История банковской системы
Южной Кореи
Для Южной
Кореи характерны проблемы, общие
для всего юго-азиатского региона.
В течение последних 30 лет банки
под давлением правительства
были вынуждены давать кредиты на
рискованные промышленные проекты,
что привело к накоплению непогашенных
долгов. По данным Центрального банка
Южной Кореи, общая сумма безнадёжных
и сомнительных кредитов корейских
банков к концу 1997 года составила 51,2
млрд долл., однако в действительности
она может быть в четыре раза больше,
поскольку кредиты, предоставленные
в середине 80-х годов, так и
не признаны недействующими, хотя они
не были полностью возвращены. По оценке
экспертов банка Реге^ппе, эта
цифра достигла 92 млрд долларов, или
30% всех выданных кредитов. Поощряя
прямое финансирование крупных промышленных
групп на международных рынках, правительство
в то же время ограничивало размеры
займов этих групп у отечественных
банков, рекомендуя мобилизовать капитал
на открытых финансовых рынках, чтобы
направить больше средств на кредитование
мелких предприятий. Всё это ставило
банки в возрастающую зависимость
от рискованного мелкого бизнеса, пережившего
рекордное число банкротств. В 1991
году, в условиях начатого в стране
дерегулирования процентных ставок,
возросла конкуренция на кредитном
рынке и уменьшилась процентная
маржа банков. Поэтому в целях
повышения своих доходов банки
стали заниматься торговлей ценными
бумагами: доля последних в совокупных
активах корейских банков возросла
к середине 1995 года до 13,7% по сравнению
с 8,2% в 1991 году. В целом, несмотря на
определённые издержки переходного
периода, направление процесса изменений
в банковской системе Южной Кореи
накануне кризиса можно определить,
как поступательное. Банковская система
универсализировалась, прослеживались
тенденции к уменьшению государственного
вмешательства, что должно было позволить
банкам принимать решения, руководствуясь
главным образом возможностью извлечения
рыночной прибыли.
Финансовый кризис в
Южной Корее
Разразившийся
финансовый кризис заставил внести существенные
коррективы в планы преобразования
банковского сектора страны. В
качестве целей глубокой реформы
правительство определило отмену разграничения
деятельности банков, фондовых домов
и страховых компаний, стимулирование
конкуренции между этими институтами
и создание конкурентоспособного на
международной арене финансового
сектора, смягчение контроля за привлечением
иностранного капитала и установление
новых нормативов кредитования крупных
концернов. Для смягчения последствий
банковского кризиса правительство
страны в 1997 году разработало план срочной
финансовой помощи коммерческим банкам,
попавшим в кризисную ситуацию из-за массовой
неплатёжеспособности заёмщиков и падения
цен на недвижимость в форме предоставления
льготных кредитов и гарантий на внутренние
и иностранные заимствования. Для привлечения
иностранных инвестиций правительство
объявило об увеличении лимита акционерного
капитала котирующихся на бирже компаний,
который может принадлежать нерезидентам,
с 22 до 26%. В то же время доля нерезидентов
в государственных компаниях по-прежнему
ограничена 18%. В мае 1998 года правительство
Южной Кореи заявило о намерении рекапитализировать
терпящие бедствие банки и выкупить их
безнадёжные долги в сумме 118 трлн вон
(82 млрд долл.). Эта мера фактически означает
национализацию значительной доли банковского
сектора и призвана стабилизировать финансовое
положение коммерческих банков. Согласно
этому плану капитал предоставляется
банкам в виде государственных облигаций
в обмен на непогашенные долги и пакеты
акций. В качестве эмитентов облигаций
на сумму 50 трлн вон выступают Корпорация
страхования вкладов Кореи (КСВК) и Корпорация
управления активами Кореи (КУАК). Последняя
является аналогом американской государственной
организации, взявшей на себя безнадёжные
долги ссудно-сберегательной системы
США после её краха. КУАК планирует впоследствии
продать приобретённые у банков активы.
