Контрольная работа по «ОДКБ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 11:23, контрольная работа

Краткое описание

Банки используют прямые корреспондентские связи друг с другом не только в интересах клиентов, но и для проведения собственных операций. Такими межбанковскими операциями являются главным образом получение и размещение кредитов и депозитов. Соответственно выделяется особый сегмент финансового рынка — рынок межбанковских кредитов (МБК).

Оглавление

1.Основы функционирования рынка межбанковских кредитов…………………. 3стр.
2.Порядок осуществления расчетов с использованием пластиковых карт………. 12стр.
3.Решение задач ……………………………………………………………………… 15стр.
4.Список используемой литературы,…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Контр. ОДКБ.docx

— 49.79 Кб (Скачать)

Технологии принятия рациональных решений на рынке МБК.

Разработка и  применение таких технологий включают в себя решение следующих важнейших  задач:

• формирование банком собственной политики на рынке МБК;

• правильное формирование цены банковских продуктов — эту задачу целесообразно решать на основе методики операционно-стоимостного анализа;

• рационализация организационной структуры банка. Она должна быть такой, чтобы сотрудники соответствующих подразделений могли эффективно решать первые две задачи.

Межбанковский рынок в последние годы пытался  найти гаранта в лице государственных  и негосударственных структур —  Центрального банка, АРКО, АРБ и т.д. Однако есть основания думать, что  их участие все равно не разрешит главные проблемы межбанковского кредитного рынка. Они могут и должны решаться в первую очередь посредством  создания современного и эффективного технологического уклада межбанковского кредитования.

В развитии рынка  МБК обозначилась тенденция возрастающего  влияния неопределенности как фактора  экономического поведения, а также  выхода на первый план при оценке качества предпринимательства способности  банков гибко и творчески реагировать  на изменение условий на данном рынке. В современной экономике складывается рынок технологических и организационных  форм, на котором разного типа банки  вступают между собой в конкуренцию. Результаты такой конкуренции в конечном счете определяются способностью банков обеспечивать экономию тран-сакционных издержек.

Поэтому задача минимизации рисков на рынке МБК  России сводится не только к определению  ликвидности контрагента (хотя это  очень важно — определить «запас прочности» контрагента по его ликвидности), но и к тем другим задачам, которые  обозначены выше. Конкуренция ведет к тому, что на рынке выживают структуры, в наибольшей степени отвечающие требованиям экономической среды, т.е. приспособленные к непрерывному адаптированию к постоянно изменяющейся внешней среде и умеющие конструировать на этой основе соответствующие методы управления. В свою очередь, возникновение или исчезновение новых возможностей на рынке определяется технологическими и институциональными сдвигами.

Первая задача из числа названных выше предполагает: разработку и поддержание банком в актуальном состоянии указанной политики в целом, включая лимитную политику. При этом последнюю правильно будет трактовать как органичную часть общей политики банка в сфере контроля и регулирования его рисков; применение качественных методик дистанционного анализа банков — контрагентов по МБК; обоснованный расчет лимитов на контрагентов и их регулярное уточнение.

В основу метода комплексного дистанционного анализа  контрагента, включающего технический  и качественный анализы, ставится изучение общей и мгновенной ликвидности  банка (поскольку большая часть  операций межбанковского кредитования носит краткосрочный характер, очень  важно иметь оценку мгновенной ликвидности  банка-контрагента). В инструментарий дистанционного анализа должна входить  методика определения возможного размера  лимита на контрагента, включающего  как количественную, так и качественную оценку данного лимита. С другой стороны, необходимо иметь технологию залогового обеспечения кредитов, в  которой важна не только методика оценки залогов, но и способы организации  залоговых операций, их юридическое  обеспечение.

Эти общие положения  каждый банк реализует по-своему. Вот  как, например, представляют себе решение  рассматриваемого вопроса специалисты  одного банка, широко известного на рынке  МБК. 
 
Система лимитов. 
 
Портфели требований к банкам-контрагентам — часть общего портфеля активов банка, поэтому риски, которые принимает на себя банк, работающий с другими финансовыми институтами, нельзя рассматривать в отрыве от прочих рисков, которым подвергается банк в процессе функционирования.  
 
Следовательно, политика управления рисками на рынке МБК и других рынках, должна быть увязана со всей системой управления рисками в банке. Это, в свою очередь, предопределяет необходимость пересмотра подходов к минимизации кредитных рисков, возникающих при совершении сделок с банками-контрагентами. Поэтому основными ограничителями рисков контрагентов являются лимиты. Их можно устанавливать следующим образом. 
 
