Инфляционные процессы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 07:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в России, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт.
Задача данной работы:
1) Определить понятие и виды инфляции;
2) Проанализировать инфляцию в России и меры к её снижения

Файлы: 1 файл

Курсовая работа!!!.docx

— 94.36 Кб (Скачать)

     Выигрыш от инфляции могут получить управляющие  фирм, другие получатели прибылей.

     Инфляция  может также обесценить вклады владельцев сбережений. С ростом цен реальная стоимость или покупательная способность сбережений, отложенных на черный день, уменьшается. Во время инфляции уменьшается реальная стоимость срочных вкладов в банке страховых полисов, ежегодной ренты и других бумажных активов с фиксированной стоимостью, которых когда-то хватало, чтобы справиться с тяжелыми непредвиденными обстоятельствами или обеспечить спокойный уход на пенсию.[5,c.210] 

 

      2.2 Виды инфляции 

     Если  мы будем рассматривать темпы  роста цен, то можем выделить следующие  виды инфляции:

     1. Умеренная. Цены растут на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах.

     2.  Галопирующая. Цены растут на 20-200% в год, деньги ускоренно материализуются в товары, контракты привязываются к росту цен.

     3.  Гиперинфляция. Цены растут астрономически, расхождение цен и зарплаты, разрушается благосостояние даже обеспеченных слоев общества.

     По  степени сбалансированности роста  цен выделяются два вида инфляции: сбалансированная и несбалансированная инфляция.

     При сбалансированной инфляции цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. В этом случае по результатам среднегодового роста цен поднимается процентная ставка государственного банка и таким образом ситуация становится равносильной ситуации со стабильными ценами.

     В случае же несбалансированной инфляции цены на различные товары и услуги повышаются разновременно и по-разному на каждый тип товара.

     Также выделяют ожидаемую инфляцию и неожидаемую  инфляцию.

     Ожидаемую инфляцию можно спрогнозировать на какой-либо период времени, и она зачастую является прямым результатам действий правительства. В качестве примера можно привести либерализацию цен в России 1992 года и соответствующий прогноз роста цен, подготовленный правительством РФ накануне – в декабре 1991 года.

     Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину общественного спроса. Это ведет к сбою в прогнозировании тенденций в экономике и при некоторой нерешительности правительства еще сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. Однако в случае, когда внезапный скачок цен происходит в экономике, не зараженной инфляционными ожиданиями, то возникает так называемый «эффект Пигу» – резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса производитель становиться вынужден снижать цену и все возвращается в состояние равновесия.[13,c.328] 

 

3. Анализ инфляционных процессов в Российской экономике

3.1 Инфляция в Российской Федерации в период формирования рыночной экономики 

      С конца 1991 г. страна взяла курс на изменение  базовых основ российской экономики - перевод государственно-монополизированной системы на рыночные отношения. Последние  устанавливаются при неразработанности  правовой базы, правовой ответственности  всех субъектов товарного, финансового, валютного и кредитного рынков. Эти  отношения строились на отношениях разгосударствления собственности  и либерализации всех сфер хозяйствования. Была поставлена задача в максимально  короткий срок по упрощенной схеме  провести разгосударствление и приватизацию предприятий, финансовой и банковской систем.[3,c.54]

      В рамках рыночных преобразований с начала 1992 г. осуществляется либерализация  цен, в ходе которой предполагалось их увеличение для ликвидации разрыва  между спросом и предложением и устранения неравновесия между  товарной и денежной массами, накопившегося  за последние десятилетия. Существовало мнение, что в новых условиях хозяйствования сразу же заработают рыночные механизмы  самонастройки, свободного переливания  капитала, обеспечивающие структурную  перестройку отечественной экономики. Сокращение совокупного спроса под  воздействием либерализации цен  должно было высвободить дополнительные ресурсы для использования их в наиболее эффективных производствах  и видах хозяйственной деятельности.

      Отказ от государственного ценового регулирования  в январе 1992 г., как считали некоторые  экономисты, был единственно возможным  и наиболее эффективным средством  ликвидации «подавленной» инфляции, преодоления товарных дефицитов, предотвращения окончательного развала потребительского рынка и распада финансовой системы  в целом. Одновременно предполагалось проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики для достижения рыночного равновесия.

