История банковского дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:36, реферат

Краткое описание

Вопрос о том, что такое банк, не является таким простым, как может показаться на первый взгляд. В обыденном понимании банк — это хранилище денег. На самом деле такое толкование банка не раскрывает его сути, места и роли в условиях рынка.
Банки — это непременный атрибут товарно-денежного хозяйства. Исторически они шли рука об руку: начало обращения денежной формы стоимости можно считать и началом банковского дела.

Оглавление

Мировая история возникновения и развития банковского дела.
Возникновение и развитие банковского дела в дореволюционной России
Советский период деятельности банков
Банковская реформа в России и становление современной банковской

Файлы: 1 файл

история банковского дела.docx

— 33.80 Кб (Скачать)

Содержание.

  1. Мировая история возникновения  и развития банковского дела.
  2. Возникновение и развитие банковского дела в дореволюционной России
  3. Советский период деятельности банков
  4. Банковская реформа в России и становление современной банковской системы

Мировая история возникновения  и развития банковского  дела.

 

Вопрос о том, что такое банк, не является таким  простым, как может показаться на первый взгляд. В обыденном понимании  банк — это хранилище денег. На самом деле такое толкование банка  не раскрывает его сути, места и  роли в условиях рынка. 
Банки — это непременный атрибут товарно-денежного хозяйства. Исторически они шли рука об руку: начало обращения денежной формы стоимости можно считать и началом банковского дела. 
Практически невозможно установить конкретную историческую дату возникновения банков. Дело в том, что, во-первых, элементы развития банковской деятельности в той или иной мере отмечались в Италии, Греции, Египте, Вавилоне и других странах, причем задолго до новой эры. 
В Греции имела место довольно развитая банковская деятельность. Первоначально банковские операции осуществлялись «корпорациями» жрецов. Впоследствии потребность в кредите побудила других частных лиц заняться банковскими операциями. Более того, у греческих банкиров, которые назывались трапезитами (трапеза — стол), уже в V веке до н. э. существовала определенная специализация. 
Делопроизводство в афинских банках было примитивным. Кроме самого трапезита (банкира) делами ведали один доверенный и несколько слуг, но по всем сделкам обязательно велись торговые книги. Строго делалась запись по вкладам, причем в книгу заносились суммы, имя депонента и имена тех, кому он доверяет получение вклада обратно. 
Наряду с частными банкирами, крупные банковские операции в Греции вели храмы. 
Позднее банковское дело получило развитие в Древнем Риме (III век до н. э.). Безусловно, туда оно было завезено из Греции. Так же, как и их греческие предшественники, римские банкиры специализировались на отдельных операциях: менялы отличались от банкиров в собственном смысле слова. 
Государственные банки в Риме появились лишь в эпоху великой империи. Чисто банковская деятельность была тесно связана с взысканием налогов и управлением государственным имуществом. 
Между тем ни Древняя Греция, ни Рим не были прародителями банковского дела. Во многих исторических исследованиях можно встретить данные о вавилонских банкирах, принимавших процентные вклады и выдававших ссуды под письменные обязательства и под залог разных ценностей. Уже в VIII веке до н. э. вавилонский банк принимал вклады, платил по ним проценты, выдавал ссуды и даже выпускал банковские билеты. 
Более того, по мнению историков, еще за 2300 лет до н. э. у халдеев были торговые компании, которые наряду с выполнением своих непосредственных функций выдавали также и ссуды. 
Таким образом, мы получили разброс в две с половиной тысячи лет и не приблизились к пониманию проблемы исторического периода возникновения банков. 
Различия в определении времени возникновения первых банков позволили российскому экономисту О.И. Лаврушину сформулировать подход к данной проблеме, который все расставляет на свои места: «Суть вопроса о первых банках даже не столько в определении какой-то определенной исторической даты, приемлемой для различных сторон, сколько в определении того, что же считать банком». 
Действительно, наличие кредитора и заемщика еще не означает зарождение банка, а является лишь предпосылкой для этого. 
Далее необходимо ответить на ряд существенных вопросов: 
— при каких условиях возможность превращения кредитора в банк становится действительностью? 
— где проходит раздел между личной формой кредита и банковским кредитом? 
В российской экономической литературе банк определяется как крупное кредитное учреждение, где кредит выдается не только (и не столько) на потребление, но и на хозяйственные операции, и, наконец, кредитор (банкир) по распоряжению своих клиентов выполняет расчетные и другие операции. Таким образом, банк — это такая ступень развития кредитного дела, при которой кредитные, денежные и расчетные операции в их совокупности концентрируются в едином центре.

