Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 20:17, курсовая работа
Задачи коренного улучшения функционирования кредитного механизма выдвигают на первый план необходимость обоснования и использования экономических методов управления кредитом и банками,ориентированных на соблюдение экономических границ кредита.
Иногда делаются попытки установить нормативы промежуточного коэффициента покрытия и коэффициента абсолютной ликвидности. Уже говорилось о практической невозможности и нецелесообразности установления нормативов общего коэффициента покрытия. поскольку нельзя определить нормативно обобщающий коэффициент платежеспособности, постольку тем более нельзя определить норматив на отдельные его составляющие.
В зависимости от специализации предприятия и еще больше - в зависимости от конкретных условий того или иного периода его деятельности у него могут преобладать в составе оборотных средств то средства в расчетах, то материальные запасы, то даже денежные средства. Структура оборотных средств может считаться нормальной, если изменения ее не замедляют оборачиваемость оборотных средств. Вернемся к анализу промежуточного коэффициента покрытия и коэффициента абсолютной ликвидности. Этот анализ имеет целью выявить, какая часть долгов предприятия фактически может быть погашена без продажи материальных оборотных средств. Расчет этой части можно сделать, не пользуясь абсолютными суммами средств в расчетах, денежных средств и краткосрочной задолженности. Вернемся к данным табл. 3.6. Знаменатель всех показателей таблицы - один и тот же (краткосрочная задолженность предприятия). Поэтому отношение промежуточного коэффициента покрытия к общему покажет, какая часть общего коэффициента покрытия, фактически сложившегося на определенную дату, сформирована за счет средств в расчетах и денежных средств, а какая - только за счет денежных средств. Эти данные и приведены в табл. 3.11.
Расчет количественного значения промежуточного коэффициента покрытия и коэффициента абсолютной ликвидности в формировании фактического уровня общего коэффициента покрытия (в долях единицы)
Показатели | 01.01. | 01.04. | 01.07. |
1. Отношение промежуточного коэффициента покрытия к общему коэффициенту покрытия предприятия | |||
№1 | 0.609 | 0.518 | 0.546 |
№2 | 0.757 | 0.596 | 0.570 |
2. Отношение коэффициента абсолютной ликвидности к общему коэффициенту покрытия предприятия | |||
№1 | 0.161 | 0.041 | 0.025 |
№2 | 0.692 | 0.354 | 0.395 |
Показатели табл. 3.11 измеряют степень надежности фактического уровня общего коэффициента покрытия. В той мере, в которой этот уровень обеспечивается денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями, он полностью надежен, т.к. эти средства абсолютно ликвидны. Строка 2 таблицы показывает, что степень надежности на все анализируемые даты самая высокая у предприятия N 2; это естественно, поскольку речь идет о предприятии розничной торговли.
Степень надежности можно измерять и показателями, приведенными в строке 1 табл. 3.11, но при условии, что столь же надежны дебиторы предприятия. Здесь снова целесообразно вернуться к оценке состояния дебиторской задолженности. Если в ее сумме есть безнадежные долги, показатели строки 1 вообще едва ли пригодны для определения надежности, и надо ограничиться только данными строки 2.
Возможно, что предприятию легче продать материальные оборотные средства, чем получить дебиторскую задолженность. Тогда практический интерес представляют лишь два из трех показателей - общий коэффициент покрытия и коэффициент абсолютной ликвидности, как его составляющая.
Таким образом, важнейшим показателем, характеризующим платежеспособность, остается отношение фактического общего коэффициента покрытия к расчетному нормальному. Все остальные имеют лишь аналитическое значение.
Кроме уровня платежеспособности, определяемого исходя из балансовых данных и экспертных оценок специалистов предприятия, состояние платежеспособности характеризуется также коэффициентом чистой выручки. Он оценивает платежеспособность по совершенно другим критериям. До сих пор анализировалась платежеспособность на базе структуры активов и пассивов на несколько дат, то в данном случае нас интересуют показатели предприятий , сформировавшиеся в течение определенного периода (квартала, полугодия и т.д.). Речь идет о том, сколько свободных денежных средств содержится в выручке от реализации, полученной предприятием за этот период.
