Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:55, контрольная работа
Использование аудитором компьютера возможно как в случае ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом вручную, так и при использовании средств автоматизации бухгалтерского учета. При ведении бухгалтерского учета экономическим субъектом вручную аудитор должен решить проблему наличия необходимого программного обеспечения для анализа базы данных бухгалтерских записей по всем учитываемым хозяйственным операциям или по итоговым записям бухгалтерских регистров.
Вопрос 19. Аудит в условиях компьютерной обработки данных
Согласно правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Проведение аудита с помощью компьютера», при проведении аудита с использованием компьютеров сохраняются цель и основные элементы методологии аудита.
Использование аудитором компьютера возможно как в случае ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом вручную, так и при использовании средств автоматизации бухгалтерского учета. При ведении бухгалтерского учета экономическим субъектом вручную аудитор должен решить проблему наличия необходимого программного обеспечения для анализа базы данных бухгалтерских записей по всем учитываемым хозяйственным операциям или по итоговым записям бухгалтерских регистров. В том случае, если у экономического субъекта весь бухгалтерский учет или отдельные его участки автоматизированы, наличие в распоряжении аудитора базы учетных данных экономического субъекта (отдельных ее компьютерных файлов) позволяет применить для ее анализа эффективные методы современных информационных технологий.
Основное назначение использования компьютеров при аудите - организация аудита как последовательности выполняемых аудиторских процедур с целью повышения эффективности при взаимодействии человека с компьютером.
В аудиторской организации целесообразно иметь внутрифирменные стандарты, регламентирующие применение компьютеров при проведении аудита на этапах:
- планирования;
- проведения аудита, включая сбор и отражение аудиторских доказательств;
- подготовки отчета аудитора.
При планировании проведения аудита с применением компьютеров следует учесть:
- наличие в аудиторской организации необходимого обеспечения (информационного, программного, технического) как для проведения аудита, так и для оказания сопутствующих аудиту услуг с применением компьютеров;
- дату начала аудиторской проверки, которая должна соответствовать дате представления аудитору данных в виде, согласованном с экономическим субъектом;
- факт привлечения к работе экспертов в области информационных технологий;
- знания, опыт и квалификацию аудитора в области информационных технологий;
- целесообразность использования тестов, производимых без использования компьютеров;
- эффективность использования компьютера при проведении аудита.
В программе аудита целесообразно отметить, какие аудиторские процедуры будут выполнены с применением компьютеров.
Информационное обеспечение аудита с применением компьютеров включает два основных источника:
а) данные бухгалтерского учета экономического субъекта на бумажных носителях или в виде базы данных бухгалтерии;
б) нормативно-справочную базу и систему форм рабочей документации аудитора.
При этом, возможность использования базы данных экономического субъекта или отдельных ее массивов должна быть обеспечена:
а) организационно - в договоре о проведении аудита желательно отразить согласие экономического субъекта на использование базы данных или ее фрагментов в процессе аудита;
б) технически - в договоре о проведении аудита при необходимости следует отразить состав, форму и срок предоставления аудитору для анализа базы данных или ее фрагментов;
в) программно - система аудита с применением компьютеров при необходимости должна иметь в своем составе блок, обеспечивающий конвертацию (преобразование) базы данных экономического субъекта в данные, обработка которых возможна средствами программного обеспечения, используемого аудитором.
Программные средства системы, используемой аудитором при проведении аудита, должны обеспечивать:
- анализ содержания формируемой в бухгалтерии экономического субъекта базы данных, если таковая существует и доступна;
- контроль показателей, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета экономического субъекта;
- тестирование алгоритмов, используемых в автоматизированной системе бухгалтерского учета;
- контроль соответствия показателей, содержащихся в формах бухгалтерской отчетности, данным бухгалтерских регистров или базы данных, формируемой в бухгалтерии при обработке первичных документов;
- использование возможностей поисково-справочных информационных систем в области нормативных и законодательных актов, регламентирующих бухгалтерский учет и аудит в Российской Федерации;
- формирование аудиторской документации (рабочей и итоговой). Источниками получения аудиторских доказательств при проведении аудиторских процедур являются данные, подготовленные в электронной среде экономического субъекта в виде таблиц, ведомостей, регистров бухгалтерского учета экономического субъекта.
Рабочие документы, формирующиеся в процессе аудита с применением компьютера (например, документы, подготовленные в виде компьютерных файлов), могут храниться в аудиторской организации обособленно в архивах на машинных носителях.
Эффективность аудиторских процедур может быть повышена благодаря использованию компьютеров при проведении аудита при получении и оценке некоторых аудиторских доказательств в тех случаях, когда:
- проверке подвергаются большие однородные массивы данных по участкам и операциям бухгалтерского учета;
- у проверяемого экономического субъекта используется унифицированная стандартная система оформления бухгалтерских операций;
- имеется и используется информационно-поисковая система для расшифровки и подтверждения наличия соответствующих первичных документов, регистров бухгалтерского учета;
- имеется и используется автоматизированная система контроля исполнения утвержденного регламента решения соответствующих учетных задач.
Применение компьютеров позволяет аудитору провести следующие процедуры:
- тестирование операций и остатков по счетам в компьютерной базе данных;
- аналитические процедуры с целью выявления отклонений от обычно принятых параметров в компьютерной базе данных;
- тестирование базы данных проверяемого экономического субъекта;
- тестирование информационного, математического, программного и технического обеспечения проверяемого экономического субъекта.
