Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 05:32, реферат
Вступление России в рынок в значительной мере связано с реализацией потенциала кредитных отношений. Поэтому одним из обязательных условий формирования рынка является коренная перестройка денежного обращения и кредита. Главная задача реформы - максимальное сокращение централизованного перераспределения денежных ресурсов и переход к преимущественно горизонтальному их движению на финансовом рынке.
1. Сущность, функции и роль кредита……………………………….3
2. Основные формы кредита…………………………………………..6
а) Коммерческие……………………………………………………..6
б) Банковские………………………………………………………...8
в) Государственные………………………………………………….9
3. Кредитная система: структура и институты……………………….12
Список литературы…………………………………………………….19
Как экономическая категория государственный кредит (ссуда) находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и носит черты как тех, так и других.
В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование использование централизованных денежных фондов государства-. т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.
Операции по государственному кредитованию и заимствованию имеют свои, характерные только для них особенности: ^
Во-первых, бюджетное кредитование и заимствование подразумевает под собой наличие какой-либо федеральной программы: поддержка и развитие АПК, топливно-энергетического комплекса и т.д.;
Во-вторых, бюджетные ссуды, в большинстве своем имеют льготные условия, т.е. выдаются ссудозаемщикам по льготной процентной ставке;
В-третьих, главным принципом бюджетного кредитования является строго целевое использование выданных из федерального бюджета кредитов.
До 2000 года предоставление бюджетных кредитов регулировалось нормами- гражданского законодательства. Выделение заемных средств осуществлялось Министерством финансов через коммерческие банки - агенты, которые производили выдачу бюджетных средств предприятиям края на основании заключенных между банком и предприятием-заемщиком договоров, путем перечисления этих средств на расчетный счет заемщика, открытый в банке. В результате такого зачисления кредитные средства переставали быть бюджетными, а ответственность заемщика определялась договором и гражданским законодательством.
Существовавший порядок предоставления бюджетных ссуд кредитов способствовал ослаблению контроля на территориях за соблюдением интересов федерального бюджета по их возврату.
Денежные средства по программе конверсии выделялись через инвестиционно-коммерческие банки.
Взыскание долга по решениям ссуда производится службой судебных приставов, но финансовая неустойчивость этих предприятий, отдаляет возможность погашения задолженности.
Для совершения операций по предоставлению кредитов за счет средств федерального бюджета органами федерального казначейства их необходимо наделить функциями кредитной организации.
В настоящее время федеральное казначейство Министерство финансов РФ не является лицензированной кредитной организацией, а поэтому не имеет статуса участника прямых расчетов.
3. Кредитные системы: структура и институты
Кредитная система характеризуется совокупностью банковских и иных кредитных учреждений, правовыми формами организации и подходами к осуществлению кредитных операций.
Рис. 1. Организационная структура кредитной системы
Выделяются две основные подсистемы организации кредитных отношений: в рамка банковских и небанковских институтов. Соответственно образуются два основных звена кредитной системы: банковские и парабанковские учреждения, формирующие банковскую и парабанковскую систему. Первая из них представлена банками и другими учреждениями банковского типа (например, учетными домами), вторая – специализированными кредитно-финансовыми и почтово-сберегательными институтами.
Банковская система – ключевое звено кредитной системы, концентрирующие основную массу кредитных и финансовых операций.
Банки – одна из древнейших и наиболее распространенных групп кредитных учреждений, выполняющих в настоящее время большинство кредитно-финансовых услуг и по существу являющихся институтами универсального (за исключением небольшого их числа) профиля. Классические банковские операции – привлечение средств на расчетные (текущие счета, и в срочные вклады, представление аккумулированных средств в суду на условиях платности, срочности, возвратности, а также осуществление расчета. В настоящее время круг банковских операций существенно расширился, все больше стирается грань между традиционно банковскими и квазибанковскими операциями, а соответственно и грань между операциями банков и парабанков.
