Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:39, реферат
Кредитный процесс — это процесс организации кредитной деятельности банка, состоящий из совокупности последовательных этапов: от рассмотрения кредитной заявки до погашения ссудной задолженности кредитополучателем.
1-й этап. Формирование портфеля кредитных заявок.
2-й этап. Проведение переговоров с потенциальным клиентом.
3-й этап. Принятие решения о целесообразности выдачи кредита и форме его предоставления.
4-й этап. Оформление кредитного дела.
5-й этап. Работа с клиентом после получения им ссуды.
6-й этап. Возврат кредита с процентами и закрытие кредитного дела.
В процессе контроля сотрудники кредитного отдела используют различные источники информации (информацию самого банка, других финансовых институтов, заемщика). Банк принимает меры по реализации возвратности ссуды, контролирует регулярное поступление процентов за пользование ею, проводит проверки (плановые и внеплановые) на местах с составлением акта проверки. В ходе таких проверок контролируется соответствие фактического расходования ссуды ее целевому назначению, предусмотренному в кредитном договоре, проверяются накладные, договоры на куплю-продажу товарно-материальных ценностей и т. д. В случае ухудшения финансового состояния клиента и возникновения риска невозврата ссуды кредитный работник ставит в известность свое руководство с целью принятия соответствующих мер. Проблемные кредиты могут возникнуть в результате «денежного кризиса» у клиента, который может наступить внезапно или развиваться постепенно, либо наличия кредитного договора со злостным неплательщиком. Признаки проблемных кредитов могут быть внешние и внутренние. Тревожными сигналами для банка являются финансовые и нефинансовые причины. К числу последних относят: задержку в представлении отчетности; изменение в планах деятельности клиента; отказ заемщика от сотрудничества; представление искаженной информации; нарушение условий кредитного договора, особенно запретительных оговорок.
В современной банковской практике не существует универсальных правил по «спасению» потребительских ссуд, однако можно рекомендовать следующие подходы: изменение структуры задолженности; получение дополнительной документации и гарантий; продажа обеспечения; продажа прочих активов; обращение к гарантиям; разработка совместных программ по сокращению расходов; принятие юридических мер.
Шестой этап — возврат кредита с процентами и закрытие кредитного дела — завершающий этап кредитных взаимоотношений банка с заемщиком. Большинство кредитов погашаются своевременно и в полном объеме в соответствии с условиями кредитного договора. Вместе с тем в среднем около 15 % банковских ссуд становятся проблемными с точки зрения возможности их возврата. Поэтому, если заемщиком нарушены сроки погашения кредита, менеджер по кредитам приступает к процедуре востребования непогашенных процентов и основного долга. Открываются счета просроченных ссуд, оформляются инкассовые распоряжения, обсуждаются меры воздействия на заемщика совместно с юридической службой и службой безопасности. Случаи непогашения ссуд должны ежегодно анализироваться (чаще должны рассматриваться случаи непогашения проблемных кредитов), при этом вся информация должна быть скорректирована. Последнее включает аналитическую оценку заемщика и кредитных услуг, калькуляцию, соблюдение кредитных договоров и т. д.
Важным
условием качественной организации
и оптимизации кредитного процесса
коммерческого банка является четкое
закрепление соответствующих
Регламент
работ по выдаче кредитов представляет
своего рода стандарт, предназначенный
четко зафиксировать всю
Таким образом, качество разработки указанных выше документов в сочетании с осуществлением контрольных процедур системы внутреннего контроля во многом будут определять эффективность кредитного процесса коммерческого банка.
Информация о работе Кредитный процесс коммерческого банка и его стадии