Факторнговые операции коммерческих банков в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время многие российские предприятия сталкиваются с такими проблемами как, недостаточная капиталовооруженность предприятий; растущие риски кредитования; высокая дебиторская задолженность; рост неплатежей; указания иностранных клиентов о покупке товара по открытым счетам.
Справиться с этими трудностями можно прибегнув к одному из самых перспективных видов банковских услуг, наиболее приспособленному к современным процессам развития экономики, который носит название факторинг.

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы факторинговых операций
1.1 Понятие и преимущества факторинга
1.2 Виды факторинговых операций
1.3 Типы факторинговых соглашений (договоров).
2. Aнaлиз фaктopингoвыx oпepaций в Poccии и зa pубeжoм
2.1 Aнaлиз coвpeмeннoгo cocтoяния cиcтeмы фaктopингoвыx oпepaций в Poccии
2.2Aнaлиз мeтoдoв peгулиpoвaния фaктopингoвыx взaимooтнoшeний
2.3 .Aнaлиззapубeжнoгooпытaпopeгулиpoвaниюфaктopингa
3Совершенствование факторинговых операций в коммерческих банках
3.1. Проблемы факторинговых операций в коммерческих банках
3.2. Основные направления совершенствования факторинговой деятельности
3.3. Перспективы развитияфакторинговых операций в коммерческих банках
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

полная работа.docx

— 172.26 Кб (Скачать)


 

Содержание

 

Введение

1 Теоретические основы факторинговых  операций

1.1 Понятие и преимущества факторинга

1.2 Виды факторинговых операций

1.3 Типы факторинговых соглашений (договоров).

2. Aнaлиз фaктopингoвыx oпepaций в Poccии и зa pубeжoм

2.1 Aнaлиз coвpeмeннoгo cocтoяния cиcтeмы фaктopингoвыx oпepaций в Poccии

2.2Aнaлиз мeтoдoв peгулиpoвaния фaктopингoвыx взaимooтнoшeний

2.3 .Aнaлиззapубeжнoгooпытaпopeгулиpoвaниюфaктopингa

3Совершенствование факторинговых операций в коммерческих банках

3.1. Проблемы факторинговых операций в коммерческих банках

3.2. Основные направления совершенствования факторинговой деятельности

3.3. Перспективы развитияфакторинговых операций в коммерческих банках

Заключение

Список  использованной литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время многие российские предприятия сталкиваются с такими проблемами как, недостаточная  капиталовооруженность предприятий; растущие риски кредитования; высокая  дебиторская задолженность; рост неплатежей; указания иностранных клиентов о  покупке товара по открытым счетам.

Справиться с этими трудностями  можно прибегнув к одному из самых  перспективных видов банковских услуг, наиболее приспособленному к  современным процессам развития экономики, который носит название факторинг.

Отношения, возникающие по договору финансирования под уступку денежного  требования или, иначе, по договору факторинга, интересны современным предпринимателям в первую очередь потому, что этот вид гражданско-правовых договоров  с принятием части второй Гражданского кодекса РФ появился в российском гражданском законодательстве впервые, хотя и использовался некоторыми российскими банками в их финансово-кредитной  деятельности до этого. В мировой практике договор факторинга применяется давно и довольно активно.

Одной из наиболее распространенных в коммерческой практике форм использования  имущественных активов в виде прав требования являются сделки финансирования под уступку денежного требования. Смысл данной сделки состоит в  том, что одна сторона получает от финансового агента денежные средства, передавая последнему свои денежные права требования в отношении  третьих лиц.

Экономический интерес уступающей требования стороны, как правило, состоит  в незамедлительном получении денег, снижении расходов на обслуживание дебиторской  задолженности и частичном или  полном освобождении от риска неплатежеспособности должника. Финансирующая сторона (фактор) получает вознаграждение за оказанные услуги и в ряде случаев извлекает дополнительный доход в виде разницы между выплаченными кредитору и полученными от должника суммами.