Возникновение и развитие банковского  дела в дореволюционной  России.

 

Общепринято, что  начало банковской деятельности в России было положено в первой половине XVIII в. Однако подобный подход нуждается  в некотором историческом уточнении.

Первая попытка  создания учреждения, подобного банку, в России была предпринята в 1665 г. в Пскове, практически одновременно с формированием банковской системы  в Англии. Ее инициатором был псковский  воевода А.Л. ОрдинНащокин. Роль ссудного банка для маломощных купцов должна была исполнять городская управа при поддержке крупных торговцев. К сожалению, эта попытка закончилась неудачно, так как воевода был отозван из Пскова, а новый воевода тут же ликвидировал все его нововведения. Таким образом, банки как специфические экономические институты начали создаваться в России лишь через 100 лет, в середине XVIII в. В то время торговля велась исключительно’ за наличные деньги, промышленность развивалась главным образом за счет государственных средств. По сравнению с Европой распространение коммерческого кредита в России явно запоздало, первыми ссудозаемщиками выступало правительство и крупные землевладельцы, а в роли кредиторов — единоличные предпринимателиростовщики. Подобная ситуация в условиях преимущественно натурального помещичьего хозяйства давала возможность бесконтрольно поднимать проценты за кредит, что явилось одним из побудительных стимулов к созданию казенных банков. 
Их предшественницей стала учрежденная в 1733 г. в Петербурге Монетная канцелярия, назначение которой состояло в выдаче ссуд всем желающим под залог золота и серебра из расчета 8 % годовых. 
В царствование Елизаветы в 1754 г. были учреждены два сословных банка: Дворянский и Коммерческий. Банк для дворянства располагал основным капиталом 750 тыс. рублей и имел свои конторы в Петербурге и Москве. Сферой его деятельности в основном было предоставление поземельного кредита, ссуд помещикам под залог имений, исходя из числа крепостных душ. Помещик мог брать под залог недвижимого имущества ссуды до Ю.тыс. рублей под 6 % с уплатой в 3 года. Безусловно, это были привлекательные условия, так как плата за частный кредит доходила до 20 % годовых. 
В 1762 г. оба эти банка были закрыты в связи с тем, что краткосрочные ссуды изза их несвоевременного возвращения превращались в долгосрочные, а заемщиками были почти одни и те же лица. 
В 1764 г., в царствование Екатерины И, вновь были открыты два казенных коммерческих банка, один в Петербурге, другой в Астрахани, для оказания содействия внешней торговле. Но и они просуществовали сравнительно недолго. Петербургский был закрыт в 1782 г. вследствие истощения ресурсов, а Астраханский после большого пожара превратился в 1767 г. в благотворительное учреждение. 
Правление Александра I отмечено в истории банковского дела развитием учетных контор, их распространением по стране. Однако в связи со слабым развитием вексельного оборота и отсутствием достаточных средств они не оказали существенного влияния на торговлю и промышленность России. В 1818 г. вместо них был открыт государственный Коммерческий банк. 
Учреждение данного банка было одной из мер, направленных на оздоровление кредитных учреждений России, положение которых было подорвано чрезмерными выпусками ассигнаций, выдачами долгосрочных ссуд из бессрочных вкладов и секретными заимствованиями на нужды правительства. Предполагалось: 
• полностью прекратить выпуск ассигнаций; 
• банку придать форму акционерного общества с капиталом в 50 млн рублей; 
• изъять все кредитные учреждения из ведения Министерства финансов и придать им статус независимых организаций. 
Однако в полном объеме реформы осуществлены не были. Банк просуществовал до 1860 г. и был реорганизован в первый в России Государственный банк.