Специализированные кредитно-финансовые институты (СКФИ), или парабанковские учреждения, отличают ориентация либо на обслуживание определенных типов клиентуры, либо на осуществление в основном одного двух видов услуг. Их деятельность, концентрируется в большинстве своем на обслуживании большого сегмента рынка, и, как правило, представлением услуг специфической клиентуры (например, фанторинговых услуг).
В зависимости от того, насколько строго регламентируется и лицензируется банковская деятельности, выделяют два типа организации кредитного дела. Во-первых, специализированное кредитное дело, когда существует жесткая грань, между операциями банков и парабанков, вводятся запреты и лимиты для банков по осуществлению квазибанковских операций и разрешается осуществление «классических» банковских функций СКФИ. Во-вторых, универсальное кредитное дело, дающее возможность практически всем видам кредитных институтов осуществлять различные виды кредитно-финансовых услуг. В странах, где практикуется универсализация кредитного дела, в большей степени размываются границы между операциями и специализацией отдельных звеньев кредитной системы.
Кредитная система, как и любая отрасль народного хозяйства, нуждается в соответствующей организации звеньев, иерархичности структуры составляющих ее элементов: выделения центрального управляющего звена и низовых (функциональных) органов. В целом координация деятельности этих последних управляющих орган должен осуществлять надзор за функционированием кредитных учреждений, анализировать их деятельность и через имеющиеся рычаги воздействия направлять ее в нужное русло, с тем чтобы обеспечить бесперебойность и надежность функционирования кредитной системы, эффективность кредитно-расчетливого обслуживания хозяйственного оборота, не допустить необоснованного расширения или сокращения объема кредитных операций.
В соответствии с функциональной специализацией, объемом и количеством, представляемым отдельным хозяйственным единством кредитно-финансовых услуг ядро кредитной системы составляет банковская система, на которое падает основная нагрузка по кредитно-финансовому обслуживанию хозяйственного оборота, а единым органом, координирующим деятельность кредитных институтов, является Центральный (эмиссионный) банк, выполняющий функции управления процессами организации кредитно-расчетного и финансового обслуживания хозяйства. Однако прямое и непосредственное воздействие и регулирования, контрольные и надзорные функции Центральный банк выполняет только по отношению к банковским учреждениям, а также иным институтам, специализирующихся на число банковских операциях и имеющим соответствующую лицензию Центрального банка. На остальные звенья кредитной системы Центральный банк и его учреждения могут оказывать прямое воздействие лишь в отдельных случаях, а в большинстве – только опосредствованное воздействие, проявляющегося во взаимосвязи кредитных и финансовых операций, различных спектров рынка, кредитно – финансовых услуг.
Кроме того, для специализированных кредитно – финансовых институтов характерна двойная подчиненность: с одной стороны, будучи связанными с осуществлением кредитно-расчетных операций, они вынуждены руководствоваться соответствующими требования Центрального банка; с другой стороны, специализируясь на каких либо финансовых, страховых, инвестиционных или иных операциях, СКФИ подпадают под регулирующие мероприятия соответствующих ведомств.
Тем самым низовые звенья кредитной системы могут находится в двойном, тройном подчинении. И нередко случается так, что нормативные, обязательные для исполнения требования одного ведомства противоречат указаниям другого ведомства, что дает возможность кредитным институтам лавировать используя более для себя нормативные указания.
Для установления прочных контактов и связей между высшими, руководящими и низовыми звеньями необходимо наличие устойчивых каналов этой связи, соответствующего «передаточного механизма», позволяющего своевременно и оперативно доводить до низовых звеньев решения, принятые «на верху». таким проводниками мероприятий Центрального банка могут служить его региональные учреждения, а при необходимости и специально назначенные и уполномоченные Центральным банком институты.
