Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 19:58, реферат
Деньги - одно из величайших человеческих изобретений. Происхождение денег связано с 7 - 8 тыс. до н. э., когда у первобытных племен появились излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные продукты. Исторически в качестве средства облегчения обмена использовались - с переменным успехом - скот, сигары, раковины, камни, куски металла.
· мировыми деньгами
объявлялись специальные права
заимствования в МВФ - СДР, которые
становились международной
1.2.2 Элементы денежной
системы. Как любая система,
денежная система состоит из
ряда элементов. Выделяются
2 Денежный рынок.
Сеть институтов
, обеспечивающих взаимодействие предложения
и спроса на деньги , обычно называется
денежным рынком . Однако использовать
этот термин следует с оговорками. Дело
в том , что термин <<денежный рынок
>> означает рынок краткосрочных высоколиквидных
ценных бумаг. Во-вторых , следует подчеркнуть
, что деньги , <<не продаются>> и <<не
покупаются>> в том же смысле , что продаются
и покупаются товары . При сделках на рынке
денег , деньги обмениваются на другие
ликвидные активы по альтернативной стоимости
, измеренной в единицах номинальной нормы
процента . Как и на любом ином рынке , равновесие
на денежном рынке имеет место в пересечении
кривых спроса и предложения . Равновесие
на рынке денег означает , равенство количества
денег , которые агенты хотят сохранить
в своих портфелях активов , количеству
денег , предлагаемому Центральными банками
, при осуществлении текущей денежно-кредитной
политики . Предположим , что равновесие
при заданном денежном предложении денег
имеет место при номинальной норме процента
равной 10% , тогда при процентной ставке
8% сохраняется альтернативная стоимость
хранения денег и хозяйственные агенты
начнут продавать свои альтернативные
деньгам активы -также , как облигации
- стремились увеличить свои денежные
сбережения в их чистом виде . Поступая
таким образом , они понижают рыночные
цены на эти виды активов , и вместе с тем
, увеличивают общий доход от рыночных
продаж. Если предположить , что норма
процента поднялась до 12,5% , то хозяйственные
агенты предпочли бы держать меньшую сумму
в форме денег из общей величины своих
портфелей активов , хотя существовали
бы денежные резервы . Они могли бы быть
активизированы расширением масштабов
кредитных операций посредством предложений
заемщикам более привлекательной нормы
ссудного процента . Пересечение кривых
предложений и спроса на рынке денег указывает
точку равновесия рынка , в которой хозяйственные
агенты желают хранить в своих портфелях
активов как раз то количество денег ,
которое способна предложить банковская
система при проведении текущей кредитно-денежной
политики . Если норма процента превышает
уровень равновесия , хозяйственные агенты
не захотят держать в своих портфелях
то количество денег , которое в этот момент
предлагается банковской системой . Действия
, предпринятые хозяйственными агентами
и банками с целью приспособления своих
портфелей активов к изменившимся условиям
, понижают норму процента до достижения
равновесного положения , и наоборот .
Для осуществления определенной денежно-кредитной
политики необходимо проведение измерения
денежной массы . Однако измерение количества
денег - весьма непростое дело . Проблема
состоит в том , что в современной экономике
различные виды активов одновременно
в той или иной форме выполняют все функции
денег. Поэтому не имеется четких оснований
для того , чтобы провести границу для,
того чтобы повести границу между собственно
деньгами и другими ликвидными активами
. Наряду с уже упоминавшимся агрегатом
М1 , необходимо выделить параметр М2 , который
включает в себя несколько видов активов
, являющимися ликвидными средствами накопления
. Поддержание предложения денег в стране
на таком уровне чтобы, не вызвать ни экономический
спад , ни инфляцию, является функцией
центральных банков (Федеральной резервной
системы в США) . Воздействуя на экономику
посредством расширения ими сокращения
обьема денежной массы (предложения денег)
эти органы осуществляют кредитно-денежную
(монитарную) политику . Цель кредитно-денежной
политики состоит в том , чтобы создать
на денежном рынке условия для того , чтобы
в экономике постоянно существовала такая
масса денег и кредитов, которая необходима
для развития , а тем самым обеспечить
страну растущим количеством товаров
, услуг , рабочих мест . С другой стороны
центробанки должны следить , чтобы в обращении
не оказалось слишком много денег и кредитов
, потому что такие излишки всегда приводили
к инфляции .
На пути осуществления
кредитно-денежной политики существуют
сложности. Например , когда объем денежной
массы увеличивается и в обращение поступает
больше денег , то они дешевеют и банки
могут снизить процентную ставку по кредитам.
Но растущее предложение денег на рынке
может повлечь за собой увеличение расходов
и тем самым повысить уровень инфляции
. В периоды инфляции те деньги , которые
заемщики выплачивают кредиторам , имеют
более низкую покупательную способность
, чем те , которые были , в свое время взяты
в долг . Чтобы компенсировать потерю покупательной
способности , кредиторы должны добавить
определенный процент (соответствующий
уровню инфляции) к тем ставкам , которые
они назначили бы в другой ситуации . Поэтому
если рост инфляции обусловлен ростом
денежной массы , то фактически может привести
к повышению процентных ставок . Для проведения
монетарной политики в условиях США Федеральная
резервная система располагает четырьмя
основными инструментами : --- изменение
уровня резервных требований ; --- изменение
процентных ставок , которые должны платить
банки , беря кредиты у центрального института
(учетная ставка) --- покупка и продажа государственных
ценных бумаг (операции на открытых рынках)
--- определение условий для различных
видов займов (выборочный кредитный контроль)
. Принципиальный механизм этих требований
представлен на схеме .
