Инфляция: сущность, формы проявления, последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 09:10, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция является сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже долгое время. Считается, что она возникла чуток ли не с возникновением средств, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (к примеру, во время войны правительство выпускало огромное количество картонных средств для финансирования собственных военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ.
2. СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ.
2.1 ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ.
2.2 ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ.
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ.
4. АНТИИНФЛЯЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Файлы: 1 файл

курсовая по дкб.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

     Следует также различать ожидаемую инфляцию от неожидаемой. Ожидаемую инфляцию можно предсказывать на какой-или период, либо «планируется» правительством страны.

     Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что плохо сказывается на денежном обращении и системе налогообложения.

     В зависимости от того, какие формы воспринимает неравновесие спроса и предложения, различают открытый и подавленный типы инфляции.

     Открытая инфляция характерна для экономики со свободным ценообразованием, и представляет собой хронический рост цен на продукты и сервисы. Каковы её механизмы? Механизм адаптивных инфляционных ожиданий, который основан на деформации психологии потребителей. Следя рост цен, потребители стараются предугадать, как подорожают продукты, и наращивают текущий спрос в вред сбережениям, а это, в свою очередь, уменьшает размер кредитных ресурсов, что препятствует росту капиталовложений, производства и предложения.

     Подавленная инфляция, которую время от времени называют скрытой, характерна для экономики с регулируемыми ценами (и, может быть, заработной платой), и проявляется в товарном дефиците, ухудшении свойства продукции, вынужденном накапливании средств, развитии теневой экономики, бартерных сделок. Подавленная инфляция возникает вследствие поддержания государством товарных цен ниже цен равновесия спроса и предложения, при котором средства перестают быть всеобщим покупательным средством и мерой распределения продуктов и услуг. Этот вид инфляции совсем опасен, т. К. Ведет к разрушению рыночного механизма.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ 

Вначале кратко перечислим основные последствия инфляции:

  -- перераспределение  доходов и богатства;

  -- отставание  цен государственных предприятий  от рыночных;

  -- скрытая  государственная конфискация денежных  средств через налоги;

  -- ускоренная  материализация денежных средств;

  -- нестабильность  экономической информации;

  -- падение  реального процента;

  -- обратная  пропорциональность темпа инфляции  и уровня безработицы.

  Рассмотрим  каждое  из  последствий  более   подробно.  Первое   из   них--

перераспределение доходов и богатства. Предположим, что  некий  господин  А взял ссуду у господина Б на 5  месяцев  и  за  эти  пять  месяцев  инфляция

обесценила рубль  в 2 раза. Это означает, что через  положенный срок А вернет Б формально, по номиналу всю сумму кредита, а реально - только 50%. Обиднее всего то, что полностью избавиться от подобного негативного эффекта  нельзя в силу непредсказуемости и  несбалансированности  инфляции.  При  инфляции, следовательно, невыгодно давать в долг надолго не только  по  фиксированной ставке, но зачастую даже по нарастающей. Если же давать в долг под  слишком высокий процент нарастания, то подобные ссуды вряд ли кто возьмет по той же причине--непредсказуемость инфляции. Например, в  США  бум индивидуального жилищного строительства 70-х гг. (период сильной непредсказуемой  инфляции)

финансировался  за счет кредиторов.

  Понятно,  что чем неожиданнее, быстрее  а  несбалансированнее  по  отношению друг к другу растут цены, тем лучше для одних и хуже для других. К примеру, если коллективный договор уже заключен на  5  лет  вперед  и,  причем,  без должного учета возможности  резкого  роста  цен  (а  такое  случается),  то рабочие  могут   проиграть,   если   цены   вдруг   резко,   неожиданно   и несбалансированно возрастут. Пострадает и  предприниматель,  если,  в  свою очередь, цены именно на его товар вырастут меньше  по  сравнению  с  ценами других, т. е. несбалансированно. Другой  же  предприниматель выиграет  при условии, что его цены выросли относительно быстрее и т. д.

  Второе последствие  инфляции -- отставание цен государственных   предприятий от  рыночных  цен.  В  государственном  (регулируемом)   секторе   рыночной экономики цены издержек производства  и  товаров  пересматриваются  реже  и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое  повышение  своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение  всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях  ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста  инфляции  подобный  механизм даже технически трудно- осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного  и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок. Данный эффект особенно опасен.

