Денежно кредитная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 17:11, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях. Для достижения цели необходимо рассмотреть, как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….…1
Глава 1 Цели, объекты и методы денежно-кредитного
регулирования………………………………………………......…...4
1.1 Цели денежно-кредитного регулирования……………….......4
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики …..12
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)……………………………………………………….....19
Глава 2 Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики…………………………………………………………22
2.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ……………………22
2.2 Направления денежно-кредитной политики Банка России……...25
2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР…….27
Глава 3 Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе…………………………………………………………..34
3.1.Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной политики Центральным банком РФ………………………34
3.2 Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России……………………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………….….51
Список использованной литературы…………………………..…….….54

Файлы: 1 файл

Денежно кредитная политика россии.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

Операции на открытом рынке - покупка и продажа  государственных ценных бумаг с  целью увеличения или уменьшения средств коммерческих банков. Путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков. Операции на открытом рынке - третий способ контроля над денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю - продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

Когда ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном  счете этого банка (иногда на специальном  счете коммерческого банка в  Центральном Банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если ЦБ продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя на денежную базу через  операции на открытом рынке, Центральный  Банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным Банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм.

Еще одним классическим инструментом в практике центральных банков является политика учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам (ставки рефинансирования). Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные обязательства - векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу. Средства, полученные от ЦБ, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита - процентная ставка - должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут убыточны. Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в производство.

Глава 3. Особенности  кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе

3.1.Современные  правовые основы регулирования  денежно-кредитной политики Центральным  банком РФ.

Центральный банк -- это банк, возглавляющий банковскую систему страны, имеющий монопольное  право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики.

Банковская система  РФ является двухуровневой и включает Центральный банк РФ (Банк России) и  кредитные организации.

При этом кредитная  организация -- это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей дея-тельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кре-дитная организация образуется на основе любой собственности как хозяйственное общество.

Кредитные организации  подразделяются на банки, осущест-вляющие весь спектр банковских операций, и небанковские кредитные организации, имеющие право на проведение отдель-ных банковских операций.

Банк России является юридическим лицом, имеет  печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименова-нием.

Деятельность  Центрального банка РФ определяется Консти-туцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими  федеральными законами.

Правовое положение  Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что, с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полно-мочиями по управлению денежно-кредитной системой Россий-ской Федерации, а с другой -- он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.

Банк России осуществляет надзор за деятельностью  кре-дитных организаций, прини-мает необходимые  меры по защите интересов вкладчиков.

Конституционные основы банковского права выполняют следующие определяющие функции:

1) программируют  банков-скую деятельность, распро-страняя  на нее правовой ре-жим предпринимательства  и устанавливая свободу пере-движения  капитала и финан-совых услуг;

2) устанавливают  тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами;

3) создают базу  для единообразного банковского  правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого  рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и денежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федера-ции.

Подотчетность Банка России Государственной Думе означает, что назначение на должность  и освобождение от должности его  Председателя осуществляются Государственной Думой по представлению Президента РФ. Кроме того, Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета ди-ректоров Банка России. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское за-ключение. Помимо этого Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслуши-вает доклады его Председателя.

Банк России независим в пределах выполнения своих пол-номочий, поэтому федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятель-ность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.

Банк России несет ответственность в порядке, установлен-ном федеральными законами.

Он имеет право  обращаться в суды с исками о признании  недействительными правовых актов  федеральных органов госу-дарственной  власти, органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают со-ответствующую доверенность в установленном порядке.

Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой -- юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и ино-странными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.

Таким образом, в рамках своей правоспособности ЦБ РФ наделен правом осуществ-лять все виды банковских операций с российскими  и иностранными кредитными организациями, Правительст-вом РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, госу-дарственными внебюджетными фондами, воинскими частями и военнослужащими. Банк России не вправе осуществлять бан-ковские операции с юридическими лицами, не имеющими ли-цензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, указанных в законе.

Банк России имеет право представлять кредиты  на срок не более одного года, обеспечением для которых могут выступать:

-- золото и  другие драгоценные металлы в различной форме;

-- иностранная  валюта;

-- векселя в  российской и иностранной валюте  со сроком погашения до шести  месяцев;

-- государственные  ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов ЦБ РФ, определяются Советом директоров Банка России.

Обеспечением  кредитов ЦБ РФ могут выступать и  другие ценности, а также гарантии и поручительства, устанавливаемые  Советом директоров.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Банк России обслуживает банковские счета для учета бюджетных средств и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации (ст. 155, п. 2.3).

Целями деятельности Банка России как органа управлений кредитно-денежной системы являются:

* защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к ино-странным валютам;

* развитие и  укрепление банковской системы  Российской Федерации; 

* обеспечение  эффективного и бесперебойного  функционирования системы расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

В соответствии с целями, поставленными перед  Центральным банком РФ, можно выделить и его основные задачи, хотя в  Законе РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) они не указаны. К основным задачам ЦБ РФ можно отнести следующие;

* активное участие  в разработке денежно-кредитной  и фи-нансово-бюджетной политики  Правительства РФ;

* всемерное сдерживание  инфляционных процессов в стране;

* сокращение  бюджетного дефицита;

* поддержание  стабильного денежного обращения;

* обеспечение  устойчивости курса рубля как  государственной валюты;

* обеспечение  государственного фонда валютных  резервов;

* расширение  кредитования коммерческих банков, в основ-ном за счет ресурсов  эмиссионного фонда;

* расширение  возможностей неэмиссионного кредитования  и покрытия бюджетного дефицита  на разных уровнях системы  властей;

* максимальное  использование методов денежно-кредит-ного  управления банковской системой.

Исходя из поставленных целей, Банк России выполняет сле-дующие функции:

* во взаимодействии  с Правительством РФ разраба-тывает  и проводит единую государственную  кредитную политику, направ-ленную  на защиту и обеспече-ние устойчивости  рубля;

* монопольно  осуществ-ляет эмиссию наличных  денег и организует их обращение;

* является кредитором  последней инстанции для кредитных  организаций, организует систему  рефинансирования;

* устанавливает  правила осуществления расчетов  в Россий-ской Федерации;

* устанавливает  правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

* осуществляет  государственную регистрацию кредитных  организаций; выдает и отзывает  лицензии кредитных организа-ций  и организаций, занимающихся их  аудитом;

* осуществляет  надзор за деятельностью кредитных органи-заций;

* регистрирует  эмиссию ценных бумаг кредитными  органи-зациями в соответствии  с федеральными законами;

* осуществляет  самостоятельно или по поручению  Прави-тельства РФ все виды  банковских операций, необходимых  для выполнения основных задач Банка России;

* осуществляет  валютное регулирование, включая  операции по покупке и продаже  иностранной валюты;

* определяет  порядок расчетов с иностранными  государст-вами;

* организует  и осуществляет валютный контроль  как непо-средственно, так и через уполномоченные банки;

* участвует в  разработке прогноза платежного  баланса Рос-сийской Федерации  и организует составление платежного  ба-ланса России, и т.д.

Для реализации своих функций Банк России участвует  в раз-работке экономической политики Правительства РФ. Председа-тель Банка России или по его поручению один из его заместите-лей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финан-сов РФ и министр экономики Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседани-ях Совета директоров с правом совещательного голоса.

Информация о работе Денежно кредитная политика России