Сейчас эти операции являются неотъемлемой и широко распространённой частью современной  развитой банковской системы. Банк, принявший  на себя функции по организации факторинговых  отношений, увеличивает спектр услуг, оказываемых клиентам, а также  получает дополнительный источник доходов  и расширяет свою ресурсную базу. Помимо этого факторинговые услуги ускоряют получение большой части  долгов, а также обеспечивают своевременность  поступления денег поставщикам  при наличии временных финансовых трудностей у плательщиков.

Таким образом, тема курсовой работы особенно актуальна на современном  этапе.

Цель написания работы - выявить  теоретические аспекты сущности факторинга, раскрыть особенности факторинговых  операций в коммерческих банках.

Для раскрытия цели необходимо решить следующие задачи:

1) выявить основные понятия и виды факторинга;

2) проанализировать особенности  факторинговых услуг в России и за   рубежом;

3) оценить перспективы развития факторинговых операций в России.

Объек исследования: коммерческие банки, осуществляющие факторинговые операции.

Предмет исследования:факторинговые  операции коммерческих банков.

Для написания курсовой работы использовались законодательные и нормативные  акты, труды ученых и периодические  пособия.

 

1 Теоретические основы факторинговых  операций

1.1 Понятие и преимущества  факторинг

Факторинг (от англ. factor - агент, посредник) является разновидностью комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала поставщика, и связан с переуступкой факторинговой компании неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг. Именно поэтому факторинговые операции называют еще кредитованием продаж поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.

Другими словами, с экономической  точки зрения факторинг - это торговля долговыми обязательствами (разновидность  учётных операций). Применительно  к деятельности банков под факторингом  понимается покупка ими срочных  платёжных требований, возникающих  из поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе прав требования возврата выданных кредитов. Чтобы осуществлять такую деятельность, банк-фактор, как и любая факторинговая  компания, должен располагать оборотным  фондом факторинга - определённым объёмом  денег, находящимся в распоряжении соответствующего подразделения банка [13, с. 19].

Источниками формирования средств для факторинга являются собственные средства банка (прибыль, фонды), привлеченные и заемные средства. Соотношение между ними устанавливается правлением банка. Собственные средства факторинговый отдел получает от своего банка и в дальнейшем их прирост осуществляется за счет прибыли от проводимых им операций. При потребности отдела в привлечении сверхплановых кредитов для выполнения своих обязательств, банк может предоставить ему краткосрочный кредит. Отдел также может привлекать средства в срочные депозиты.

Факторинг можно определить как  комплекс комиссионно-посреднических услуг по авансированию и инкассированию дебиторской задолженности, страхованию  кредитных рисков, с последующим  информационным, бухгалтерским, консалтинговым и юридическим сопровождением клиента, оказываемых на договорной основе и  за фиксированную плату.

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних  предприятий, которые традиционно  испытывают финансовые затруднения  из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.

Услуги банка-фактора привлекательны и для предприятий, в общем  торговом обороте которых удельный вес экспорта невелик и которым  в силу этого невыгодно держать  специальный штат работников, занятых  обработкой внешнеторговой документации, заниматься вопросами получения  выручки от поставленных товаров  на экспорт и валютными проблемами. Кроме того, мелкие и средние предприятия  и организации часто испытывают большие или маленькие трудности  при получении банковских кредитов. Для них использование факторинга может оказаться приемлемым способом решения их проблем.

Основные экономические достоинства  факторинга для клиента:

  • увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
  • превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
  • возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;
  • независимость и свобода от соблюдения или несоблюдения дебиторами сроков платежей;
  • возможность расширения оборотов;
  • экономия собственного капитала;
  • улучшение финансового планирования.

С точки зрения банка целями факторинга являются своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь от просроченного  платежа, предотвращение появления  сомнительных долгов, помощь клиенту  в управлении кредитом, ведении бухгалтерского учёта, увеличении оборота и прибыльности.

При заключении соглашения о факторинговом  обслуживании поставщик имеет возможность  отказаться от собственного штата служащих, выполняющих те функции, которые  берет на себя факторинговая компания. В результате возникает известная  экономия; в сочетании с выгодами от кредитования она компенсирует достаточно высокую стоимость обслуживания. Однако необходимо подчеркнуть, что  подобное обслуживание дает все упомянутые выше преимущества только в том случае, если получаемые средства используются для удовлетворения растущих потребностей в оборотном капитале [15, с.67].