  Практический  совет предприятиям--вычленять из  структуры мелкие  и  средние предприятия, поскольку они свободны для самостоятельного проведения ценовой стратегии.

  Третье последствие  несбалансированной, пусть  даже  и  ожидаемой  инфляции сказывается  через  налоговую  систему.  В такой ситуации   прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции  автоматически  все  чаще  зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса во все более  состоятельные  или доходные, не разбирая: возрос ли доход реально или только  номинально.  Это позволяет  правительству  собирать  возрастающую  сумму  налогов  даже  без принятия новых налоговых законов и ставок. Отношение бизнеса и населения  к правительству,  естественно,  ухудшается.  Об  опасности  подобной  скрытой государственной конфискации денежных средств писал еще  Дж.  Койне  в  ЗО-х годах XX века.

  Естественно,  что промышленно развитые страны  Запада  проводят  индексацию налоговых законов с учетом темпа инфляции (в США,  например,  с  1985  г.).

Подобная   индексация,   к   сожалению,   малоэффективна,   ибо   в    силу

несбалансированного  роста  цен  происходит  перераспределение   богатства,

усиливается отрыв  номинального  значения  дохода от  реального,  причем  у

различных групп  бизнеса  и  населения  по-разному,  в  разное  время  и  с

различной скоростью. Единая индексация не может уловить  подобных  нюансов, она оценивает все доходы преимущественно формально, по номиналу. Для США, к примеру,  полученный   банкирами   (1984   г.)   10-процентный   доход   на авансированный капитал (процентная ставка) не есть реальный доход,  а  лишь плата за инфляцию. Темп роста  цен  в  1984  г.  был  как  раз  около  10%. Налоговая система этого не может гибко учесть.

   Еще   одно  последствие  несбалансированной  инфляции- население   и

корпорации стремятся  материализовать свои быстро обесценивающиеся  денежные запасы. Фирмы разрабатывают планы  по активизации  использования  денежных ресурсов. Отрицательное  здесь  заключается  в  том, что стимулируется слабопродуманный,  поспешный  и  чрезмерный  темп  накопления  материальных запасов впрок. Пример тому--паническая материализация денежных  средств  на всей территории  СНГ.  Дефицит  нарастает  параллельно  с  «затовариванием» складских  помещений  предприятий  и  организаций,   захламлением   квартир населения.

   Очередное   последствие  инфляции  --  нестабильность  и  недостаточность

экономической информации, мешающие составлению бизнес - планов.  Цены  есть главный  индикатор  рыночной  экономики.  Ценовая  информация--главная  для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и  покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность  в будущих доходах,  население  утрачивает  экономические  стимулы,  снижается активность бизнеса.

  Яркую аналогию  проводит П. Самуэльсон:  предположим,  что  ваш  телефонный номер каждый  год  растет  (назовем  это  «инфляция  телефонного  номера»).

Представьте,  какие  неудобства  причинил  бы  вам  подобный  рост  номеров важнейших  для  вас  телефонных  абонентов,  -усиленный  скачкообразным и непредсказуемым изменением номера телефона самой справочной  службы.  Итак, непредсказуемыми скачками меняются нужные вам телефоны, да к тому  же  еще меняется по неизвестным законам телефон справочной  службы  АТС.  Таким  же образом, в силу отсутствия качественной  информации  о  ценах, усиливается дезориентация  субъектов  рыночного хозяйства,  снижается эффективность размещения экономических  ресурсов.  У  предприятий  возрастают  издержки, связанные с потребностью адаптироваться к  постоянным  изменениям,  заранее

готовиться к  множеству сценариев экономики  завтрашнего дня.

   Следующее  последствие инфляции -- реальная  денежная  процентная  ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста  инфляции.  Так,  если  в 1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели  денег в этом  же  году получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже.

