсализации банковской деятельности. В результате при сохранении азиатского типа банковской культуры была реформирована система взаимоотношений между банками и промышленными группами, с одной стороны, и банками и надзорными органами – с другой.

Банковский сектор сознательно  ограждался денежными властями от возможных потрясений, что значительно усиливало риск его неустойчивости. Вместе с тем на разных временных отрезках при проведении монетарной политики ставились разные задачи, использовались разные инструменты. В период кризисов неизменно повышалась роль государства. Из кризиса 90-х годов Япония выходила за счет расширения экспорта товаров и капитала. Однако запаздывание принятия оперативных мер для нейтрализации кризиса в банковском секторе в 90-х годах на ранних фазах его развития привело к поздней реакции и со стороны реального сектора экономики. Для восстановления финансовой стабильности использовались экстраординарные меры: проведение рекапитализации банков за счет государственных средств, временная национализация банков, предоставление гарантий правительством.

Информация о работе Основные этапы развития банковской системы Японии