Кредитно-денежное регулирование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Денежно– кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения. В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Оглавление

Введение ……………………………………………………. 2
Глава 1 Цели, объекты и методы денежно-кредитного
регулирования
1.1 Цели денежно-кредитного регулирования…………………………….3-6
1.2Инструменты и методы денежно-кредитной политики ……………..7-9
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег…………………………………………………………………….10-11
Глава 2 Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики
2.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ……………………….12-13
2.2 Направления денежно-кредитной политики Банка России………..14
2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР…….15-16

Глава 3 Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе
3.1.Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной политики Центральным банком РФ………………………………………..17-21
3.2 Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России…………………………………………………………………………………22-26

Заключение……………………………………………………..27-29
Список использованной литературы……………….30
Приложение……………………………………………….. 31-34

Файлы: 1 файл

Кредитно-денежное регулирование в России.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Капитал банковской системы, достаточный для обслуживания нормального воспроизводственного процесса, должен составлять согласно мировой практике 6-7%размера ВВП страны. В России он примерно в 2 раза ниже.

Наши банки не выдерживают сравнения не только в международном плане, но и в сопоставлении с крупными российскими промышленными предприятиями или предприятиями сферы обслуживания. Структура промышленного производства и экспорта в России характеризуется достаточно высоким уровнем концентрации, при котором несколько десятков предприятий обеспечивают очень большую долю товарных и финансовых потоков. Вследствие этого по объему реализации продукции, инвестиционным потребностям, уровню капитализации, размеру прибыли многие ведущие промышленные предприятия существенно превышают возможности отдельных коммерческих банков


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком Р.Ф., являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.

Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.

Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты ,испытывающие временные трудности. При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков выступа­ют ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.

Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения меняет процентную ставку; изменение процентной ставка воздейству­ет на инвестиции, и уровень цен.

Преимущества кредитно-денежной политики состоят в ее гибкости и политической приемлемости. Руководящие кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой — они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно.. При определенных условиях может возникнуть альтернатива — использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.

На сегодняшний день направления денежно-кредитной политики России зависят от цен на нефть а при высоких ценах на нефть (которые мы и имеем на сегодняшний день)Россия не только не выиграет, а столкнется с весьма трудно разрешимыми проблемами. ЦБ не сможет скупить всю дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимый уровень увеличения денежной массы. Изымать средства путем увеличения предложения облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы. А значит - либо высокая инфляция, либо существенное укрепления рубля, причем цифры по укреплению рубля называются до 14%, далее может последовать кризисная ситуация.

Однако явных свидетельств того, что банковская система справляется или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет.

Что нужно, для того чтобы лучше вписаться в международную систему расчетов, в международные финансовые потоки? Банковская система России должна совершенствоваться. Совершенствование в первую очередь необходимо по линии банковского надзора, по повышению достоверности банковской отчетности через применение жестких штрафных и иных санкций к кредитным организациям, прибегающим к намеренному искажению своей отчетности.

Когда речь идет о выделении надзорных функций из круга полномочий Центрального банка Российской Федерации, то, возможно, это окажется целесообразным в будущем, но на сегодня это только ослабляет, а не усиливает возможности, которые имеются у государства по контролю над банковской системой.

Второе, с моей точки зрения, важное направление - это сближение системы российского банковского учета с международными стандартами банковской отчетности.

В настоящее время имеющиеся различия просто фантастические и порождают непрозрачность банковской отчетности и недоверие к ней. На официальном сайте центрального банка РФ могут быть публикованы взаимоисключающие данные, что ставит под сомнение достоверность банковской отчетности. Возьмем Внешторгбанк. Первый квартал 2006года Результат деятельности по российским бухгалтерским стандартам - минус миллиард рублей. Результат за тот же период, рассчитанный по международным стандартам бухгалтерской отчетности, - плюс 200 млн., что по существу является правильным. В течение второго квартала банк имел положительное значение прибыли и по российской системе бухгалтерского учета. Такое положение делает невозможным объективный анализ.