   И в  завершение особо  отметим,  что  рост  инфляции  практически  всегда

сочетается  с  высокой,  хотя  и  неполной  занятостью  и  большим  объемом

национального производства. И  наоборот, снижение  инфляции  совпадает  

по времени со спадом производства  и  ростом  безработицы.  Пример -Польша весной  1990  г.,  где  частичная  стабилизация  роста  цен  сопровождалась продолжающимся  спадом  производства  и  значительным  ростом   безработицы.(только за весну 1990 г. безработица возросла в 2 раза -- с  200  тыс.  до 400 тыс. человек).

   Зависимость  между инфляционным ростом  цен   и  сокращением   безработицы была выведена в 1958 году  английским  экономистом               А. Филлипсом.  Используя данные  статистики  Великобритании  за  1861-1956гг.  он  построил  кривую, отражающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы. Теоретическую базу  под  расчеты  А. Филлипса  подвел экономист Р. Липси. В дальнейшем  американские  экономисты  П. Самуэльсон  и Р. Солоу модифицировали кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы  на темпы роста товарных цен. 
 
 
 
 
 

4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА АНТИИНФЛЯЦИОННЫХ МЕР 

  Отдельное  предприятие, конкретный бизнес  не может  бороться  с   инфляцией.

  Подобная  борьба  под  стать  только  государству.  В   случае   отдельного

бизнесмена  борьба  с  инфляцией  выглядит  как   «сражение   с   ветряными

мельницами».   Следовательно,    борьба    с    инфляцией    есть    задача

макроэкономическая.  Перед  правительством  стоит   главный   вопрос:   или

ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер,  или  адаптироваться  к ней. Различные страны решают эту  дилемму  по-своему.  США,  Великобритания активно борются  с  инфляцией,  другие  же  страны  разрабатывают  комплекс адаптационных государственных мер (индексация доходов, контроль роста цен и проч.). Итак, либо пассивная адаптация к росту цен через индексацию доходов населения, или активная стратегия ликвидации инфляции в ходе спада  деловой активности  и  усиления  безработицы.  Каждый  из  отмеченных  путей  имеет множество вариантов.

  Начнем с  адаптационной политики.  На  частном   уровне  индексация  доходов осуществляется  через  коллективный   договор   профсоюза   с   ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка  ставится в зависимость от  роста  инфляции.  Так,  в  США  60%  трудовых  контрактов конкретно и многовариантно оговаривают  рост  заработка  в  зависимости  от темпа инфляции.

  В Европе  механизм антиинфляционной защищенности  распространен еще  больше. Государственное вмешательство и контроль за  индексацией  гораздо  сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда (для  СНГ-это  90 млн государственных служащих, студентов, пенсионеров, военных) имеет  целью не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе. В случае резких, неожиданных скачков цен,  все  надлежащие  коэффициенты  индексации приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой (активной)

адаптационной  «расторопности»  правительства  отставание   индексации   от фактического роста цен неизбежно.

  Политика  доходов -- одно  из  направлений   адаптационной  антиинфляционной борьбы. История знает много ее подвариантов. В 60 - 70-х гг. нашего века  в Англии и других странах  внедрялась  политика  «стоп--вперед»,  оказавшаяся неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен  покупалось  ценою снижения производительности и жизненного уровня населения.

  Другая политика  -  контроль  соотношения  цен   и  окладов  (Скандинавские страны, Нидерланды и др.). Хотя в краткосрочном  плане  кое-что  получается (Финляндия 1967--1971 гг., США--  1951-1952  гг.),  но  долгосрочно и эта политика не приживается.

  Следующий   вариант   --   государственные   рекомендательные    ориентиры

установления  цен и заработной платы. Пример-правление Кеннеди и  Картера  в США. Этого тоже не хватает надолго.

  Наиболее  радикальный  и  пока  еще   популярный  вариант  --   минимизация государственного   вмешательства   в   игру   рыночных    сил,    усиленная антимонопольными мерами. Подобная  политика  есть  своеобразный  возврат  к «невидимой руке» А. Смита.

  К сожалению,  ни один из перечисленных видов  политики доходов  не  является идеальным. Экономисты с мировым именем признают: к концу 80-х  гг.  не  был найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично сочетать умеренный рост цен и невысокую безработицу.

Информация о работе Инфляция: сущность, формы проявления, последствия