Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:14, курсовая работа
Деньги представляют собой неотъемлемый элемент нашего повседневного бытия. Современный человек не может представить себя рыночную экономику без денежного обращения. С другой стороны население страны воспринимает выпускаемые в обращении бумажные деньги как общепризнанное средство обмена. Люди признают за "кусками бумаги" способность играть роль денег в экономике, поскольку они доверяют правительству, пологая, что оно не будет употреблять своим монопольным положением эмитента денег и сохранит бумажные деньги редким благом.
Введение…………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты и сущность денег…………………………….
деньги - как экономическая категория………………………….
виды и функции денег
происхождение американского доллара и знака $......................
Анализ денежной системы Республики Казахстан…………………...
законодательное регулирование в РК……………………………
денежные реформы РК
анализ современного состояния денежной системы в РК……..
Проблемы и пути решения в денежной системе РК…………………...
проблемы внедрения электронной системы денег и фактор,
способствующий понижению курса тенге …………………………….
пути совершенствования и развитие электронной денежной
системы в Республики Казахстан………………………………..............
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..
1. Предъявление указаний о
1) путем представления оригинала платежного документа, исполненного на бумажном носителе;
2) путем передачи указания
3) иными способами, установленными нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан.
2. Предъявление указаний
3. Запрещается предъявление
4. Способы, порядок и условия
предъявления отправителем
Статья 39. Запрещение платежа или перевода денег. Осуществление платежа, выдача указания о переводе денег, исполнение указания, выдача денег банком бенефициару или получение бенефициаром денег могут быть запрещены государственными органами или должностными лицами, уполномоченными на то соответствующими законодательными актами Республики Казахстан, и только по основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан. В главе 2 Закона Республики Казахстан "О платежах и переводах денег" от 29 июня 1998 года содержатся положения о платежах. В соответствии с общими посылками платежи производятся на основании и в соответствии с условиями гражданско-правовых сделок, нормами законодательства РК и решениями судов. Платежи в соответствии с условиями гражданско-правовых сделок осуществляются в добровольном порядке, платежи в соответствии с нормами законодательства и решениями судов могут допускаться в обязательном порядке. Расчеты могут осуществляться как с использованием наличных денег, так и без их использования. Стабильность денежно-кредитной системы нашего государства в настоящий период позволяет принимать такие законодательные решения. Непосредственно после перехода к рынку имелась ее нестабильность, и использование наличных денег существенно ограничивалось. Физические лица могут без ограничения использовать в расчетах между собой наличные деньги. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Закон Республики Казахстан «О платежах и переводах денег» Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банковской тайны» от 29 марта 2000 года, платежи между юридическими лицами на сумму, превышающую 4000 месячных расчетных показателей, осуществляются только в безналичном порядке. Если попытаться сформулировать понятие расчетного обязательства, то его можно охарактеризовать как обязательство, в силу которого банк обязуется с соблюдением условий гражданско-правовой сделки, решения суда и требований законодательства осуществить платеж в пользу кредитора клиента по гражданско-правовой сделке или иному основанию. Платежи наличными деньгами производятся путем передачи наличных денег в виде банкнот и (или) монет, являющихся законным платежным средством. К законному платежному средству на территории Республики Казахстан, если иное специально не предусмотрено законодательством, относится тенге. Платеж наличными деньгами заключается в физической передаче банкнот и (или) монет лицом, осуществляющим платеж (плательщиком), лицу, перед которым плательщик имеет денежное обязательство. Законодательство в современный период устанавливает лишь наиболее общие ограничения в использовании наличных денег. В частности, в соответствии с п. 4-1 статьи 21 Закона Республики Казахстан «О платежах и переводах денег» платежи, которые осуществляются между юридическими лицами на сумму свыше 4000 месячных расчетных показателей, должны производиться только в безналичном порядке. Для расчетов между гражданами такие требования не устанавливаются. Платеж наличными деньгами может производиться лицу, перед которым исполняется денежное обязательство, непосредственно либо через посредника.
