Контрольная работа по "Банковскому делу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:03, контрольная работа

Краткое описание

1. Какими полномочиями наделён Наблюдательный Совет по по решению финансовых вопросов деятельности акционерных обществ.
2.Какие существуют типы банковских объединений?

Файлы: 1 файл

Фисуненко.docx

— 28.97 Кб (Скачать)

1. Каими полномочиями  наделён Наблюдательный Совет по по решению финансовых вопросов деятельности акционерных обществ.

В соответствии с ч.1 ст.41 Закона Украины "О хозяйственных  обществах" (далее - Закон) высшим органом  акционерного общества является общее собрание акционеров общества.

То есть самые глобальные вопросы функционирования общества решаются общим собранием, кроме  того, к компетенции общего собрания согласно п."в" ст.41 Закона отнесены избрание и отзыв членов наблюдательного совета акціонерного общества; а п."г" ст. 41 Закона - избрание и отзыв членов исполнительного органа и ревизионной комиссии.

В ст.46 Закона установлены  общие основы функционирования наблюдательного  совета общества. Кроме того, в ч.6 этой же статьи установлено, что члены совета акционерного общества (наблюдательного совета) не могут быть членами исполнительного органа и ревизионной комиссии.

Итак, законодатель прямо  предусмотрел не только размежевание по функциям и полномочиям, но и по непосредственному участию в этих органах (наблюдательному совету и ревизионной комиссии).

Наблюдательный совет  создается с целью представительства  интересов акционерного общества в  период между проведеним общего собрания акционеров и в пределах компетенции, определенной уставом, контролирует и регулирует деятельность правления.

С целью защиты, представительства  и, наверное, демократичности существования  общества к участию в работе сонета допускаются представители профсоюзного органа или другого уполномоченного трудовым коллективом органа, который подписал от лица трудового коллектива коллективный договор.

Представители профсоюзного органа или Совета трудового коллектива имеют право совещательного голоса.

В Законе указано, что представители  трудового коллектива принимают  участие в работе наблюдательного  совета. Хотя, законодатель предусматривает обязательность такого участия, однако санкции за нарушение состава наблюдательного совета общества ни Закон, ни другие нормативно-правовые акты не содержат. Тем не менее, непосредственно существование совета общества является обязательным лишь при условии, что в акционерном обществе насчитывается свыше 50 акционеров. Стоит отметить, что создание наблюдательного совета и при значительно меньшем количестве акционеров является целесообразным, поскольку требования и решение совета является весомым аргументом для правления акціонерного общества. Весьма интересным является предостережение, которое содержится в ч.4 ст.46 Закона, а именно: "Уставом акціонерного общества или по решению общего собрания акционеров на совет акционерного общества (наблюдательный совет) может бать возложено выполнение отдельных функций, которые принадлежат к компетенции общего собрания".

К исключительным полномочиям  общего собрания акционеров согласно ст.41 Закона относятся:

* пункт "б": внесение  изменений в устав;

* пункт "д": утверждение  годовых результатов деятельности  акционерного общества, включая  его дочерние предприятия, утверждение отчетов и выводов ревизионной комиссии, порядка распределения прибыли, срока и порядка выплаты части прибыли (дивидендов), определение порядка покрытия убытков;

* пункт "е": создание, реорганизация и ликвидация дочерних  предприятий, филиалов и представительств, утверждение их уставов и положений;

* пункт "ї": принятие  решения о прекращении деятельности  общества, назначение ликвидационной  комиссии, утверждение  ликвидационного баланса.

Итак, кроме вышеуказанных  исключительных полномочий, которые  относятся к компетенции общего собрания, к категории отдельных функций, которые могут полагаться на наблюдательный совет акционерного общества фактически можно отнести любые другие, установленные статьей 41 Закона. Это дает возможность прямого влияния на хозяйственную деятельность акционерного общества путем участия в совете общества. Такой механизм является довольно простой возможностью принимать участие в управлении субъектами хозяйствования для определенной категории украинских граждан, например, государственных служащих, народных избранников и т.п.

