Финансовый рынок Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 10:05, реферат

Краткое описание

После смерти Мао Цзэ-Дуна в 1976 году и прихода к власти в стране руководства во главе с Дэн Сяо-Пином в конце 1978 года Китай вступил на путь глубоких преобразований в экономической области, которые в первую очередь затронули сельское хозяйство, а затем промышленность. Их результатом стало радикальное изменение структуры экономики страны и её положения в мире.

Файлы: 1 файл

КНР коммерческое право.docx

— 37.49 Кб (Скачать)

Рынок облигаций  Китая

По размеру задолженности  по облигациям (1725 млрд. долл. в конце 2007 года, Россия – 266 млрд. долл., включая  вексельную) Китай занимает первое место среди всех формирующихся рынков. Причем на долю облигаций внутренних займов приходится 98% всех выпущенных облигаций (в России – 50%). 
Почти 2/3 внутренних китайских облигаций – бумаги министерства финансов и центрального банка. При этом, учитывая, что большая часть финансовых учреждений имеет контролирующего собственника в лице государства, можно отметить, что спецификой китайского рынка облигаций является крайне малое присутствие на рынке частных эмитентов. Второй особенностью внутреннего долгового рынка Китая является преобладание на нем долговых инструментов центрального банка (40% всех бумаг). Это связано с активным использованием центральным банком собственных облигаций (прежде всего краткосрочных) в целях денежно-кредитного регулирования путем операций на открытом рынке (регулирования денежной массы, процентных ставок и стерилизации избыточного притока иностранного капитала). Кстати, инструментарий Банка России в этом отношении значительно более узок: объем облигаций Банка России в обращении – немногим более 4 млрд. долл. (2007 год), при том что краткосрочных государственных облигаций в настоящее время в России нет. 
Региональным администрациям в Китае запрещено выпускать собственные облигации. Их дефицит покрывается исключительно за счет бюджетных трансфертов.

Компании по ценным бумагам в Китае

Когда в Китае в 1980-е  годы появились акции и облигации, в отсутствие специализированных финансовых учреждений правительство разрешило  банкам выполнять на рынке брокерские и дилерские функции. Первое специальное  подразделение для торговли акциями  было образовано в 1986 году Промышленно-торговым банком Китая. В 1995 году Закон о коммерческих банках запретил им заниматься андеррайтингом, торговлей и инвестированием в корпоративные ценные бумаги. Им было также предписано уйти из капитала дочерних компаний по ценным бумагам (последний запрет начинает смягчаться). В 1996 году банкам под угрозой санкций в отношении руководителей было запрещено предоставлять кредиты для совершения операций с акциями. 
Соответственно, на рынке ценных бумаг действуют специализированные компании по ценным бумагам, причем на сегменте А-акций (предназначенных для китайских резидентов) – только китайские. Общее количество компаний по ценным бумагам (сравнимых с российскими инвестиционными компаниями) в конце 2007 года составляло 106. Еще 177 компаний работало на фьючерсном рынке (3 товарно-сырьевых бирж). 
В соответствии с условиями вступления в ВТО иностранные компании могут свободно участвовать в торговле В-акциями, однако торговля А-акциями допускается только совместными предприятиями, в которых доля иностранцев не может превышать 1/3. В компаниях, занятых управлением активами, доля иностранного капитала может доходить до 49%.

Институциональные инвесторы в Китае

В 1998 года в Китае были созданы первые инвестиционные фонды. К концу 2007 года в стране насчитывалось 59 управляющих компаний (китайских  и с участием иностранного капитала), под управлением которых находилось более 346 открытых и закрытых инвестиционных фондов с активами в 3,3 трлн. юаней (434 млрд. долл.) – 50-кратный рост за год(!). Для сравнения: активы инвестиционных фондов России за тот же год составили 30 млрд. долл., Бразилии – 615, США –12 021. 
Среди прочих институциональных инвесторов Китая следует выделить Национальный фонд социального страхования (большая часть активов помещена в государственные облигации), страховые компании и негосударственные пенсионные фонды. Последние, однако, в Китае находятся в зачаточном состоянии и даже по абсолютной величине активов уступают российским НПФ, которые и сами не отличаются большими размерами. В целом как в Китае, так и в России данный сектор требует серьезной реформы, и в этом у наших стран много общего. 
Как отмечалось выше, иностранцы могли свободно покупать только В-акции и Н-акции (в Гонконге, Лондоне, Нью-Йорке, Сингапуре). А-акции предназначались исключительно для китайских физических и юридических лиц. С декабря 2002 года приобретение А-акций стало возможным и для иностранцев, но только через квалифицированных иностранных институциональных инвесторов (QFII) (коммерческие банки, инвестиционные банки, страховые компании, управляющие активами, к которым предъявляются столь высокие требования, что реально ими могут быть лишь крупнейшие финансовые учреждения с глобальной ориентацией). К концу 2007 года в Китае насчитывалось 52 квалифицированных иностранных институциональных инвестора с активами около 40 млрд. долл. (более половины – акции, остальное – банковские депозиты, облигации и паи инвестиционных фондов). При этом китайские регуляторы устанавливают ежегодные квоты на приобретение китайских активов. 
В целом можно отметить, что Китай, проводя очень либеральную политику в отношении прямых иностранных инвестиций, весьма жестко регулировал (и продолжает регулировать) приток портфельных инвестиций. Также взвешенно китайское руководство подходит к вопросу вывоза капитала. Инвестиции в зарубежные активы для китайских граждан возможны через институт разрешенных в 2006 году квалифицированных внутренних институциональных инвесторов (QDII), для которых также устанавливаются ежегодные квоты. В том же году физическим лицам было разрешено конвертировать до 20 тыс. юаней (около 3 тыс. долл.) для вывоза за границу.