Для увеличения ИНСТРУМЕНТЫ
Для сокращенияденежной массы денежной
массы Уменьшить Резервные требования
Увеличить Снизить Учетная ставка Повысить
Покупать Операции на Продавать открытом
рынке Ослабить Выборочный Усилить кредитный
контроль Составлено по : Современный
бизнес .С.268.
Первый инструмент
предполагает , что все банки и финансовые
институты создают резервы , то есть откладывали
определенную сумму денег , равную какой
то процентной доле их депозитов . Доля
депозитов , которую банки должны откладывать
в качестве резервов , называется резервными
требованиями. Если центральный институт
приходит к выводу , что отдельные потребители
и фирмы слишком много покупают и что инфляция
набирает силу, он повышает резервные
требования . Когда они возрастут , то банки
не смогут выдавать по -прежнему ссуды
своим клиентам и наоборот . Банки могут
взять дополнительные средства для кредитования
своих клиентов , взяв деньги в долг у регионального
отделения центробанка , который в фигуральном
смысле играет роль банкира банков . Процентная
ставка по кредитам , которая устанавливается
в этом случае , называется учетной (дисконтной)
ставкой . Такие дисконтные операции привлекают
банки , когда они могут взимать со своих
клиентов еще более высокий процент за
кредиты . Значит , если центральный институт
считает необходимым , чтобы выдавалось
больше кредитов , то он снижает учетную
ставку и наоборот . В целом считается
, что воздействие процентной ставки на
экономику ведет к тому что усиливается
экономический рост . Так , снижение средней
ставки на 1% дает прибавку ежегодного
экономического роста страны на 1\ 3 процента
. Операции на открытом рынке осуществляются
посредством купли-продажи государственных
облигаций , которые предусматривают обязательство
выплатить долг с процентами . Поскольку
в подобном случае государственные облигации
может купить любой желающий , эта практика
получила наименование операции на открытом
рынке . Если центральный финансовый институт
опасается инфляции и хочет уменьшить
обьем денег в обращении , то он продает
государственные облигации банкам и населению
. Деньги , полученные за облигации могут
немедленно изыматься из оборота . И наоборот
, когда этот институт вновь собирается
стимулировать оживление в экономике
, государство выкупает свои облигации
,и подобным образом в экономику поступает
довольно большое дополнительное количество
наличности . По мере увеличения предложения
денег снижается процентная ставка , и
компании берут кредиты в больших обьемах
, что расширяет для них возможности роста
и усиливает конкуренцию между ними .
Между отдельными секторами
рыночной экономической системы
существует кругооборот (замкнутый
поток ) доходов и продуктов . В нем
в качестве некоей жидкости вращаются
деньги . Зависимость между деньгами и
кругооборотом выражается уравнением
обмена : МV = Py , где М - количество денег
, находящихся в обращении , V - скорость
обращения денег (среднегодовое количество
раз , когда каждая денежная единица используется
для приобретения готовых товаров ) , P
- уровень цен ( рассчитывается по отношению
к базовому годовому значению , равному
1 ) , у - реальный доход , то есть доход расчитанный
с учетом , влияния инфляции . Задачи денежных
рынков состоят в том , чтобы переправлять
сбережения из рук тех экономических единиц
, которые зарабатывают больше чем тратят
, в руки единиц которые тратят больше
чем зарабатывают . На этих рынках функционируют
прямые каналы финансирования , по которым
средства переходят непосредственно к
заемщикам в обмен на акции и долговые
обязательства , или косвенные , где средства
проходят через финансовых посредников
- банки , взаимные фонды , страховые компании
. Фактически сегодня существует несколько
теорий функционирования денежного рынка
. Одной из них является монетаристская
теория денежного рынка М.Фридмана и А.Шварца
. В то время как в экономической мысли
возобладало мнение , что деньги это не
главное в экономике , то М.Фридман сделал
другой вывод : во-первых , эта теория рассматривает
скорость обращения денег как переменную
величину , а не константу . Во-вторых ,
монитарная теория допускает несовпадение
между денежной массой , показателями
валового национального продукта и абсолютным
уровнем цен . Основная рекомендация в
стратегии денежно-кредитной политики
монетаристской теории состоит в смягчении
негативных моментов в течении делового
цикла и центральные финансовые институты
должны проводить в жизнь постоянно предсказуемую
денежную политику. Постоянный рост денежной
массы находящейся в обращении , примерно
равный трехпроцентному уровню роста
реального обьема производства , характерному
для долгосрочных временных интервалов
, представляет собой научную с точки зрения
большинства монетаристов денежную политику
. Монетаризм это только одно из направлений
анализа денежного рынка . Важный вклад
в развитие понимания его вопросов внесло
учение Д.М.Кейнса и его последователей
, которое можно считать альтернативой
монетаризму .
Для теории изложенной Д.Кейнсом в научной работе “Общая теория занятости , процента и денег”, важны взгляды о неэффективности денежной политики и необходимости регуляции и стимулирования экономики посредством изменения налоговой системы и структуры государственных расходов . На сегодняшний день имеет место синтезирование , включающее общие для обеих теорий элементов . Согласно современному кейнсианско-неокласическому синтезу , денежно-кредитная политика и фискальная политика , проводимая центральным правительством и его финансовыми институтами , предоставляет им значительные возможности в области контроля за наличным ВНП . Между тем , этот новый подход не подтверждает уверенности способности обеспечить процветания экономики и победить инфляционные процессы . В начале 80-х годов приобрела значительное влияние <<концепция предложения >> , близкая к консервативному направлению , достаточно близко связанному с монетаризмом. Основная идея связана с тем что надо увеличивать предложение , увеличивать уровень реального обьема производства , посредством уменьшения предельных налоговых ставок , что должно было бы преодолеть трехпроцентное ограничение , предложенное монетаристами .