Отмена в 1861 г. в России крепостного права дала новый импульс в развитии банковского  дела. 
Прежде всего возникла необходимость в широком кредитовании сельского населения, которое требовало создания сети учреждений мелкого кредита. 
Однако серьезное развитие получили лишь средние и крупные банки. К 1873 г. в России было открыто уже 39 акционерных коммерческих банков с суммарным основным капиталом в 1,06 млрд рублей (вто время капитал Госбанка России составлял всего 21 млн рублей), с сетью филиалов из 40 отделений. Они, безусловно, не конкурировали с Госбанком, а наоборот, помогали ему обслуживать народное хозяйство. 
Быстрый рост числа банков привел к возрастающей конкуренции между ними, что отрицательно сказалось на их деятельности и финансовом состоянии заемщиков. Эти явления усилили необходимость государственного регламентирования банковских операций. В уставах банков появились особые условия, нормализующие эти операции.Дальнейшим шагом в реформировании банковского дела в России стало принятие нового порядка утверждения уставов банков, получившего наименование Закона 1872 г. 
Введенные Законом 1872 г., Временные правила ужесточали порядок утверждения уставов и деятельности банков. 
Дальнейший рост деловой активности поставил перед правительством новые задачи в области банковского дела. На решение этих задач, были направлены законы 1883 и 1884 гг. Первый закон определял порядок открытия новых коммерческих банков в России, второй — порядок их ликвидации. По Закону 1883 г. учреждение новых банков в России разрешалось Министерством финансов при соблюдении следующих условий: 
• общий капитал должен составлять не менее 5 млн рублей; 
• число учредителей — не менее 5 человек;

• половина капитала вносится при подписке, вторая половина — в течение последующих 6 месяцев; 
• наличные суммы банка вместе с его текущим счетом в Госбанке должны составлять не менее 10 % его обязательств; 
• сумма обязательств не должна превышать складочный капитал (вместе с запасным) более чем в 5 раз; 
• кредит одному клиенту не должен превышать десятой части складочного капитала; 
• члены правления не могут пользоваться вексельным кредитом в своем банке; 
• запасный капитал образуется путем отчисления половины прибыли свыше 10 % до достижения 1/3 основного капитала, хранение его осуществляется в Госбанке в правительственных ценных бумагах. 
Кроме того, было запрещено совмещение административных должностей в банках. Один акционер мог распоряжаться не более чем 110 голосами на собрании. Были введены специальное комитеты для рассмотрения представляемых к учету векселей. 
В соответствии с Законом 1884 г. для ликвидации банков предусматривались две формы: 
1) без объявления банка несостоятельным; 
2) вследствие несостоятельности.