1. В соответствии с уровнем кредитоспособности банка-контрагента (по сравнению с другими банками) его необходимо отнести к определенной группе риска. На банки, входящие в группу с наибольшим риском, лимит не устанавливается (т.е. с такими банками банк взаимодействовать не должен). 
 
2. Максимальную сумму требований к банку-контрагенту (лимит) следует определять исходя из его группы риска, максимального лимита на одного заемщика — банка-контрагента и размеров банка-контрагента. Величина максимального лимита на один банк-контрагент — это параметр, который формируется исходя из общей политики управления рисками в банке, и зависит от большого числа факторов, таких, как: планируемая величина портфеля размещения избыточной (или привлечения недостающей) ликвидности, количество дилеров, исторически сложившиеся установленные взаимные лимиты с определенными постоянными контрагентами, количество постоянных контрагентов, уровень диверсификации портфеля МБК, требуемый для осуществления политики управления рисками банка и т.п. 
 
3. В результате система лимитов будет выглядеть примерно следующим образом (банку-контрагенту 
присваивается группа риска — от 1-й до 5-й в порядке его возрастания): 1-я группа — банки с кредитоспособностью, не вызывающей сомнений; 2-я группа — банки с 
кредитоспособностью выше средней; 3-я группа — банки со средней кредитоспособностью; 4-я группа — банки с удовлетворительной кредитоспособностью; 5-я группа — банки с неудовлетворительной кредитоспособностью. 
 
Определение банка-контрагента. 
 
Банки-контрагенты обычно оцениваются по нескольким группам факторов. Каждая группа факторов оценивается по 100-балльной шкале и имеет свой собственный вес, определяющий значимость данной группы в общей оценке. Общее количество баллов, получаемое в результате анализа, определяется суммой произведений баллов, набранных по каждой группе факторов, на вес данной группы. В итоге каждый банк получает оценку по 100-бальной шкале. В соответствии с этой оценкой он включается в ту или иную группу риска. Правила отнесения к той или иной группе риска в зависимости от количества баллов основываются на политике управления рисками банка. 
 
Указанные факторы оценок подразделяют на следующие группы: «политические» (все факторы, могущие непосредственно повлиять на способность контрагента возвратить кредит, которые продуцируются государством в лице его институтов, в том числе Центральным банком: валютная политика, налогообложение, издержки, которые возникают у банков в ходе контактов с этими институтами); системные (факторы, которые продуцирует банковская отрасль); групповые (их источником является группа предприятий, к которым банк относится или с которыми его связывают определенные обязательства); факторы, источником которых является сам контрагент (его политика, управление рисками, квалификация менеджмента и персонала, сложившиеся отношения руководителей и сотрудников), кредитная история; наличие и величина оборотов по корреспон-дентскому счету лоро в анализирующем банке и т.п. 
 
Анализ финансового состояния банка-контрагента проходит поэтапно. 
 
I этап — структурный анализ баланса и оборотов по балансовым счетам. 
 
II этап — расчет капитала банка. 
 
III этап — рейтинговая оценка баланса. Суть ее — определение места банка-контрагента в банковской отрасли. При этом рейтинг банка рассчитывается отдельно по стандартным группам показателей (ликвидность, капитализация, прибыльность, качество активов, состояние ресурсной базы, деловая активность). Рейтинг банка по каждой из данных групп показателей есть отклонение 
индивидуальных значений относительных коэффициентов от среднеотраслевых. Рейтинги банка в каждой группе показателей за определенный период оцениваются по 100-балльной шкале. После этого балльные оценки группы показателей взвешиваются, что дает возможность оценить состояние банка по 100-балльной шкале. 
 
Рейтинговая оценка такого рода имеет ряд особенностей, в том числе следующие: финансовые коэффициенты рассчитываются на основе показателей, «очищенных» от суммы искусственных увеличений и скрытых иммобилизаций капитала; для выбора среднеотраслевых показателей необходи-ма информация (финансовая отчетность) по очень широкому кругу банков (несколько сотен); веса коэффициентов в каждой группе определяются методом взаимных сравнений. 
 
После того как банк всесторонне подготовился указанными выше способами к встрече с потенциальными контрагентами на рынке МБК, непосредственный отбор контрагента по сделке может происходить в двух основных формах. 
 
1. В форме участия в аукционных торгах, которые проводит либо сам банк-кредитор (этим вариантом пользуется Банк России) или банк-дилер, либо кредитная площадка, сама не выступающая стороной сделок, а только действующая по заявкам клиентов. 
 
2. В форме прямых межбанковских сделок, которые могут проводить либо непосредственно сами банки, входя для этого в прямой контакт с теми банками, которые не значатся в их «черных списках», либо операционные системы, в которых об 
служиваются банки. 
 
Заключение сделки предусматривает установление взаимных обязательств контрагентов. Чем более развит рынок, тем, как правило, меньше индивидуализированных формальностей требуется для выполнения данной процедуры. В странах, обладающих богатыми банковскими традициями, она настолько стандартизирована, что нередко не требует оформления кредитных отношений между банком-кредитором и банком-заемщиком путем подписания кредитного договора. 
 
Банк-заемщик и банк-кредитор, знающие и доверяющие друг другу, могут заранее оговорить все условия заключения будущих сделок в рамочном генеральном договоре, на основании которого в дальнейшем будут совершаться все конкретные покупки и продажи МБК между ними. В текущей работе стороны могут ограничиваться лишь пересылкой протоколов и обычных учетных и информационных документов. 
 
Существуют и уже применяются, в том числе российскими банками, технологии заключения сделок с использованием электронного документооборота, базирующегося на электронной почте и электронной подписи. Важную роль при этом играет юридическое сопровождение электронных документов, включающее в себя регистрацию подписания документа, проверку подлинности подписи, ведение архива и разрешение споров по сделкам. 
 
Рынок МБК сегодня. 

Как уже отмечалось, в августе 1998 г. российский рынок  МБК в очередной раз распался и почти перестал действовать. Всплеск  кризиса привел к тому, что многие банки даже с вполне приличными финансовыми  показателями буквально в одночасье  попали в сложнейшее положение. Начался  глобальный кризис доверия, одним из серьезных последствий которого стала локализация некогда относительно единого межбанковского рынка краткосрочных  кредитов в нескольких не пересекающихся группах. 
 
Через пять лет после дефолта рынок МБК существенно видоизменился. До печального 1998 г. он во многом имел спекулятивный характер— с очень высокими процентными ставками, что делало его для банков местом зарабатывания денег. Кризис избавил банки от той легкости, с которой они прежде открывали друг на друга не обеспеченные кредиты и кредитные линии, сегодня практически все работают только под залог. В результате «межбанк» приобретает классические черты рынка коротких ресурсов, предназначенного прежде всего для поддержания ликвидности его участников. 
 
Однако резкое сокращение числа не обеспеченных кредитов обернулось новыми проблемами, с одной стороны, банкам-кредиторам, располагающим свободными деньгами, стало труднее размещать их с достаточной степенью надежности и эффективности, с другой — банки-заемщики вынуждены теперь привлекать средства только под обеспечение. Правда, нормально работающие банки, как правило, располагают ликвидными активами, которые они готовы предоставлять в залог в качестве обеспечения. Проблема в другом — каждый понимает, что каким бы крупным и надежным ни был банк-кредитор, у него тоже могут возникнуть проблемы с ликвидностью и именно в самый неподходящий для заемщика момент. Поэтому, чтобы не стать заложником одного банка, заемщик вынужден размещать свои залоги в разных банках, тем самым снижая объем привлекаемых под них средств, да еще и держать «про запас» чистую ликвидность, отвлекая деньги из своего основного бизнеса. 
 
Все понимают и поддерживают идею воссоздания межбанковского рынка и продолжения его дальнейшего развития. Существует немало хороших идей на этот счет. Но любые усилия пропадут даром, если сами банки не начнут активно участвовать в данном процессе. Для них в этом смысле на первом плане стоит проблема доверия друг другу (обычно ее сводят к задаче восстановления доверия к банкам, но не менее остро она стоит и в плане взаимоотношений между самими банками). Доверие же возникает на базе общих интересов и прозрачности бизнеса. 
 
Из других условий дальнейшего развития российского рынка МБК можно отметить хотя бы следующие: развитие инструментария данного рынка (так, в апреле 2003 г. начал действовать рынок межбанковского репо — кредитование банками друг друга под залог ценных бумаг); обеспечение большей доступности для банков ресурсов Центрального банка. Резервов для этого много.

    2.Порядок осуществления  расчетов с использованием пластиковых  карт.

Одним из прогрессивных  направлений организации безналичных расчетов является развитие платежных систем, основанных на использовании пластиковых карт. Со времени своего возникновения, к которому, по мнению ряда авторов, следует отнести 1946 г. (начало работы кредитной схемы, предложенной Джоном С. Биггинсом), а по мнению других авторов – 1949 г. (начало работы массовой платежной карточной системы (Diners Club)), развитие подобных систем прошло ряд этапов.

