Финансовая и кредитная системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3
1.Финансовая система…………………………………………………………..5
1.1 Понятие и дискуссионные вопросы структуры финансовой системы …5
1.1.1 Понятие финансовой системы…………………………………………...5
1.1.2 Состав и структура финансовой системы ……………………………....6
1.1.3 Основные дискуссионные вопросы……………………………………..10
1.2 Финансовая система РФ и её развитие…………………………………...14
1.2.1 Краткая характеристика финансовой системы РФ……………………..14
1.2.2 Особенности финансовой системы РФ………………………………….20
2. Кредитная система…………………………………………………………. .26
2.1 Понятие и дискуссионные вопросы структуры кредитной системы…...26
2.2 Кредитная система РФ и её развитие……………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………..47

Файлы: 1 файл

курсовая ФиДКБ.docx

— 147.37 Кб (Скачать)

 Сфера финансов  государственные и муниципальные  финансы состоит из двух звеньев:

  1. финансы государственного бюджета

  1.  финансы внебюджетных фондов

 Государственный  внебюджетный фонд – это форма  образования и расходования денежных  средств, образуемых вне федерального  бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации. Государственные  внебюджетные фонды предназначены  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное  обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае  безработицы, охрану здоровья и  медицинскую помощь и имеют  строгое целевое назначение. Расходы  и доходы (бюджет) государственных  внебюджетных фондов утверждаются  законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении  государственного бюджета. Формируются  государственные внебюджетные фонды  в основном за счет обязательных  отчислений, уплачиваемых юридическими  и физическими лицами. Средства  государственных внебюджетных фондов  находятся в государственной  собственности.

 Таким образом  в состав финансовой системы  входят две крупные сферы и  звенья, входящие в их состав.

 

1.1.3 Основные  дискуссионные вопросы

            В литературе финансовая система, её состав и структура представлены  по-разному.

Не смотря на то, что все авторы выделяют один основной критерий, по которому происходит разделение финансовой системы на сферы и звенья (роль субъекта в общественном воспроизводстве), мы видим всё же расхождения в структуре.

 Основным из  дискуссионных вопросов является  выделение страхования как самостоятельной  сферы финансовой системы. Например, такие авторы как Галицкая, Вавилов, Родионова выделили три сферы  финансовой системы. Причем структура  этих сфер тоже различна у  разных авторов.

 Автор Вавилов  в сфере страхования выделяет два звена:

  1. Некоммерческое (государственное страхование)

  1. Коммерческое страхование.

Автор Родионова выделяет 5 звеньев:

  1. Социальное страхование

  1. Личное страхование

  1. Имущественное страхование

  1. Страхование ответственности

  1. Страхование предпринимательских рисков

Автор Галицкая также выделяет 5 звеньев:

1)социальное

2)личное

3)имущественное

4)ответственности

5)предпринимательских  рисков

Значит перед нами встает еще один вопрос: если всё же страхование выделяется как отдельная сфера, то каков же её состав?

 Все авторы  выделяют как отдельную сферу  финансы субъектов хозяйствования, хотя можно увидеть, что интерпретация  этого названия у авторов разная. Отчего зависит такое расхождение  и как всё-таки правильно называть  эту подсистему, вот еще один  вопрос.

 Автор Романовский  выделяет сферу финансы субъектов  хозяйствования и делит её  на:

1)Коммерческие предприятие  и организации

2)Некоммерческие  организации

3)Финансовые посредники

 Родионова выделяет  сферу финансы предприятий, учреждений, организаций и выделяет в ней  следующие звенья:

1)финансы предприятий, функционирующих на коммерческих  началах

2)финансы учреждений  и организаций, осуществляющих коммерческую  деятельность

3)финансы общественных  объединений

 По Вавилову  финансы экономических (хозяйствующих) субъектов делятся на :

1)финансы коммерческих  организаций

2)финансы некоммерческих  организаций

3)финансы ПБОЮЛ

4)финансы домохозяйств

 Ковалёва выделяет  финансы хозяйствующих субъектов  :

1)государственных

2)муниципальных

3)частных

4)акционерных

5)арендных

6)общественных

 Таким образом, еще одним важным вопросом  является состав сферы финансов  субъектов хозяйствования.

 Аналогичные  расхождения происходят в сфере  государственные и муниципальные  финансы.

 По Вавилову  в состав этой сферы входят:

1)Федеральные финансы

2)Финансы Субъектов  Федерации

3)Местные финансы

Родионова в составе государственных финансов выделила:

1)государственный  бюджет

2)Внебюджетные фонды

3)Государственный  кредит

 Ковалёва выделила  сферу общегосударственные финансы  и в её составе:

1)государственный  бюджет

2)внебюджетные фонды

3)государственный  кредит

4)фонды страхования

5)фондовый рынок

 По системе  Романовского сфера государственные  и муниципальные финансы включает  в себя бюджетную систему и  государственный кредит. В свою  очередь бюджетная система делится: на федеральный бюджет, территориальные бюджеты субъектов федерации, бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты), бюджеты фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования.

 

1.2  Финансовая  система РФ и её развитие

1.2.1 Краткая  характеристика финансовой системы  РФ

 

Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства.

Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.

В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок финансы предприятии различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система — единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами - заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон.

В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, позволяющих перейти к финансовому регулированию экономики.

В последние годы в условиях создания Российского государства произошли принципиальные изменения. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными: республиканский (федеральный) бюджет РФ, бюджеты республик в составе РФ. Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета, 56 краевых и областных бюджетов, бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов.

В управлении бюджетным процессом принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в этом процессе занимает Министерство финансов РФ.

Создание двухуровневой банковской системы привело к ослаблению контроля за бюджетом со стороны государства, что повлекло за собой необходимость создание Федерального казначейства, ранее входившее в Госбанк СССР.

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды, законодательно получившие свое начало после распада СССР в октябре 1991 года, когда было принят Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».

Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:

-Пенсионный фонд РФ;

-Государственный фонд  занятости населения;

-Российский фонд технологического  развития и отраслевые фонды  НИОКР;

-Фонд инвестирования жилищного  строительства, и др.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование; с другой — дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Информация о работе Финансовая и кредитная системы РФ