      В результате полного «освобождения» цен вместо рыночного равновесия в стране начался глубокий экономический  кризис, приведший к гиперинфляции, а затем и стагфляции экономики. Это было связано с тем, что  либерализация цен проходила  в условиях крайне монополизированных структур, не поддающихся быстрому превращению их в конкурентоспособных  собственников. Процессы демонополизации, разгосударствления собственности  еще не были до конца проработаны  и начинались без создания надежной правовой базы как для приватизации, так и для регулирования экономических  и социальных процессов в стране, с деформированной структурой производства и крайне низкой его эффективностью. Нарастанию хозяйственного и финансового  кризисов, усугубивших инфляцию, способствовали национальная и социальная политическая нестабильность, а также политические процессы, связанные с распадом СССР. Стремительный инфляционный рост оптовых  и розничных цен в отсутствие конкуренции и государственного регулирования повышал затраты  государства на содержание армии, науки, культуры, здравоохранения и образования. Они увеличивали дефицит государственного бюджета, который финансировался за счет централизованных кредитов Банка  России, создавая в денежном обороте  ничем не обеспеченную массу платежных  средств. Огромной проблемой для  экономики России при регулировании  инфляционных процессов становятся внешние займы. Не решив ни одной  экономической, социальной и политической проблемы с помощью иностранных  кредитов, их активно использовали для покрытия бюджетного дефицита, который из года в год нарастал и требовал еще больших заимствований, поскольку все большую долю в  бюджетных расходах занимают расходы  по обслуживанию внешнего долга.[3,c.58]

Таким образом, спровоцированная государством «отпуском» цен, инфляция издержек дополнялась  инфляцией спроса.

      Важнейшим фактором нарастания инфляции в России в этот период явились дальнейшая либерализация валютного законодательства, внешней торговли, устранение валютных ограничений по текущим операциям, введение внутренней конвертируемости рубля в условиях огромной внешней  задолженности государства. Отказ  от защитных торговых и валютных барьеров привел к огромным потокам дешевых  импортных товаров, которые вытеснили  с внутреннего рынка аналогичную  отечественную продукцию и способствовали сокращению ее производства.

      Мощные  спекуляции на валютном рынке вызвали  быстрое падение курса рубля  и вздорожание всех импортируемых  товаров, что усилило внутреннюю инфляцию издержек за счет импортируемой  инфляции. Одновременно резко сокращаются  возможности импорта инвестиционных товаров, сводя на нет долгосрочные перспективы экономического роста  и решение проблем инвестиций в народном хозяйстве. Мощным негативным фактором в этом плане стало «бегство»  капиталов за рубеж, лишивших только в 1992 г. российскую экономику инвестиций в размере 12-13 млрд долл., что эквивалентно 15-16% ВВП.

В первой половине 1992 г. в результате проведения жесткой денежно-кредитной политики удалось резко сжать денежную массу, поставить под контроль дефицит  бюджета, но продолжалась практика бесконтрольной выдачи кредитов бывшим республикам  СССР.

      Либерализация хозяйственных связей создавала  огромные возможности для вывоза материальных и валютных ресурсов в  ближнее и дальнее зарубежье, создавая дефицит на товарных и финансовых рынках в России. В то же время  нарастала задолженность бывших союзных республик Центральному банку РФ по «техническим» кредитам, связанным с невозможностью осуществления  расчетов по поставкам товарно-материальных ценностей из России. Выдача этих кредитов спровоцировала не менее 25% общего объема инфляции.

      В 1993 г., используя монетарные антиинфляционные инструменты, правительство стремилось сокращать денежную массу и довело ее к концу года до чрезвычайно низкого уровня - 14% по сравнению с декабрем 1991 г. Это произошло при высоком уровне бюджетного дефицита и его покрытия на 60% за счет эмиссии Центрального банка РФ.[3,c.59]

      Стремление  проводить жесткую денежно-кредитную  политику, чтобы сбить инфляцию, превратилось в один из факторов, стимулирующих  инфляционный рост цен, поскольку за определенными пределами снижения денежной массы начинаются последствия, которые неминуемо провоцируют  нарастание инфляции по схеме: неплатежи - спад (остановка) производства - сокращение доходной базы бюджета - потребность  в кредите для его финансирования.

