Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 22:38, контрольная работа
1. Сущность инфляции, формы ее проявления, виды, причины и методы регулирования.
1. Сущность инфляции и ее формы
Контрольный теоретический вопрос ........................................................
3
Контрольные тестовые задания .................................................................
13
Задача ...........................................................................................................
14
Список литературы .....................................................................................
15
Федеральное государственное образовательное
бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра денег, кредита и ценных бумаг
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
с использованием компьютерной обучающей программы
Вариант № 7
Преподаватель: ______________________________
Студент 5 (2) курса:
______________________________
(Ф.И.О.)
______________________________
(факультет)
______________________________
(№ личного дела, № группы)
Тула – 2012
План работы
Стр.
Контрольный теоретический вопрос .............................. |
3 |
Контрольные тестовые задания ...................... |
13 |
Задача .............................. |
14 |
Список литературы .............................. |
15 |
1. Сущность инфляции, формы ее проявления, виды, причины и методы регулирования.
1. Сущность инфляции и ее формы
Определения экономического явления «инфляция», приводимые в различных источниках, описывают инфляцию через одно из ее проявлений – повышение общего уровня цен [1, 54]. Однако, повышение цен – это проявление, а не сущность явления. Рассмотрим этимологию термина: слово происходит от латинского «inflatio» - «вздувание». Применительно к макроэкономическим процессам – увеличение потока в каналах денежного оборота, переполнение этих каналов, без одновременного увеличения качества товаров и услуг. Поскольку на рынке присутствуют одновременно и денежная масса, и товары, то инфляционные процессы могут наблюдаться в двух случаях – увеличение денежной массы без изменения качественного состава товаров, или при неизменном количестве денежной массы, в условиях уменьшения количества (или качества) товаров.
Применительно к потребительскому рынку, инфляция – это рост общего уровня потребительских цен. Из данного подхода к определению сути явления можно выявить показатель, измеряющий инфляцию. Показатель должен отражать изменение цен всех потребительских товаров и платных услуг за изучаемый период. Каким методом можно произвести оценку показателя: рассчитать общую стоимость покупок всех товаров и услуг в начале периода и сравнить, насколько она изменилась в конце периода при условии, что объёмы покупок каждого товара и услуги в натуральном выражении остаются постоянными. Однако охватить всё бесчисленное множество товаров и услуг невозможно, и на практике действуют по-другому: учитывают только те, на которые в совокупности приходится подавляющая часть потребительских расходов населения.
Для того чтобы оценивать инфляцию,
статистика по существу строит модель
«среднего потребителя», рассчитав,
сколько в среднем один потребитель
за отрезок времени приобретает тех или
иных товаров и услуг. В результате получается
потребительская корзина. Изменение стоимости
такой потребительской корзины за некоторый
период – месяц, квартал, год и т.п. – и
представляет собой индекс потребительских
цен (ИПЦ), который характеризует инфляцию
на потребительском рынке. Он показывает,
на сколько (в долях или процентах) выросла
– а может, снизилась – сумма, которую
потребитель должен платить, чтобы сохранить
зафиксированные в его корзине объёмы
потребления товаров и услуг [5, 72-73]. Из
сказанного выше видно, что ИПЦ даёт оценку
инфляции для основной массы населения.
Органы государственной власти регулярно
публикуют официальные сведения об индексе
потребительских цен. Так, на официальном
сайте Министерства финансов Российской
Федерации существует информационно-аналитический
раздел (http://info.minfin.ru/prices_
Рис. 1. Диаграмма изменения ИПЦ
Из Рис. 1 видно, что ИПЦ находится примерно на уровне 2011года, при этом индекс цен в производстве электроэнергии, газа и воды вырос примерно на 6,5%. На данном примере хорошо видно одну из форм проявления инфляции – рост цен на товары и услуги.
Рассмотрим формы проявления инфляции:
2. Виды инфляции и причины её возникновения
В зависимости от причин, вызвавших инфляцию, выделяют две ее разновидности – инфляцию спроса и инфляцию предложения.
Инфляция спроса – это нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса. Увеличенные платежные средства в своем обращении создают дефицит предложения, когда производители не могут адекватно реагировать на рост спроса. Последовательность срабатывания инфляции спроса такова: возрастает денежная масса, увеличивающая доходы, а затем возрастает совокупный спрос. [3, с.217]
Инфляция предложения – это рост цен как следствие роста издержек производства. Последовательность действия механизма инфляции предложения такова: повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне денежной массы.
К основным причинам возникновения инфляции относятся:
1) разбалансированность многих
экономических процессов и
2) отсутствие свободного рынка и совершенной конкуренции. Современная ситуация на российском рынке чаще характеризуется как олигополия – структура, стремящаяся к росту цен и созданию искусственного дефицита. К этому следует добавить большую степень влияния монополий на денежную политику государства и уровень инфляции. Монополии диктуют цены при слабой антимонопольной политике государства;
3) психологические причины –
само ожидание возможной
Производители, прогнозируя рост цен со стороны поставщиков, заранее закладывают в цены на свои товары и услуги повышенные расходы на приобретение сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих, топлива, энергии, на рост заработной платы и др. Банки также учитывают предполагаемую инфляцию в кредитных ставках, предприниматели – в будущих сделках и т.д.
Инфляционные ожидания, тем более, если они обрели устойчивый характер, не только закрепляют сложившийся уровень инфляции, но и обладают прогрессирующим действием, порождая очередное повышение ее уровня. Такое поведение экономических агентов предопределить трудно и, следовательно, управлять инфляционными ожиданиями очень сложно;
4) нарастание уровня
5) внешнеэкономические причины:
сокращение поступлений от
Таким образом, инфляция – это многофакторное социально-экономическое явление. Комбинация влияющих на нее факторов зависит от конкретных экономических условий, главным проявлением инфляции является рост потребительских цен. [2, с.186-188]
3. Методы регулирования
Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.
Возможны два подхода к
Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию — прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег.
В мировой практике существуют два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции — индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.
Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации является перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т. п.
Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращения инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных, и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.
В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.
Краткосрочные мероприятия должны опираться на возможность проявления быстрого эффекта от данного мероприятия. К мерам такого рода можно отнести проведение денежной реформы конфискационного типа. Введение в обращение новых денег взамен старых по принудительному курсу, прежде всего, ущемляет интересы потребителей. Так было, например, в 1947г. в нашей стране, когда денежные знаки старого образца обменивались на новые в пропорции 1:10. Однако такая радикальная мера весьма эффективна. Она утверждает новые ценовые соотношения, снимая инфляционные диспропорции.
Другой мерой подобного рода может быть импортная интервенция. Если налицо острая нехватка товаров, которая резко увеличивает цены, то данная мера на короткий срок может способствовать соответствию предложения товаров растущему спросу. [4, с.431-433]
Долгосрочные антиинфляционные меры имеют задачу — удержать надежный контроль над инфляцией, обеспечивая невысокий темп роста уровня цен. В долгосрочном плане эти меры должны быть последовательными и выверенными. Необходимо обеспечить равновесие на рынках. Меры антиинфляционных действий должны касаться действия только косвенных регуляторов. Минимизация государственного вмешательства регулирование рынка является важным и необходимым условием реализации эффективной антиинфляционной стратегии.
Информация о работе Контрольная работа по «Деньги, кредит, банки»