В настоящее  время из зарубежных платежных карточных  систем наибольшее развитие получили системы расчетных компаний VISA International, Europay International, American Express, Dinners Club и некоторые другие, которые обеспечивают расчеты с помощью самых известных и покупаемых в мире пластиковых карт – VISA,EuroCard/MasterCard, American Express, Dinners Club и других. Эти системы имеют международный характер и также действуют на российском рынке.

Сейчас, помимо международных платежных карточных  систем, созданы и действуют чисто российские межбанковские платежные системы. Наибольшее распространение получили «СТБ Кард» (STB Card) и «Юнион Кард» (Union Card).

Большинство стран  имеет специальное законодательство, регулирующее операции с пластиковыми карточками. Например, в Великобритании в 1974 г. принят Закон о потребительском кредите, с 1968 по 1978 г. в США был принят ряд законов, регулирующих этот вид деятельности. Этими законами создается необходимая правовая основа для заключения карточных соглашений, исключения злоупотреблений и ущемления прав участвующих сторон.

Определенная  работа в этом направлении проводится и в Российской Федерации. Готовится  к принятию Федеральный закон  «Об использовании платежных  карт в Российской Федерации». Центральный банк России 9 апреля 1998 г. принял Положение № 23-П «О порядке эмиссии кредитным организациям банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием». В этом Положении использовано понятие «банковская карта». В излагаемом материале употребляется более привычное словосочетание «пластиковая карта».

Магнитная полоса, расположенная на пластиковой карте, позволяет записывать и считывать  с нее необходимую информацию при операциях с пластиковыми картами. При этом используются специальные устройства, а способы записи и чтения – аналогичны способам, используемым в бытовом магнитофоне. На магнитные карты существует много национальных и международных стандартов, но наибольшее распространение получил стандарт с трехдорожечной магнитной полосой на задней стороне карты. Первая и вторая дорожки допускают только чтение записанной при эмиссии карты. Информационная емкость их составляет 79 и 40 символов соответственно. Третья дорожка емкостью 107 символов допускает чтение и запись в процессе обслуживания карты.

В платежных  системах для повышения безопасности работы с пластиковыми картами информация, нанесенная на магнитной полосе, имеет идентификационный характер, а стоимостные показатели отсутствуют. Как правило, идентифицируются держатель карты, эмитент, номер счета, дата эмиссии карты, срок действия.

Пластиковые карты  с микросхемами имеют более высокую  степень защиты от мошенничества  и подделок. Они позволяют в  памяти микросхемы надежно хранить конфиденциальную информацию, в том числе и стоимостные показатели. Структура данных на этих картах может соответствовать структуре, приведенной на рисунке. Для защиты областей данных от несанкционированного доступа предусматриваются поля, контролирующие доступ к этим данным.

Использование этих ключей дает возможность доступа  к чтению информации из соответствующей области или записи информации. Как правило, активизация одного ключа позволяет только читать информацию, а активизация сразу всех ключей – ее и записывать.

Существуют три  типа ключей:

1-Кеу – ключ банка (Issuer Key);

Р-Кеу – ключ владельца карточки – PIN-код, (PIN Key);

A-Keys – ключи торговых организаций или иных приложений (Application Key). 

Существующие  особенности и возможности пластиковых  карт не могут не сказаться на особенностях построения и функционирования платежных систем.

В общем случае развитую платежную систему составляют:

  • владельцы карточек;
  • банки-эмитенты карточек;
  • банки-эквайеры (acquirer);
  • расчетные банки;
  • магазины и другие точки обслуживания;
  • процессинговые компании.

При получении  пластиковых карт их владельцы имеют  непосредственные контакты с работниками банков-эмитентов этих карт. Банк после проверки финансового положения и кредитоспособности своего клиента принимает решение о выдаче ему карты. Учет операций, проводимых с помощью пластиковой карты, осуществляется на специальном счете, который иногда сокращенно именуют «спецкартсчет». Отношения между банком и владельцем карточки оформляются договором, в котором обуславливается порядок взимания комиссии, получения и оплаты процентов.

Основные операции с карточкой ее держатель совершает  в магазинах (торговых предприятиях) и других пунктах, предоставляющих различные виды услуг. При этом данные торговые предприятия должны входить в платежную систему, поддерживающую расчеты с помощью такой карточки. Они должны иметь возможность получить на свои счета в банках суммы за предоставленный товар и услуги владельцам карты. Обслуживание таких торговых предприятий осуществляют банки-эквайеры. В частном случае это может быть тот же банк-эмитент, выдавший пластиковую карту. Возможно существование в системе и третьего (расчетного) банка. Он позволяет проводить расчеты между банком-эмитентом и банком-эквайером, но наличие в системе этого банка тоже не обязательно.

Информация о работе Контрольная работа по «ОДКБ»