С января 1997 года в Южной Корее вступил
в действие принятый парламентом в декабре
1995 года Закон о страховании банковских
депозитов. В соответствии с законом в
июне 1996 года была создана Корейская корпорация
страхования депозитов (ККСД) по образцу
Федеральной корпорации страхования депозитов
США. Закон предусматривает создание системы
страхования срочных, сберегательных
депозитов, депозитов до востребования
и с дополнительными взносами, а также
средств доверительных фондов с гарантией
основной суммы без процентов. К участию
в страховании допускаются национальные
коммерческие, специализированные банки,
отделения иностранных банков и учреждения
развития. Законом введена единая страховая
премия для всех банков-участников в размере
до 0,05% от величины страхуемых депозитов.
Позднее будет принята система дифференцированных
страховых премий, но не более 0,05% от суммы
депозитов в зависимости от степени подверженности
рискам и финансового положения банков.
Первоначальная сумма страховки в случае
банкротства составляет 20 млн вон (27 тыс.
долл.) на каждого вкладчика. Страховка
выплачивается в случае банкротства банков,
отзыва лицензии или принятия решения
об их ликвидации. В соответствии с законом
создаётся Фонд страхования депозитов
из взносов банков-участников и государства,
заимствований в размере до 500 млрд вон
от государства или Центрального банка,
премий, выплачиваемых банками-участниками,
и прибыли от деятельности фонда. Обязательные
взносы банков-участников не превышают
1% капитала банка. В соответствии с законом
ККСД является особым юридическим лицом
без собственного капитала, наделённым
функциями управления фондом страхования
депозитов, взимания страховых премий
с банков-участников, выплаты страховки
вкладчикам в случае банкротств и оказания
финансовой поддержки банкам, желающим
слиться с проблемными банками или взять
на себя их обязательства. ККСД может также
обеспечить условия для слияния устойчивого
банка с проблемным или принятия первым
обязательств второго. С тем чтобы ККСД
смогла более эффективно осуществлять
свои функции, она наделена некоторыми
полномочиями по надзору за банками. Она
может не только требовать от банков-участников
предоставления документов об их деятельности
и финансовом положении, но и на их основе
инспектировать испытывающие трудности
банки.
Состав ККСД
В состав Комитета
управления ККСД входят президент ККСД,
заместитель министра финансов и
экономики, директор службы банковского
надзора, заместитель управляющего
ЦБ, председатель Корейской федерации
банков и 4 члена, назначаемые министром
финансов и экономики по представлению
президента ККСД. Комитет управления
разрабатывает политику ККСД, основные
направления деятельности и определяет
стратегию управления Фондом страхования
депозитов. Исполнительный орган ККСД
состоит из президента, трёх директоров
и аудитора. Президент назначается
Президентом Южной Кореи по рекомендации
министра финансов и экономики на
трёхлетний срок, директор и аудитор
— министром по рекомендации президента
ККСД также на трёхлетний срок. Министерство
финансов и экономики не только направляет
деятельность ККСД и осуществляет надзор
над ней, но и может проверять
её работу и потребовать при необходимости
представить отчёты о деятельности
и финансовом положении. В конце
1997 года парламент Южной Кореи
принял пакет из 13 законов по реформированию
финансовой системы, являющихся составной
частью структурной программы МВФ
и направленных на повышение роли
Центрального банка (Банка Кореи) и
концентрацию надзора за всеми финансовыми
институтами в ведомстве премьер-министра.
Теперь за разработку денежно-кредитной
политики отвечает состоящий из 7 членов
Совет директоров Центрального банка.
Министерство финансов потеряло право
созывать заседания этого органа
и выдвигать предложения по денежно-
кредитному регулированию. Управляющий
ЦБ будет отныне назначаться президентом
страны. Вместе с тем Банк Кореи
передаёт свои надзорные функции
новому органу — находящемуся в
непосредственном подчинении премьер-министра
Совету финансового надзора, который
начал работу в 1999 году и осуществляет
надзор за банками, фондовыми и страховыми
компаниями. Предусматривается также
внести ряд изменений в налоговое
законодательство с целью привлечения
на фондовые рынки средств населения,
принять закон о структурных
изменениях в финансовой сфере, который
с помощью слияний и поглощений
позволит сократить значительное число
рабочих мест, что предусмотрено
программой МВФ. Иностранные инвесторы
получат право владеть контрольным
пакетом акций южнокорейских
компаний. Южная Корея является крупным
заёмщиком на международном финансовом
рынке. По соглашению между МВФ и
правительством Юж. Кореи внешние
долговые обязательства состоят
из суммарного внешнего долга в соответствии
с определением Всемирного банка
плюс оффшорные заимствования банков
и иностранные заимствования их зарубежных
филиалов и дочерних институтов. По данным
Банка международных расчётов, на конец
1996 года общая внешняя задолженность страны
составляла 153 млрд долларов, из них долг
частным иностранным кредиторам составлял
99,5 млрд долл. К марту 1998 года размер внешнего
долга страны изменился незначительно:
до 151,2 млрд долл., из них 64 млрд долларов
приходится на краткосрочные заимствования.
Поэтому невыполнение финансовыми учреждениями
Южной Кореи своих краткосрочных обязательств
в инвалюте могло бы вызвать всемирную
панику, которая нанесла бы огромный ущерб
не только странам с нарождающейся рыночной
экономикой, но и Японии. Вместе с тем страна
испытывала трудности с ликвидностью,
Центральный банк был не в состоянии обеспечить
ликвидностью платёжеспособные банковские
учреждения. В этих условиях МВФ пришлось
бы взять на себя функцию кредитора последней
инстанции, а банки-кредиторы из западных
стран шли на отсрочку по кредитам, срок
выплаты которых наступал. МВФ и 13 государств-
кредиторов договорились о предоставлении
Южной Корее пакета государственной помощи
в 60 млрд. Правительство страны принимает
значительные усилия по мобилизации на
международных рынках средств для реструктуризации
своего внешнего долга. Рекомендации МВФ
о закрытии обанкротившихся банков встречают
противодействие со стороны правительства,
которое считает, что это может привести
к краху всей банковской системы страны.
В качестве альтернативы предполагается
выставлять на международных аукционах
национализированные банки Кориа Ферст
Бэнк и Сеул Бэнк.
Динамика развития
банковской системы Южной Кореи
Итак, Южная
Корея накануне последнего финансового
кризиса являлась одним из наиболее
динамично развивающихся рынков,
представляющим интерес для множества
крупнейших финансовых институтов мира.
Поэтому кризис на таком рынке
не мог остаться внутренней проблемой.
Отсюда и столь пристальное внимание
со стороны не только ведущих мировых
финансовых организаций, но и правительств
рада стран, для которых Южная
Корея является зоной экономических
интересов. Кризисом Южная Корея
«расплатилась» за неэффективный надзор
за деятельностью финансовых учреждений,
а также за стремление правительства
к регулированию структуры заимствований
крупных и более устойчивых промышленных
групп. Тем самым правительство
пыталось максимизировать и удешевить
общий размер заимствований промышленностью
страны: крупные компании должны были
получать кредиты за рубежом, а кредитование
мелкого рискованного бизнеса, не имеющего
широкого доступа на международные
денежные рынки, поручалось отечественным
банкам. Массовые банкротства мелких
предприятий нанесли катастрофический
удар по местным банкам. Солидный размер
финансового рынка Южной Кореи
потребовал и соответствующих затрат
на его санацию. Решительные действия
государственных органов власти,
подкрепленные собственными средствами
при значительной поддержке со стороны
мировых финансовых организаций, всеобщая
мировая заинтересованность в возрождении
этого рынка обеспечит Южной Корее успешную
реорганизацию банковской системы. Для
ликвидации противоречий, возникающих
в процессе проведения денежно-кредитной
политики и исполнения надзорных функций
за участниками финансового рынка, в Южной
Корее надзорные функции переданы от ЦБ
новому правительственному органу. В то
же время существенно расширена независимость
ЦБ от правительства в вопросах денежно-кредитного
регулирования.