В первом случае банк, подлежал закрытию, если изза понесенных убытков складочный, основной, оборотный или паевый капитал сокращались до размера, при котором он должен был прекратить свою деятельность согласно уставу, или — при отсутствии особого о том указания — если капитал его уменьшался на 1/3. 
Законом 1884 г. Министерству финансов было предоставлено право ревизии кредитных учреждений в исключительных случаях. 
В дополнение к Закону 1884 г. 26 апреля 1902 г. был издан Закон, важнейшие положения которого состояли в следующем: 
• администрация коммерческого банка и его служащие не могут пользоваться кредитом в своем банке; 
• правительственная ревизия деятельности банка назначается по требованию акционеров, владеющих не менее 1/20 складочного капитала и располагающих 1/10 наличных голосов. 
Наиболее важную часть пассивов дореволюционных коммерческих банков составляли вклады. Они привлекались из разных источников. В их числе были капиталы рантье, учреждений и разных обществ, которые не могли заниматься хозяйственной деятельностью, средства населения и бюджетных отраслей государственного казначейства. Вклады делились на срочные и бессрочные (до востребования). Самым распространенным видом бессрочных вкладов были простые текущие счета, с которых вкладчик мог получать деньги или вносить их в банк по собственному усмотрению в любое время. Открывались и условные текущие счета, выдача денег с которых производилась с уведомлением об изъятии за 5—7 дней. 
Лица, имевшие текущие счета, получали чековые книжки, которыми пользовались при получении денег со своего счета, выписывая для этого чек за своей подписью. Чеки выписывались именные и на предъявителя; последние получили наибольшее распространение. Чеками погашали долги частные лица. Банки использовали чеки для зачета взаимных требований своих клиентов. Для этого все крупные банки города заключали между собой соглашения о том, что они обязаны принимать выписанные на любой из них чек. В конце дня в каждом из них накапливалось некоторое количество чеков на другие банки; доверенные лица банков направлялись в расчетную палату где путем предъявления друг другу накопившихся чеков производился взаимный расчет. 
Средства на текущих счетах составляли основную часть привлеченных средств банка, вклады на срок занимали незначительное место. Средства банковкорреспондентОв, а также поступления от переучета векселей и перезалога ценностей в других банках представляли собой важный источник пополнения депозитов. 
В общем объеме операций по размещению ссудных капиталов основное место занимал учет векселей. На 1 января 1916 г, в 50 российских банках было учтено векселей почти на 2 млрд рублей при общем объеме активных операций в 8,4 млрд рублей. 
Не менее важной активной операцией являлась выдача ссуд под залог товаров, ценных бумаг, железнодорожных квитанций и иных документов. Такие ссуды выдавались не в полной стоимости переданных банку ценностей, а в пределах от 60 до 90 %. После погашения ссуды заложенные ценности возвращались заемщику, а в случае невозвращения в срок ссуды банк вправе был их продать и из вырученной суммы погасить задолженность клиента. 
В коммерческих банках России довольно широкое распространение получили также срочные ссуды в форме специальных текущих счетов, которые по своему характеру сходны с аналогичными счетами под векселя. 
Из различных форм банковских ссуд самыми распространенными в дореволюционный период были ссуды под залог акций и облигаций. Из общей суммы средств, размещенных 50 российскими коммерческими банками, ссуды под ценные бумаги на 1 января 1916 г. составляли около 60 %. 
Такова была практика банковского дела в дореволюционной России.

 

 Советский период деятельности банков.

 