По материалам статьи Б.Б. Рубцова "Финансовый рынок КНР", журнал «Портфельный инвестор», №10, 2008 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Банковская система Китая: современное  состояние

Контролирующие и регулирующие органы банковской системы Китая

На настоящий  момент в банковской системе Китая  существует четыре разновидности кредитных организаций: политические банки (Эскпортно-импортный банк, Банк Развития Китая и Сельскохозяйственный банк развития Китая) государственные банки или банки «большой четверки» (Банк Китая, Торгово-промышленный банк Китая, Строительный банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая), акционерные банки (China CITIC Bank, China Everbright Bank, Mingsheng Banking Corporation, China Merchants Bank и др. ), а также городские и сельские кредитные кооперативы. Контролирующим и регулирующим органом китайской банковской системы является Народный Банк Китая, а также Комитет по контролю за банковской деятельностью.

Основным вопросом для государственных банков Китая  на данном этапе является реформирование, заключающееся в двух основных аспектах: превращение в акционерное общество и размещение акцией на рынке ценных бумаг.

При этом особое внимание уделяется решению проблемы «плохих» долгов. Власти КНР признали существование данной проблемы относительно недавно и предложили достаточно эффективные способы ее решения.

По различным  оценкам в 2000 г. объем неработающих активов государственных акционерных  банков Китая составлял 25-30% от кредитных  портфелей банков, причем западные эксперты отличались большим пессимизмом (по их мнению, долги составляли 40-50% от активов банков). На сегодняшний  момент эта цифра снизилась до 10-15%, а у некоторых банков приблизилась к 5-8%, что уже отвечает международным  стандартам. Эта проблема решается путем рекапитализации, а также списания долгов за счет средств бюджетов и реорганизации предприятий с созданием компаний по управлению активами (КУА). В результате деятельности КУА объем плохих долгов сократился на 10-20%.

Также среди  мер, направленных на борьбу с «плохими»  кредитами стоит отметить создание общенациональной базы кредитных историй, переход на международную систему  классификации кредитов, унификацию финансовой отчетности коммерческих банков и совершенствование управления кредитными рисками.

Однако кроме  проблемы неработающих активов не менее  серьезным тормозом для повышения  эффективности работы государственных  коммерческих банков Китая является система налогообложения. Так, суммарное  налоговое бремя банков «большой четверки» накануне вступления Китая  в ВТО достигло примерно 75%, что  является чрезмерно высоким показателем  не только для международной, но и  для китайской практики. Поэтому  в настоящий момент проводится реформа  системы налогообложения банков.

Среди акционерных коммерческих банков выделяются три типа – общенациональные, национальные и региональные. Их особенность состоит в том, что они зачастую используются в качестве экспериментальной площадки для нововведений в банковской отрасли. В целом, деятельность акционерных банков более прибыльна, чем государственных, а экономические показатели – лучше, поскольку эти институты начинали свою деятельность без большого портфеля неработающих активов.

Тем не менее, спорным  остается вопрос о дальнейшей судьбе акционерных коммерческих банков. С  одной стороны, развитие данной группы банков означает прямую конкуренцию  с банками «большой четверки», и  правительство, возможно, будет сдерживать их развитие, но с другой стороны, статистические данные свидетельствуют об обратном и показывают уверенный рост акционерных банков по многим направлениям банковской деятельности.

Городские и сельские кредитные кооперативы в Китае Городские и сельские кредитные кооперативы являются уникальной особенностью Китая и призваны обеспечивать банковское обслуживание предприятий смешанных и негосударственных форм собственности в городах и предоставлять кредиты на нужды развития сельского хозяйства.

Однако в  их деятельности есть несколько существенных недостатков: это игнорирование  правил членства и принципов функционирования ГКК и СКК как коллективных паевых предприятий, отсутствие представления  о риск-менеджменте и, как следствие, наличие большого количества «плохих» кредитов; выделение слишком больших средств на выплату дивидендов и премий сотрудникам, в том числе за счет кредитных фондов, предоставление кредитов государственным предприятиям и местным органам власти.

Последняя из обозначенных проблем является, пожалуй, самой  трудноразрешимой, так как для  местных органов власти СКК до настоящего момента были своего рода «политическими банками», средствами которых они могли распоряжаться  практически без ограничений.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Финансовый рынок Китая