      Несмотря  на принятую жесткую программу, темпы  инфляции в первом полугодии 1995 г. сохранялись  достаточно высокими по сравнению с 1994 г. На них оказало влияние неоднократное  увеличение цен на основные виды энергоресурсов, их рост превышал рост инфляции. Это  повлекло за собой рост оптовых цен  промышленности, стоимости перевозок  грузов на транспорте и рост потребительских  цен.

      Посредством ряда жестких административных мер  и, в частности, установлением валютного  коридора, а также массированных  валютных интервенций Банк России стабилизировал ситуацию на валютном рынке, что имело  определенный антиинфляционный эффект. Все это позволило снизить  темпы инфляции с 18% в январе 1995 г. до 7,9% в середине и в конце года.

Вместе  с тем чрезвычайно жесткая  политика Правительства и Центрального банка РФ по ограничению ресурсов в банковской сфере на фоне взаимных неплатежей в хозяйстве в августе 1995 г. вызвала серьезный банковский кризис, выразившийся в остром дефиците платежных средств у банков, который  парализовал работу межбанковского рынка. Для предотвращения полномасштабного кризиса банковской системы Центральным  банком РФ была осуществлена массированная  скупка ценных бумаг у коммерческих банков с целью поддержания их ликвидности. Это свидетельствует  о том, что финансовый кризис и кризис неплатежей поразили уже все сферы экономики.

      Общим итогом последствий проводимых правительством жестких мероприятий в области  регулирования денежной массы и  снижения инфляции явился глубочайший  экономический кризис (табл.1).

Показатели  темпов падения ВВП по сравнению  с предыдущим годом и роста  инфляции (%) 

  Таблица 1-Итоги снижения инфляции

    Год Темпы падения ВВП Темпы падения промышленного производства Темпы падения инвестиций Рост рыночных цен
    1992 -22 -18 -40 26,1 раз
    1993 -12 -14 -12 9,4 раз
    1994 -15 -21 -26 3,2 раз
    1995 -4 -11 -13 131,0 раз
    1996 -6 -8 -15 21,8 раз
    1997 +0,4 +1,9 -5 11,0 раз
    1998 -5 -9 -7 80,0 раз

 
 

Либерализация цен и политика денежных ограничений  привели к обвальному промышленному  спаду.[15]

      Россия  к началу 1999 г. потеряла больше половины своего валового национального продукта и более чем вдвое снизила  промышленное производство. При этом спад носил не структурный, а всеобщий характер и он поразил наиболее прогрессивные  и высокотехнологичные отрасли  и виды производства, что означает потерю как внутреннего, так и  внешнего рынков.

Наиболее  глубоким и опасным по своим социально-экономическим  последствиям является спад инвестиционной активности. При сокращении объема инвестиций на 2/3 невозможны не только структурная перестройка, но и воспроизводственный  процесс, поскольку происходит не возобновляемое выбытие основных фондов.

      Много негативных последствий имеет и  приватизация. Она не только не дала бюджету ощутимых поступлений, не только не способствовала привлечению отечественных  и иностранных инвестиций, но и  не оказала реального влияния  на повышение эффективности хозяйствования. В ряде случаев благодаря приватизации оказались искусственно разрушенными технологические связи. Все это  не могло не отразиться на финансовом положении страны и мерах по борьбе с инфляцией.

      Либерализация цен и ужесточение бюджетной  и кредитной политики в целях  подавления инфляции вызвали развал платежных отношений и кризис неплатежей. Неплатежи, составившие  в начале 1992 г. 40 млрд. руб., к началу 1997 г. достигли 800 трлн. руб., в том  числе 35,9 трлн руб. по заработной плате. Неплатежеспособными стали не только предприниматели, банки, но и государство.[15]

      Практика  хозяйствования показала, что инфляция в России не столько денежный феномен, сколько связана с особенностями  российской экономики. Обесценение  денег в России происходит не по причине излишка денег в обращении, а в результате монопольного взвинчивания цен посредническими, порой мафиозными структурами, спекулятивной игрой  на понижение курса рубля.

      Сокращение  темпов инфляции происходит при одновременном  увеличении неплатежей, спаде производства и массовой остановке предприятий.

Отказ государства от регулирования экономических  и социальных процессов привел к  потере контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов. Денежные потоки «оторвались» от натурально-вещественных, разрушая воспроизводственный цикл, что делает невозможным формирование рыночных отношений в производственной сфере.

Информация о работе Инфляционные процессы в России