Деньгами в обширном смысле могут быть названы всякие знаки ценности, служащие для размена, приобретения других предметов, покупки или найма человеческого труда. Деньги - это общественный институт, который увеличивает богатство, снижая издержки обмена и способствуя большей специализации в соответствии с имеющимися у людей сравнительными преимуществами. Преимущество использования денег, по сравнению с натуральным обменом, огромны. Издержки обмена были бы намного больше, а общественное богатство вследствие этого намного меньше, если бы не существовало денег, значительно облегчающих весь этот процесс.[13] В экономической системе, ограниченной натуральным обменом, людям приходилось затрачивать непомерное количество времени на поиск тех, с кем им было бы выгодно обмениваться. Зная о таких издержках обмена, люди старались производить блага для собственного потребления, избегая необходимости разыскивать тех, с кем можно было бы обмениваться. Однако, постепенно происходил процесс специализации, т.е. выделялись скотоводы, земледельцы, охотники и т.д. На первых стадиях развития товарного обмена широко распространенными был скот, шкурки, которые выполняли роль денег у древнейших греков и славян. У многих народов, живших на берегах морей, в роли денег выступали ракушки каури и рыба. После отделения ремесла в отдельный промысел в роли денег начинают выступать металлы. Первыми металлическими деньгами были медные и железные. Но постепенно у всех народов всеобщим эквивалентом становятся благородные металлы: серебро и золото, а затем только золото. Отличительной чертой денег является их ликвидность. Деньги - это ликвидное (легко реализуемое) имущество. Чем более ликвидна вещь, тем более она похожа на деньги. Ликвидность какого-либо имущества непосредственно связана с издержками его обмена на другие виды имущества. Таким образом, любое имущество в определенной степени является деньгами. Тот вид имущества, который свободно принимается всеми в качестве средства обращения, образует денежную массу данного общества. Средство обращения - это "посредник", которым пользуются в процессе обмена одного товара на другой. Принципиально важным для сохранения ценности денег является ограниченная доступность, ведь ценность является следствием редкости. А редкость возникает вследствие спроса при ограниченной доступности, которая находится в ведении тех, кто регулирует денежное обращение. Возникновение и развитие различных денежных систем почти во всех известных нам обществах является красноречивым свидетельством выгод, которые дает общепринятое средство обращения - деньги.[14]
Реформирование денежной системы Казахстана можно выделить два этапа:
Первый этап: 1992 -конец 1993 гг. Начавшаяся либерализация цен и ненасыщенность внутреннего рынка товарами народного потребления привели к шоковому взлету цен: до 3061% в 1992 г. и 2265% в 1993 г. Вслед за неудержимым ростом цен последовала и неконтролируемая денежная эмиссия, осуществлявшаяся сразу двенадцатью центральными банками. В 1992 г. объем денежной эмиссии в форме наличных денег и прямых кредитов под отрицательный реальный процент увеличился в 17 раз. Денежное предложение концентрировалось в сфере валютных спекуляций и не попадало в производственную сферу. Вымывание капитала из этой сферы привело к сокращению платежного оборота и обесцениванию оборотных средств предприятий. Плохой менеджмент и неумение управлять активами в условиях высокой инфляции способствовали дальнейшему обострению кризиса неплатежей.[15]
В условиях высокой инфляции
отсутствовала
Второй этап начался с момента введения национальной валюты -конец 1993 г. - 1995 г. и характеризуется осуществлением в стране жесткой денежно-кредитной политики, направленной на подавление инфляции путем сокращения денежного предложения. Результатом такой монетарной политики стали: ухудшение финансового состояния предприятий, снижение рентабельности, увеличение числа неплатежеспособных предприятий, сокращение масштабов производства.
В 1994 г. Минфин совместно с HDK приступил к выпуску ГКО, доходность которых была огромной: в 1994 г. она составила 190,3% (ГКО-3);
в 1995 г. по ГКО-3 доходность равнялась 76,3%, по ГКО-6 - 48,9%. Реальная доходность операций на рынке ГКО была намного выше рентабельности выпуска продукции в производственной сфере. К тому же сфере производства были присущи высокие риски, связанные с неопределенностью отношений собственности, сокращением спроса и дальнейшим усугублением неплатежей. Следствием этого явились мощный переток капитала из реального сектора экономики в финансовый, дальнейшая демонетизация реального сектора и платежный кризис. На конец 1994 г. кредиторская задолженность составила 148,7 млрд. тенге (в том числе просроченная - 51,99 млрд. тенге, или 35%), а на конец 1995 г. - 634,9 млрд. тенге (в том числе просроченная - 368,2 млрд. тенге, или 58%).2
УКАЗОМ Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 г. N 1399 "О введении национальной валюты Республики Казахстан " было положено начало денежной реформы.
Согласно этому указу, «В соответствии со статьей 78 Конституции Республики Казахстан и Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 29 октября 1993 г. постановляю:
1. Ввести в обращение
на территории Республики
3. Тенге обязательны к приему на территории Республики Казахстан во все виды платежей всеми физическими и юридическими лицами, независимо от форм собственности, а также банками для зачисления во вклады и на счета без всяких ограничений.»
Следующим законодательным актом явился ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН « О денежной системе Республики Казахстан» от 15 декабря 1993г.
Настоящий Закон устанавливает правовые основы и формы ор-ганизации денежного обращения, включающей в себя официальную денежную единицу, порядок чеканки монет и эмиссии денежных зна-ков, организацию и регулирование денежного обращения. Развитие денежной системы РК происходило на фоне тяжелейшего экономического кризиса, отличительными чертами которого в первую очередь являются инфляция и т. н. «кризис неплатежей».
Специфическая острота кризиса состоит в том, что, во-первых, он оказывает сдерживающее воздействие на покупательное развитие национальной экономики; во-вторых, тесно переплетается с бюджетным кризисом, поражая финансовую систему страны; в-третьих, вызывая социальную напряженность в обществе, представляет собой фактор социально-политической дестабилизации. Поэтому на всех уровнях управления необходимо пристальное внимание к изучению и поиску путей решения проблемы неплатежей в республике.