После Октябрьской  революции 1917 года банковская система  России подверглась существенным преобразованиям. Их характер и направленность определялись идеологическими концепциями партии большевиков. 
Сразу после Октября большевики приступили к реализации идеи единого банка. Сначала они овладели Государственным банком. Затем, в начале декабря 1917 года, упраздняются ипотечные банки — Государственный дворянский земельный банк и Крестьянский поземельный банк. В конце декабря 1917 года принимается декрет «О национализации банков», которым банковское дело объявляется государственной монополией, а все существующие частные банки и банкирские конторы подлежат объединению с Государственным банком. В итоге страна получила своеобразный «единый банк» в лице Народного банка РСФСР. Однако этот банк так и не успел развернуть свою деятельность, так как Декретом СНК от 19 января 1920 года он был упразднен. 
Начавшийся весной 1921 года переход к нэпу практически означал необходимость восстановления товарно-денежных отношений: создание рынка, укрепление рубля, а также воссоздание 
банковской системы. Одним из первых шагов на этом пути стало решение об учреждении Государственного банка РСФСР (в октябре 1921 года). 
Кроме того, в течение 1922 — 1925 годов создаются: 
— акционерные банки — Промышленный банк, Электробанк, Внешторгбанк и Среднеазиатский банк; 
— кооперативные банки — Всекобанк и Украинбанк; 
— коммунальные банки — Цекомбанк; 
— система сельхозкредита — Центральный сельскохозяйственный банк, республиканские банки и общества сельхозкредита; 
— общества взаимного кредита. 
Однако большевики продолжали реализацию идеи «единого банка», но уже не с целью перехода к безденежным отношениям, а для централизации управления экономикой командно-административными методами. Начало было положено постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 года «О принципах построения кредитной системы», в котором закладывались организационные основы централизованной банковской системы, включавшей: 
— с одной стороны, Госбанк СССР, сложившийся как эмиссионный и расчетно-кассовый центр и формировавшийся в качестве центра краткосрочного кредитования народного хозяйства; 
— с другой стороны, специальные банки, все более превращающиеся в банки долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений. Сформированная в СССР к началу 30-х годов командно-административная система управления требовала скорейшего завершения централизации банковской системы. С этой целью в 1930—1932 годах была проведена кредитная реформа, которая принципиально изменила характер кредитных отношений в стране и создала систему банков, не имевшую аналогов в мире. Началом реформы послужило постановление СНК СССР от 30 января 1930 года «О кредитной реформе». 
Заключительным аккордом реорганизации банков под административно-командную систему явилось Постановление ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932 года «Об организации специальных банков долгосрочных вложений». Этим постановлением был завершен процесс превращения специальных банков в банки долгосрочных вложений. 
Кроме того, согласно постановлению ЦИК и СНК от 23 мая 1930 года все бюджетные ассигнования на финансирование капитальных вложений государственных предприятий стали безвозвратными. Долгосрочное кредитование капитальных вложений было сохранено лишь для колхозов и кооперации. Таким образом, банки становились банками безвозвратного бюджетного финансирования в составе Народного комиссариата финансов СССР. Таких банков было четыре: 
1) Промбанк — банк финансирования капитального строительства промышленности и электрохозяйства, преобразованный из банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства. Ему было поручено финансирование капитального строительства всех государственных предприятий и строительных организаций союзного, республиканского и местного значения. 
2) Сельхозбанк — банк финансирования социалистического земледелия. Ему было поручено финансирование предприятий и организаций государственного сектора сельского хозяйства, Трактороцентра и колхозов. 
3) Всекобанк — банк финансирования капитального строительства кооперации, преобразованный из Всероссийского кооперативного банка. Ему было поручено финансирование всего капитального строительства всех видов кооперации, кроме жилищной. 
4) Цекомбанк — банк финансирования коммунального и жилищного строительства, которому было поручено финансирование всего жилищного, коммунального и культурно-бытового строительства. 
Что касается Госбанка СССР, то его роль в экономике страны была определена Постановлением СНК СССР от 20 марта 1931 года, в котором отмечено, что Госбанк СССР должен: 
— во-первых, стать общегосударственным аппаратом учета и распределения продуктов; 
— во-вторых, обеспечить действенный контроль рублем за ходом выполнения планов производства и обращения товаров. В последующие три десятилетия банки совершали свою деятельность, не подвергаясь существенным реорганизациям. 
Лишь в январе 1957 года прекратил операции Всекобанк (переименованный в 1936 году в Торгбанк) и в апреле 1959 года были упразднены Сельхозбанк и Цекомбанк. Функции упраздненных банков были переданы Госбанку СССР и Промбанку (который был реорганизован в Стройбанк СССР). 
Ликвидация Торгбанка, Цекомбанка и Сельхозбанка и передача их операций Госбанку СССР снова позволили говорить о превращении Госбанка СССР в «единый банк». 
В 1962 году Госбанку СССР были переданы сберегательные кассы, которые до того находились в системе Министерства финансов СССР. Благодаря этому значительные ресурсы в форме вкладов населения перешли в распоряжение Госбанка и стали использоваться им в интересах кредитования народного хозяйства. 
Итак, к началу 1986 года в стране остались три банка: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР, осуществлявший операции на внешнем рынке. Кроме того, действовала система Государственных трудовых сберегательных касс, общее руководство деятельностью которых осуществлял тот же Госбанк СССР.

Информация о работе История банковского дела