С целью избежания такого возможного своевольного влияния наблюдательного  совета предлагается четко определить перечень его полномочий в уставе акционерного общества или в отдельном положении о наблюдательном совете. Такое положение должно быть одобрено простым большинством голосов акционеров. Совсем другим по своей функциональной сущности является орган, на который возложены полномочия относительно контроля за финансово-хозяйственной деятельностью правления акционерного общества - ревизионная комиссия. Членами ревизионной комиссии не могут быть члены правления, наблюдательного совета и прочие должностные лица, функция контроля за деятельностью общества предоставляется лишь непосредственным участникам общества - акционерам.

По аналогии с наблюдательным советом порядок деятельности и  количественный состав комиссии определяется уставом общества или отдельным положением, утвержденным простым большинством голосов акционеров на общем собрании. В определенной мере можно говорить о подчиненности ревизионной комиссии наблюдательному совету общества, поскольку: во-первых, проверки финансово-хозяйственной деятельности общества должны осуществляться по поручению в том числе и наблюдательного совета; во-вторых, ревизионная комиссия может отчитываться по результатам проверки и наблюдательному совету.

К субъектам, которые имеют  право требовать проведения проверки ревизионной комиссией, относятся  также общее собрание акционеров, акционеры, которые владеют в совокупности более как 10 процентами голосов. Кроме того, ревизионная комиссия может самостоятельно инициировать проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, наличие таких суровых полномочий превращает ревизионную комиссию в инструмент сдерживания правления общества.

Закон предусматривает право  ревизионной комиссии требовать  все материалы, бухгалтерские или  другие документы, объяснения должностных лиц. Поскольку Закон не предусматривает, санкции за невыполнение требований ревизионной комиссии, целесообразно четко определить такие санкции в уставе или положении о ревизионной комиссии. Особая национальная ментальность дает основания считать, что чем более жесткими будут такие санкции, тем болем действенным инструментом в борьбе со злоупотреблениями будет этот орган. Законодатель, в отличие от наблюдательного совета, предусмотрел обязательность создания ревизионной комиссии. Это усматривается из того, что ревизионная комиссия обязана составлять вывод по годовым отчетам и балансам. И без вивода ревизионной комиссии общие собрание акционеров не может утверждать баланс. Кроме того, в случае выявления злоупотреблений, содеянных должностными лицами или при возникновении угрозы существенным интересам акционерного общества, ревизионная комиссия вправе требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.

Подытоживая вышеизложенное, необходимо отметить, что правильность и гармоничность сотрудничества отдельных органов акционерного общества прежде всего зависят от тех целей, которые ставят перед собой участники. Можно превратить общество в организационно разрозненное, а можно смоделировать совокупность функций и полномочий отдельных органов таким образом, чтобы они существовали, во-первых, во взаимосвязи, во-вторых, были взаимными рычагами противовеса друг другу.

2.Какие существуют типы  банковских объединений?

Среди важнейших процессов, происходящих в банковской системе  в современных условиях, можно  отметить усиление конкуренции между  различными банками и другими  кредитными организациями. Острая конкурентная борьба, негативные явления в экономике  ведут к вытеснению мелких и средних  кредитных учреждений. Происходят концентрация и централизация банковского  капитала и создание банковских объединений (монополий).

Концентрация банковского  капитала выражается в увеличении общей  суммы банковских ресурсов и ресурсов, приходящихся на отдельный банк.

Крупные банки имеют явные  преимущества перед мелкими и средними: 
клиентура предпочитает помещать свои вклады (депозиты) в крупные устойчивые банки, благодаря чему у таких банков формируются большие ресурсы и увеличиваются возможности развития активных операций; 
широкая сеть филиалов; привлечение наиболее квалифицированного персонала; превосходство в организационно-техническом отношении.

Мелкие и средние кредитные  учреждения не всегда располагают достаточными кредитными ресурсами, не всегда могут  погасить свои обязательства (по депозитам, межбанковским кредитам), особенно в период негативных проявлений, что  сужает круг их банковских услуг. Эти  обстоятельства толкают к объединению  с более крупными банками, которые  могут рассчитывать при необходимости  на финансовую поддержку государственных  органов, в частности центрального банка.