Кризис неплатежей, начавшийся в 1996 г., проходит в условиях макроэкономической стабилизации, прекращения спада производства и роста ВВП. Этот кризис связан с острым дефицитом оборотных средств, со все возрастающим разрывом между сокращающимися доходами предприятий и увеличившимися расходами на производство, снижением ликвидности, удорожанием оборотного капитала и стремлением предприятий перенести на покупателей растущие издержки пользования вынужденным коммерческим кредитом.
Если в начале 90-х гг. преобладающей была задолженность предприятий друг другу, то в настоящий момент просроченные платежи все больше связаны с задолженностью предприятий бюджету. В конце 1997 г. и в 1998 г. в связи с увеличением дисбаланса между доходами и расходами предприятий, а также ограничением использования банковского кредита из-за высоких процентных ставок неплатежи по налогам превращаются не в источник средств, направляемых на покрытие текущих расходов, а в своеобразный инвестиционный и социальный кредит, функционирующий в условиях неразвитого рынка капиталов, избыточной социальной инфраструктуры, налоговой перегрузки экономики- С 01.01.97 г. по 01.01.99 г. задолженность по платежам в бюджет выросла с 87,4 млрд. тенге до 165,7 млрд. тенге, или на 89,7%, в то время как задолженность по поставкам за товары и услуги за этот же период - на 53,9%. Быстрый рост задолженности предприятий по платежам в бюджет обусловлен не только обострением кризиса ликвидности, но и несбалансированностью отношений между предприятиями и государством в виде чрезмерной налоговой нагрузки на производителей.
Негативная динамика характерна и для показателя, отражающего удельный вес просроченной кредиторской задолженности в ее общей сумме. Так, если на 1 января 1995 г. ее доля составила 35,0%, то на 1 января 1998 г. она увеличилась до 52,0%, в том числе:
в промышленности - с 27,6% до 43
в сельском хозяйстве - с 44,0% до 86,9%;
строительстве - с 45,9% до 78,2%;
на транспорте наблюдается незначительное уменьшение - с 71,6% до 71,1%.
В 1997-1998 гг. неравновесие доходов и расходов достигло такого уровня, что механизм платежей перестал справляться с его балансированием. Это нашло свое выражение в начавшемся снижении в промышленности нормы доходности (рентабельности): с 15,7% в 1996 г. до 11,3% в 1998 г. В 1995-1998 гг. цены выросли примерно в 30 раз, а количество наличных и безналичных денег в обращении (М2) увеличилось в 3 раза. Рост денежной массы отставал от роста ВВП. В 1995 г. отношение М2 к ВВП составляло 13%, а в 1998 г. -9,5%, в. 1997 г. - 9,6%. В странах со средним уровнем доходов, к числу которых относится Казахстан, этот показатель составляет в среднем 40%, а в странах с высоким уровнем дохода - свыше 60%.
Критерием неравновесия и недостаточного предложения денег служит и падение ликвидности предприятий. Вытеснение денежных средств из активов предприятий (их доля в оборотных активах предприятий В 1998 г. составила 2,5%, а на 01.10.99 г. - 3.8%) привело к сокращению их платежеспособности.
Увеличение неплатежей расширяет потенциальный спрос на денежные ресурсы, необходимые для восстановления ликвидности предприятий. Проблема дополнительного денежного спроса обостряется в связи с необходимостью погашения задолженности по оплате труда и недоимкам в бюджет. Размер этой задолженности превысил объем денежных ресурсов промышленных предприятий в 1996 г. соответственно в 1,2 и 5 раз.
В результате денежного дефицита в сфере обращения значительных размеров достигли различные "заменители* денег (векселя, налоговые освобождения, товарные кредиты и т. д.) и бартерные операции между предприятиями. При помощи бартера осуществляется взаимный зачет части дебиторской и кредиторской задолженности, поэтому рост неплатежей расширяет сферу бартера, натурального обмена (оплаты приобретаемых товаров встречными поставками продукции). За годы реформ произошло стремительное разрушение производственного потенциала в большинстве отраслей экономики, прекращение во многих случаях не только их расширенного воспроизводства, но и простого. Общий объем инвестиций в основной капитал за 1991-1996 гг. сократился в 10 раз, результатом этого стало резкое падение объемов производства в отдельных отраслях экономики. Следствием кризиса неплатежей стало расстройство финансовой системы. Произошло резкое сокращение денежной массы в экономике и увеличение неденежных форм расчетов: бартерного обмена, различных денежных суррогатов, необеспеченных векселей, всякого рода талонов и натуральных выплат заработной платы и т. п. Натурализация хозяйства под влиянием жесткой финансово-бюджетной политики сама по себе становится фактором финансового кризиса, так как сокращает объем финансовых ресурсов. Кроме того, в цепочках взаимозачетов исчезают доходы, сокращаются налоговые поступления. [15]