Показатель чистой выручки рассчитывается в процентах к выручке от реализации. Однако просто определить его уровень по итогам истекшего периода недостаточно. Его практическое значение состоит в том, чтобы знать на перспективу, какими свободными денежными средствами будет располагать предприятие при том или ином объеме реализации.
Это и является самым сложным для анализа и оценки коэффициента чистой выручки, т.к. при действующем порядке ценообразования и налогообложения коэффициент может резко меняться.
Рассмотрим уровень и динамику чистой выручки по данным табл. 3.12. Из строки 4 таблицы видно, что коэффициент чистой выручки не только резко различается на разных предприятиях, но и существенно колеблется на одном и том же предприятии (предприятие N1 имеет коэффициент за полугодие, в 1,5 раза превышающий его уровень в I квартале).
Понятно, чем выше коэффициент чистой выручки, тем лучше с финансовой точки зрения. Но как он складывается и от чего зависит на каждом предприятии и в каждый период деятельности? Арифметически он растет, если чистая прибыль и начисленный износ увеличиваются более быстрыми темпами, чем выручка от реализации. Суммы износа, как видно из таблицы, в большинстве случаев невелики и не могут оказать значительного влияния на коэффициент чистой выручки (хотя при ускоренной амортизации сумма износа может играть большую роль в формировании коэффициента). Поэтому проследим, как формируется чистая прибыль, которая почти целиком определяет уровень коэффициента чистой выручки.
На величину чистой прибыли, как известно, оказывают влияние два фактора: сумма балансовой прибыли и сумма налогов, уплачиваемых за счет прибыли. В табл. 3.13 показана рентабельность реализации.
Расчет коэффициента
чистой выручки предприятий
|
Теоретически,
если у предприятия нет льгот
по налогу на прибыль и превышения
фонда оплаты труда по сравнению
с нормируемой величиной, отношение чистой
прибыли к балансовой должно составлять
68% (предприятия облагаются налогом
на прибыль по ставке 32%). Ни на одном
предприятии этот процент фактически
не сложился, причем в I квартале
предприятия имеют более низкий процент.
Это может свидетельствовать в основном
о значительном превышении фонда оплаты
труда по сравнению с нормируемой величиной.
Анализ факторов,
повлиявших на изменения коэффициента
|
Насколько устойчив уровень коэффициента - зависит от того, постоянный или временный характер носят льготы. Предприятие N 2 имеет самый высокий коэффициент чистой выручки практически только за счет уровня рентабельности реализации, а отношение чистой прибыли к балансовой у него близко к теоретическому (65%).
За полугодие рентабельность реализации на предприятиях мало изменилась по сравнению с ее уровнем в I квартале. Предприятия N 1. получило существенный прирост чистой прибыли за счет того, что не имело превышения фонда оплаты труда по сравнению с нормируемой величиной по итогам полугодия. Однако едва ли можно считать этот фактор надежным, учитывая, что по результатам I квартала оно превысило нормируемую величину в большей степени, чем № 2. Поэтому показатель отношения чистой прибыли к балансовой за I квартал более близким по уровню к реальным условиям предприятия, чем показатель полугодия. Чтобы ориентироваться на коэффициент чистой выручки, сложившийся у предприятия, как на показатель его платежеспособности, необходимо оценить влияющие на него факторы как случайные или постоянно действующие. Первым фактором является сумма балансовой прибыли. Она складывается из прибыли от реализации, прибыли от прочей реализации и доходов и расходов от внереализационных операций.
Прибыль от реализации формируется под влиянием ценовой политики предприятий и ее можно считать более или менее постоянной величиной при данном объеме реализации, хотя и с оговорками, связанными с состоянием спроса на продукцию предприятия. Поэтому посмотрим, как влияют на снижение или рост балансовой прибыли остальные факторы, которые можно считать в основном случайными. Если в данном периоде балансовая прибыль в значительной степени состоит из прибыли от прочей реализации или внереализационных доходов (расходов), то эти ее части нельзя учитывать при оценке возможной прибыли в следующем периоде.
Данные о структуре балансовой прибыли приведены в табл. 3.14. Они рассчитаны по показателям формы N 2. На первый взгляд, они свидетельствуют о том, что решающая часть балансовой прибыли - это прибыль от реализации продукции. Однако это на самом деле так только на предприятии N 1.
Структура балансовой прибыли предприятий
(в % к балансовой
прибыли)