Централизация банковского  капитала — вытеснение мелких банков крупными и слияние крупных банков в крупнейшие.

Амалъгация банков — одна из форм концентрации и централизации  банковского капитала, слияние двух или нескольких ранее самостоятельных  банков в процессе конкурентной борьбы. Различают два вида амальгации: 
поглощение одним крупным банком другого, который при этом теряет самостоятельность и обычно обменивает свои акции на акции поглотившего его банка; 
образование нового банка путем слияния банков, которые теряют при этом самостоятельность и передают активы новому банку. Их акции подлежат обмену на акции нового банка, последний получает новое наименование.

Различают открытые и скрытые  методы концентрации и централизации  банковского капитала. К первым относятся  банкротства небольших банков, слияние  и поглощение их крупными банками, развитие сети филиалов. В этом случае происходит увеличение банковских ресурсов при  уменьшении числа банков.

В настоящее время важнейшей  формой ликвидации самостоятельных  банков является слияние — приобретение одним банком акций другого и  превращение его в свое подразделение (филиал). При этом объектом поглощения могут быть не только мелкие банки, но и крупные кредитные учреждения, стремящиеся таким путем укрепить свои конкурентные позиции в кредитной  системе. Согласно законодательству Республики Беларусь, объединение банков производится по разрешению и под надзором Национального  банка Республики Беларусь.

Важным средством концентрации и централизации в банковском деле служит расширение филиальной сети, с помощью которой банки привлекают новую клиентуру и капиталы. Поглощаемые  банки, как правило, превращаются в  отделения крупных банков.

Скрытые методы концентрации подразумевают фактическое превращение  одних банков, сохраняющих свою юридическую  самостоятельность, в дочерние компании других, скупающих контрольные пакеты их акций, а также использование  ресурсов мелких банков крупными. Крупные  банки стремятся использовать различные  формы скрытого контроля для привлечения  ресурсов формально независимых  кредитных учреждений, к примеру, корреспондентские отношения —  заключение договоров о взаимном выполнении операций. Возникает локальная  концентрация, когда один или несколько  банков сосредоточивают у себя подавляющую  часть операций в определенном городе или финансовом центре.

Выделение крупных банков, концентрация в них капиталов  и операций приводит к монополизации  банковского дела. Банковские монополии  — это объединения банков или  банки-гиганты, играющие большую роль в банковском деле и экономике  в целом.

Создание банковских объединений  снижает риск банкротства, укрепляет  позиции на рынке капиталов, в  конкуренции с другими финансово-кредитными учреждениями, увеличивает политическое и экономическое влияние групп. Межбанковские объединения в  зависимости от состава участников классифицируются на чисто банковские объединения и объединения смешанного типа с участием предприятий, организаций, других финансовых институтов. Исходя из целей, банковские объединения бывают коммерческого типа (их деятельность ориентирована на извлечение и максимизацию прибыли) и некоммерческого (основная цель — предоставление различных  видов услуг своим членам). Ко второму типу принадлежат ассоциации, союзы, лиги.

Ассоциации (союзы) банков основными задачами считают: 
защиту прав и представление интересов своих членов; 
участие в развитии банковского дела, в мероприятиях, проводимых органами власти и управления, по стабилизации экономического развития, денежно-кредитного оборота, поддержанию курса национальной валюты; 
подготовку и переподготовку кадров для банков; 
использование зарубежного и отечественного передового опыта работы банков; 
содействие банкам в объединении их ресурсов, кредитных вложений для решения крупных государственных и иных финансовых программ; 
поддержку престижа банков, обеспечение надежности делового партнерства между банками, банками и их клиентами; 
информационное обеспечение банков и др. Банковские монополии могут иметь формы картеля, треста, синдиката (консорциума), концерна, холдинг-компании. Банковский картель — соглашение между банками (как правило, тайное) о разделе сфер деятельности, согласовании процентной политики, выплаты дивидендов, условий кредита и др. Картели в банковском деле предполагают юридическое сохранение самостоятельности их участников. Однако на практике их самостоятельность в решении отдельных вопросов и в свободной конкуренции в известной мере ограничивается.

Информация о работе Контрольная работа по "Банковскому делу"