В целях повышения действенности и оперативности регулирующих мероприятий практикуется деление банковской и парабанковской системы на сектора, включающие аналогичные по функциональным признакам институты. Сектор потребительского кредита, сектор лизинговых компаний и т. д. Основная цель подобного дроблении – установление дифференцированных регулирующих процедур и правила в зависимости от специфики организации операций и деятельности институтов того или иного сектора. Для реализации основных направлений политики Центрального банка последний назначает Центральный институт соответствующего сектора и наделяет его полномочиями по организации регулирующих и контрольных мероприятий. Если институтов в секторе сильно много (например, в секторе коммерческих банков США входят около семнадцать тысяч институтов) , то для выполнения указанных функций может быть выделено несколько привилегированных банков, состав и число которых могут меняться по усмотрению Центрального банка.
В зависимости от соподчиненности кредитных институтов согласно банковскому законодательству и иерархической структуры кредитной системы можно выделить два основных типа построения банковской системы: одноуровневую и двухуровневую.
Одноуровневая банковская система предполагает преобладания горизонтальных связей между банками, универсализацию из операций и функций. В рамках одноуровневой банковской системы все кредитные институты, включая центральный банк, находятся на одной иерархической ступни, выполняющая аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры. Подобный принцип построения характерен в основном как для стран со слабо развитыми экономическими структурами, так и для стран с тоталитарными, административно-командными режимами управления.
Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. По вертикали – отношения подчинения между центральным банком как руководящем, управляющем центром и низовыми звеньями – коммерческими и специализированными банками; по горизонтали – отношение равноправного партнерства между различными низовыми звеньями. При этом происходит разделение административных функция и операционных, связанных с обслуживанием хозяйства. Центральный банк остается банком в полном смысле этого слова только для двух категорий клиентов – коммерческих и специализированных банком и правительственных структур, причем преобладающими становятся функции «банка банков» и управления деятельностью банковских учреждений с целью регулирования и контроля за функционированием рынка кредитно-финансовых услуг.
В СССР длительное время преобладая одноуровневый принцип построения банковской системы с характерной для подобного вида организации кредитного дела концентрацией кредитных операций в едим центре (Государственном банку СССР и его учреждениях) и в нескольких государственных спец банков, осуществляющих по его поручению отдельные виды операций, например в Стройбанке СССР и Внешторгбанке. При этом Госбанк СССР осуществляя краткосрочное кредитование клиентуры, за Стройбанком СССР закреплялись функции по долгосрочному «обслуживанию», а за Внешторгбанком – по обслуживанию внешнеэкономической деятельности.
В условиях одноуровневой банковской системы мероприятия по денежно-кредитному регулированию и ограничению количества платежных средств сводились к жестким ограничениям операций с наличностью и централизированному перераспределению через банковскую систему безналичных денежных средств предприятий, организаций и банков в рамках единого государственного ссудного фонда страны. Функции по управлению деятельности банков как таковых не существовало поскольку все кредитно-финансовые операции концентрировались практически в едином банку с единым центром управления (центральным аппаратом Госбанка СССР и его конторами (управлениями) на местах) и по существу в двух его крупных «филиалах» - Стройбанки и Внешторгбанке.
Переход на экономические методы управления и хозяйствования в середине – конце 80-х годов, ориентация на формирование рыночных структур выявляли уязвимые методы и недостатки одноуровневой банковской системы в новых условиях. В целях организации эффективной работы предприятий и организаций в новых условиях хозяйствования потребовались: принципиально иные подходы к системе управления кредитом и построению механизма банковского обслуживания хозяйственной деятельности, использованию экономических методов руководства деятельностью предприятий и банков; перестройка системы взаимоотношений как между банками и их клиентами, так и в рамках самой банковской системы – между ее отдельными звеньями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Положение от 06.03.98 № 19-П «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом ценных бумаг».
2. Банковская система России. Настольная книга банкира. Книга 2. - М.: ДеКА, 1995.
3. Банковское дело. Учебник / Под ред. д.э.н., профессора В.И. Колесникова. – М.: Финансы и статистика, 2001.
4. Банковское дело / Под ред. О.И Лаврушина. - М: Финансы и статистика, 2002.
5. Поляков В..П., Московкина Л.А. Структура и функции ЦБ: Зарубежный опыт. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1996.