К сожалению, и доля кредитов реальному сектору в обшей структуре активов банков снизилась, и этот показатель, исчисленный как процент от ВВП, также снизился и составляет около 12 %. Если сравнить этот уровень с показателями других стран, даже европейских стран с переходной экономикой(около 100%), то окажется, что мы находимся в самом начале пути к эффективному финансовому посредничеству, только обретаем банковскую систему, которая должна ответить на финансовые потребности растущей экономики, уже достаточно острые и требующие активности финансовых посредников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)».

4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

5. Федеральный закон о бухгалтерском учете.

6. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие.- М.:ЮНИТИ, 2000.

7. Борискин А.В. Деньги Кредит Банки/ Е.Ф.Борискин,А.А. Тарабцева. – С-Пб.: СпецЛит, 2000.

8. Гончаров Д.. О банковской и коммерческой тайне. // Законность. 2000, №1, стр. 52.

9.Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. Авт.;под ред. Лаврушина О.И.. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

 

Глоссарий

 

№ п/п

Понятие

Определение

1

Банковская система исполнения бюджета

Исполнение бюджета путем перечисления Министерством финансов средств на счета уполномоченных банков, которые, в свою очередь, доводят их до получателей бюджетных средств на основании решений государственных органов - распорядителей ассигнований

2

Денежная система

взаимосвязанная совокупность, включающая следующие элементы: официальную денежную единицу; порядок эмиссии наличных денег; организацию и регулирование денежного обращения, официальная денежная единица (валюта) Российской Федерации - рубль

3

Кредитная система

совокупность кредитных отношений и институтов, организующих кредитные отношения. В кредитную систему промышленно развитых стран входят: 1) банки; 2) специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения: а) страховые компании, использующие взносы страхователей для вложений в ценные бумаги и предоставления долгосрочных ссуд; б) пенсионные фонды: в) сберегательные кассы, централизующие и превращающие в ссудный капитал сбережения различных слоев общества; г) ломбарды и др.

4

Кредитное соглашение

договор между кредитором и заемщиком, определяющий размер и условия предоставления кредита, права и обязанности субъектов кредитных отношений. В соглашении особо оговариваются время и метод взимания процентов за предоставление кредита

5

Кредитные санкции

меры экономического воздействия, применяемые банками, в случае нарушения хозяйственными органами кредитной дисциплины: перевод на особый режим кредитования, досрочное взыскание выданных ссуд, взыскание в бесспорном порядке просроченных платежей, временное прекращение кредитования

6

Прямые хозяйственные связи

непосредственные, устанавливаемые без посредников, без промежуточных звеньев, на основе прямых договоров производственные, научно-технические либо непроизводственные связи между предприятиями и организациями в стране или различных странах

7

Сальдо баланса банка

результат соотношения между остатками активной и пассивной частей баланса банка на определенную дату или за определенный период. Дебетовые остатки показываются в активе, кредитовые - в пассиве

8

Самоконтроль

контроль собственной деятельности, осуществляемый персоналом, подразделениями, службами, с целью оценки затрат времени на выполняемую работу, используемых приемов и технических средств

9

Санкции

меры принудительного воздействия, применяемые к нарушителям установленного порядка осуществления хозяйственно-финансовой деятельности и влекущие для них определенные неблагоприятные последствия. С. подразделяются на договорные, банковские, финансовые и др

10

Санкционирование расходов бюджета

утверждение расходов бюджета высшей инстанцией, т.е. исполнительные органы власти с учетом реальных возможностей финансирования вносят на утверждение уточненный проект бюджета

11

Первичные финансовые инструменты

контракт или ценные бумаги, основанные на активах, в число которых не входят ценные бумаги и контракты

12

Политика

деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями

13

Политика денежно-кредитная

совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства

14

Экономическое программирование

система государственного регулирования экономики на основе комплексных общехозяйственных программ

 

 

1

 



Информация о работе Кредитно-денежное регулирование в России