Классический факторинг в той  форме, в которой он практикуется во всем мире, предполагает наличие  коммерческого кредита, т.е. кредита, предоставляемого в товарной форме  продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары и  оформляемого открытым счетом. Последнее  означает, что продавец отгружает  товар покупателю и направляет в  его адрес товарораспорядительные документы, относя сумму задолженности  в дебет счета, открытого им на имя покупателя. Платеж по открытому  счету осуществляется обычно в пределах 30-90 дней с даты отгрузки и выставления счета. Проценты за пользование кредитом по открытому счету устанавливаются на низком уровне или не взимаются совсем. Открытый счет предполагает высокую степень взаимного доверия, и применяется обычно во взаимоотношениях постоянных контрагентов: фирм и их филиалов, с брокерами при многократных поставках одного товара, особенно мелкими партиями.

 

1.2 Виды факторинговых операций

В основе факторинговой  операции лежит покупка банком платежных  требований поставщика на отгруженную  продукцию и передача поставщиком  банку права требования платежа  с покупателя. Поэтому факторинговые  операции называют также кредитованием  поставщика или предоставлением  факторингового кредита поставщику.

В операции факторинга обычно участвуют  три стороны:

  1. фактор (банк) - покупатель требования;
  2. клиент (кредитор, поставщик товара) - промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с банком;
  3. плательщик (заемщик) - фирма-покупатель товара с отсрочкой платежа.

Операция факторинга заключается  в том, что факторинговый отдел  банка покупает долговые требования (счета-фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% от стоимости  поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и  комиссионных платежей, в строго обусловленные  сроки независимо от поступления  выручки от дебиторов. Если должник  не оплачивает в срок счета, то выплаты  вместо него осуществляет факторинговый  отдел [4, 8].

Факторинговые операции возникли на основе коммерческого кредита, который  предоставляется продавцами покупателям  в виде отсрочки платежа за проданные  товары. Изменение требований к расчетам с точки зрения ускорения оборота  средств вызвали необходимость  для поставщиков искать пути решения  проблемы дебиторской задолженности. Факторинг является сравнительно новой  эффективной системой улучшения  ликвидности и уменьшения финансового  риска при организации платежей. Коммерческие банки, развивая эти операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.

Факторинговые операции банков классифицируются по некоторым признакам:

1) По территориальному признаку:

  • внутренние - форма факторинговой услуги, при которой поставщик и его клиент, а также банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в одной и той же стране;
  • международные - форма факторинговой услуги, при которой поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах. Как правило, экспортёр заключает с фактором договор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или определённого круга покупателей (например, всех покупателей в определенной стране).

2) По видам операций:

  • открытые - форма факторинговой услуги, при которой должник уведомлен о том, что поставщик переуступает счета фактуры факторинговой компании. Уведомление осуществляется путём надписи на счёте-фактуре о том, что правопреемником по возникающему долгу является определённый банк и платить следует в его пользу.
  • взаимные (двухфакторные) - форма факторинговой услуги, при которой во время обслуживания банк передаёт определённый объём работ факторинговой компании, действующей на стороне импортёра. В свою очередь банк будет действовать в своей стране по поручению иностранной факторинговой компании. Экспортёру достаточно заключить соглашение только с банком, в котором он обслуживается. Этот вид факторинга характеризуется большим количеством издержек по сравнению с прямым факторингом, особенно если экспортёр выставляет значительное число счетов на небольшие суммы.
  • полного обслуживания - форма факторинговой услуги, при которой с постоянно обслуживаемым клиентом может быть заключён договор полного факторингового обслуживания, предлагающий полную защиту его интересов, гарантированный приток средств, управление кредитом, учёт реализации, кредитование в форме предварительной оплаты долгов (за минусом издержек).

Информация о работе Факторнговые операции коммерческих банков в России