Процедуры, выполняемые аудиторской организацией при использовании компьютеров для контроля, могут включать:
- контроль последовательности проверяемых данных, которые проходят несколько этапов обработки;
- контроль предварительных данных;
- прогнозирование и планирование результатов проверки данных и сопоставление их с контрольными данными для отдельных операций и в целом по видам деятельности;
- подтверждение работоспособности и соответствия современным требованиям программного и аппаратного обеспечения работы аудитора при проведении аудита с использованием компьютера;
- подтверждение соответствия используемого компьютерного обеспечения проверяемого экономического субъекта действующему законодательству;
- подтверждение использования компьютеров у проверяемого экономического субъекта в период проведения аудита.
Вопрос 20. Итоговые документы аудиторской проверки
После проведения всех необходимых процедур проверки аудитор должен оценить полноту и качество исполнения всех пунктов плана и программы аудита, произвести систематизацию, классификацию и аналитический обзор результатов проверки.
Заключительная стадия аудиторской проверки предусматривает проведение следующих мероприятий:
- систематизацию результатов проверки;
- анализ результатов проверки;
- составление аудиторского заключения,
Систематизация(обобщение, группировка) результатов проверки состоит в приведении в определенную последовательность всех полученных результатов. В зависимости от цели проверки (инициативный аудит, обязательный аудит) необходимо провести четкую группировку и классификацию полученных сведений. Систематизируют данные по разделам проверяемых тем (учет затрат, финансовых результатов и т.п.), а внутри разделов - по аналитическим и другим признакам. При этом обязательно выделяют наиболее существенные замечания: неверные записи на счетах, нарушение налогового законодательства, отсутствие записей на счетах и др. Выявленные недостатки важно сгруппировать так, чтобы в начале выделить самые крупные (значимые) ошибки, а уже затем перечислить незначительные упущения. Выявленные ошибки целесообразно сначала сгруппировать по своему характеру и содержанию, а затем по убывающей их важности (материальные и нематериальные) ошибки.
Как правило, обобщение результатов проверки осуществляется руководителем группы. На практике, как правило, проводятся совещания членов группы для обсуждения каждого раздела программы и результатов проверки, с целью выработки окончательного решения по формированию мнения аудиторской фирмы, в части достоверности бухгалтерской отчетности клиента.
Анализ результатов проверки проводится по полученным данным и имеет несколько целей:
- общий анализ учетной политики проверяемого предприятия;
- правильность ведения учета по отдельным разделам и счетам;
- соблюдение налогового законодательства;
- выявление неиспользуемых резервов;
- анализ финансового состояния клиента.
Учетная политика анализируется в части ее соответствия в методическом, техническом и организационном аспектах, выявляются наиболее существенные моменты и делаются выводы о соответствии учетной политики положениям по ведению учета и их соблюдению, а также фактически используемым предприятием методов, форм, приемов учета.
Правильность ведения учета определяется на основании таких документов, как Федеральный Закон РФ « О бухгалтерском учете» в РФ, Положение о ведении учета и отчетности в Российской Федерации, плана счетов, ПБУ и других положений по организации учета.
Большой удельный вес занимает анализ правильности начисления налогов и платежей по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.
По каждому налогу и платежу необходимо выявить правильность определения налогооблагаемой базы, применения льгот, ставок налогов и платежей, своевременность выполнения расчетов и осуществления платежей.
Анализ финансового положения клиента проводится по данным баланса (ф. № 1), отчета о финансовых результатах (ф. № 2), отчета о движении капитала (ф. № 3), отчета о движении денежных средств (ф. № .4), приложения к балансу (ф. № 5).
При этом важно отметить, что при инициативном аудите полученные результаты могут быть представлены клиенту в виде отчета с выводами и предложениями. Дальнейшие шаги клиента и аудиторской фирмы зависят от договорных обязательств и решаются ими совместно.
При аудите по решению органов дознания учитывается, что именно органы дознания (следователь, прокурор) определяют перечень вопросов, подлежащих изучению аудитором. В процессе проверки круг исследуемых вопросов может быть расширен, что необходимо согласовать со следователем или другим лицом, давшим задание по проверке. Результаты проверки после ее окончания передаются органам дознания, и за ними остается право сделать окончательные выводы или согласиться с мнением аудитора.
По окончании аудиторской проверки необходимо просмотреть все рабочие документы, чтобы проверить качество проведения аудиторских процедур и правильность сделанных выводов, а также удостовериться в соблюдении требований аудиторских стандартов.
Итогом данного этапа проверки является подготовка проекта письменной информации руководству проверяемого предприятия, а также аудиторского заключения.
Информация для руководства проверяемой организации - это отчет аудитора, составленный в виде письма к руководству, включающий: описание сведений о недостатках, выявленных в учетных записях, бухгалтерском учете и в системе внутреннего контроля; перечень обстоятельств, при которых эти недостатки были выявлены; рекомендации по устранению выявленных недостатков.
Требования, предъявляемые к аудиторской фирме или аудитору, в отношении содержания, формы и порядка подготовки письменной информации (отчета) аудитора руководству (собственникам) экономического субъекта по результатам аудита определены в правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудиторской проверки».
Согласно стандарту, во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации обязаны готовить и предоставлять адресату письменную информацию (отчет) аудитора руководству (собственникам) проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита. Эта информация для руководства не может рассматриваться как полный отчет о всех существенных недостатках. Она включает лишь те ошибки, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки.