Дивидендная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:38, реферат

Краткое описание

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Распределение прибыли непосредственно реализует главную цель управления ею – повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал, в форме дивидендов, процентов и ростом этих доходов в предстоящем периоде, за счет обеспечения возрастания вложенного капитала. Распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. В процессе выбора оптимальной дивидендной политики должны учитываться такие принципы как: максимизация совокупного достояния акционеров,а также достаточного финансирования деятельности предприятия.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….…….…...3
ГЛАВА1.Дивидендная политика предприятия. Основные теории, основывающие выбор дивидендной политики
1.1. Суть дивидендной политики……………………………………..…………..4
1.2. Теории Модильяни-Миллера и М. Городона……………………..……..….6
ГЛАВА 2. Факторы, влияющие на выбор дивидендной политики …………………9
ГЛАВА 3.Взаимосвязь дивидендной политики с внутренними темпами развития предприятия……………………………………………………………………...……..14
Заключение……………………………………………………..……………………….18
Список литературы……………………………………………………………….…….20

Файлы: 1 файл

ДФП Word.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Причина введения подобных ограничений кроется  в необходимости защиты прав кредитов и предотвращения возможного «проедания»  собственного капитала предприятия.      

Согласно  российскому Положению об акционерных  обществах процедура объявления дивиденда проводится в два этапа: промежуточный дивиденд объявляется директором и имеет фиксированный размер; окончательно – дивиденд утверждается общим собранием по результатам года с учетом выплаты промежуточных дивидендов.  Величина окончательного дивиденда в расчете на одну акцию предлагается на утверждение собранию директоратом общества. Размер дивиденда не может быть больше рекомендованного директорами, но может быть уменьшен собранием. Что касается фиксированного дивиденда по привилегированным акциям, равно как и процента по облигациям, то он устанавливается при их выпуске. 

Ограничения контрактного характера.

Во многих странах величина выплачиваемых  дивидендов регулируется специальными контрактами в том случае, когда  предприятие хочет получить долгосрочную ссуду. Чтобы обеспечить обслуживание такого долга, в контракте оговаривается либо предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, либо минимальный процент реинвестируемой  прибыли.  В России подобной практики нет, но отдаленным аналогом ее выступает обязательность формирования резервного капитала в размере не менее 10% уставного капитала общества.

Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью.

Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены  лишь в том случае, если у предприятия  есть деньги на расчетном счете или  денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги и достаточны для выплаты. Теоретически предприятие может взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не всегда возможно, и связано с дополнительными расходами. Таким образом, предприятие может быть прибыльным, но не готовым к выплате дивидендов по причине отсутствия реальных денежных средств.

Ограничения в связи с расширением производства.

Многие  предприятия, особенно на стадии становления, сталкиваются с проблемой поиска финансовых источников целесообразного  расширения производственных мощностей.  Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как предприятиям, наращивающим объемы производства высокими темпами, для приобретения дополнительных основных средств, так и предприятиям с относительно невысокими темпами роста для обновления материально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат. Известна практика, когда в учредительных документах оговаривается минимальная доля текущей прибыли, обязательная к реинвестированию.

Ограничения в связи с интересами акционеров.

Как было отмечено выше, в основе дивидендной политики лежит общеизвестный ключевой принцип  финансового управления – принцип  максимизации совокупного дохода акционеров.  Величина его складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, директорат предприятия и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на цену предприятия в целом. Последняя, выражается в рыночной цене акций, которая зависит от многих факторов: общего финансового положения компании на рынке товаров и услуг, размера выплачиваемых дивидендов, темпа их роста и др.

В условиях постоянного роста дивидендов с  темпом прироста g цена акций может быть исчислена по формуле Гордона:                                 

               PV = C ×(1+g)                                                           

r - g

Возможность применения данной формулы для выработки  дивидендной политики можно рассмотреть на следующем примере.

Пример: Чистая прибыль предприятия за год  составила 17,3 млн.руб. Приемлемая норма дохода -17%. Имеются два варианта обновления материально-технической базы, первый требует реинвестирования 50% прибыли, второй -20%. В первом случае годовой темп прироста прибыли составит 8%, во втором -3%. Какая дивидендная политика более предпочтительна?

Дивиденд  на текущий год составит:

По первому  варианту: 8,65 млн.руб (17,3×0,5)

По второму  варианту: 13,84 млн.руб. (17,3×0,8)

Цена  акций составит:

По первому  варианту: 8,65× (1+0,08)/ 0,17 – 0,08 =103,8  млн.руб.                     

 

По второму  варианту: 13,84× (1+0,03)/ 0,17 – 0,03 =101,8  млн.руб.  

Совокупный  результат составит:

По первому  варианту: 112,45 млн.руб. (8,65 + 103,8)

По второму  варианту:115,64 млн.руб. (13,84 +101,8)

Следовательно, второй вариант максимизирует совокупный доход акционеров и является предпочтительным.      

Имеются и другие обстоятельства, указывающие  размер дивидендов и интересыюакционеров.ЖТак,деслилнаорынке капиталов имеются  возможности участия в инвестиционныхопроектахос более высокой нормойодохода,чем обеспечивается данным предприятием, его акционеры могут проголосовать за более высокий дивиденд.      

Определенные  противоречия могут возникнуть среди  акционеров. Так, более богатые акционеры  могут настаивать на реинвестировании всей прибыли с тем, чтобы избежать налога.      

Дивидендная политика тесно связана с проблемой  «разжижения» права собственности. Под ним понимается появление  новых акционеров в случае, еслиовыплачиваются высокие дивиденды,а для обеспечения потребности  в финансовых источниках предприятие  прибегает к дополнительной эмиссии акций. Не желая этого, акционеры могут сознательно ограничивать размер дивидендов.

 

Ограничения рекламно-финансового характера.

В условиях рынка информация о дивидендной  политике компаний тщательно отслеживается  аналитиками, менеджерами, брокерами и т.д. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций. Поэтому, предприятие нередко вынуждено поддерживать дивидендную политику на  достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры. Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данного предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

Взаимосвязь  дивидендной политики с внутренними темпами развития предприятия

Часть нарабатываемой предприятием чистой рентабельности собственных средств поглощается  дивидендами, другая часть уходит в  развитие производства. Этот процесс осуществляется под непосредственным воздействием принятой предприятием нормы распределения (НР), которая показывает, какая часть чистой прибыли выплачивается как дивиденд. Так, к примеру, если прибыль после уплаты налога равна 100 тыс.руб., а сумма дивидендов 23 тыс.руб., то НР равна 23% или 0,23.     

Чистая  рентабельность собственных средств (РСС) очерчивает не только верхнюю границу потенциального развития  производства, но и верхний уровень дивиденда: если РСС равна 20%, либо отказавшись от финансирования развития, выплатить 20%-ные дивиденды; когда же предприятие решается и на то и на другое, то приходится «разъединять»рентабельность собственных средств и искать наилучшее соотношение между нормой распределения и процентом увеличения собственных средств, т.е. внутренними темпами роста (ВТР).      

 Если, к примеру, при РСС = 20% предприятие распределяет на дивиденды ¼ прибыли (НР=0,25), то  ВТР = РСС × (1 – НР) =                         20% × (1 – 0,25)=15%     

Основные  этапы разработки дивидендной политики в сочетании с финансовым прогнозированием на примере предприятия, имеющего структуру аналитического баланса:      

Актив за вычетом кредиторской задолженности – 10 млн.руб. В пассиве – 4 млн.руб. собственных и 6 млн.руб. земных средств.  Оборот составляет 30 млн.руб. НРЭИ достигает 1,8 млн.руб. Коммерческая маржа (НРЭИ/оборот×100%)равна 6%. Задолженность обходится предприятию в среднем в 14% (СРСП=14%). Условная ставка налогообложения прибыли составляет1/3. Распределяется на дивиденды 1/3 чистой прибыли (НР=0,33)

Экономическая рентабельность равна 18%.

Решение: ЭР= коммерческая маржа × коэффициент трансформации (оборот/актив) = 6% × 3 = 18%.

Эффект  финансового рычага =2/3(ЭР – СРСП) × ЗС/СС = 2/3 (18% - 14%)× 6млн.руб./4 млн.руб. = 4%

РСС =2/3ЭР + Эффект финансового рычага = 12% +4% =16%

ВТР = РСС  × (1 – НР) = 16%×(1 - 0,33) =10,8%

Таким образом, предприятие при внутренних темпах роста  10,8% имеет возможность  увеличить собственные средства с 4 млн.руб. до 4,43 млн.руб. Но тогда, не нарушая  соотношения между заемными  и  собственными средствами, можно довести  задолженность до 6,65 млн.руб.: 6,65млн.руб. / 4,43 млн.руб. = 6 млн.руб./4 млн.руб.

Значит  не меняя структуры пассива, можно  увеличить его обьем  (не считая долговых обязательств поставщикам) до  (6,65 млн.руб. + 4,43 млн.руб.) = 11,08 млн.руб. Это плюс 10,8% по сравнению с прошлым периодом. Соответственно и актив возрастет на 10,8% и составит 11,08 млн.руб.     

В связи с расчетами можно заметить:осколько процентов насчитывается  ВТР на столько процентов можно  увеличить актив. Таким образом,  сделаем вывод: при неизменной  структуре пассива внутренние темпы роста применимы к возрастанию актива.      

Если  же коэффициент трансформации, равный трем, поддерживается на прежнем уровне, то актив объемом 11,08 млн.руб.  принесет 33,24 млн.руб.  оборота (так же  +10,8%).

На основании  этого можно сделать второй вывод: при неизменной структуре пассива и неизменном коэффициенте  трансформации внутренние темпы роста применимы к возрастанию оборота.      

Сделанные выводы открывают прямой и короткий путь к овладению одним из главных  методов финансового прогнозирования  - методом формулы. В прогностических вариантных расчетах по этому способу как правило начинают с постановки цели: добиться определенного увеличения оборота.      

Например: предприятие ставит цель добиться 20%  приращения оборота. Уже посчитано, что без структурных изменений,  «своим ходом» обеспечивается рост оборота на 10,8%. А необходимо плюс 20%. Тогда оборот составит  36,0 млн.руб. Под него при КТ, равном рем, надо 12,0 млн.руб.  актива (у нас пока 11,08 млн.руб.) и столько же пассива.     

Чтобыоподдержатьонаопрежнем уровнеосоотношение  заемных и собственных средств, увеличим  собственные средства на 0,46 млн.руб. и одновременно заимствуем 0,46 млн.руб. Тогда  ЗС/ СС= (6,64 млн.руб. + 0,46 млн.руб.) / (4,43млн.руб + 0,46 млн. руб.) ≈1,5.  Система не раз балансируется можно оставлять прежнюю норму распределения.      

Но  это упрощенное решение, зачастую можно (иногда и нужно) производить структурные  изменения:

Если удается  улучшить коэффициент трансформации ( например, нарастить выручку и  сэкономить на управленческих и др. расходах) до 3,2, то не придется увеличивать на 20% актив ради 20% увеличения оборота.

Благодаря этому, возможно, удастся несколько пунктов  коммерческой маржи.

Одновременно  распределить на дивиденды не 33 а 14% прибыли.

При таких условиях предприятие получит рентабельность собственных средств на уровне 23,3%, а ВТР на уровне 20,038%:

РСС = 2/3 ЭР + ЭФР;

РСС = 2/3 (7% × 3,2)+ 2/3 (22,4% - 14%) ×1,5 =23,3%

ВТР = РСС (1-НР )= 23,3% ×0,86 =20,038%

Цель  достигнута: ВТР и процент увеличения оборота совпали, 14% норма распределения выбрана верно.      

Исходя  из всего вышеперечисленного можно  подвести такие итоги: чем большая  часть чистой прибыли выплачивается  дивидендами, тем меньше остается нераспределенной прибыли на самофинансирование развития. Увеличение нормы распределения влечет за собой снижение ВТР, что, в свою очередь  накладывает ограничение на темпы наращивания выручки и уменьшает возможности к привлечению кредитов (чем меньше собственные средства, тем меньше шансов получить кредит на подходящих условиях). Но ожидания инвесторов тоже надо оправдывать. Не получая достаточной прибыли скидывать» свои бумаги, при этом курс акций падает, рыночная стоимость фирмы снижается и может быть утерян контроль над акционерным капиталом. Выведенные правила и зависимости между формулами НР и ВТР позволяют найти компромиссный вариант в модели расчетов дивидендной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Дивидендная политика должна рассматриваться в свете  общей финансовой задачи компании, которая заключается в максимизации богатства акционеров. Это не всегда означает выплату максимальных дивидендов, так как может быть найдено более прибыльное применение для дивидендов внутри самой компании. Дивидендная политика имеет большое значение, потому что она влияет на структуру капитала и финансирование компании, а в случае с акционерными компаниями и на информационную ценность.

Существует  две точки зрения на значение дивидендной  политики для общей оценки фирмы  и задачи максимизации богатства  акционеров: одна состоит в том, что дивиденды не играют роли при общей оценке фирмы (теория отсутствия значимости), а другая утверждает, что дивиденды имеют большое значение для оценки фирмы (теория значимости).

Аргументы в  пользу значимости дивидендов для оценки фирмы взяты из практики и подтверждаются всей предыдущей практической деятельностью на рынке. Существует четыре основных аргумента: информационное содержание дивидендов, предпочтение инвесторами текущего дохода, качество дохода, полученного в форме дивиденда, и колебания рыночной стоимости, которые не связаны с эффективностью деятельности компании.

Информация о работе Дивидендная политика предприятия